Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Усынина Н.И. 1
1 ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Изучением проблем учащейся молодежи на протяжении длительного времени занимается большое количество исследователей. Современное образование все чаще ориентируется на личность обучаемого с целью содействия всестороннему раскрытию потенциальных интеллектуальных, творческих способностей и профессиональных качеств. Важным элементом процесса обучения становится не только получение знаний, но и определение жизненного пути, социализация и самореализация студента. По теме исследования был проведен социологический опрос 195 студентов Ижевской государственной медицинской академии для изучения процесса социализации будущих специалистов практического здравоохранения. Анализ проведенного опроса показал, что выбор профессии большинством респондентов осуществляется целенаправленно - с целью получения конкретной специальности. Основными мотивами поступления в вуз были определены самореализация в профессии врача (75,4%), самосовершенствование, развитие способностей и удовлетворение интересов (51,3%). По завершении обучения, студенты-медики чувствуют свою востребованность на рынке труда и считают полученные теоретические знания и практические навыки достаточными для успешного вхождения в профессию и становления как специалиста. При оценке планов на дальнейшую трудовую деятельность 91,3% респондентов отметили, что планируют работать по избранной профессии.
студенты медицинского вуза
социализация
1. Закиева, Г.Р. Реализуемость личностных ценностей в связи с личностным выбором в юности / Г.Р. Закиева // Материалы научно-практических конгрессов IV Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России». – М., 2008. – Т.2. – С.164-165.
2. Захарова, Т.Н. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников / Т.Н. Захарова // Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 2 – С.113-117.
3. Копысова, Л.А. Развитие мотивации профессиональной деятельности обучающихся в медицинском вузе / Л.А. Копысова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. – 2008. – № 10(59). – С.38-43.
4. Маркова, О.Ю. Философия образования о менталитете и ценностных ориентациях современных студентов / О.Ю. Маркова // Россия и Грузия: диалог и родство культур. – СПб., 2003. – Вып. 1 – С.232.
5. Педагогические условия формирования у студентов педагогического вуза готовности к профессиональной самореализации на основе социального партнерства // Актуальные вопросы регионального образования. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2011. – С. 109-114
6. Шишкова, Э.Ю. Социализация в вузе и этничность / Э.Ю. Шишкова // Вестник высшей школы – 2011. – №7. – С. 23-27.

В последние годы в социологии уделяется большое значение молодежи, а также - студенчеству. Согласно теоретическим подходам и обыденным представлениям, под студентами принято понимать учащихся средних и высших учебных заведений, имеющих присущие только им условия труда, быта, досуга, социальное поведение, субкультуру и систему ценностных ориентаций. Они представляют собой значительную часть российской молодежи, обладающей социальными ресурсами, способствующими ее высокой адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям. Молодежь, получающая высшее образование, представляет собой поколение будущей интеллигенции, самой образованной и социально активной. Именно в период обучения в вузе происходят многие основные жизненные этапы: выбор профессии, создание семьи и социализация в обществе.

Студенческий возраст – время жизненного поиска, когда человек осваивает и рассматривает различные роли и виды деятельности, и в этот период выбор направления подготовки по специальности становится одним из наиболее важных. Этот шаг может привести к значимым изменениям всей дальнейшей жизни [1], особенно при переезде для получения образования в другой населенный пункт, проживании вне родительской семьи и появлением нового окружения. В процессе обучения, социализируясь и реализуя себя, студент-медик определяет свой жизненный путь, приобщается к нормам и ценностям мировой и отечественной медицины, приобретает знания и умения для дальнейшей практической деятельности.

В настоящее время стремительных изменений и трансформаций современного общества большое внимание уделяется становлению личности представителей молодого поколения. Современная система образования все чаще ориентируется на личность обучающегося, стремится содействовать раскрытию потенциальных способностей студентов, их интеллекта, креативных возможностей и профессиональных инициатив. В процессе теоретической и практической подготовки в высшей школе проводится большая работа по обеспечению успешной социализации и самореализации студентов, приобщению их к дальнейшей профессиональной деятельности. Современный специалист должен быть не просто профессионально компетентным, а конкурентоспособным на рынке труда и адаптивным. Эта стратегическая задача также способствует совершенствованию содержания образовательного процесса и самого вуза [5].

Профессионально-личностное становление и развитие будущих специалистов в период получения высшего медицинского образования представляет собой непрерывный процесс качественных изменений личности студента, его компетенций, самореализации и освоения социальных ролей. В процессе подготовки специалистов с высшим медицинским образованием важнейшими показателями качества подготовки являются: гуманность, нравственная и социальная зрелость, а также высокий профессионализм [3], т.к. от этого напрямую зависит здоровье и жизнь других людей, обратившихся к ним за профессиональной помощью.

Обучаясь в высшей школе, студент участвует в общественной, политической и культурной жизни, что также оказывает большое воздействие на его социализацию. Период получения высшего профессионального образования играет важную роль в процессе подготовки к трудовой деятельности. Результатом обучения студентов является усвоение социальных норм и ценностей медицинской школы, преобразование социального опыта в собственные профессионально ориентированные установки, вхождение в социальную среду и приспособление к ней [2]. Соответственно, справедлив вывод о том, что в вузе важнейшими процессами формирования личности специалиста с высшим медицинским образованием является социализация, связанная с освоением социальной роли врача, а так же – саморазвитие [6].

Профессионализация – важный этап социализации личности в процессе получения высшего медицинского образования. На этом этапе студент-медик усваивает социальный опыт, ценности и нормы медицинского сообщества в процессе общения, практического выполнения медицинских манипуляций в лечебно-профилактических учреждениях. Роль этого фактора существенно возрастает в связи с внедрением в медицинскую сферу современных технологий и широким использованием новейшей медицинской техники. Основными процессами социализации будущего врача являются: кооперация (взаимодействие вузовских структур и учреждений здравоохранения для обеспечения качественного обучения и воспитания), общение (взаимодействие студентов с преподавателями, врачами и медицинским персоналом) и адаптация.

Целью проведения исследования, результаты которого представлены в настоящей публикации, стало определение мотивации выбора профессии, а также - качества получаемого образования и возможностей дальнейшей трудовой деятельности студентами медицинского вуза. Соответственно, объектом изучения было определено поведение студентов-медиков в возрасте от 18 до 23 лет в период обучения в вузе; предметом изучения – процесс социализации студентов медицинского вуза в процессе формирования специалистов практического здравоохранения.

Для оценки процессов социализации студентов в медицинском вузе был использован метод анкетирования. Исследование проводилось в 2014-2015 гг. в Ижевской государственной медицинской академии. Объем выборки составил 195 человек: опрошено 30 юношей и 165 девушек – учащихся 1-6 курсов медицинского вуза. Средний возраст респондентов составил 21,7±1,1 и 22,1±1,3 год, соответственно.

При разработке программы и инструментария отправным было предположение о том, что ценности и нормы студента-медика, уточняемые в процессе его самооценки, дают определенное представление о том, как он соотносит себя с окружающей действительностью, оценивает свои перспективы и возможности самореализации.

После сбора, проверки группировки и сводки материала была проведена его статистическая обработка. Математический аппарат включал традиционные методики: вычисление относительных (Р) и средних величин (М) с определением их ошибок (±m).

По результатам опроса преобладающее большинство респондентов выбрало социальные мотивы и мотивы достижения при избрании будущей профессии. По полученным данным 75,4% студентов сделали выбор самостоятельно и целенаправленно с целью самореализации в профессии врача. 51,3% выбрали медицинскую специальность для удовлетворения собственных интересов, развития способностей и самосовершенствования. Наряду с этим 14,9% опрошенных избрали медицинский вуз по настоянию родителей. Немаловажную роль в выборе профессии сыграл факт, что близкие родственники 10,8% студентов работают в практическом здравоохранении. Доля студентов связывающих поступление в вуз с мотивами краткосрочного характера (например, отсрочка от армии) составила всего 0,5%.

Следует отметить, что мотивы, основанные на интересе к профессии, имеют достаточно невысокий вес: 27,2% опрошенных указали, что сделали выбор в пользу профессии врача, т.к. она является престижной, для 17,4% наибольшую значимость имел высокий спрос на специалистов-медиков на рынке труда. Столь невысокое процентное соотношение вполне объяснимо, т.к. на этапе поступления в вуз молодежь чаще всего не имеет четкого представления о сфере будущей профессиональной деятельности и тем более о конкретном месте работы и ее содержании: 14,9% респондентов отметили, что решающим фактором в выборе специальности стало мнение родителей и лишь 1,5% прислушались к советам друзей и/или учителей при принятии решения о поступлении в медицинский вуз.

Особенностью обучения студентов медицинского вуза, в отличие, например от классических гуманитарных специальностей, является раннее – уже на 1-2 курсе – освоение роли медицинского работника, ответственного за самое ценное, что есть у человека – его здоровье и жизнь. Это накладывает отпечаток на целевые установки респондентов. Так основной целью обучения в вузе для большинства студентов-медиков (77,9%) является получение конкретной специальности (рис.1) и повышение уровня знаний (67,7%). При этом для трети опрошенных (36,9%) важным фактором становится приобретение диплома о высшем профессиональном образовании. Социальные мотивы, в частности возможность занять достойное место в обществе – значимы для 42,6% респондентов. Каждый десятый отметил в качестве одной из целей наработку связей для дальнейшей трудовой деятельности и совершенствование коммуникативных навыков.

Рис. 1. Частота мнений респондентов о цели обучения в вузе, %

При оценке современных возможностей, предоставляемых медицинской академией молодым людям, подавляющее большинство выразило удовлетворение качеством получаемого образования (уровнем знаний, умений и навыков). На это указали 73,3% студентов. Теоретическая и практическая подготовка будущих врачей на старших курсах способствует дальнейшему вхождению их в профессию, становлению как специалиста и самореализации в полученной специальности в годы интернатуры. В процессе исследования также было выявлено, как студенты оценивают текущие возможности реализации в выбранной профессии (рис. 2). Полученные данные свидетельствуют о том, что две трети опрошенных довольны предоставленными возможностями и видят перспективы профессионального роста; треть респондентов удовлетворена в целом предоставляемыми возможностями работы в практическом здравоохранении и статистически не значимыми – 1,5% - оказались ответы тех, кто с трудом представляет себе сферу дальнейшей работы и не видит себя в медицине.

В правильности избранной профессии студенты убеждаются по мере обучения в вузе. Большинство юношей и девушек (63,1%) в будущем, после окончания вуза, планируют работать по избранному направлению. В целом в оценках и мнениях, касающихся предстоящей работы, респонденты оптимистично оценивают свои перспективы на рынке труда: 37,4% опрошенных – студенты старших курсов – знают, где будут работать после окончания академии. Выбор получаемой специальности и вуза для опрошенных студентов был осознанным и, завершая обучение, 70,8% человек, отмечают, что выбрали бы ту же специальность и вуз повторно, если такая возможность была бы предоставлена.

Рис. 2. Мнение респондентов по оценке собственных возможностей в профессии врача, %

В процессе социализации в вузе деятельность студентов-медиков в основном направлена на профессионализацию. Для большинства студентов (75,4%) выбор профессии врача – это осознанный выбор, где целью обучения является служение людям и обществу. Также процесс обучения для 51,3% респондентов обеспечивает удовлетворение собственных интересов, развитие способностей и способствует самосовершенствованию. Для трети студентов (33,3%) выбор профессии врача – это исполнение мечты.

Большинство опрошенных юношей и девушек (91,3%) нацелены на трудовую занятость по избранной ими профессии, они планируют работать в этом направлении после окончания медицинского вуза, 84,1% респондентов считают полученные теоретические и практические знания достаточным заделом для конкурирования на рынке труда и не боятся безработицы. Не в последнюю очередь это связано с тем, что для 76,9% опрошенных студентов выбор вуза и специальности обучения был осознанным и, завершая процесс обучения 85,1% студентов-старшекурсников, отмечают, что выбрали бы профессию врача вновь, и лишь 11,3% опрошенных не посвятили бы свою жизнь медицине (рис.3). Существенным является и то, что каждый второй (50,3%) из опрошенных молодых людей считает себя подготовленным профессионально и психологически к современной ситуации на рынке труда и трудовой деятельности, треть (32,3%) – затруднились с ответом и каждый шестой (17,4%) – не  готов к конкуренции на рынке труда.

Рис. 3. Мнение респондентов о правильности выбора вуза и специальности, %

В заключение следует сказать о том, что, по результатам исследования, основные мотивы студентов при поступлении в вуз с целью получения высшего медицинского образования оказались достаточно значимы, прежде всего - для самореализации в профессии врача. Будущие профессиональные возможности студентами оценены высоко и оптимистично, так как 84,1-91,3% планируют работать по избранной профессии и считают полученные теоретические знания и практические умения достаточным для профессионального роста.

Важным элементом социализация студента-медика является профессионализация, способствующая его профессиональному становлению и закрепляющая чувство востребованности, что, в совокупности, способствует не проблематичному, успешному вхождению молодых специалистов в медицинскую среду и общество в целом. Проведенное исследование расширяет возможности более целенаправленно корректировать профориентационную работу медицинских вузов для формирования мотивации осознанного приобретения высшего медицинского образования у представителей различных социально-возрастных групп молодежи.

Рецензенты:

Шкляев А.Е., д.м.н., доцент, профессор кафедры факультетской терапии ГБОУ ВПО ИГМА Минздрава России, г. Ижевск;

Ладыжец Н.С., д.филос.н., профессор, зав.кафедрой социологии ФГБОУ ВПО «Удмурдский государственный университет», г. Ижевск.


Библиографическая ссылка

Усынина Н.И. ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23479 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674