Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ДОСТОЙНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Блиева Ж.М. 1
1 ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова»
Одной из технологий интерактивного обучения является технология сотрудничества, включающая методы, позволяющие учиться, взаимодействуя между собой, педагогу и студенту. Одной из сущностей данной технологии является коллективная, творческая, воспитательная и образовательная деятельность, что находит широкое применение в мультимедийных обучающих программах по английскому языку с использованием различных методических приемов, позволяющих проводить ознакомление, тренинги, мониторинг знаний и умений студентов в контексте формирования иноязычной профессиональной компетенции. В статье рассматривается организация учебного процесса для студентов факультета «География и геоэкология» по направлению подготовки «Туризм» (степень «Бакалавр») в форме занятия, основанного на имитации деятельности конкурирующих отечественных туристических компаний.
профессиональная компетенция
образовательная деятельность
воспитательная
коллективная
технология сотрудничества
1. Арканова Т.А., Парицкая Е.П. Интерактивный курс «Практическая грамматика английского языка для самостоятельной и дистанционной работы студентов неязыковых вузов». Хроники объединенного фонда электронных ресурсов. Наука и образование. — 2015. — № 1. — С. 3.
2. Блиева Ж.М. Психолого-педагогические условия формирования языковой компетенции студентов в учебно-воспитательном процессе вуза. Монография. Владикавказ, СОГУ. — 2008. — 139 c.
3. Блиева Ж.М., Хосроева Н.И. Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции будущих менеджеров в интерактивном формате // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2014. — № 22. — С. 269.
4. Денисова Е.В. Интерактивные формы обучения иностранному языку в техническом университете. Научные труды SWorld. — 2014. — № 4. — С. 89–97.
5. Новосельцева Н.Н. Edward de Bono’s six thinking hats at English lessons. Актуальные задачи лингвистики, лингводидактики межкультурной коммуникации / Н.Н. Новосульцева // Труды и материалы 3-й Международной научно-практической конференции / Под ред. Н.С. Шарафутдиновой – Ульяновск: УлГТУ, 2008. – 286 с.
6. Попович Н.Г. Использование интерактивных методов в традиционной лекционно-семинарской форме обучения. Вестник белгородского юридического института МВД России. — 2014. — № 2. — С. 78–81.
7. Рашитова Р.С. Об интерактивных формах обучения иностранному языку в магистратуре на неязыковых факультетах. Сборник научных трудов «Теория, методика и технология предметного образования». М., 2013. — С. 70–74.
8. Фомина Т.И., Зеленова Т.Г. Инновационные технологии преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. — 2003. — № 1 (34). — С. 124–127.

В настоящее время стратегическая задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижения на этой основе принципиально нового качества обученности.

Иностранный язык обладает рядом особенностей, которые необходимо учитывать при организации обучения, а именно:

1) межпредметностью - содержанием речи могут сведения из различных областей знаний;

2) многоуровневостью - с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, с другой - умениями в четырех видах речевой речи;

3) полифункциональностью - иностранный язык может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в других областях знаний;

4) ситуативностью - необходимо  решение конкретных коммуникативных задач в условиях ситуативного иноязычного общения

На данном этапе главная цель обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. в способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение в реальной языковой среде.

Основной стратегией обучения становится личностно-ориентированный подход, ставящий личность ребенка, его возможности и способности, склонности и потребности в центр учебно-воспитательного процесса. Все это может быть реализовано на основе новых образовательных технологий.

Современные интерактивные педагогические технологии включают в себя: диалоговое общение, критическое мышление, умение решать проблемы, принимать решения, комплексное взаимодействие приобретенных ЗУН, формирование личностных качеств студента.

Различные педагогические технологии помогают разнообразить учебную деятельность, а также способствуют повышению мотивации к обучению.

В рамках новой образовательной парадигмы мотивация к обучению занимает важное место.

Цель мотивации - формирование у детей устойчивого интереса к предмету, развитие коммуникативных и творческих способностей.

Таким образом, основная задача педагога заключается в выборе приемов и методов стимулирования активной познавательной деятельности учеников, реализации творческого потенциала каждого участника образовательного процесса.

Выбранные приемы и методы обучения иностранному языку призваны решать следующие задачи:

1) обеспечить филологическое образование детей, приобщить их с ранних лет к общечеловеческим культурным ценностям и к национальной культуре;

2) создать условия для формирования нравственных понятий и убеждений;

3) создать условия для развития творческих и мыслительных способностей;

4) раскрыть возможности использования межпредметных знаний для интеллектуального развития.

Интерактивные методы обучения отвечают всем вышеперечисленным требованиям и могут быть легко внедрены в учебный процесс.

Интерактивный метод (от англ. inter - «между»; act - «действие») - это метод взаимодействия, режим диалога, беседы. Он ориентирован на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Роль педагог трансформируется, и он выступает в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся.

Учебный процесс протекает таким путем, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку студентов, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Среди самых распространенных интерактивных методов можно выделить метод проблемного изложения, метод проектов, метод анализа ситуаций (case-study), метод Jigsaw (метод пилы), метод мозгового штурма, метод критического мышления, метод Синквейна, деловые и ролевые игры, метод шести шляп, метод Insert (метод индивидуальных пометок, активное чтение), метод блиц-опроса и многие другие. Данные методы подойдут для обучения как иностранному языку, так и любому другому предмету, с соответствующими изменениями и добавлениями [1].

Интенсивный процесс коренных изменений в социальной, культурной и общественно-экономической сферах России конца XX столетия обусловил смену воспитательно-образовательной парадигмы [2]. Принципиальные изменения в экономике, обусловленные возрастающей ролью знаний, революцией в информационно-коммуникативных технологиях, становлением глобальности рынка труда, а также политическими переменами, диктуют новые требования к уровню подготовки специалистов, т.е. меняют социальный заказ общества - подготовить в короткий срок специалиста, хорошо владеющего коммуникативными иноязычными компетенциями. При минимальном количестве часов, указанном в учебном плане действующего Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), представляющего собой совокупность требований, обязующих согласовать новый социальный заказ общества с современными требованиями сформировать иноязычные коммуникативные и профессиональные компетенции, - это задача не из легких. Если раньше обучение иностранному языку в неязыковом вузе было ориентировано на чтение, понимание и перевод специальных текстов научного стиля, то сейчас необходимо обратить внимание на смещение акцента в обучении на развитие навыков речевого общения на профессиональные темы и ведение научных дискуссий [5].

Чтобы добиться поставленной задачи, необходимо сочетание традиционного и интерактивного обучения, в основе которого лежит личностно-ориентированное обучение.

С начала 2000-х гг. в отечественной педагогике сложилась научная база, позволяющая рассмотреть вопросы организации интерактивного обучения. В частности, интерес проявлялся к интеграции новых информационно-коммуникативных технологий в преподавании иностранных языков [3].

Широкое использование современных дидактических принципов суггестивности, наглядности, аудио- и мультимедийных средств не исключает традиционных методов обучения, а гармонично сочетается с разнообразными формами интерактивной деятельности на всех этапах обучения.

Одной из технологий интерактивного обучения, заслуживающей достойного внимания, является технология сотрудничества, включающая методы, позволяющие учиться, взаимодействуя между собой педагогу и студенту.

Основателями педагогики сотрудничества по праву считаются педагоги-новаторы, такие как Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова и другие отечественные лидеры образования 1980-х гг. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся С.Л. Соловейчик. Среди отечественных ученых, проявляющих интерес к интерактивному обучению в сотрудничестве, хочется отметить В.М. Букатову и А.П. Ершову [4, 7].

Одной из сущностей педагогики сотрудничества является коллективная творческая воспитательная деятельность (коммунарская методика) под девизом: «Все творчески, иначе зачем?!», в деятельности участвует весь коллектив, что находит широкое применение в мультимедийных обучающих программах по английскому языку с использованием различных методических приемов, позволяющих проводить ознакомление, тренинги, мониторинг знаний и умений студентов в контексте формирования иноязычной профессиональной компетенции.

Формирование иноязычной профессиональной компетенции опирается на формировании коммуникативной компетенции на основе создания в учебном процессе варьирующих условий для делового тренинга.

Мы рассмотрим организацию учебного процесса для студентов факультета «География и геоэкология» по направлению подготовки «Туризм» (степень «Бакалавр») в форме занятия, основанного на имитации деятельности конкурирующих отечественных туристических компаний, рекламирующих свои услуги потенциальным иностранным партнерам.

Цель занятия - реализовать дидактические условия для обучения студентов конструктивно решать задачи по преодолению профессиональных проблем в межкультурном интерактивном контексте с учетом профессиональных иноязычных и коммуникативных компетенций [6].

Объект занятия - учебно-воспитательный процесс в высшей школе.

Инновационность - объединение современных методик и технологий для включения студентов в иноязычные профессиональные и коммуникативные ситуации, основанное на интеграции возможностей ИКТ.

Студенты разбились на группы-компании, выбрали маршруты, составили экскурсии и сделали презентации, позволяющие «партнерам» сделать свой выбор. Данная технология позволила студентам погрузиться в проблемно-поисковую, творческую деятельность (была проведена большая работа в Интернете, читались справочники, писались мини-сценарии, записывались презентации). Учебный процесс принял форму деловой игры, в которой участвовала вся группа; деление на актив и пассив исключалось. Также была использована технология «Аквариум» (чем-то сродни спектаклю), где преподаватель и несколько студентов выступили в роли экспертной комиссии, провели анализ проектов, сделали свои выводы, объяснив, на чем они основывались и чем они руководствовались при выборе того или иного проекта.

В результате из трех предложенных проектов был выбран Даргавс - селение в местности, заселенной с эпохи бронзы, с большим количеством археологических памятников, главной достопримечательностью которого является аланский некрополь «город мертвых» конца I тысячелетия, презентация которого в сокращенном виде представлена ниже.

В заключение хочется отметить, что использование технологии сотрудничества, объединенной с другими активными и интерактивными методами и технологиями (ролевая игра, деловая игра, презентация, аквариум) при обучении английскому языку значительно эффективнее, чем традиционные методы, хотя последние по-прежнему лидируют. Суть технологии сотрудничества заключается в погружении студентов в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, оптимальную для формирования общекультурных, профессиональных и коммуникативных иноязычных компетенций будущего конкурентоспособного специалиста на рынке индустрии туризма и способствует формированию следующих навыков: работать в коллективе; высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения; получать новые знания; общаться; эстетически воспринимать мир.

Технология сотрудничества при обучении английскому языку как методический прием принимает участие в формировании общего мировоззрения студентов в их профессиональном образовании, что является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в единстве его взаимосвязанных компонентов: образовательного, воспитательного, развивающего и практического.

Образовательный компонент: формирование речевых экспрессивно-лексических и грамматических навыков на коммуникативно-достаточном уровне; совершенствование умений и навыков говорения на социально-бытовые и профессиональные темы; формирование навыков и развитие умений в диалогической и монологической формах общения.

Воспитательный компонент заключается в формировании у студентов уважения и интереса к разным культурам и народам; воспитании культуры общения; поддержании интереса к обучению и формированию познавательной активности.

Развивающий компонент: формирование способности к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию;  формирование способности владения культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умению логически верно, аргументированно и ясно строить речь; формирование готовности к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, толерантного отношения к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способности к межкультурным коммуникациям.

Практический компонент: формирование способности к письменной и устной коммуникации на иностранном языке, готовности к работе в иноязычной среде;  формирование способности владения основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; формирование навыков работы в профессиональной деятельности.

Современная система образования в высших учебных заведениях не имеет возможности индивидуального подхода ввиду многих обстоятельств, таких как жесткий учебный план, одинаковый для всех студентов, сокращение часов, преобладание форм и методов обучения, не оставляющих возможностей для творчества, слабая учебная мотивация студентов, случайность в выборе профессии. И, возможно, именно интерактивные методы обучения в сочетании с традиционными позволят сформировать активно-познавательную и мыслительную деятельность студентов, будут способствовать отработке в различных формах коммуникативных компетенций учащихся, усилению мотивации к изучению предмета и созданию благоприятной атмосферы на занятии.

И, что немаловажно, использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает преподавателя к постоянному творчеству, совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию.

Рецензенты:

Тахохов Б.А., д.п.н., профессор, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ;

Райцев А.В., д.п.н., профессор. Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Блиева Ж.М. ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ДОСТОЙНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23408 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674