Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС «ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР» КАК МЕТОД ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙН-СРЕДЫ

Щекалёва М.А. 1 Филоненко Е.И. 1 Петухов В.В. 2, 1
1 ФГОУ ВО Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
2 ФГОУ ВО Дальневосточный федеральный университет
В статье рассматривается накопленный за несколько десятилетий практический опыт организации и проведенияконкурса детско-юношеского творчества в контексте структуры профориентационной работы вуза направления подготовки дизайн-среды. На примере ежегодного творческого конкурса-выставки во ВГУЭС рассматривается значение конкурса в формировании эстетически целостной и многогранной личности подростка. Показывается форма организации мероприятия, функции и характеристики выставки-конкурса с точки зрения создания уникальных условий приобретения профессиональных компетенций у потенциальных абитуриентов, будущих дизайнеров среды. Авторами анализируется результат деятельности творческого конкурса в рамках кафедры дизайна и технологий ВГУЭС, демонстрируется важность подобных мероприятий как средства формирования активной и творчески самостоятельной личности, доказывается, что конкурс является креативной средой, обеспечивающей высокий уровень художественного образования в регионе.
профессиональная ориентация
экспозиция
рисование
выставка
творческая личность
творческий конкурс
творчество
дизайн
1.Влолвик, А.Ф. Все о рисовании. - М.: Изд-во Астрель, 2000. – 176 с.
2. Кирцер,Ю.М. Рисунок и живопись. Практическое пособие. – М.: Изд-во Высшая школа, 1992. – 270 с.
3. Корбюзье, ЛеТворческий путь. – М., 1970. – 211 с.
4. Капальдо, А., Претте, М. Творчество и выражение. – М.: Изд-во Советский художник, 1985 г. – 168 с.
5. Коноплёва, Н.А., Данилова, О.Н., Зайцева, Т.А.Творческие подходы в дизайн образовании / Н.А. Коноплёва, О.Н. Данилова, Т.А. Зайцева [Электронный ресурс]. Режим доступа: Современные проблемы науки и образования. – 2014. − №3: http://www.science-education.ru/117-13541 (дата обращения 15.09.2015).

Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Сухомлинский В. А.,
советский педагог-новатор

В сознании человека профессия нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. Суть профориентационной работы с творческой молодежью состоит в том, чтобы помочь детям и их родителям своевременно и правильно сориентироваться в мире современных профессий, не ошибиться в выборе будущего. Не секрет что возможности, формы работы и цели профориентационной работы, которые ставит для себя общеобразовательное учреждение и образовательные учреждения высшего профессионального образования различаются. В связи с этим драгоценен опыт кафедры дизайна и технологий Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, накопленный за двадцать лет существования  регионального творческого конкурса «Юный дизайнер».

Цель работы –рассмотреть важность регионального детско-юношеского конкурса как средства формирования активной и творчески самостоятельной личности; доказывается, что конкурс является креативной средой, обеспечивающей высокий уровень художественного образования в регионе.

Детство – самый лучший и беззаботный период в жизни человека, быстро проходит, и, уже подросший ребенок – подросток, встает перед выбором своего будущего. Родители, пройдя весь этот путь, стремятся помочь своему ребенку, уже с раннего возраста стараются развивать в маленьком человеке разные способности. Поэтому ребёнок занимается спортом, хореографией, овладевает музыкальной грамотой и т.п., и, конечно же, рисует…, а «рисуя, учишься видеть зарождение вещей» [2]. Рисует ребенок в любом возрасте и в любом случае: с педагогом или без него.

Рисование – важный вид деятельности подрастающей личности, дающий возможность проявлять фантазию и воображение различными изобразительными средствами.  Развитое воображение – это особый дар и умение использовать виденное [1]. Своим творчеством подросток проявляет отношение к окружающему его миру людей, животных, да и целой вселенной.

Сегодня, в век интенсивной информатизации образования, широкого применения цифровых изобразительных средств: электронных планшетов, компьютерных программ для рисования, графических редакторов, живое детское творчество становится наиболее ценно, так как является видом деятельности, в котором более естественно и ярко проявляются креативные качества маленького человека.

Уместно, процитировать мудрые слова великого французского энциклопедиста и просветителя Дени Дидро: «Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере, как читать, считать и писать, превзойдет все другие в области наук, искусства и ремесел».

В настоящее время в регионе действует обширная сеть детских школ, осуществляющих общую художественную подготовку детей в широком возрастном диапазоне. Оценить качество их подготовки, сравнить результаты, получаемые в процессе обучения, позволяют конкурсы, обеспечивающие сбор обширного материала детского изобразительного творчества. Представленный в виде выставок, этот материал являет собой мощный творческий потенциал не только для зрителей, но и для педагогов, занимающихся художественной подготовкой детей.

Регулярно проводимые конкурсы с ежегодно обновляемой тематикой, стимулируют деятельность учебных заведений, поощряя возможности самовыражения в рамках детского творчества широкой массы обучающихся детей.

Конкурс «Юный Дизайнер» во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, проходит ежегодно уже на протяжении двадцати лет. Свое начало конкурс берет в уже далеком 1994 году. Организованный по инициативе Дальневосточного технологического института (переименованного в последующем во Владивостокский государственный университет экономики и сервиса − ВГУЭС) и кафедры дизайна, при содействии Комитета по делам молодежи администрации Приморскогокрая, Управления народного образования администрации Приморского края и Приморской Краевой детской картинной галереи, в течении нескольких лет проходил под названием «Храбрый Кутюрье».

C 1996 года конкурс носит название «Юный дизайнер». Такое название позволяет использовать творческий потенциал детей как в области представления моделей одежды, так и в разработке объектов дизайна, поскольку «…художественное воспитание - это воспитание, лишенное какой бы то, ни было специализации и понимаемое в этимологическом смысле слова «educere», то есть раскрытие в каждом индивидууме потенциально заложенных возможностей» [3]. Конкурс четко вписался в систему непрерывного профессионального дизайн-образования, реализуемую во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, «охватывая все уровни формирования творческой личности» [5].Основными участниками конкурсатрадиционно являются дети дошкольного и школьного возрастов детских художественных и общеобразовательных школ города Владивостока и городов и поселков Приморского края.

Участие обучающихся ДХШ в конкурсной и выставочной деятельности помогает повысить самооценку и определить уровень готовности к поступлению в высшие учебные заведения.Сотрудничество с высшими учебными заведениями это не просто информационный обмен, а необходимое условие для квалифицированной подготовки выпускника к успешному поступлению[4].

Совместные мероприятия, преподавательские и студенческие выставки, лекции, мастер-классы, организация экскурсий являются еще одним спектром работы в области профориентации.

Двадцать лет... Солидный период для любоготворческого конкурса. Этот срок убедительно доказывает, что конкурс "Юный дизайнер" популярен и востребован, так как с каждым годом количество участников только увеличивается. Для участия в конкурсе привлекаются юные таланты в возрасте от 5 до 20 лет.

С 2013 года конкурс "Юный дизайнер" носит имя его основателя, Елены Сергеевны Лобовой, прекрасного педагога, много лет отдавшего общей художественной подготовке детей.В настоящее время организатором Конкурса «Юный дизайнер» является кафедра «Дизайна и технологий» и центр «Абитуриент» ВГУЭС.

Ежегодно для проведения мероприятия формируются Организационный комитет и Художественный совет из числа ведущих преподавателей кафедры Дизайна и технологий ВГУЭС,и профессиональное жюри.  В состав профессионального жюри входят представители творческой общественности города (работники культуры, средств массовой информации, общественных организаций), профессионалы (преподаватели профилирующих кафедр ВГУЭС),члены Союза архитекторов, Союза дизайнеров, Союза художников России.

Эмблема конкурса «Юный дизайнер» разработана студенткой кафедры дизайна Татьяной Лодяновой, и является визитной карточкой конкурса на протяжении почти 20-ти лет (рис. 1).

http://ismd.vvsu.ru/photos/35C0D9EF_C429_4C0A_AC5E_18965613DED2_295x199.jpg

Рис. 1. Эмблема конкурса «Юный дизайнер»

Конкурсная программа состоит из двух номинаций: «Дизайн среды» и «Дизайн одежды», в каждой номинации пять возрастных групп: «5-7лет», «8-10 лет». 11-13 лет». «14-16 лет» и «17-20 лет». 

Цель конкурса – выявление юных талантов в области изобразительного искусства среди воспитанников детских образовательных учреждений и учащихся средних школ, а также содействие развитию детского творчества, создание условий для раскрытия творческих способностей юных авторов и, конечно же, профориентационная работа. Мастер-классы, проводимые в рамках конкурса, позволяют приобщить детей к новым интересным технологиям в художественной деятельности, что во многом повышает привлекательность профессии дизайнера, архитектора и др. Эти специальности в дальнейшем будут находиться в сфере выбора ими будущей профессии.

Проведение творческого конкурса разбито в два этапа: заочный и очный. Ежегодно осенью, дается старт конкурса, и объявляются темы первого, заочного, этапа. Тематика конкурса ежегодно обновляется.  Информация о конкурсных мероприятиях и порядкеих проведения, о победителях и призерах публикуется в сети Интернет на сайте университета − ВГУЭС, и на сайте кафедрыДизайна и технологий.

Художественное воспитание в подростковый период не должно ориентироваться на наиболее одаренных детей; его цель вызвать в каждом ученике веру в искусство как средство выражения сообразно индивидуальным наклонностям и потребностям (3). Дети всех возрастных групп активно и с большим интересом участвуют в проводимом мероприятии. Участниками конкурса становятся все желающие из городов и поселков Приморского края и города Владивостока, самостоятельные авторы или отдельные авторы творческих коллективов общеобразовательных и художественных школ, студий, училищ, детских домов и интернатов.

Первый этап длится до середины февраля, участники присылают работы в оргкомитет конкурса. По завершении первого отборочного этапа, собирается сформированная комиссия, апредставленные работы, оцениваются по соответствующим критериям:

- Соответствие тематике конкурса;

- Авторской концепции;

- Творческой самостоятельности в раскрытии темы;

- Знание основ композиции;

- Художественному вкусу;

- Оригинальности и мастерству исполнения;

- Образной и эмоциональной выразительности.

Ежегодно, на отборочный, заочный этап конкурса присылают работы до тысячи юных художников. Все работы интересны и своеобразны, но конкурс есть конкурс, и обязательно должны быть победители. Поэтому, во втором, очном, этапе принимают участие порядка трехсот человек.

http://ismd.vvsu.ru/photos/AA1D850E_3B24_42E0_8199_705560992032_170x113.jpghttp://ismd.vvsu.ru/photos/9C84A081_31B1_4870_9BE4_387C3FDFBF9F_85x113.jpghttp://ismd.vvsu.ru/photos/24762F66_1A6C_4A25_94FA_0E042B1F6703_85x113.jpg

Рис. 2. Работы учащихся возрастной группы 8 − 10 лет

http://ismd.vvsu.ru/photos/8FBAE03E_650F_4F92_B4EE_20D955141D59_170x113.jpghttp://ismd.vvsu.ru/photos/405FB7F9_7F3E_44B5_9C4D_69CA14FBE707_170x113.jpg

Рис. 3. Работы учащихся возрастной группы 11 − 13 лет

Второй этап приурочен к весенним школьным каникулам. Мероприятие проходит два дня в университете на кафедре ДЗТ: в первый день, участники по возрастным группам размещаются в аудитории и, в течении трех часов работают над предложенной оргкомитетом темой. Заданияозвучиваются непосредственно в аудитории перед началом работы.

http://ismd.vvsu.ru/photos/CFB05787_6B77_4408_A438_12ADA68CFAD6_85x113.jpghttp://ismd.vvsu.ru/photos/D8D2E051_C64E_4C59_A7E9_92CDEBCAB339_85x113.jpghttp://ismd.vvsu.ru/photos/EF5B801C_09DA_402F_B6A8_ADA64CBD28D2_85x113.jpg

Рис. 4.Работы учащихся возрастной группы 17-20 лет, «…Ночь, улица, фонарь…»

Параллельно с аудиторной работой участников конкурса, сопровождающие их педагоги и родители принимают участие в творческих на мастер-классах, организованных преподавателями кафедры дизайна и технологий.

http://ismd.vvsu.ru/photos/30855059_8ECF_457E_A763_5885E9C1B20E_170x113.jpghttp://ismd.vvsu.ru/photos/AD77F399_3F35_4484_9D1B_1C09A700F281_170x113.jpghttp://ismd.vvsu.ru/photos/A9D1B9E3_E720_4D44_89A4_63E94776FB49_170x113.jpg

Рис. 5. Второй этап. Работа конкурсантов в аудитории

По окончании отведенного времени работы конкурсантов наступает время жюри. Сложная задача стоит перед членами жюри т.к. теперь необходимо выбрать победителей в каждой возрастной группе. Самыми активными участниками на всех этапах традиционно являются малыши (5-7лет, 8-10 лет), их работы полны света и жизни. Работы старшеклассников более вдумчивые и глубокие.

http://ismd.vvsu.ru/photos/57ED14D9_AA50_460F_8AE0_115D62AE3CFE_170x113.jpg

Рис. 6.Работа на тему «Фантик для конфеты» завоевала приз зрительских симпатий на страницах социальных интернет ресурсов.

По сложившейся традиции, награждение проходит на следующий день после конкурса в торжественной обстановке зала «Андеграунд» и сопровождается театрализованным представлением, приготовленным «Театром мод» ВГУЭС.

http://ismd.vvsu.ru/photos/1B95F0CF_B8FF_48D9_AADE_FEDB73AEA84F_170x113.jpghttp://ismd.vvsu.ru/photos/8037DB0F_250F_4A19_89F6_7DA8B16D0D15_170x113.jpghttp://ismd.vvsu.ru/photos/23D2786E_D0A5_4C2E_900E_8BC353C9419A_170x113.jpg

Рис. 7. Творческие работы учащихся 14−16; 17−20 лет

Лучшие работы первого и второго этапов конкурсных мероприятий в течении недели представлены на выставочных стендах университета, став своего-рода первым «звездным часом» юных талантов.

http://ismd.vvsu.ru/photos/B63C26BB_CCD5_4630_B211_31C4AEF877A1_170x113.jpg

Рис.8 Выставочный стенд с работами победителей конкурса.

После завершения работы творческого конкурса и выставки, юные участники формируют портфолио творческих работ, в котором отражаются фотографии собственных работ, дипломы, фотоснимки экспозиции. Этот этап становится завершающим актом в жизни юного участника, а полученный позитивный опыт на прямую способствует повышению мотивации творчества.

Многолетний опыт проведения конкурса показал его эффективность, как мероприятия, позволяющего укрепиться юным дарованиям в выбранной профессии. Участники конкурса растут вместе с конкурсом, переходя из младшей возрастной группы в старшую, дорастают до абитуриентов и далее до студентов специальности «Дизайн».

Весьма привлекательным моментом конкурса является поиск тем, ориентированных на определенные возрастные группы. К этому процессу привлекаются студенты-дизайнеры, чья неуемная фантазия, подчас, является мощным стимулом для раскрытия творческого потенциала детей.

Устойчивая популярность творческого конкурса подтверждает его удачную направленность, что предопределяет его дальнейшее развитие в рамках совершенствования актуальности предлагаемых к разработке заданий и расширения технологий представляемых работ.Главной целью мероприятия является привлечение юных дарований.

Рецензенты

Коноплева Н.А., д.культурологии, профессор кафедры дизайна и технологий Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток;

Федоровская Н.А., д. искусствоведения, заведующий кафедрой изобразительного искусства Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток.


Библиографическая ссылка

Щекалёва М.А., Филоненко Е.И., Петухов В.В., Петухов В.В. ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС «ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР» КАК МЕТОД ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙН-СРЕДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23458 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674