Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЛОНТЕРСТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Петошина С.И. 1 Рыжкова И.В. 1 Тегалева Т.Д. 1
1 ФГБОУ ВО "Мурманский арктический государственный университет"
Переход на 2-уровневую систему высшего профессионального образования, первой ступенью которой является бакалавриат, рассчитанный на четыре года обучения, актуализировал проблемы профессионально-трудовой социализации, связанные с необходимостью формирования социальных и профессиональных компетенций студентов в более сжатые сроки, чем это предусматривалось при пятилетнем обучении. Поиск возможных практико-ориентированных форм для овладения необходимыми умениями и навыками является одной из важных задач, стоящих перед преподавателями высшего образовательного учреждения. Опыт организации волонтерской деятельности студенческого сообщества Мурманского арктического государственного университета включает в себя различные формы, такие как участие в международных научно-образовательных проектах и в добровольческом движении. Цель исследования: осмысление феномена педагогического волонтерства в аспекте развития социальных и профессиональных компетенций студенческой молодежи (на примере волонтерского студенческого сообщества Мурманского арктического государственного университета). В статье использованы методы теоретического анализа и обобщения опыта волонтерских практик с участием студентов.
образовательные учреждения.
студенческая молодежь
профессиональные компетенции
социальные компетенции
социализация
педагогическое волонтерство
1. Акимова Е.В. Педагогическое волонтерство в деятельности детско-молодежных объединений : автореф. дис. ... канд. пед. наук. − Рязань, 2006. − 21 с.
2. Петошина С.И. Развитие лидерских качеств молодежи в процессе волонтерской деятельности // Социальные риски и управление ими в современном обществе : сб. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции 5 декабря 2014 года. – Мурманск : МГГУ, 2015. – С. 263-270.
3. Петошина С.И. Современное состояние и тенденции развития ценностных ориентацией молодых лидеров Севера (на примере Мурманской области) : монография. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 134 с.
4. Рыжкова И.В. Академическая мобильность студентов Баренцева Евро-Арктического региона : монография. – Мурманск : МГГУ, 2015. – 140 с.
5. Сикорская Л.В. Педагогический потенциал добровольческой деятельности в социализации студенческой молодежи : автореф. дис. ... докт. пед. наук. – М., 2011. – 39 с.
6. Тегалева Т.Д., Шовина Е.Н. Сотрудничество и эффективность (по итогам 2006-2008 гг.) // Реализация российско-норвежского проекта «Молодежные центры» на территории Мурманской области : сборник материалов / сост. Боброва Л.М. − Мурманск, 2009. – C. 36-41.
7. Barents Reunion 2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.barentsreunion.com (дата обращения: 16.09.15).
8. Economic and Social Development [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kolarcticenpi.info/priority-1-economic-and-social-development (дата обращения: 21.09.15).
9. Young Innovative Entrepreneurs: Project plan. - URL: http://www.yrittajat.fi/File/a30a3c8d-c84d-48cb-b4d6-5dd697d1311d/Nuoret%20Innovatiiviset%20Yritt%C3%A4j%C3%A4t.pdf (дата обращения: 27.09.15).

В современном обществе волонтерство приобрело статус социально-культурного феномена, который не только актуален, но и необходим для решения целого ряда социально значимых задач.

Так, в последнее время волонтерство все чаще становится объектом изучения различных отраслей социально-гуманитарного знания. Существует ряд исследований в области педагогики, психологии, философии и социологии, посвященных как структурно-содержательным характеристикам волонтерства, так и личностным психологическим особенностям самих волонтеров.

Примером тому могут служить концепции волонтерской деятельности, основанные на идеях гуманистической и социокультурной педагогики, которые просматривают в своих трудах В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.И. Гинецианский, Е.Н. Герасимова, Н.Ф. Голованова, Э.В. Ильинков, Ф.Ф. Королев, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Л.И. Новикова,  Н.Л. Селиванова, В.А. Ситаров, В.Г. Маралов и др.

В то же время известны исследования в сфере отдельных  компонентов волонтерской деятельности, в частности - мотивации (С.В. Михайлова, Б.П. Ильин, Л.А. Кудринская, С.В. Алещенок, Е.С. Азарова, О.В. Решетников, У.П. Косова и др.). Проведен ряд исследований, направленных и на изучение отношения молодежи к общественной (в том числе волонтерской) деятельности (Г.Г. Николаев, Л.А. Сивицкая, О.Б. Скрябина, Е.Л. Федотова, С.Б. Шаргородская и др.). Осуществлен поиск оптимальных условий и эффективных методов развития социальной активности личности (В.М. Бейлин, Н.В. Бушманова, И.Д. Гаврильев, Е.М. Карпова, А.Р. Лопатин, О.В. Соловьев, В.В. Умановский, А.Я. Школьник и др.).

Некоторые решения проблемы подготовки волонтеров из числа молодежи для работы в некоммерческих общественных организациях представлены в трудах Г.П. Бодренковой.

 Представителями научных сообществ рассмотрены также сущность и структура понятия «профессиональная социализация студентов», выявлены педагогические условия успешной профессиональной социализации будущих специалистов (Ю.В. Каблинова, В.В. Плетминцев, Г.А. Смирнова и др.). Проанализированы возможности педагогического потенциала добровольческой деятельности в социализации студенческой молодежи  (Л.Е. Сикорская и др.). 

В рамках данной статьи мы бы хотели остановиться на таком виде волонтерской деятельности, как педагогическое волонтерство.

Педагогическое волонтерство направлено на овладение личностью адекватными средствами решения сложных жизненных ситуаций, развитие ресурсов молодежи: формирование у них позитивного представления о себе, качеств социальной и педагогической компетентности, умения принимать на себя ответственность за свою жизнь, общаться с окружающими, сопереживать им, находить и оказывать поддержку тем, кто в ней нуждается [1, с. 19]. Среди критериев и показателей данного процесса: 1) когнитивный (наличие необходимых знаний о педагогическом волонтерстве, возможностях его использования, содержании программ, реализуемых волонтерскими объединениями); 2) организационно-деятельностный (наличие необходимых умений и навыков волонтеров для организации деятельности); 3) мотивационный (наличие устойчивой установки субъектов процесса педагогического волонтерства, всех социальных институтов общества на организацию социально значимой деятельности) [1, с. 19].

Проблему педагогического волонтерства необходимо рассматривать как совокупность междисциплинарных проблем, обоснованных внешними и внутренними факторами развития личности (социально-психологические установки социальных групп, личностные установки молодежи, существующие стереотипы и ценности образа жизни и общественно значимой деятельности) [1, с. 19].

Следует заметить, что работа с молодежью в современных условиях требует детального анализа и диагностики системы их ценностных ориентаций.

 Данной теме был посвящен блок вопросов в рамках социологического исследования молодых лидеров Мурманской области, направленного на изучение их ценностных ориентаций. Всего в исследовании приняло участие 589 молодых лидеров, молодых людей и девушек в возрасте от 14 до 30 лет, проживающих на территории Мурманской области (223 - в г. Мурманске и 366 - в области), проявляющих лидерские качества в различных видах деятельности [3, с. 8-10].

Опираясь на результаты исследования, заметим, что сегодня молодые лидеры, как правило, позитивно оценивают волонтерскую деятельность и видят в ней развитие целого ряда присущих им лидерских качеств. Следует констатировать, что молодые лидеры готовы оказывать помощь и поддержку людям, находящимся в трудной жизненной ситуации (сумма  выборов ответов данного типа составила 83,2% от общего числа опрошенных) [3, с. 65]. Относительно собственного отношения к волонтерской деятельности: более половины  молодых лидеров (57%) полностью одобряют волонтерство. Примерно треть (30,6%) от общего числа респондентов частично одобряет данный вид деятельности, отмечает его общественную пользу, но не видит ее в том объеме, в котором ей хотелось бы увидеть [3, с. 66], что еще раз говорит о необходимости продолжения работы по развитию волонтерских практик среди молодежного сообщества.

Среди доминирующих ценностей волонтерства большая группа молодых лидеров (32,8%) отмечает такую возможность, как способствование положительным социальным изменениям в обществе. Далее следуют возможности профессионального ориентирования, получения опыта деятельности, приобретения полезных социальных и практических навыков (22,9%); самореализации личностного потенциала и инициатив (15,8%); чуть меньше - возможность выразить гражданскую позицию, общественный религиозный долг (13,2%). Сравнительно малую долю выборов составляют возможности получить общественное признание, найти смысл жизни (8,3%); найти единомышленников, друзей (5,4%). Наименьшее число выборов респондентов было отдано возможности посредством волонтерства решить личные проблемы (1,6%) [3, с. 66].

Таким образом, можно заключить, что ценности волонтерской деятельности, направленные на удовлетворение личных интересов, менее значимы для молодых лидеров, чем мотивы, в центре которых наиболее ярко просматривается устремленность на общественное благо и позитивные социальные изменения [3, с. 66].

По мнению Л.Е. Сикорской, волонтерская (добровольческая) деятельность имеет ряд важных педагогических функций, назначение которых - помочь в социализации студенческой молодежи: личностно развивающая, ценностно-смысловая, инновационно-инициативная, созидательно-преобразовательная и др. [5, с. 13].

Основным результатом педагогического волонтерства являются сформированность качеств социальной компетентности и уровень воспитанности молодежи, под которыми понимается способность личности активно реагировать на изменение внешних условий, сохраняя при решении сложных жизненных задач устойчивость ценностных ориентаций [1, с. 20].

В то же время  приведенные ранее в статье исследователи разделяют мнение, что волонтерская деятельность молодежи не только может помочь решить многие социальные проблемы общества, но и способствовать развитию социально значимых качеств молодых людей, формированию у них активной жизненной позиции, становлению их социальной компетентности.

Необходимость изучения волонтерской деятельности в качестве средства формирования социальной компетентности молодежи обусловлена рядом причин. К главным из них относится отсутствие научно обоснованных систематизированных исследований, посвященных рассмотрению социального потенциала волонтерской деятельности, способной в процессе своего функционирования через самостоятельные инициативные действия участвовать в становлении личности в качестве компетентного, дееспособного и полноправного члена общества, обладающего готовностью вносить личный вклад в развитие социума.

Потенциал волонтерской деятельности может быть существенен в формировании социальной компетентности за счет того, что:

-  волонтерство позволяет включать молодежь в социально полезную деятельность;

- целенаправленное сопровождение волонтерской деятельности ориентировано на развитие социальных компетенций, активизацию личностного роста, межличностного общения и взаимодействия, самоопределения волонтеров из числа молодых людей;

- реализация социально значимых проектов ориентирована на взаимный интерес и соответствие молодежных инициатив актуальным проблемам социума.

Как показал опыт подготовки волонтеров, любое молодежное объединение (позитивной направленности), независимо от направления своей деятельности, занимается профилактикой девиантного поведения. Находясь в общественном объединении, молодой человек приобретает следующие социальные навыки и умения: принятия решений с учетом мнения других людей; решения проблемных ситуаций, возникающих в семье, образовательном учреждении, в среде своих сверстников; общения и установления межличностных взаимоотношений; противостояния манипуляциям и групповому давлению. В то же время он способен приобрести навыки сродни его профессиональному опыту [1, с. 20].

Педагогическое волонтерство в молодежных объединениях представляет собой единство теоретической и практической готовности всех субъектов (волонтеров и педагогов) к осуществлению взаимодействия в решении воспитательных задач.

В последнее время широко реализуется опыт распространения волонтерских объединений на базе образовательных учреждений. Данная практика является ценной, поскольку позволяет гармонично сочетать волонтерскую деятельность и образовательную работу.

Студенческий период в жизни молодого человека является чрезвычайно важным для формирования его личности, мировоззрения, выступает как возраст профессионального становления, или, точнее, начальной профессиональной социализации.

До настоящего времени в учреждениях высшего профессионального образования  главной целью обучения было и остается усвоение знаний, строго определенных учебными программами и планами. Доминирует, главным образом,  академический стиль представления материала, больше рассчитанный на информирование студентов, на приобретение ими научных основ, а не практических умений.

Переход на 2-уровневую систему высшего профессионального образования (бакалавриат + магистратура) еще больше обострил проблему профессионально-трудовой социализации студентов. Так, например, 20 недель производственной практики, включая учебную и преддипломную, за 4 года обучения студентов по таким направлениям, как «Социальная работа» и «Организация работы с молодежью», не дает возможности, на наш взгляд, сформировать важные общекультурные и профессиональные компетенции.

Организация ознакомительных, учебных и производственных практик часто не снимает проблемы профессиональной социализации, так как при их прохождении студент практически не выходит из позиции обучающегося, старается следовать строго в соответствии с задаваемой руководителем практики логикой исполнителя.

Настоящие условия системы подготовки будущих профессионалов требуют  серьезной постоянной методической и практической помощи будущим специалистам, позволяющей им успешно адаптироваться к условиям профессиональной деятельности.

Поэтому по-прежнему дискуссионными являются вопросы формирования на основе теоретических полученных знаний профессиональных практических умений и навыков.

 Для этого, на наш взгляд, необходимо использовать другие способы и формы организации содержания обучения будущих специалистов, которые бы реально отражали современные проблемы и запросы общества, с одной стороны, и способствовали бы приобретению студентами опыта самостоятельных действий в конкретной ситуации, давая возможность формирования уже в процессе непосредственного обучения своего собственного маршрута профессиональной деятельности.

С 2005 года в Мурманском арктическом государственном университете активно развивается добровольческое движение студентов [6]. С каждым годом желающих оказать помощь тем, кто в ней нуждается, становится все больше. В настоящее время это движение традиционно представлено студенческими отрядами волонтеров, объединяющими инициативных молодых лидеров, которые по доброй воле участвуют в социально значимых городских, региональных, государственных и международных проектах.

Важными этапами в развитии волонтерского движения является социально-воспитательная и образовательная работа со студентами ряда направлений подготовки (среди которых, безусловно, «Социальная работа», «Организация работы с молодежью», «Социология», «История») [2, с. 267].

Волонтерская деятельность по своему смыслу и назначению имеет те же гуманистические ценностные основания, что и профессиональная социальная работа, социально-педагогическая или учебная деятельность с молодежью. Другими словами, волонтерство - это практический гуманизм. Таким образом, вклад волонтерской деятельности в процесс формирования гуманистических профессионально-личностных ценностных ориентаций будущих специалистов очень высок.

Целью волонтерской деятельности, к которой привлекаются  студенты, является проведение комплексной учебно-воспитательной работы, поиск и внедрение новых и использование существующих социально-педагогических методов работы, привлечение опыта общественных организаций, расширение географии взаимодействия и распространение позитивных тенденций добровольчества среди всех студентов университета.

В процессе обучения студенты получают практический опыт участия в волонтерской деятельности через реализацию волонтерских социально значимых проектов, учатся самостоятельно разрабатывать и реализовывать собственные волонтерские идеи. Студенты данных направлений подготовки во многом являются основой волонтерского движения, так как существует тесная взаимосвязь между участием студента - будущего социального работника или организатора работы с молодежью в волонтерской практике с его профессиональной деятельностью, а именно: с развитием профессионально значимых компетенций [2, с. 267-268].

Студенты-волонтеры  помогают специалистам вести работу по формированию здорового образа жизни, популяризации спорта, профилактике  социально опасных заболеваний (наркомании и ВИЧ/СПИДа) и негативных явлений в обществе (добровольческое движение в Мурманской области «ЗОВ»). Получив необходимые знания и навыки на специальных тренингах, подготовленные «равные консультанты» приступают к профилактической работе в среде их сверстников.

Много лет подряд весной проводится ежегодная общероссийская добровольческая неделя. Акция состоит из добровольческих мероприятий различных организаций, учреждений и частных лиц, которые организуют социально значимые благотворительные мероприятия. Активными участниками акции «Добрые города Мурманской области» являются волонтеры Мурманского арктического государственного университета,  организующие и принимающие участие в музыкальных мероприятиях при поддержке Международного движения «THINK Mental Fashion» и при участии благотворительной организации «Детские деревни - SOS».

Ежегодно волонтерские отряды студентов принимают участие в оказании помощи детям-сиротам и детям, лишенным родительского попечения, а также  выпускникам интернатных учреждений и различных форм опеки. Формы такой поддержки самые разные: от благотворительных акций («Подари ребенку Новый год») до крупномасштабных отечественных мероприятий (участие в строительстве и подготовке к открытию «Дома молодежи-SOS Мурманск» для выпускников  негосударственного образовательного учреждения «Детская деревня-SOS Кандалакша»).

Важные социальные и профессиональные навыки приобретают студенты-волонтеры в международных проектах. Так, например, в рамках проекта «Поддержка выпускников различных форм опеки в Мурманской области и в Лапландии» студенты-волонтеры участвовали в более 30 мероприятиях для молодых людей и специалистов, таких как совместные психолого-педагогические тренинги для подростков по развитию их социальных навыков, тренинги по командообразованию, встречи молодых людей из двух стран, спортивные мероприятия, походы, летние лагеря и т.д.

Ключевыми мероприятиями были семинар-тренинг «Право на образование» для старших подростков Детской деревни-SOS Кандалакша (Россия) и Детской деревни-SOS Юлиторнио (Финляндия), а для выпускников интернатных учреждений и различных форм опеки был подготовлен Молодежный форум «Навигатор». Для будущих специалистов по социальной работе участие в подобных мероприятиях способствует формированию таких важных профессиональных компетенций, как готовность к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам; готовность решать проблемы людей путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента.

При сотрудничестве с Комитетом по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области в качестве волонтеров студенты, обучающиеся по направлениям подготовки «Организация работы с молодежью» и «Социальная работа», ежегодно принимают участие в организации ежегодного новогоднего молодежного Губернаторского бала. Закрепление социальных и профессиональных навыков происходит при оказании организационной помощи в работе игровых площадок для гостей бала (на всех этапах: от планирования до функционирования), при создании атмосферы здорового отдыха и положительных эмоций.

Совместно с Министерством социального развития Мурманской области,  Региональным отделением Общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» по Мурманской области и Мурманским региональным отделением партии «Единая Россия» уже в течение трех лет успешно реализуется в регионе социальный проект «Сосед мудрого возраста», направленный на обучение людей пенсионного возраста началам компьютерной грамотности по специально разработанным индивидуальным программам на основе модели: «один ученик - один учитель». В качестве «учителей» выступают  студенты-волонтеры 1-4 курсов, обучающиеся по направлениям подготовки «Социальная работа» и «Социология».

Традиционными являются встречи студентов с ветеранами Великой Отечественной войны, в ходе которых одиноким и пожилым людям оказывается помощь в сфере оказания социально-бытовых услуг и эмоциональная поддержка, не менее необходимая людям старшего поколения («Спасибо вам, ветераны»).

Заслугой студенческих волонтерских отрядов является постоянное внимание к военно-историческим памятникам мемориального комплекса «Долина Славы» и памятнику десанту, освободившему Лиинахамари в ходе Петсамо-Киркенесской операции 12-14 октября 1944 года. Ежегодно в преддверии торжественных мероприятий, посвященных празднованию Дня Победы, студенты оказывают помощь в их благоустройстве. 

В юбилейном 2015 году студенты-волонтеры приняли участие в мероприятиях волонтерского Корпуса 70-летия Победы в Великой Отечественной войне: «Георгиевская ленточка»,  «Письмо Победы», «Ночь в музеях», торжественных мероприятиях в Долине Славы (Мурманская область), военно-спортивной игре для допризывной молодежи «Зарница» и др.

Волонтерская деятельность отражена также в содержании многих международных проектов, финансируемых различными грантодателями, как российскими, так и зарубежными. В частности, волонтерство студенческой молодежи было  отражено как  один  из видов деятельности в международном проекте «Молодые инновационные предприниматели» (Young Innovative Entrepreneurs), который был профинансирован программой Евросоюза «КолАрктик» (ENPI KolArctic) в рамках приоритета «Экономическое и социальное развитие» [8]. Проект имел и предварительную стадию в 2006-2008 гг., когда шла реализация первого проекта «Молодые предприниматели в Баренцевом регионе».  Идея нового  международного проекта базировалась на понимании Баренцева Евро-Арктического региона как региона, характеризующегося серьезной демографической проблематикой, связанной со значительными объемами молодежных миграционных потоков с севера на юг.

Так, социологическое исследование молодежи Баренцева Евро-Арктического региона, проведенное в 2010 году среди молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, показало, что 74% имеют определенные планы, связанные с миграцией. Желание поменять регион проживания, как правило, связано с тем, что в Баренцевом регионе отсутствуют широкие возможности для получения качественного образования, достойной работы и карьерных перспектив [9]. Именно поэтому проблема стимулирования молодежного предпринимательства в регионе выступает как некая гарантия стабилизации демографической ситуации, снижения оттока талантливой молодежи и, как следствие, повышения уровня социально-экономического развития региона в целом, включая территорию Мурманской области.  

Реализация проекта длилась 33 месяца, с 2012 по 2014 год. В проекте принимали участие представители России, Финляндии, Швеции и Норвегии. Каждая страна выдвигала 20-25 участников, среди которых - молодые предприниматели или студенты - потенциальные предприниматели, обладающие готовой бизнес-идеей и заинтересованные в развитии собственного бизнеса в рамках Баренцева Евро-Арктического региона.

Финляндию в проекте представлял Лапландский университет прикладных наук, Норвегию - Норвежский Баренцев секретариат, Швецию - Ассоциация высшего образования Восточного Норботтена. Россия была представлена несколькими организациями: координатором от региона выступило некоммерческое партнерство «Социум плюс», в качестве участников были представлены Северная торгово-промышленная палата, Мурманский арктический государственный университет, Мурманский государственный технический университет  и Мурманский институт бизнес-образования. Кроме того, ассоциативным партнером международного проекта выступило Министерство экономического развития Мурманской области. Основная цель международного проекта - создание широкой региональной сети поддержки молодых предпринимателей, которая будет способствовать разработке и реализации инновационных трансграничных бизнес-идей в Баренцевом Евро-Арктическом регионе.

В рамках данного проекта были проведены три международные конференции и «Баренц бизнес-фестиваль», организованный совместно с международным конгрессом «Баренц реюнион: молодежь Баренцева региона и молодежное предпринимательство» [7]. Фестиваль прошел в финском городе Торнио и объединил 300 участников - молодых предпринимателей из разных стран. Программы всех мероприятий включали в себя как выступления успешных предпринимателей, так и выступления начинающих предпринимателей. Таким образом, истории успеха совмещались с представлением совершенно новых, еще не реализованных бизнес-идей. Студенты и начинающие предприниматели имели возможность проанализировать «истории успеха», проанализировать готовые бизнес-идеи и индивидуальные программы развития бизнеса на широком поликультурном фоне, в диалоге с зарубежными партнерами, часть из которых готова оказать помощь в развитии трансграничных бизнес-проектов и организации контактов с молодыми предпринимателями зарубежных стран.

Студенты Мурманского арктического государственного университета, обучающиеся на факультете художественного образования, технологии и дизайна, приняли активное участие во всех мероприятиях международного проекта. В рамках фестиваля студенты представляли выставки своих работ, включая коллекции одежды и народных промыслов. Помимо обязательных, предусмотренных планом проекта мероприятий, студенты организовали ряд выставок и показов одежды в Мурманске, куда были приглашены все желающие. Студенты-победители различных региональных и международных конкурсов, включая, например, конкурс молодежной моды «Намоднение», с удовольствием делились своими историями успеха, одновременно говоря о том, какого рода информационная, консультативная и финансовая помощь им необходима для реализации своих идей в будущем. Помимо выставок, студенты-волонтеры организовывали презентации различных коммерческих компаний, деловые игры, посвященные тому, как открыть свой бизнес.

Таким образом, волонтерская деятельность, осуществляемая в рамках проекта, способствовала созданию сетей специалистов в сфере различных отраслей бизнеса, а также созданию инновационной предпринимательской среды как особой зоны инноваций, где рождаются новые, яркие бизнес-идеи, способные повлиять на социально-экономическое развитие региона в целом.

Подводя итоги выше изложенному, необходимо отметить, что важная роль участия студентов в волонтерской деятельности обусловлена ее огромным воспитательным потенциалом и возможностью получения ими дополнительных профессиональных знаний. Все вышесказанное позволяет нам рассматривать данную деятельность студентов как инновационное средство их профессиональной социализации, которую мы трактуем как совокупность социальных и педагогических процессов, в разной степени регулируемых и направляемых на формирование будущих специалистов - членов профессионального сообщества, субъектов различных профессий.

Рецензенты:

Левитес Д.Г., д.п.н., профессор кафедры педагогики Мурманского арктического государственного университета, г. Мурманск;

Шиян Н.В., д.п.н., профессор Мурманского арктического государственного университета, г. Мурманск.


Библиографическая ссылка

Петошина С.И., Рыжкова И.В., Тегалева Т.Д. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЛОНТЕРСТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23397 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674