Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ОБЛАДАЮЩЕГО АДАПТАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ

Богданова В.П. 1
1 ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет»
Реализация концепции эколого-экономической направленности образования связывается с практическим осуществлением современных продуктивных педагогических идей: личностно- ориентированного подхода к образованию, сохранение и развитие индивидуальной самобытности каждого ученика, обеспечения учащимся субъектности позиций на всём протяжении их обучения в школе, сотрудничества учащихся и преподавателей др., а также развивающего и проблемного обучения. Они нашли отражение в переработанных и модифицированных образовательных программах, подборе учебной информации, конструировании технологий обучения и воспитания, вновь разработанных дидактических материалах и спецкурсах. Реализация непрерывного эколого-экономического образования не предполагает коренного изменения образовательного процесса. Базисный компонент учебного плана остаётся неизменным, преподавание экологии и экономики осуществляется за счёт вариативной части плана, через плановые занятия, факультативные занятия и систему дополнительного образования. Содержание общеобразовательных предметов перерабатывается с целью усиления и внесения эколого-экономических знаний в предметы и дисциплины, в которых они отсутствовали. Разнообразие имеющихся программ предоставляет общеобразовательным учреждениям большой выбор и возможность учета запросов учащихся и их родителей. Отдельные программы адаптируются к особенностям преподавателей и учащихся.
факультативные занятия
эколого-экономические знания
вариативная часть учебного плана
модифицированные общеобразовательные программы
1. Гуревич К.М. К вопросу о психологических проявлениях основных свойств нервной системы в трудовой деятельности. М.: //Вопросы психологии. - 2005.-№1.- С.15-17.
2. Даринский А.В. Региональный компонент образования. М.:// Педагогика.-2007.-№1 .-С.18-20.
3. Дахин А. Экология в дидактике и дидактика в экологии. М.: // Народное образование.-2009. - №9.-С.70-73.
4. Рябова И.Г. Формирование эколого-экономической культуры учащихся как социально-педагогическая проблема. М.: //Педагогическое образование и наука. - 2012. - №8.-С.58-63.
5. Суртаева Н.Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя (на примере естественно-научных дисциплин). Автореф. дис.док. пед. наук.- М., 1995.- 40 с.

Для того, чтобы определить принципиальные позиции отбора экологоэкономического содержания образования, необходимо коротко остановиться на существующих и наиболее распространённых концепциях содержания образования с точки зрения соответствия их современной личностно - ориентированной парадигме образования.

Наиболее известны три концепции. Одной из наиболее известных является концепция, направленная на усвоение основ наук и производства, где человек выступает как фактор производства, а развитие качеств личности (способности к творчеству, умения реализовать свободу выбора, способности самостоятельно искать знания) остается за пределами данной концепции.

Другая концепция включает в содержание образования овладение знаниями, умениями, навыками, что позволяет человеку благополучие функционировать внутри существующей общественной структуры. Но сегодня этого уже недостаточно. Поэтому третья концепция содержания образования, в основании которой лежит педагогически адаптированный социальный опыт, требует от учащихся не только овладения учебным материалом и опытом осуществления известных способов деятельности, но и овладения опытом творческой деятельности с одновременным приобретением опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности.

Перечисленные элементы содержания образования последовательно взаимосвязаны и зависимы друг от друга. Невозможно осуществление любого вида деятельности без элементарных знаний и умений, а умения невозможны без практики, без практической деятельности, без цели. Усвоение человеком всех элементов социального опыта позволит ему не только легко интегрироваться со средой, но и быть в состоянии изменить её, вплоть до реформирования. В свете этой концепции содержания образования большое значение приобретает использование социально адаптационного потенциала эколого-экономических знаний.

Несмотря на возросшую роль эколого-экономической компетентности личности в успешной её адаптации к изменившимся условиям жизни, существенно изменить содержание образования за счёт введения новых курсов и спецкурсов пока не представляется возможным: жёстко обозначенный инвариантный компонент учебного плана предельно ограничил рамки вариативных его частей. По существу, основным способом придания содержанию образования желаемой направленности остаётся включение планируемых новшеств в базисные дисциплины.

Поэтому разработанная нами концепция обогащения государственного стандарта содержания образования эколого-экономическими знаниями строилась на идеях непрерывности эколого-экономического образования и «стыковки» его с общим.

Образование эколого-экономической направленности мы рассматриваем как вариант содержания школьного образования, реализующий кроме целей общего среднего образования и задачи экономического и экологического просвещения и воспитания учащихся. В эколого-экономической направленности школьного образования отражается социально адаптационная роль экологических и экономических знаний, их надпредметный и интегративный характер. Оно призвано:

  • ввести учащихся в современную экологическую и экономическую культуру, сформировать функциональную эколого-экономическую грамотность и на этой основе «природоохранительную» готовность, позицию рачительного хозяина, ответственного за землю, на которой живёт;
  • обеспечить успешную социальную адаптацию школьников, выработку у них важнейших адаптационных качеств;
  • сориентировать учащихся на осознанный выбор профессии.

В соответствии с таким пониманием смысла эколого-экономического образования нами выстроена система его целей в развернутом и конкретизированном виде.

1. Формирование и становление общей, экологической и экономической культуры личности, выработка адекватных представлений о сути эколого-экономических явлений и процессов.

2. Привитие школьникам функциональной экологической и экономической грамотности.

3. Развитие способностей к самообразованию и саморазвитию.

4. Ориентация учащихся в системе эколого-экономических ценностей.

5. Выработка навыков хозяйственной деятельности различных видов в новых социально-экономических и экологических условиях.

6. Формирование профессионально значимых качеств личности в избираемой сфере деятельности.

7. Профессиональное самоопределение.

8. Формирование системы ценностей и развития индивидуальности.

Непрерывность эколого-экономического образования обеспечивалась: усилением эколого-экономических аспектов общеобразовательных дисциплин, внесением эколого-экономической информации в те учебные предметы, в которых она ранее отсутствовала, введением спецкурса "Экономическая экология", усилением экологоэкономической направленности содержания воспитательной работы с учащимися, организацией социальной практики учащихся в рамках дополнительного образования, стимулированием эколого-экономического самообразования.

«Стыковка» двух элементов системы образования - общего и эколого-экономического - была осуществлена интеграцией последних в государственный стандарт содержания общего образования. Исходя из понимания интеграции как процесса взаимопроникновения и взаимообогащения предметных знаний, сопровождающегося ростом их обобщённости и комплексности, уплотнённости и организованности, их не столько количественным, сколько качественным изменением, мы спроектировали и реализовали следующие уровни интеграции: синхронною, параллельного с базисным материалом, сообщения эколого-экономической информации (уровень конвергенции, сближения различных, но имеющих общие свойства элементов знаний), её взаимосвязи с изучаемым программным базисным материалом при рассмотрении общих понятий, сквозных законов, общих проблем, фактов и т. п. (уровень взаимодействия); синтеза эколого-экономических и общеобразовательных знаний и способов деятельности в процессе изучения интегрированных спецкурсов (уровень, интерференции - слияния, единения элементов и частей) [2].

При разработке содержания эколого-экономической направленности образования мы исходили из следующих показателей важности эколого- экономических знаний и способов деятельности:

  • объективной познавательной и практической их ценности,
  • их личностно смысловой значимости для учащихся,
  • возможности реализации с их помощью образовательной, развивающей и воспитательной функций образования,
  • возможности на их основе развития адаптационных качеств, необходимых для самоопределения и самореализации учащихся в условиях изменяющейся социальной среды.

Основные принципы отбора, содержания, форм и методов экологоэкономической направленности образования согласуются с общими принципами дидактики и отражают специфику образования в данных областях. Они выделены в концепции общего среднего экологического образования (Суравегина И.Т ,Суртаева Н.Н., Зверев И.Д., Захлебный А.М., Салеева Л.) и в сокращённой формулировке выглядят следующим образом [5].

Принцип гуманизации - исходит из права человека на благоприятную среду жизни и выражает идею формирования человека, способного к экологически и экономически целесообразной деятельности. Он позволяет индивидуализировать образовательный путь школьников через реализациюих внутренних ресурсов, духовного развития и творческого потенциала. Принцип научности - предполагает высокий уровень достоверности учебной информации, ее соответствие достижениям современной науки. Решение экологических и экономических проблем опирается на космопланетарные знания о различных аспектах биосферы.

Принцип прогностичности - актуализирует проблему формирования у школьников способностей прогнозировать, проектировать пути развития жизни человечества.

Принцип взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов позволяет развить способность мыслить глобально, действовать локально. Этот принцип нацелен на выявление истоков экологоэкономических проблем как следствие неадекватного действия людей. Принцип интеграции обеспечивает взаимодействие всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности.

Принцип непрерывности вытекает из постепенности и этапности формирования экологически и экономически ответственной личности, что предполагает организацию обучения, воспитания и развития ребёнка по вопросам экологических и экономических знаний на всех этапах дошкольного, школьного и послешкольного образования.

Принцип систематичности обеспечивает системную организацию экологического и экономического образования на основе всех его компонентов: целей, содержания, методов и приёмов, средств обучения, а также форм организации различных видов деятельности (Таблица).

Дополненная нами система принципов эколого-экономического образования в обобщенном виде будет выглядеть следующим образом:

Стержневыми содержательными элементами эколого- экономической направленности образования, вокруг которых структурировались опорные знания, были выбраны гуманистические ценности: Человек, Жизнь, Здоровье и Благополучие человека, Общество. Отечество, Знания, Культура. В качестве основных содержательных линий и, следовательно, сквозных идей всего эколого-экономического образования определены: эколого-экономическая, валеологическая, природоохранная и краеведческая.

Реализация вышеизложенных принципов, оснований и подходов выдвигает ряд требований к учебным программам по экономике и экологии. Важнейшими из них являются следующие.

1.Обучение должно начинаться с усвоения знаний, имеющих обобщенный и теоретический характер.

Начиная с начальных этапов обучения, раскрывается система ведущих межпредметно-экологических идей (единство человека и природы, необходимость оптимизации их отношений, изменение природы в результате хозяйственной деятельности) и вводятся основные научные экологические (экологическая система, биосфера, компоненты экосистемы, средовые и антропогенные факторы и т.д.) и экономические понятия.

Безусловно, концентрированное и опережающее введение таких понятий не приводит к их полному усвоению, однако педагогическая ценность данного подхода обусловлена возникновением у ребенка принципиально правильного представления об изучаемом предмете, его состоянии и проблемах, позволяет формировать прочную ориентировочно мотивационную основу для последующих этапов обучения.

При этом в сознании и мышлении школьника образуется та необходимая основа, которая в дальнейшем последовательно дифференцируется, обрастая более частными теоретическими и эмпирическими знаниями. Дальнейшее же обучение строится с учетом их последовательной дифференциации, конкретизации и обогащения.

Таблица

Принципы

Содержание

Педагогический аффект

Гуманизации

Ориентация содержания образования на здоровый образ жизни и улучшение состояния окружающей среды на основе ресурсосберегающих технологий .

Представление природы как уникальной ценности. Ответственность человека за результаты и последствия своей деятельности.

Воспитание личной ответственности за результаты и последствия своей деятельности. Воспитание культуры человеческих потребностей и потребления, здорового образа жизни, осознание социальных требований и выполнение их.

Научности

Космос - Земля - биосфера ноосфера как этапы эволюционного развития. Экосистемное строение среды обитания. Разнообразие и усложнение связей человека и человечества с биосферой и космосом.

Приобщение к интегративному миропониманию и глобальному мышлению. Устойчивое стремление к получению знанию и образования. Высокая осведомленность, владение научными понятиями.

Прогностичности

Основы прогнозирования возможных путей развития человека и биосферы. Концепция устойчивого развития на основе гармонизации отношений общества и природы

Воспитание потребности проектировать и прогнозировать свое будущее и будущее развития человеческой жизни на планете. Развитие умения устанавливать ассоциативные связи.

Уровневости

Сочетание факторов глобального, регионального и локального уровней, образов мировой культуры и культуры родного народа

Взаимодействие эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер личности.

Практической

направленности

Участие каждого в решении эколого-экономических проблем

Становление эколого-экономической грамотности как черты личности. Интеграция личности с микро - и макросредой.

Принципы

систематичности

Система целей задач, содержания методов. приемов, способов, средств и форм обучения.

Экологически и экономически грамотная личность, способна к выбору и принятию решения.

Дифференциации

Усвоение знаний. имеющих обобщенный и теоретический характер , раскрывается система ведущих межпредметных идей. Характеристика базовых, генетических исходных, существенных и всеобщих отношений. Поэтапная конкретизация исходного отношения и обобщения.

Построение индивидуумом личностных моделей экологически и экономически грамотного поведения, и деятельности человека в социуме. Выстраивание модели с юей деятельности в рамках будущей профессии.

Ориентирование обучения на выявление и раскрытие базовых, генетических исходных, существенных и всеобщих отношений, которые определяют содержание и структуру современных экологии и экономики: целостность экологических и экономических систем, эколого-экономическое взаимодействие, равновесие, развитие экосистем экологический (экономический) кризис и др. Учитывая, что указанные всеобщие отношения имеют абстрактный характер, они представляют трудность для понимания и усвоения учащимися. Поэтому они должны предлагаться школьникам в особых знакосимволических, предметных или графических изображениях - моделях, позволяющих изучать и анализировать существенные свойства данного объекта в "чистом" виде.

И здесь моделирование, которое позволяет отделить существенное от второстепенного, настолько значительно, что позволяет рассматривать его в качестве одного из ведущих принципов эколого-экономического образования.

Обучение следует ориентировать не на усвоение разрозненных сведений, или механическое запоминание совокупности информации, а на поэтапное раскрытие принципов научной экологии и экономики, объяснение и понимание основных их закономерностей, на выяснение механизмов развития и взаимодействия различных природных и антропогенных факторов [4].

При этом ведущая роль отводится научно-экологической и экономической теории, принципам и закономерностям. Мы отмечаем, что данный подход ни в коей мере не умаляет значения практической и исследовательской работы учащихся. Он только позволяет осуществить ее на основе доступного школьнику уровня научности, осознанной закономерности, принципа или теории.

Третьим исходным требованием к программам по экологии и экономике служит такая организация обучения, где усвоение теоретических положений отражается на способность учащихся совершать мысленные переходы от общего к частному и наоборот. Поэтапная конкретизация, а затем обобщение ведут учеников к формированию " собственных" принципов объяснения и понимания окружающей социоприродной и экономической действительности. Именно на этой основе строится индивидуально-личностные модели экологически грамотного

экономически оправданного, поведения и деятельности человека в природной среде. Эффективному решению этих задач способствует специально разработанная и поэтапно реализуемая система заданий, упражнений, самостоятельных и практических работ, совокупность видов и форм практической деятельности по исследованию, выявлению и сохранению эколого-экономического равновесия.

Реализация концепции эколого-экономической направленности образования связывалась нами с практическим осуществлением современных продуктивных педагогических идей: личностно ориентированного подхода к образованию, сохранения и развития индивидуальной самобытности каждого ученика, обеспечения учащимся субъектности позиций на всём протяжении их обучения в школе, сотрудничества детей и взрослых и др., а также развивающего и проблемного обучения. Они нашли отражение в переработанных и модифицированных образовательных программах, подборе учебной информации, конструировании технологий обучения и воспитания, вновь разработанных дидактических материалах и спецкурсах.

Рецензенты:

Моложавенко В.Л., д.п.н., профессор кафедры Маркетинга и муниципального управления Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Тюмень;

Фомичева И.Г., д.п.н., профессор кафедры Тюменской государственной академии искусств, г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Богданова В.П. ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ОБЛАДАЮЩЕГО АДАПТАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23554 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674