Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕРОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСКУССТВА

Амиржанова А.Ш. 1
1 Омский государственный институт сервиса
В представленной статье автор рассуждает о формировании общекультурных компетенции в профессиональной деятельности студентов дизайнеров, о проблеме влияния искусства на дизайн и дизайнерскую деятельность. Автор подробно представила общекультурные компетенции, которые должны быть сформированы посредством учебных дисциплин искусствоведческой направленности, а также рассматривает функции и феномен искусства. Также дана обзорная информация о связи искусства и дизайна, и эта связь прослеживается в первую очередь в творческой биографии знаменитых художников-дизайнеров. В статье определены требования, которые могут быть предъявлены для развития творческих способностей художественной личности, умеющие создавать прекрасное, посредством произведений искусства. По мнению автора статьи, эти же требования выдвигаются к создателю эстетической и предметной среды, т.е. к дизайнеру.
эстетическая культура.
идеал
содержание
форма
эстетическая культура. искусство
идеал
содержание
форма
эстетическая культура. искусство
идеал
содержание
форма
искусство
1. Амиржанова, А. Ш. Искусствоведение. Ч. 1. Педагогические структуры в теории и методологии искусствознания [Текст] : учебно-методическое пособие / А. Ш. Амиржанова. – Омск : ОГИС, 2014. – С. 8. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18264.
2. Амиржанова, А. Ш., Толмачева, Г. В. Система проектирование и творческие методы в формировании профессиональных компетенций студентов (на примере Омской школы дизайна костюма) // Дизайн. Материалы. Технология. – СПб . : ГОУ ВПО СПб ГУТД, 2014. – № 2 (32). – С. 3-6.
3. Виппер, Б. Р. Введение в историческое изучение искусства / Б. Р. Виппер. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. – C. 8-10.
4. Лидвелл, У., Холден, К., Батлер Дж. Универсальные принципы дизайна / У. Лидвелл, К. Холден. – СПб. : Питер, 2012. – C.11.
5. Лотман, Ю. М. О природе искусства / Ю. М. Лотман // Об искусстве. – СПб. : Искусство, 1998. – C. 400-404.

Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность представленной темы связано с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям, накопленных обществом в процессе своего существования. Таким образом, становление профессиональных навыков студентов направления «Дизайн», для формирования общекультурных компетенции является важным апробированием учебных искусствоведческих дисциплин в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы [2].

В специфику подготовки студентов направления «Дизайн» были выработаны следующие общекультурные компетенции, направленные на становление профессиональной деятельности:

  • способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
  • способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;
  • способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;
  • способность к активному общению в творческой, научной, производственной и общекультурной деятельности;
  • обладать навыками научно-исследовательской деятельности (планирование исследования, сбор информации и ее обработки, фиксирования и обобщения полученных результатов);
  • способность представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных художественных средств редактирования и печати;
  • владеть опытом публичных выступлений с научными докладами и сообщениями [1].

Для того чтобы наиболее полно понять искусство определенной эпохи, необходимо ориентироваться в искусствоведческой терминологии, знать и понимать суть каждого из видов, жанров искусств и уметь анализировать как классические произведения, так и современные. Только в случае владения категориально-понятийной системой человек сможет наиболее полно осознать эстетическую ценность памятников искусства. Искусство (творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах) существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества. Под предметом искусства следует понимать то, что воплощается в творческом процессе в образную структуру и содержание художественного произведения. Объективным компонентом его является не сама по себе природа, человек или общество, а более или менее адекватное отражение их в сознании художника. Субъективный компонент – это определенные социально-личностные установки, мотивы пристрастия, идеалы. Предмет искусства не сводится ни к объекту отражения, ни к априорному вымыслу художника, – он есть результат, продукт взаимодействия объективного и субъективного в сознании, переживаниях самого художника. Понятый таким образом предмет искусства обладает эстетической сущностью [2].

Искусство полифункционально. В связи с этим, функций искусства взаимосвязаны, и это придает искусству некий целостный феномен:

  • общественно-преобразующая и компенсаторная функции (искусство как деятельность и как утешение);
  • познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение);
  • художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира);
  • функция предвосхищения («кассандровское начало», или искусство как предсказание);
  • информационная и коммуникативная функции (искусство как сообщение и общение);
  • воспитательная функция (искусство как катарсис; формирование целостной личности);
  • внушающая функция (искусство как суггестия, воздействие на подсознание);
  • эстетическая функция (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций);
  • гедонистическая функция (искусство как наслаждение) [3].

Искусство, еще со времен позднего палеолита (35–10 тыс. до н. э), помогало человеку смотреть на мир с разных точек зрения. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком. Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. На протяжении столетий человек старался все сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания. Искусство – это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство – это наша история. Порой в нем можно найти ответы на те или иные вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты. Возможности искусства многогранны. Искусство дают человеку ни с чем несравнимую радость и удовлетворение, заставляют его сочувствовать. Исключите это из жизни цивилизованного человека, и он превратится если не в животное, то в робота или зомби. Богатства искусства неисчерпаемы. Во всех музеях мира побывать невозможно, все шедевры архитектуры и живописи не пересмотреть, все романы, поэмы, стихи не перечитать. Да и ни к чему. Всезнайки на самом деле оказываются поверхностными людьми. Из всего многообразия человек выбирает для души то, что ему наиболее близко, что дает почву его уму и чувствам. Искусство формирует интеллектуальные и нравственные качества, стимулирует творческие способности, содействует успешной социализации. Искусство делает мир людей более прекрасным, живым и ярким [5]. 

Что касается проблемы, которую мы выносим на обсуждение в данной статье – это роль искусства в формировании общекультурных компетенции в профессиональной деятельности дизайнеров. И постановка этой проблемы следует из того, что: во-первых, связь искусства и дизайна прослеживается в первую очередь в творческой биографии знаменитых художников-дизайнеров: Норман Бел Геддес – пионер американского дизайна – начинал как театральный художник, театральным художником был Генри Дрейфус, Раймонд Лоуи, прежде чем создавал реальные дизайнерские проекты, рисовал вещи в модных журналах. Макс Билл – живописец, скульптор, архитектор, Джио Понти – универсальный художник: график, монументалист, театральный декоратор, архитектор и живописец. Во-вторых, дизайн «произошел» от искусства, но сам он не искусство. Искусство всегда опосредовано связано с характером производственных сил. Искусство – это часть истории культуры, последняя же часть истории вообще. Разумеется, переход из одной области в другую требует не одного лишь количественного роста. История культуры не есть лишь сумма историй литературы, театра, живописи и других видов художественного творчества. Оно предполагает некое новое качество. Но его постижение немыслимо без знания всех этих конкретностей. В-третьих, искусство является одним из наиболее действенных средств формирования и развития вкуса, эстетической культуры, творческого потенциала будущих дизайнеров и эти качества влияют на понимание эстетических и художественных ценностей в жизни человека. Т.е. творческими способностями, вкусом, эстетической культурой, умением воспринимать и ценить произведения искусства должен обладать, прежде всего, сам создатель произведения искусства, костюма или среды, тот, кто формирует эстетическую культуру и вкус зрителя и потребителя. Эти же требования выдвигаются к создателю предметного мира – дизайнеру, так как его творчество является определяющим фактором в формировании облика предметно-пространственной среды. В-четвертых, дизайнеры используют искусство как творческий источник для реализации своих идей, воплощение обычного в необычного при помощи изменения «формы» и «содержания» [4].

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: человечество впервые соприкоснулось с искусством еще на заре цивилизации, еще в первобытном мире, поэтому связь человека с искусством имеет глубочайшие корни; благодаря искусству, на протяжении всех великих Древних цивилизации, эпох, периодов человек познает и оценивает мир, формирует свой духовный мир, чувства, мысли, мировоззрение; искусство воспитывает человека, пробуждает творческие способности; искусство заставляет думать, мыслить и обдумывать жизненные ситуации, в которые и когда-либо человек попадал. На сегодняшний день перед нами, преподавателями высшей школы стоит важнейшая задача – воспитать и подготовить не просто специалиста, а специалиста высокого класса, имеющий глубокие профессиональные знания, умеющий донести эти знания до потребителя в доступной форме. Работа дизайнера специфична, так как объектом его творчества в конечном итоге является человек, причем разных возрастов и разного социального статуса. Поэтому решение этой проблемы в первую очередь состоит в том, чтобы развивать именно эстетическую культуру и вкус через восприятие произведений искусства, уметь использовать общекультурные компетенции в процессе  создания предметного мира.


Библиографическая ссылка

Амиржанова А.Ш. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕРОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСКУССТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23541 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674