Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФУНКЦИИ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Пивоварова И.В. 1 Пилипенко Л.М. 2
1 ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет»
2 ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет»
Роль семьи в процессе социализации личности несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, поскольку именно в семье формируется личность человека, закладываются основы нравственности, формируются нормы поведения, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для успешной адаптации в обществе. В последнее время современная семья претерпевает существенные трансформации: разрушаются нравственные устои и традиции семьи, утрачиваются жизненно важные человеческие ценности, ослабевает социально-психологический эффект семейных коммуникаций. Это негативным образом сказывается на социализации детей в семье и приводит к асоциальному поведению подрастающих поколений. В статье представлены результаты опроса населения г. Тюмени и экспертов, выявляющие роль семьи в социализации личности. Приводятся мнения экспертов относительно условий и функций семьи, оказывающих положительное влияние на формирование личности.
социализация личности
функции семьи
институт семьи
семья
1. Осипова Л.Б., Устинова О.В. Формирование гражданственности в контексте развития личности молодого человека // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2012. - № 6 (21). - С. 95-100.
2. Пивоварова И.В., Пилипенко Л.М. Роль семьи в процессе социализации личности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/122-21403.
3. Пивоварова И.В., Устинова О.В. Роль государственной политики в возрождении института семьи // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/122-21404.
4. Пивоварова И.В., Черепанова В.Н. Особенности социализации детей в современной семье. // Философия. Социология. Культурология. Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - № 9 (364). - С. 125-130.
5. Устинова О.В., Осипова Л.Б. Семья – основной институт воспроизводства населения (на примере юга Тюменской области) // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. - 2013. - № 2. - С. 204-206.
6. Устинова О.В., Пивоварова И.В. Преодоление кризиса института семьи в России // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2014. - № 1. - С. 78-82.
7. Хайруллина Н.Г., Москатова А.К., Недосекина А.Г., Обидина Ю.С. и др. Социально-гуманитарные проблемы современности // Личность и общество. - Saint-Louis, MO, USA, 2013.
8. Ustinova O.V. Deformation of values system as a reason of demographic crisis in Russia. Scopus // Life Sci J. - 2014. – 11 (8s). - Р. 465-468.
9. Ustinova O.V. An Investigation into the Motives Behind the Reproductiv Conduct of the Ural Federal District Scopus // World Applied Sciences Journal. - 2014. – 31 (5). - Р. 910-914.

Кризис семьи, начиная с конца 90-х годов XX столетия, предопределил переоценку жизненных ценностей молодого поколения России под воздействием новой социально-экономической и социально-политической ситуации и трансформации ценностных ориентаций основных агентов социализации в семье – родителей и старшего поколения [1; 5; 7]. Сама семья уже не справляется с процессом формирования личности российского гражданина, который вышел из-под ее контроля, наблюдается существенная деформация внутрисемейных взаимоотношений, отчуждение детей и родителей, равнодушие и неуважение друг к другу. Ближайшее окружение детей оказывает большее влияние на них и их ценностные ориентации. Табачная, алкогольная, наркотическая, экранная, компьютерная игровая и другие зависимости свидетельствуют о деградации духовной и эмоциональной сферы личности ребенка, последствиями которой является асоциальное поведение молодых поколений [3; 8; 9].

Появилась настоятельная потребность в новых формах и видах взаимодействия детей и родителей, срочных мерах по созданию комфортной среды социализации и воспитания ребенка в семье.

Для анализа ролевых функций семьи в процессе социализации личности ребенка авторами были использованы результаты социологического исследования населения г. Тюмени и экспертного опроса [2; 4; 6].

В табл. 1 представлены рейтинги условий воспитания детей в процессе их социализации, выставленные респондентами и экспертами. Список предложенных экспертам ответов несколько шире и немного отличается от списка для респондентов.

Таблица 1

Условия воспитания детей с целью их адаптации в современном обществе

 

Рейтинг

(респонденты)

Рейтинг

(эксперты)

Формирование нравственных ценностей (честность, правдивость, обязательность, ис­кренность, надежность, доброжелательность, порядочность, от­ветственность, справедливость, терпимость и т.д.)

1

1

Воспитание патриотизма, любви к Родине

9

5

Приобщение к здоровому образу жизни

2

4

Воспитание мужества, стойкости

6

12

Развитие умственных способностей

3

6

Привитие трудолюбия, организованности, самодисциплины, ответственности

5

7

Дать хорошее образование

4

8

Обучение профессии, которая может обеспечить материально себя и семью на всю жизнь

7

9

Формирование гражданской позиции

8

10

Воспитание веры в бога

11

13

Формирование деловых способностей

10

14

Привитие навыков и умения использовать обстоятельства для достижения своих целей

12

Не предложен

Усвоение ценностей, норм, культуры, образцов поведения современного общества

Не предложен

2

Самоутверждение

Не предложен

11

Формирование семейных ценностей (быть отцом (матерью), супругом (супругой))

Не предложен

3

Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы: на первое место среди условий воспитания респонденты и эксперты поставили формирование нравственных ценностей (51,6%). На втором месте, по мнению экспертов, фактор усвоения ценностей, норм, культуры, образцов поведения современного общества.

На второе место респонденты и на четвертое место эксперты неожиданно поставили здоровый образ жизни как главное условие воспитания детей с целью их адаптации к современному обществу, с чем можно согласиться, так как пример родителей всегда оказывает огромное влияние на детей, и нездоровый образ жизни негативно сказывается на их ценностных ориентациях и поведении.

Настораживает тот факт, что респонденты на одно из последних мест (9) поставили условие воспитания патриотизма и любви к Родине. Фактически очень сложно адаптировать ребенка к обществу, если не воспитывать в нем любовь к тому государству, в жизнедеятельности общества которого он собирается участвовать. Эксперты этот фактор выставили на пятое место.

Формирование гражданской позиции, по мнению экспертов (10 место) и респондентов (8 место), не столь важный фактор в воспитании детей, с чем можно поспорить, так как гражданская позиция личности – один из критериев его социально активной позиции, а значит, и результат его социализации.

Развитие умственных способностей, образование, привитие трудолюбия, организованности, как считают респонденты (3-5 места) и эксперты (6, 8, 7 места), достаточно важные составляющие в воспитании детей, с чем можно согласиться, так как социализация будет успешна скорее у грамотных, умных, образованных, организованных и трудолюбивых людей.

Подавляющее большинство экспертов (84%) в качестве основной характеристики семьи выделяет взаимную моральную ответственность. За другие характеристики семьи в целом количество высказавшихся экспертов примерно одинаковое (от 35 до 45%) (рис. 1): основанная на браке и кровном родстве; основанная на определенных ценностях и нормах; общность быта и проживания; общий образ жизни; имеющая определенные семейные роли и функции; формирующая социально активную личность.

Рис. 1. Мнения экспертов по поводу основных характеристик семьи, способствующих социализации ребенка в семье, %.

Несколько меньшее количество экспертов (менее 23%) выбрало такие характеристики семьи, как связи, взаимодействия и отношения людей с целью воспроизводства человеческого рода; реализующая определенные общественные потребности; реализующая определенные личностные потребности индивида.

В целом такие характеристики семьи, как взаимная моральная ответственность, основанная на определенных ценностях и нормах, формирующая социально активную личность, и обеспечивают успешную социализацию ребенка.

По результатам опроса респондентов и экспертов были определены основные задачи семьи при воспитании ребенка и степень их значимости (рис. 2-5).

Рис. 2. Основные задачи семьи при воспитании ребенка, по мнению респондентов (0 – отсутствие данных), %.

Рис. 3. Основные задачи семьи при воспитании ребенка, по мнению респондентов (0 – отсутствие данных), %.

Рис. 4. Основные задачи семьи в процессе социализации личности, по мнению экспертов (0 – отсутствие данных), %.

Рис. 5. Основные задачи семьи в процессе социализации личности, по мнению экспертов (0 – отсутствие данных), %.

В табл. 2 приведены результаты сравнительного анализа мнений экспертов и респондентов относительно основных задач в процессе воспитания и социализации ребенка.

Таблица 2

Задачи семьи в процессе воспитания и социализации ребенка

Задачи семьи

Рейтинг

(респонденты)

Рейтинг

(эксперты)

Адаптация и приспособление к современному обществу (усвоение социальных норм, ценностей, образцов культуры)

Самореализация личностью своих творческих способностей (саморазвитие)

Регламентация поведения, ответственности и обязательств

Защита

Поддержка в материальном плане

Развитие нравственных духовных ценностей

Помощь в приобретении социального статуса

Организация досуга и отдыха

Получение образования

 

 

2

 

1

 

4

5

6

7

8

9

3

 

 

1

 

2

 

4

5

8

3

7

9

Не предложен

На первое место среди задач семьи большинство респондентов поставило самореализацию своих творческих способностей, а большинство экспертов - адаптацию в современном обществе и усвоение основных его ценностей, норм и правил. Второй по значимости задачей респонденты выбрали адаптацию в современном обществе, а эксперты - самореализацию своих творческих способностей.

Выбор приоритетов респондентов и экспертов по большинству задач семьи практически одинаков. Присутствует отличие только по развитию нравственных, духовных ценностей. Респонденты определили эту задачу седьмой по значимости, и этот факт вызывает особые опасения за наших детей – какой базис будет лежать в основе их воспитания, если семья не будет реализовывать задачу формирования нравственных ценностей? Представляется, что самих родителей необходимо учить тому, как осуществлять социализацию детей, какой должна быть направленность этих процессов.

Эксперты обозначили третье место данной задаче, понимая всю ее значимость в социализации личности.

Подводя итог, авторы отмечают, что ролевые функции семьи как направления ее жизнедеятельности в соответствии с определенной ролью и предназначением, ролевым поведением отдельных личностей в семье различны в зависимости от целенаправленности, условий существования, окружающей среды, взаимодействий с окружением и самих членов семьи между собой.

Рецензенты:

Линник Т.Г., д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления и права, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет», г. Тюмень;

Силин А.Н., д.соц.н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Пивоварова И.В., Пилипенко Л.М. ФУНКЦИИ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23430 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674