Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИЗМЕНЕНИЕ КИНЕМАТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ХОДЬБЫ И ПРИСЕДАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОД ВЛИЯНИЕМ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ДОМИНАНТНОСТИ ОРГАНА ЗРЕНИЯ

Гучетль А.А. 1 Чермит К.Д. 1 Бгуашев А.Б. 1 Коломийцева Н.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»
Проведено исследование кинематических характеристик ходьбы и приседания, позволяющих оценивать влияние латеральной доминантности органа зрения на выполнение естественных локомоций у детей старшего дошкольного возраста. Результаты кинематических характеристик регистрировались при помощи оптической системы трехмерного видеоанализа «Видеоанализ Статокин» компании Biosoft. Аппаратно-программный комплекс был впервые использован для исследования кинематических характеристик движения в зависимости от способа визирования. При изучении влияния латеральной доминантности органа зрения на изменение кинематических характеристик приседания и ходьбы у детей 5 и 6 лет можно измерить межзвеньевые углы в суставах. Латеральная доминантность органа зрения не оказывает влияния на изменение кинематических параметров движения при выполнении приседания и ходьбы, так как к 5–6 годам двигательный навык ходьбы и приседания уже сформирован, двигательное действие доведено до автоматизма.
дети старшего дошкольного возраста
ходьба
приседание
кинематические показатели
латеральная доминантность органа зрения
1. Бернштейн Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. – М.: Медгиз, 1947. – 255 с.
2. Бениаминова М.В. Воспитание детей. Изд. 2-е / М.В. Бениаминова. – М.: Медицина, 1991. – 272 с.
3. Дубровский В.И. Биомеханика / В.И. Дубровский, В.Н. Федорова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 672 с.
4. Никонова Ю.Ф. Двигательная активность – средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни // Фестиваль педагогических идей. – 2009. – С. 12–14.
5. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн. - М.: МПСИ. - Воронеж: МОДЭК, 2010. – 16 с.
6. Фролова Н.В. Здоровый образ жизни детей дошкольного возраста в условиях МДОУ / Дошкольное воспитание. – 2013. — № 4. – С. 5–7.
7. Megreya A.M. Left face matching bias: Right hemisphere dominance or scanning habits? / A.M. Megreya // Laterality. – 2011. – V.16, no.1. – P. 75–92.
8. Scola, S. Is infant holding-side bias related to motor asymmetries in mother and child / S. Scola, J. Vauclair // Developmental Psychobilogy. – 2010. – V.52, no.5. – P. 475–486.
Согласно действующему Федеральному государственному образовательному стандарту физическое развитие конкретизируется и детализируется в области знаний здоровьесберегающей системы образования и обеспечения принятия детьми стиля здорового образа жизни. И это не случайно, так как физическое состояние подрастающего поколения вызывает большую тревогу.

В ХХI веке резко снизился уровень здоровья дошкольников, что связано не только с ухудшением социального благополучия населения России. Отклонения в зрении, осанке, психоневрологическом и иммунном статусах, диагностируемые в начале обучения, нарастают в связи с действием ряда факторов риска, обусловленных действием системы обучения. Чего стоит чрезмерная нагрузка, предусмотренная базисным учебным планом для детей, поступающих в начальную школу. Надо также учитывать еще и ту нагрузку, которую испытывают дошкольники, сидя у телевизоров и компьютеров. Кроме этих неблагоприятных моментов, есть и другие, отрицательно влияющие на функциональное состояние детей и их здоровье, в частности недостаточная двигательная активность, система обучения, не учитывающая возрастные и индивидуальные особенности детей, их здоровье, типы высшей нервной деятельности, типы латеральной организации и др. В дошкольном возрасте закладывается фундамент, который является своеобразным мостиком в формировании и понимании детьми здорового и активного образа жизни в младшем школьном возрасте. Дошкольный возраст является критическим периодом в жизни ребенка, так как на этапе первого детства происходят нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование ВНД. В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной частотой детских инфекций и представляют серьезную опасность для здоровья ребенка.

С одной стороны, активность, любознательность, подвижность, а с другой - подвижность нервных процессов, подверженность инфекционным и простудным заболеваниям, аллергическим реакциям у детей дошкольного возраста являются важными предпосылками формирования здорового образа жизни, позволяющими знакомить и учить детей правильному отношению к своему здоровью и взаимодействию с окружающим миром. В то же время каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ [6].

Известно, что период дошкольного детства характеризуется интенсивными изменениями всех систем организма [5], обусловленными влиянием биологической программы развития, в том числе и изменениями данного показателя функциональной асимметрии [7, 8], обеспечивающего развитие бинокулярного зрения. В этом возрастном периоде закладываются базовые основы естественных локомоций, определяющих ход дальнейшего развития двигательной функции ребенка. Качественная реализация произвольных движений, в том числе и основных естественных движений, формирующихся в данном возрасте, с позиции уровневой теории управления движениями Н.А. Бернштейна, требует сформированности механизма управления движениями на уровне пространственного поля. Сенсорная коррекция этого уровня обеспечивает согласование двигательного акта с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферентации [1].

Однако сенсорная коррекция тем лучше обеспечивается, чем более приспособлен к оценке пространства орган зрения, преимущественно определяющий и оценивающий качество этого пространства и степень соответствия реализуемого действия задуманному плану. Следовательно, качество реализации двигательного действия зависит от того, каким глазом контролируются ход и результат реализуемого движения.

Вместе с тем в физиологии остаются недостаточно изученными проблема становления латеральной доминантности органа зрения, а также влияние качества визирования, определяемое этой доминантностью, на согласованность компонентов произвольных движений у детей дошкольного возраста. Данная проблема приобретает особое значение для детей старшего дошкольного возраста, так как в этом возрастном периоде ребенок осваивает оптимальные способы реализации основных движений, позволяющие ему в будущем эффективно адаптироваться к окружающей среде обитания.

Как известно, ходьба - одно из первых движений, которыми овладевает ребенок после умения ползать. В ней участвует весь опорно-двигательный аппарат человека, одновременно в работу включается до 50% мышц тела. При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы спины и живота, формируются мелкие мышцы стоп, вырабатывается правильная осанка. Кроме того, в ходьбе тренируются дыхательная и сердечно-сосудистая системы, активнее происходит обмен веществ. Во время ходьбы у детей воспитываются согласованность движений, организованность, умение ориентироваться в разнообразных и часто меняющихся условиях [2, 3, 4].

Физиологическое значение ходьбы зависит от ее темпа и затраты энергии, при этом обычный, умеренный, бодрый темп ходьбы, вовлекая в активную деятельность большое количество мускулатуры, вызывает деятельную работу сердца и легких. Однако, несмотря на активную работу мышц, при условии определенной дозировки ходьба не утомляет ребенка. Это объясняется ритмичностью и автоматизмом ходьбы, чередованием в работе мышц моментов напряжения и расслабления, оптимальностью работы нервной системы. В то время как опорная нога выдерживает тяжесть всего тела и работает другая, отделяясь от земли, производит маятникообразное движение, и в работе ее участие незначительно.

Ребенок пятого года жизни, особенно в его второй половине, постепенно приобретает навык правильной осанки, большую согласованность движений рук и ног, большую свободу ориентировки в пространстве, изменении направления. Со временем под руководством воспитателя осуществляется переход к ходьбе, характерной для взрослого, с большей гибкостью стопы, увеличением ее разгибания. На шестом году жизни ходьба характеризуется более устойчивым и медленным по сравнению с предыдущей группой темпом, большей длиной шага, координацией рук и ног, хорошей осанкой, ориентировкой в пространстве, свободным изменением направления, преодолением препятствий. Все это связано с дальнейшим развитием ребенка, сознательным выполнением упражнений в процессе обучения, стремлением к лучшему качеству.

Приседания - одно из самых эффективных упражнений. Движение является многосуставным, вовлекает в работу большое количество крупных и мелких мышц. Практически все мышцы нижней части тела включаются в работу при выполнении упражнения. Различные варианты движения смещают акцент нагрузки на разные группы мышц. Также нагрузка приходится на мышцы брюшного пресса, разгибатели спины и некоторые другие мелкие мышцы ног и туловища.

При выполнении приседаний можно варьировать положение ног, но обычно рекомендуют ставить носки врозь, а ноги примерно на ширине плеч. Спина должна держаться прямо, не округляться, корпус нельзя слишком наклонять вперед; чтобы помочь держать спину прямо, рекомендуется смотреть прямо перед собой или немного вверх. Колени при вставании должны двигаться в одной плоскости с ногами, т.е. при вставании нельзя сдвигать колени внутрь или разводить их наружу.

Методы исследования

Исследование проводилось на базе лаборатории эргономической биомеханики Адыгейского государственного университета и дошкольного образовательного учреждения № 6 г. Майкопа на одних и тех же детях 5-6 лет. В эксперименте приняли участие 60 дошкольников. Дети в возрасте 6 лет занимались в подготовительной группе по традиционной системе обучения. Испытуемым было предложено последовательное выполнение движений (приседание, ходьба). Результаты кинематических характеристик регистрировались при помощи оптической системы трехмерного видеоанализа «Видеоанализ Статокин» компании Biosoft (Институт медико-биологических проблем Российской академии наук, разработчик Воронов). Аппаратно-программный комплекс был впервые использован для исследования кинематических характеристик движения в зависимости от способа визирования.

При изучении влияния латеральной доминантности органа зрения на изменение кинематических характеристик приседания и ходьбы у детей 5 и 6 лет можно измерить межзвеньевые углы в суставах. Для этого исследуемым предлагалось выполнять последовательно в одном темпе 4 приседания подряд с открытыми и закрытыми глазами, с закрытым правым и закрытым левым глазом.

Результаты исследования

По результатам исследования достоверных различий в изменении суставных углов, угловых скоростей и угловых ускорений при различных способах визирования у детей 5 и 6 лет обнаружено не было (р>0,05) (табл. 1, 2).

Таблица 1

Средние значения суставных углов в приседании у детей 5 лет (в радианах)

Способы

визирования

Тазобедренный

сустав

Коленный

сустав

Голеностопный

сустав

У

УС

УУ

У

УС

УУ

У

УС

УУ

с открытыми глазами

3,1±

0,07

0,3±

0,2

3,9±

3,4

2,7±

2,9

2,7±

1,5

16,8±

13,1

1,5±

0,2

0,8±

0,5

7,5±

5,6

с закрытыми глазами

3,1±

0,07

0,3±

0,2

4,1±

3,3

1,9±

0,7

2,8±

1,6

17,6±

15,0

1,5±

0,2

0,8±

0,5

7,6±

6,04

с закрытым правым

3,07±

0,06

0,4±

0,2

4,4±

2,9

1,9±

0,7

3,3±

2,4

20,0±

18,1

1,4±

0,2

1,3±

0, 7

10,4±

5,2

с закрытым

левым

3,09±

0,4

0,4±

0,3

4,4±

3,2

2,7±

0,2

1,4±

1,3

22,8±

19,7

1,7±

0,1

0,9±

0,8

7,6±

6,04

Примечание: У - суставные углы, УС - угловые скорости, УУ - угловые ускорения

Таблица 2

Средние значения суставных углов в приседании у детей 6 лет (в радианах)

Способы визирования

Тазобедренный

сустав

Коленный

сустав

Голеностопный

сустав

У

УС

УУ

У

УС

УУ

У

УС

УУ

с открытыми глазами

3,1±

0,1

0,3±

0,2

3,8±

3,2

2,0±

0,7

2,5±

1,6

19,7±

18,2

1,4±

0,2

0,8±

0,6

10,9±

8,9

с закрытыми глазами

3,2±

0,1

0,4±

0,3

6,2±

5,6

1,9±

0,7

2,7±

1,8

29,6±

32,1

1,5±

0,2

0,8±

0,5

11,3±

7,6

с закрытым правым

3,1±

0,1

0,3±

0,2

4,5±

3,9

2,0±

0,7

2,6±

1,6

20,0±

17,9

1,4±

0,2

1,8±

0,5

9,7±

8,5

с закрытым

левым

3,1±

0,08

0,3±

0,2

3,6±

2,8

2,0±

0,7

2,5±

1,5

17,7±

15,1

1,6±

0,1

1,0±

0,8

9,4±

9,2

Примечание: У - суставные углы, УС - угловые скорости, УУ - угловые ускорения

Для определения изменений кинематических показателей суставных углов при выполнении ходьбы испытуемым 5-6 лет предлагалось выполнять последовательно 5 шагов с открытыми, закрытыми глазами, с закрытым правым и закрытым левым глазом. В результате исследования было выявлено, что при выполнении ходьбы у детей 5 и 6 лет показатели средних значений суставных углов, угловых скоростей и угловых ускорений с открытыми глазами, закрытыми глазами, с закрытым правым и закрытым левым глазом недостоверны (р>0,05) (табл. 3, 4).

С позиции уровневой теории организации движений Н.А. Бернштейна механизм управление ходьбой осуществляется на уровне пространственного поля при ведущей роли зрительной рецепции. Необходимо отметить, что к 5-6 годам двигательный навык ходьбы уже сформирован, двигательное действие доведено до автоматизма.

Таблица 3

Средние значения суставных углов в ходьбе у детей 5 лет (в радианах)

Способы визирования

Тазобедренный

сустав

Коленный

сустав

Голеностопный

сустав

У

УС

УУ

У

УС

УУ

У

УС

УУ

с открытыми глазами

3,1±

0,1

0,4±

0,3

4,4±

3,4

2,7±

0,2

1,4±

1,3

21,03±18,6

1,8±

0,1

0,9±

0,7

18,3±

16,1

с закрытыми глазами

3,1±

0,09

0,4±

0,3

3,8±

3,02

2,7±

0,2

1,3±

1,2

18,7±

16,7

1,7±

0,1

0,8±

0,6

19,1±

16,7

с закрытым правым

3,09±

0,2

0,4±

0,3

4,6±

3,6

2,7±

0,3

1,4±

1,3

22,8±

19,7

1,7±

0,1

0,9±

0,8

19,9±

18,4

с закрытым

левым

3,09±

0,4

0,4±

0,3

4,4±

3,2

2,7±

0,2

1,4±

1,3

22,8±

19,7

1,7±

0,1

0,9±

0,8

19,9±

18,4

Примечание: У - суставные углы, УС - угловые скорости, УУ - угловые ускорения

Таблица 4

Средние значения суставных углов в ходьбе у детей 6 лет (в радианах)

Способы визирования

Тазобедренный

сустав

Коленный

сустав

Голеностопный

сустав

У

УС

УУ

У

УС

УУ

У

УС

УУ

с открытыми глазами

3,1±

0,09

0,4±

0,2

3,3±

2,6

2,8±

2,6

1,1±

0,1

18,0±

16,3

1,6±

0,1

1,0±

0,8

21,8±

14,1

с закрытыми глазами

3,2±

0,08

0,3±

0,2

3,4±

2,6

2,8±

0,2

1,2±

1,1

19,7±

17,1

1,7±

0,1

0,9±

0,7

18,6±

11,7

с закрытым правым

3,1±

0,1

0,4±

0,3

4,6±

4,0

2,8±

0,1

1,2±

1,0

25,6±

23,1

1,7±

0,1

0,8±

0,7

20,9±

14,1

с закрытым

левым

3,1±

0,1

0,4±

0,2

3,4±

2,5

2,8±

0,1

1,1±

1,0

17,5±

15,0

1,6±

0,1

0,9±

0,8

20,2±

13,3

Примечание: У - суставные углы, УС - угловые скорости, УУ - угловые ускорения

В ходе эксперимента при выполнении приседания и ходьбы было установлено, что средние значения суставных ускорений и скоростей у детей 5 и 6 лет с открытыми глазами, с закрытыми глазами, с закрытым правым и закрытым левым глазами не наблюдается достоверных различий в движении головы, плечевого, тазобедренного, коленного, голеностопного и плюснефалангового суставов (р>0,05). Латеральная доминантность органа зрения не оказывает влияния на изменение кинематических параметров движения при выполнении приседания и ходьбы.

Таким образом, двигательные действия в условиях смены визирования позволяют заключить, что при формировании двигательного навыка механизм управления двигательной функцией ребенка реализуется при ведущей роли проприорецептивной чувствительности. Автоматическое выполнение двигательного действия приводит к преимущественному переключению информационного потока со зрительной рецепции на проприорецептивную. Значение зрительной рецепции велико в процессе становления двигательного умения, когда идет формирование двигательного образа. В дальнейшем по мере совершенствования, при переходе сознательного выполнения движений к автоматическому большую значимость приобретает проприорецептивная чувствительность.

Полученные результаты исследования позволяют сделать заключение, что у детей 5 и 6 лет способы латеральной доминантности зрения не влияют на изменение кинематических параметров суставных углов, ускорений и скоростей в приседании и ходьбе.

Рецензенты:

Румянцева Э.Р., д.б.н., профессор кафедры физиологии и спортивной медицины, заместитель директора по инновационной и научной работе Башкирского института физической культуры (филиал) ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», г. Уфа;

Иванов А.Б., д.б.н., профессор, заведующий кафедрой нормальной и патологической физиологии медицинского факультета ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик.


Библиографическая ссылка

Гучетль А.А., Чермит К.Д., Бгуашев А.Б., Коломийцева Н.С. ИЗМЕНЕНИЕ КИНЕМАТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ХОДЬБЫ И ПРИСЕДАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОД ВЛИЯНИЕМ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ДОМИНАНТНОСТИ ОРГАНА ЗРЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23403 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674