Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА

Горбунова Т.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
В статье рассматривается проблема преемственности теоретической и практической подготовки будущих социальных педагогов к работе в условиях сельского социума. Теоретическая подготовка должна органично соединяться с практикой, укрепляя друг друга, потому что очень важно дать студентам не только теоретические знания, но и сформировать практические умения и навыки. Проанализировано содержание Основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, реализуемой в ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование и профилю подготовки «Психология и социальная педагогика», касающегося организации и проведения учебной и производственной практик. Определены принципы и выявлены педагогические условия обеспечивающие преемственность теоретической и практической подготовки будущих социальных педагогов к работе в условиях сельского социума.
производственная практика.
учебная практика
практика
практическая подготовка
теоретическая подготовка
теоретическое обучение
1. Албутова И.В. Модель системы подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся на основе педагогической практики. // Известия РПГУ им. А.И. Герцена. – 2009. – № 98. – С. 68–70.
2. Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: пособие для студ. / Ю.Н. Галагузова, Г.В. Сорвачева, Г.Н. Штинова. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
3. Горбунова Т.В. Практико-ориентированный подход в подготовке будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. –2010. – № 7. – С. 93–101.
4. Горбунова Т.В. Сущность профессиональной деятельности социального педагога в условиях села // Приволжский научный журнал. – 2013. – № 1. – С. 166–169.
5. Гордеева Н.Г. Место производственной практики в профессиональной подготовке будущих лингвистов-переводчиков / Н.Г. Гордеева, Л.А. Метелькова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета. – 2015. – № 3 (87). – С. 104–109.

Анализ современной психолого-педагогической литературы показал, что в вопросе профессиональной подготовки будущих социальных педагогов утвердилось положение о диалектическом единстве теории и практики. Однако опыт работы показывает, что это единство можно обеспечить лишь при соблюдении ряда педагогических условий при организации теоретической и практической подготовки будущих социальных педагогов для работы в условиях сельского социума.

В соответствии с Основной профессиональной образовательной программой (ОПОП) бакалавриата по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование и профилю подготовки «Психология и социальная педагогика» будущие социальные педагоги проходят следующие учебные циклы: гуманитарный, социальный и экономический; математический и естественнонаучный; профессиональный; и разделы: физическая культура; учебная и производственная практики; итоговая государственная аттестация.

В педагогической науке выделяют три этапа подготовки будущих педагогов: этап актуализации установки, этап тренировки умений и этап закрепления навыков - в форме практик [1]. Практика в ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» (ЧГПУ им. И. Я. Яковлева) является составной частью ОПОП высшего профессионального образования и проходит в периоды согласно учебному плану и графику учебного процесса. Её цель заключается в формировании у студентов навыков профессиональной деятельности, закреплении и углублении знаний, совершенствовании компетенций, полученных в процессе теоретической подготовки.

Практика является широким полем проверки всего теоретического багажа, накопленного студентами в период обучения, а также во время её проведения происходит более глубокое осмысление назначения и функций социального педагога, проверка правильности собственных профессиональных представлений и своих возможностей, а главное - формирование умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в условиях сельского социума [3].

Раздел ОПОП «Учебная и производственная практики» является обязательным видом учебного занятия, непосредственно ориентированного на профессионально-практическую подготовку студентов. В рамках производственной практики в ЧГПУ им. И. Я. Яковлева предусмотрена летняя психолого-педагогическая практика в детских оздоровительных лагерях.

Учебная практика состоит из различных видов внеаудиторной учебно-производственной деятельности студентов и проводится на II курсе (в 3 семестре две недели с 01 по 14 декабря; и в 4 семестре четыре недели с 25 мая по 21 июня), общее количество 6 недель. Основная цель учебной практики - получение новых знаний в избранной области и формирование первых практических умений и навыков, связанных с выбранным направлением подготовки.

Производственная практика студентов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева проводится на III и IV курсах с отрывом от учебы, общее количество - 14 недель. Так, на III курсе в 5-ом семестре - четыре недели с 17 ноября по 14 декабря и в 6-ом семестре - четыре недели со 2 по 29 марта. На IV курсе в 7-ом семестре - в течение четырех недель с 8 сентября по 5 октября и в 8-ом семестре - со 2 по 15 февраля.

Психолого-педагогическое образование имеет большой опыт организации практик студентов. Вопросы проведения различных видов практик отражены в работах                       О.А. Абдуллиной, А.Г. Ковалевой, А.Н. Марковой, В.А. Сластенина и др. Кроме того, в современной научной литературе многие вопросы организации практики будущих социальных педагогов освещены в работах Ю.Н. Галагузовой, Л.Г. Гусляковой,                    Г.В. Совачевой, Е.И Холостовой и др.

Опыт работы в качестве преподавателя кафедры психологии и социальной педагогики показывает, что практика - это сложная форма учебного процесса в организационном и методическом плане.

Продолжительность производственной практики от курса к курсу сохраняется, однако усложняются их цели, задачи и объем работы, которую должны выполнить студенты в период прохождения практики, а также могут меняться организации и учреждения, где они проводятся.

Подбор учреждений и организаций для прохождения практики осуществляется с учетом многих факторов, главный из которых - наличие высококвалифицированных специалистов, привлекаемых в качестве методистов. ЧГПУ им. И.Я. Яковлева имеет более 100 договоров с организациями и учреждениями, которые являются базами для проведения практики.

Согласно Положению о практике студенты выпускного курса имеют право самостоятельно выбирать организацию или учреждение для прохождения практики, в ряде случаев:

- с целью сбора материалов для выпускной квалификационной работы;

- при наличии договора трудоустройства в этой организации или учреждении;

- в случае согласия или подписания договора с организацией или учреждением о трудоустройстве студента после окончания обучения в вузе.

Студенты, поступившие по целевому приему, имеют возможность пройти практику на старших курсах по месту выдачи направления. Самоопределение при выборе мест практики - один из элементов реализации свободы выбора в профессиональной подготовке социальных педагогов [2].

В ходе организации и проведения практик студентов кафедра психологии и социальной педагогики руководствуется следующими основными принципами:

- связь практики с усвоенными теоретическими курсами;

- учебный характер самой практики;

- приближение условий прохождения практики к будущему месту профессиональной деятельности.

Реализация данных принципов позволяет обеспечить преемственность теоретической и практической подготовки будущих социальных педагогов к работе в условиях сельского социума.

В ходе исследования мы выявили педагогические условия обеспечивающие преемственность теоретической и практической подготовки будущих социальных педагогов к работе в условиях сельского социума:

- теоретическая и практическая подготовка должны носить системный характер;

- теоретическая подготовка должна нести практикоориентированных характер;

- на период практики студентам надо давать творческие задания, требующие осмысления и дополнения имеющихся теоретических знаний, для того чтобы практика носила учебный характер.

Всё это будет способствовать выработке у студентов умения самостоятельно анализировать, систематизировать и обобщать материал, а также творчески подходить к объединению теоретических знаний с практикой. Так как без этого невозможно выполнение миссии социального педагога - создание условий для относительно направляемой социализации личности вопреки складывающейся стихийности и неорганизованности этого процесса [4].

Таким образом, основной задачей вуза является подготовка кадров, необходимых для социально-экономического развития региона и способных решать профессиональные задачи в новых условиях. Задачей освоения данной ОПОП является подготовка высококвалифицированных выпускников в области социальной педагогики, владеющих теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками.

Основная цель данного профиля состоит в развитии у студентов личностных качеств, в формировании общекультурных универсальных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.

Анализ результатов показал, что в период прохождения практик у студентов в достаточной степени формируются необходимые компетенции. В целом студенты справляются с заданиями и в полном объеме сдают отчетную документацию. Небольшие трудности появляются при выполнении заданий творческого характера, но при правильном инструктаже студенты показывают очень интересные решения той или иной социально-педагогической проблемы.

Опрос студентов 3-их и 4-ых курсов прошедших производственные практики по месту выдачи направления на целевой прием показал, что им понравилось, как методисты и специалисты приняли их в образовательных учреждениях и сопровождали в течение всей практики. В отчетах студенты пишут, что им были созданы хорошие условия для работы. Создание адекватных условий для практики является залогом успешного формирования в её процесс профессиональной компетентности, что в дальнейшем поможет выпускнику осуществлять профессиональную деятельность, применяя свои знания, умения и личный опыт [5]. Больше всего практикантам нравиться работать непосредственно с детьми: проводить занятия, тренинги, индивидуальные беседы. Сложнее установить контакт с родителями детей, так как чувствуется недоверие родителей к студенту-практиканту. Вызывают некоторые сложности организация работы с детьми группы риска и оформление отчетной документации. Все студенты, прошедшие практику по будущему месту профессиональной деятельности, получили положительные характеристики и отличные оценки. Мы считаем, что и в дальнейшем можно сохранить тенденцию прохождения производственной практики в сельских образовательных учреждениях, так как современные информационно-коммуникационные технологии позволяют проводить консультации на расстоянии.

Таким образом, мы определили принципы и выявили педагогические условия, обеспечивающие преемственность теоретической и практической подготовки будущих социальных педагогов к работе в условиях сельского социума.

 

Рецензенты:

Харитонов М.Г., д.п.н.., профессор, декан психолого-педагогического факультета, ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева», г.Чебоксары;

Ковалев В.П., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования, ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева», г.Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Горбунова Т.В. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23496 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674