Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Куба Е.А. 1 Ярошенко С.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Челябинский Государственный Университет»
В статье представлена модель формирования конкурентоспособности студентов психолого-педагогических специальностей, проанализированы ее сущность и структура, выделены уровни, критерии и показатели сформированности компонентов конкурентоспособности. Показателями успешности формирования конкурентоспособности студентов в условиях инклюзивного образования являются: уровень сформированности индивидуально-личностных качеств; уровень сформированности профессиональных компетенций. Отмечается влияние уровня сформированности конкурентоспособности на эффективность в профессиональной сфере. Уточненные связи формирования конкурентоспособности с особенностями современного студента и образовательного процесса вуза. Обосновывается необходимость повышения уровня конкурентоспособности студентов психолого-педагогических специальностей в условиях инклюзивного обучения. В статье приведены основы формирования конкурентоспособности в период обучения в высшем учебном заведении, приведены результаты исследования эффективности организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирования конкурентоспособности студентов психолого-педагогических специальностей в процессе изучения дисциплин профессионального цикла в условиях инклюзивного обучения.
инклюзия
инклюзивное образование
студенты
психолого-педагогические специальности
конкурентоспособность
образовательная среда
1. Проблемы модернизации профессионального образования // Аккредитация в образовании. Электронный журнал об образовании. 2013. URL: http://www.akvobr.ru/problemy_modernizacii_professionalnogo_obrazovania.html (дата обращения: 13.09.2014).
2. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы» / Резник С.Д., Сочилова А.А. Работодатели и студенты, о путях формирования конкурентоспособности студенчества // Университетское управление. – 2010. – № 3. – С.70-77.
3. Резник, С.Д. Основы личной конкурентоспособности / С.Д. Резник, А.А. Сочилова. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 251с.
4. Сорокоумова, С.Н. Организация инклюзивного обучения в условиях модернизации образования [Электронный ресурс] / С. Н. Сорокоумова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011. – Т. 13. – Вып. 2–3. – С. 618-620. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-inklyuzivnogo-obucheniya-v-usloviyah-modernizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 13.09.2014).
5. Токарева, Е.В. Конкурентоспособность личности – залог успешности в профессиональной деятельности / Е.В. Токарева // Психология и школа. – 2008. – № 3. – С. 76–83.

Для эффективного формирования конкурентоспособности студентов вуза необходимо применять педагогические условия, максимально учитывающие профессиональную подготовку в контексте инклюзивного обучения. Появившийся в научном сообществе термин «инклюзия» трактуется как процесс реформирования образовательного процесса, изменения обучающих программ, решения технической составляющей инклюзии и, что самое главное, изменения стереотипного восприятия людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, что обеспечит создание безбарьерной среды и отсутствие дискриминации. Цель инклюзивного обучения – создание современных условий для обучения всех, в том числе и студентов имеющих ограниченные возможности, включения их в социальную среду, развитие общих и профессиональных компетенций. Инклюзивное обучение обосновывается повышением доступности и качества образовательных услуг, преимуществами развития и социализации лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, возможностями улучшения условий обучения для всех учащихся за счет методических и организационных изменений [5].

В интенсивно изменяющихся современных социально-экономических условиях одной из главных целей государственной образовательной политики является обеспечение эффективного, конкурентоспособного образования для молодого поколения. Современный рынок труда, в частности работодатели выступают в роли «новых» заказчиков образования, заявляя требования к созданию более комфортной образовательной среды в вузе, повышению конкурентоспособности выпускников, усилению преподавания профессиональных дисциплин. Удовлетворение такого образовательного заказа стало возможным благодаря появлению нового закона «Об образовании», переходу на новые федеральные государственные образовательные стандарты. В соответствии с потребностями современного Российского общества потребности в конкурентоспособных специалистах, значимым представляется поддержание опережающего развития системы высшего профессионального образования.

Цель российского образования на сегодняшний день заключается в том, чтобы подготовить конкурентоспособного специалиста, который будет востребован на современном мировом рынке труда [2].

Среди глобальных задач, которые сегодня стоят перед учебными заведениями, необходимо отметить переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты и подготовку преподавателей, способных качественно доносить до студентов новое содержание образования [1]. Так как стратегический успех возможен только в конкурентной борьбе хорошо подготовленных специалистов [2].

Анализируя требования ФГОС, мы пришли к выводу, что студенты психолого-педагогических специальностей должны обладать профессиональной компетентностью, которая включает в себя, как общие, так и специфические компетенции, должен обладать высоким уровнем конкурентоспособности и востребованным на современном рынке труда. Кардинальные перемены, происходящие в российском обществе, диктуют необходимость формирования новой личности профессионала. Личность на современном этапе развития должна обладать способностью эффективно решать не только личные жизненно важные, но и профессиональные проблемы. Личность, которая сможет самостоятельно, критически и творчески мыслить, которая будет иметь активную жизненную позицию, способная адекватно адаптироваться на современном рынке труда, т.е. самоэффективную, конкурентоспособную личность.

Е.В. Токарева предполагает, что конкурентоспособность личности представляет собой комплексную способность, которая способствует непрерывному конструктивному преобразованию личности в изменяющихся условиях и условиях неопределенности [5].

С.Д. Резник считает, что наиболее высоким потенциалом формирования конкурентоспособности обладает студенчество как социальная группа [3].

Таким образом, исследователи анализируют определение конкурентоспособности по ряду приоритетных качеств, от приложения профессиональных интересов, от причин, вызывающих динамику конкурентоспособности, от преимущества конкурентных свойств, это дает нам возможность, опираясь на основные понятия, разработанные в рамках компетентностного подхода и уже имеющиеся исследования конкурентоспособности, нами было сформулировано следующее определение данного феномена. Конкурентоспособность – компонент личности, включающий в себя не только систему мотивов, знаний, умений и навыков, но и быстроту, глубину и прочность овладение способами и приемами деятельности, которые позволяет самостоятельно выбирать и использовать средства для эффективного решения профессиональных ситуаций и обуславливали формирование конкурентных качеств будущих специалистов.

Формирование конкурентоспособности студентов – это развитие личности, способной самостоятельно организовывать деятельность и поведение в меняющихся профессиональных условиях, обладающая мотивацией на достижения успеха и высоким уровнем креативности (новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем).

Таким образом, на наш взгляд, понятие «конкурентоспособность студентов» включает следующие признаки: способность достижения успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции на основе волевых качеств личности и её мотивации; мобилизация ресурса индивидуально-личностных качеств, позволяющего реализовать эти качества в различных изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности и повседневных отношений с целью стратегии и тактики профессиональных действий в конкурентной борьбе; ключевые компетенции, акцентирующие внимание не на сумме усвоении профессиональных знаний, а на результате образования – способности человека адекватно действовать в различных проблемных ситуациях.

В ходе исследования нами была разработана модель формирования конкурентоспособности студентов вуза, которая предложена на рисунке 1.

Рисунок 1. Модель формирования конкурентоспособности студентов вуза

Таким образом, критерии сформированности конкурентоспособности студентов психолого-педагогических специальностей нами определены исходя из характеристик ее компонентов: когнитивного, мотивационного, деятельностного. В результате система критериев и показателей сформированности конкурентоспособности можно представить так: когнитивный критерий, раскрывающийся в таких показателях: осознание и использование определенных знаний, необходимых для организации профессиональной деятельности; мотивационный критерий, который проявляется в следующих показателях: особенности мотивации, определяющей значимость приобретенных знаний и освоенных средств и способов деятельности; деятельностный критерий, который раскрывается в следующих показателях: готовность самостоятельно применять освоенные средства и способы деятельности для эффективного решения профессиональных ситуаций.

На основе разработанной модели была сформирована таблица уровней, критериев и показателей сформированности компонентов конкурентоспособности.

Таблица 1

Критерии сформированности конкурентоспособности

Уровень сформир. КС

Критерии сформированности конкурентоспособности

 

Когнитивный критерий

Мотивационный критерий

Деятельностный критерий

I продуктивный

студент владеет профессиональными знаниями, самостоятельно выбирает пути выхода из ситуаций, связанных с решением профессиональных задач имеет адекватную самооценку

Стабильная направлен-

ность на достижения успеха

Осознанное, самостоятельное и творческое применение знаний и навыков в ходе решения профессиональных ситуаций

показатели

II репродуктивный

студент в целом владеет профессиональными знаниями, студент нестабилен в направленности на успех и выполнении требований, имеет сформированную самооценку

Нестабильная направлен-

ность на достижения успеха

Самостоятельное использование освоенных средств и способов решения (познавательная деятельность, организаторская деятельность) в типичных профессиональных ситуациях

показатели

III исполнительский

студент недостаточно владеет профессиональными знаниями, ориентирован на опыт избегания неудач, имеет заниженную самооценку

Использование стратегии избегания неудач

Использование простых шаблонных способов для организации и решения профессиональных ситуаций

показатели

Осмысление педагогического аспекта данной проблемы позволило выявить ряд противоречий, которые представляются актуальными на современном этапе развития системы образования в России: социально-педагогического уровня – между существующей объективной потребностью современного общества в конкурентоспособном студенте, и недостаточным вниманием педагогической теории и практики к проблеме управления процессом формирования конкурентоспособной личности выпускника вуза; научно-теоретического уровня – между педагогическим потенциалом вуза в управлении по формированию конкурентоспособности студентов и отсутствием в педагогической литературе условий, в которых процесс педагогического управления будет эффективен; научно-методического уровня – между потребностью практики в научно-методическом обеспечении конкурентоспособности и недостаточным обоснованием технологии осуществления этого процесса, направленного на достижение этой цели.

Обозначенное противоречие актуализирует проблему обоснования и реализации формирования конкурентоспособности студентов в условиях инклюзивного обучения.

Целью нашего исследования явилось проверить экспериментально организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования конкурентоспособности студентов в условиях инклюзивного образования, в том числе студенты с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогических специальностей в процессе изучения дисциплин профессионального цикла.

В соответствии с утверждением, что при инклюзивном обучении создаются равные условия для всех обучающихся, в экспериментальной части исследования мы не разделяли студентов по группам (с ограниченными возможностями здоровья и на здоровых), а создавали условия эффективного формирования конкурентоспособности для всех студентов.

Формирование конкурентоспособности студентов психолого-педагогических специальностей в процессе изучения профессиональных дисциплин будет эффективно при: организации виртуальной образовательной среды (системы управления образованием) – moodle – в процессе реализации программы дисциплины профессионального цикла; использовании элементов тренинга личностного роста в процессе реализации программы дисциплины профессионального цикла.

С нашей точки зрения организация виртуальной образовательной среды учитывает адаптационные возможности формирования конкурентоспособности у студентов с ограниченными возможностями здоровья, которые интегрированы в общие учебные группы.

В проведенном исследовании приняли участие 45 человек – студентов 5 курсов в возрасте от 21 до 23 лет (Md=18), обучающиеся по специальностям 030301.65 – «Психология» с квалификацией «Психолог. Преподаватель психологии» и 031900.65 «Специальная психология». Диагностика осуществлялась в период с 18.09.2012 по 18.04.2013. Исследования проводилось в группах по 15–20 человек. В итоге основную группу исследования составили студенты-жители г. Челябинска, обучающиеся на психолого-педагогических специальностях. Испытуемым на добровольной основе было предложено участие в исследовании.

Для решения поставленных задач были применены следующие психодиагностические методики: проводя нулевой диагностический срез по исследованию сформированности конкурентоспособности, мы использовали методику В.Я. Кибанова, тест В.И. Андреева. Для диагностики сформированности конкурентоспособности, модификацию теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД) предложена М.Ш. Магомед-Эминовым. После этого респондентам в течение семестра в процесс изучения дисциплин профессионального цикла предлагались элементы тренинга личностного роста в рамках изучения дисциплин и работа с системой moodle.

В заключении респондентам предъявлялся первоначальный список методик. В математико-статистической обработке данных использовался Т-критерий Вилкоксона. Математико-статистическая обработка данных осуществлялась в статистическом пакете IBM SPSS Statistic 12.0.

Как видно из диаграммы 1, данные подтверждают положительную динамику сформированности конкурентоспособности студентов психолого-педагогических.

Диаграмма 1. Уровень сформированности конкурентоспособности студентов в эксперименте по тесту методике В.И. Андреева

Результаты, полученные с помощью модификации тест-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД), предложенной М.Ш. Магомед-Эминовым, позволяют заключить, что большинство студентов на констатирующем этапе направлены на избегание неудач 66,8 % от общего количества испытуемых, а лишь 33,4 % ориентированы на достижения успеха.

Использование Т-критерия подтверждает достоверность полученных результатов. Полученные значения Тэмп = 220; Ткр = 286 при (p≤0.05), Ткр = 238 при (p≤0.01). Следовательно, на основе данных эксперимента можно утверждать, что получены достоверно преобладающие сдвиги на уровне значимости (p≤0.01), следовательно, произошли значимые изменения в процессе формирования конкурентоспособности студентов психолог-педагогических в процессе изучения дисциплины профессионального и обеспечения реализации организационно-педагогических условий.

Анализ результатов свидетельствует, что к концу эксперимента на 16,4 % увеличился показатель высокого уровня самооценки, на 14,1 % увеличился высокий уровень мотивации достижения успеха, на 16,6 % увеличился высокий уровень конкурентоспособности и на 11,1 % увеличился высокий уровень креативности. Данные, полученные в ходе итоговой оценки сформированности конкурентоспособности, свидетельствуют о положительной динамике процесса. В результате проведенного исследования была выявлена положительная динамика сформированности конкурентоспособности студентов в процессе изучения профессиональных дисциплин, которая позволила сделать вывод, что формирование конкурентоспособности студентов при изучении дисциплин профессионального цикла будут осуществляться более эффективно на основе выделенных организационно-педагогических условиях.

В условиях конкурентного общества качественно изменяются ис­точники формирования опыта человека. Анализ научной литературы показал, что представление о конкурентоспособности как общественной ценности стало доминиро­вать в связи с переходом к новым условиям профессиональной деятельности.

Исследование подтвердило актуальность проблемы формирования конкурентоспособности студентов в процессе изучения дисциплин профессионального цикла в условиях меняющегося российского образования, отражающей смену эффективных технологий и образовательных средств, в том числе в условиях инклюзивного обучения.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №14-06- 00884.

Рецензенты:

Сериков С.Г., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», г. Челябинск;

Котлярова И.О., д.п.н., профессор, директор Научно-образовательного центра «Педагогика непрерывного образования» ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Куба Е.А., Ярошенко С.Н. ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23404 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674