Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Пивоварова И.В. 1 Черепанова В.Н. 2
1 ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет»
2 ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет»
Российская семья сегодня переживает ситуацию, когда кардинальные социально-политические и социально-экономические преобразования, в корне изменившие систему жизненных ценностей населения страны, поставили под угрозу существование институтов семьи и брака. Семья, традиционно уважаемый в стране социальный институт, в значительной мере утратила свою ценность. Еще более ухудшили ситуацию произошедшие не так давно в России социальный и экономический кризисы. Осознавая роль подрастающего поколения в развитии страны, необходимо признать актуальность проблем семьи и семейного воспитания. В статье предлагается авторская концептуальная модель семьи в процессе социализации личности, результатом реализации которой является успешная социализация ребенка. Выделяются субъекты и факторы социализации, позитивно влияющие на формирование личности ребенка. Предлагаются мероприятия семейной политики, способствующие социализации детей в семье.
социализация личности
функции семьи
институт семьи
семья
1. Осипова Л.Б., Устинова О.В. Формирование гражданственности в контексте развития личности молодого человека // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2012. - № 6 (21). - С. 95-100.
2. Пивоварова И.В., Пилипенко Л.М. Роль семьи в процессе социализации личности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/122-21403.
3. Пивоварова И.В., Устинова О.В. Роль государственной политики в возрождении института семьи // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/122-21404.
4. Пивоварова И.В. Черепанова В.Н. Особенности социализации детей в современной семье // Философия. Социология. Культурология. Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - № 9 (364). - С. 125-130.
5. Устинова О.В., Осипова Л.Б. Семья – основной институт воспроизводства населения (на примере юга Тюменской области) // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. - 2013. - № 2. - С. 204-206.
6. Устинова О.В., Пивоварова И.В. Преодоление кризиса института семьи в России // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2014. - № 1. - С. 78-82.
7. Хайруллина Н.Г., Москатова А.К., Недосекина А.Г., Обидина Ю.С. и др. Социально-гуманитарные проблемы современности // Личность и общество. - Saint-Louis, MO, USA, 2013.
8. Шагифуллина И.Э. Особенности социальной поддержки многодетных семей в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/568/3491.
9. Khairullina N.G., Sadykova K.N. Interaction between generations: a sociological approach // World Applied Sciences Journal. - 2014. - Т. 31. - № 1. - С. 124-127.
10. Ustinova O.V. Deformation of values system as a reason of demographic crisis in Russia. Scopus // Life Sci J. - 2014. – 11 (8s). - Р. 465-468.
11. Ustinova O.V. An Investigation into the Motives Behind the Reproductiv Conduct of the Ural Federal District Scopus // World Applied Sciences Journal. - 2014. – 31 (5). - Р. 910-914.

Кризис семьи, начиная с конца 90-х годов XX столетия, предопределил переоценку жизненных ценностей молодого поколения России под воздействием новой социально-экономической и социально-политической ситуации и трансформации ценностных ориентаций основных агентов социализации в семье – родителей и старшего поколения [3; 9; 10; 11]. Сама семья уже не справляется с процессом формирования личности российского гражданина, который вышел из-под ее контроля, наблюдается существенная деформация внутрисемейных взаимоотношений, отчуждение детей и родителей, равнодушие и неуважение друг к другу [5; 7; 8]. Ближайшее окружение детей оказывает большее влияние на них и их ценностные ориентации. Табачная, алкогольная, наркотическая, экранная, компьютерная игровая и другие зависимости свидетельствуют о деградации духовной и эмоциональной сферы личности ребенка, последствия которых страшны: детская и подростковая беспризорность, рост молодежной преступности, криминализация молодежных групп, увеличение числа детских суицидов.

Появилась настоятельная потребность в новых формах и видах взаимодействия детей и родителей, срочных мерах по созданию комфортной среды социализации и воспитания ребенка в семье, усвоению общественной культуры, и с этой точки зрения заявленная в статье тема весьма актуальна на современном этапе развития российского общества, так как решает проблему разработки комплекса ролевых функций семьи в процессе социализации детей и формирования личности ребенка в семье основными субъектами социализации: родителями в эффективном взаимодействии с внешними агентами социализации.

Социологические исследования проблем социализации личности и роли в этом процессе семьи, результаты которых подробно описаны в научных публикациях [1-4; 6], позволили авторам построить модель состава системы семьи в процессе социализации личности (рис. 1), представляющую собой совокупность подсистем и элементов, субъектов и объектов системы – внутреннее ее содержание. Целостность и обособленность системы, отображенные в модели, в данном случае выступают как внешние свойства. Но сам «ящик» имеет свое собственное содержание, которое может быть неоднородным по составу, поэтому условно его можно обозначить как «черный ящик».

В системе семьи в процессе социализации личности были выделены шесть подсистем: члены семьи, ролевые функции семьи, материальный базис семьи, психофизические характеристики членов семьи, ценности членов семьи, ценностные ориентации.

В качестве неделимого элемента, не входящего ни в одну подсистему, была выбрана атмосфера в семье. Как показали результаты авторских исследований, все подсистемы и элементы системы, выделенные в модели состава системы, в той или иной мере участвуют в процессе социализации детей в семье и в реализации воспитательных функций, вступают в определенные взаимодействия между собой, способны трансформироваться под воздействием некоторых факторов, и при эффективности этих взаимодействий и воздействий вносят свой вклад в успешную социализацию детей.

 

Рис. 1. Модель состава системы семьи в процессе социализации личности.

Взаимодействия и воздействия элементов, подсистем друг на друга отображены в модели структуры системы семьи в процессе социализации личности (рис. 2) в виде отношений между ними. Структура системы представляет собой некую совокупность необходимых и достаточных для достижения цели отношений между элементами и подсистемами.

Очевидно, что таких отношений существует великое множество, и учесть их все невозможно, поэтому из всех отношений были выбраны самые существенные для достижения цели.

В качестве субъектов социализации детей в семье выступают, в первую очередь, мать и отец, бабушка, дедушка, старший брат (сестра), другие родственники со своими психофизическими характеристиками, ценностями и ценностными ориентациями. Именно их ролевое поведение формирует основную направленность ролевых функций семьи как некоторых областей ее жизнедеятельности: репродуктивной, экономической, хозяйственно-бытовой, досуговой, эмоциональной, духовной, социально-статусной и социального контроля. Ценностные ориентации субъектов социализации определяют реализацию функций социализации и воспитательной, сама личность этих субъектов напрямую воздействует на формирование личности ребенка.

В свою очередь весь комплекс функций воздействует на ребенка не только через воспитательную и функцию социализации, но и напрямую. Эмоциональная и духовная ролевые функции семьи формируют основу нравственной и эмоциональной составляющей личности ребенка, но только при эффективности ее реализации возможно исполнение функции социализации и воспитательной функции.

Атмосфера, в том числе и стиль воспитания, и материальный базис семьи оказывают прямое воздействие на формирование личности в семье, но, кроме этого, и опосредованно влияют на субъекты социализации и ролевые функции семьи.

Рис. 2. Модель структуры системы семьи в процессе социализации личности.

В результате реализации ролевых функций семьи в процессе социализации создаются ценности личности, изменяются ее психофизические характеристики, что приводит к формированию ценностных ориентаций ребенка в процессе его социализации.

Результатом авторских исследований стала модель «белого ящика» (или «прозрачного ящика») системы семьи в процессе социализации, в которую были включены все разработанные модели: «черного ящика», состава и структуры. В такой модели указаны все элементы системы, отношения между элементами внутри системы и связи определенных элементов с окружающей средой (рис. 3).

В модели определены входы: параметры и решения в отношении субъектов и объектов социализации в семье, ролевые функции и экономический базис семьи. Выходы представляют собой результаты успешной социализации ребенка в семье – личность с определенными психофизическими характеристиками, ценностями и ценностными ориентациями в соответствии с усвоенными ценностями и нормами, правилами и культурой общества в процессе социализации с социально активной жизненной позицией.

В разработанной модели «белого ящика» представлены все взаимосвязи внешних (воспитатели дошкольных образовательных учреждений, учителя школ, гимназий, лицеев, начальных и средних профессиональных учебных заведений, преподаватели высших учебных заведений, преподаватели, тренеры кружков, секций, друзья, представители трудовых коллективов, властных структур, молодежных объединений, церкви, СМИ, медицинских учреждений, виртуальных сообществ) и внутренних субъектов социализации (члены семьи). Связи могут быть опосредованные, как, например, общественных организаций на субъекты социализации, и через них - на детей.

Рис. 3. Концептуальная модель структуры семьи в процессе социализации личности.

Модель включает в себя факторы субъектов социализации, позитивно влияющие на формирование ребенка (табл. 1).

Таблица 1

Факторы, позитивно влияющие на формирование личности ребенка

Факторы

1.

Пример родителей

2.

Следование семейным традициям, обычаям, правилам

3.

Наличие проживающего старшего поколения в семье

4.

Совместные походы в театры, чтение книг, просмотр фильмов

5.

Приобщение детей к хозяйственным делам

6.

Моральное поощрение (похвала)

7.

Отсутствие отца или матери в семье

8.

Наличие в семье ее неработающих членов

9.

Наличие работы у детей

10.

Кто из членов принимает главные решения в семье

11.

Формирование нравственных ценностей

12.

Воспитание патриотизма, любви к Родине

13.

Приобщение к здоровому образу жизни

14.

Воспитание мужества, стойкости

15.

Развитие умственных способностей

16.

Привитие трудолюбия, организованности, самодисциплины, ответственности

17.

Дать хорошее образование

18.

Обучение профессии, которая может обеспечить материально себя и семью на всю жизнь

19.

Формирование гражданской позиции

20.

Воспитание веры в бога

21.

Формирование деловых способностей

22.

Привитие навыков и умения использовать обстоятельства для достижения своих целей

23.

Усвоение ценностей, норм, культуры, образцов поведения современного общества

24.

Самоутверждение

25.

Формирование семейных ценностей (быть отцом (матерью), супругом (супругой))

26.

Самореализация личностью своих творческих способностей

В разработанной в процессе исследования модели были выставлены рейтинги значимости субъектов социализации, что позволило выявить основных воздействующих элементов на формирование личности ребенка в семье: мать, отец, родственники, друзья, учителя и преподаватели. Меньшее влияние оказывают трудовой коллектив, СМИ, реклама, фильмы, книги. Минимальное воздействие на детей оказывает церковь, молодежные субкультуры, общественные организации, интернет-сообщества, власть.

В результате реализации модели должна быть сформирована личность, обладающая набором психофизических характеристик, ценностей и ценностных ориентаций. Основной базис – это нравственные (честность, правдивость, обязательность, ис­кренность, надежность, доброжелательность, порядочность, от­ветственность, справедливость, терпимость и т.д.) и семейные ценности (быть родителями, рожать и воспитывать детей; быть хорошими родственниками, поддерживать с ними тесную связь; быть супругами, вести семейную жизнь; личного саморазвития; профессионального роста; достижение высокого социального статуса).

Конечный итог успешной социализации – ценностные ориентации личности ребенка. На рис. 4 представлен набор характеристик личности, которая должна быть сформирована в процессе социализации  в семье, отражающий ее ценностные ориентации.

Характеристики «социально-активный», «ответственный», «нравственный», «культурный», «организованный», «целостный», «смелый» фактически означают ценностные ориентации личности, социализированной в семье, предусматривают высокий уровень социальной активности, возможность воздействовать на общество в соответствии со своими нравственными и гражданскими критериями на основе освоенных личностью норм, ценностей, правил, образцов поведения, культуры современного российского общества.

Рис. 4. Характеристики личности, сформированной в процессе социализации в семье, отражающие ее ценностные ориентации.

Для реализации концептуальной модели структуры семьи в процессе социализации личности был предложен ряд мероприятий: принятие соответствующих законов о защите, помощи российской семье; создание системы реализации законов о семье; организация, развитие и поддержка сети образовательных (дошкольных, школьных,  высших учебных заведений) и воспитательных учреждений; поддержка и развитие системы медицинского обслуживания; организация сети заведений досуга; создание центров консультационной, психологической, правовой поддержки семьи; помощь в преодолении безработицы членов семьи; помощь в предоставлении (приобретении) жилья; предоставление материальной помощи нуждающимся семьям; организация помощи молодой семье; признание воспитания детей как трудовой деятельности, государственной службы  со своими обязанностями, правами, заработной платой, отпусками и льготами.

Таким образом, в процессе разработки концепции ролевых функций семьи в процессе социализации личности была определена целевая направленность семьи при воспитании детей – успешная их социализация и адаптация в современном российском обществе.

Рецензенты:

Линник Т.Г., д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления и права, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет», г. Тюмень;

Шилова Н.Н., д.э.н., профессор, Тюменский государственный Нефтегазовый университет, г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Пивоварова И.В., Черепанова В.Н. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23431 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674