Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ФАКТОР ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ ДАГЕСТАНА

Омарова П.О. 1 Магомедов Д.З. 1 Гасанова З.З. 1
1 ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
В статье представлены результаты апробации программы формирования общероссийской идентичности среди сельской молодежи на примере Республики Дагестан как базиса информационно-психологического противодействия экстремистской идеологии. В основу методику положена модель информационно-профилактической работы, основанная на методах активного социально-психологического обучения (тренинге). Тренинг включает в себя четыре основных модуля: «формирование команды и культуры межнационального общения», «социально-психологические особенности и конфликтологическая культура личности», «предрассудки, стереотипы, дискриминация», «формирование общероссийской идентичности». Программа была апробирована на территории Акушинского, Ботлихского, Гунибского, Сергокалинского, Хасавюртовского, Магарамкентского, Сулейман-Стальского, Новолакского, Дербентского, Кизилюртовского, Карабудахкентского, Кумторкалинского, Кайтагского районов Дагестана в 2013-2015 г.г.
профилактика экстремизма
гармонизация межнациональных отношений
патриотическое воспитание
формирование общероссийской идентичности
1. Мирзоев Ш.А., Мирзоева А.Ш. Героические истоки и историко-педагогические предпосылки формирования дагестанского народного патриотизма // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2009. № 2. С. 50-60.
2. Мирзоев Ш.А., Османова З.Н. Краеведение как фактор патриотического воспитания учащихся //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2010. № 4. С. 15-21.
3. Мунгиева Н.З. Воспитание культуры межнационального общения как средство формирования этнической толерантности // Педагогическое образование и наука. 2013. № 1. С. 117-120.
4. Мунгиева Н.З. Культура межнационального общения как важный фактор интернационального воспитания //European Social Science Journal. 2014. № 6-1 (45). С.408-413.
5. Омарова П.О., Гасанова З.З., Магомедов Д.З. Миротворческое образование и воспитание дружбы народов в Республике Дагестан: опыт практической деятельности //Вопросы гуманитарных наук. 2008. № 2 (35). С. 170-178.
6. Омарова П.О., Маллаев Д.М., Магомедов Д.З. и др. Пространство диалога - путь к взаимопониманию. Материалы по проекту "Диалог дагестанских и чеченских женщин. Новые шаги навстречу – М.: ДГПУ: Махачкала-Чечня-Ингушетия, 2003 – 64 с.
7. Омарова П.О. и др. Современные добровольческие технологии по формированию общероссийской идентичности, гармонизации межнациональных отношений и организации работы с молодежью – М.: Парнас, 2014 – 188 с.
8. Омарова П.О. и др. Современные технологии молодежной образовательной политики //Научно-методические материалы по образовательной программе Молодежного образовательного форума "Каспий – 2012" / Главные редакторы П.О. Омарова, М.Х. Халимбекова. Москва, 2012.
9. Чупанов А.Х. Педагогические аспекты в подготовке менеджеров туризма // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 14. С. 142-144.
10. Чупанов А.Х. Развивающие технологии в подготовке менеджеров туризма // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 18. С. 109-112.

В последние годы в Республике Дагестан и на Северном Кавказе в целом отмечается всплеск экстремистской деятельности и рост террористической угрозы. Экстремисты всех мастей и направлений активно обрабатывают сознание молодежи Северного Кавказа и Дагестана (в частности) с целью вовлечения в противоправную антигосударственную деятельность. Идеологической основой такого массированного воздействия выступают идеи разобщения и расслоения российского общества, создание образа врага, разрушение культуры межнационального и межконфессионального диалога, девальвация ценностей патриотизма и гражданственности на Северном Кавказе.

«Зомбированные» экстремистской пропагандой молодые люди в условиях недостаточности программ профилактики асоциальных явлений в молодежной среде становятся легкой добычей террористов, выступая не только как адепты антироссийских настроений, но и слепыми исполнителями террористических актов, противоправных действий, преступлений против государства и личности. Наиболее уязвимой в этом плане оказывается сельская молодежь (особенно проживающая в высокогорных и труднодоступных районах Дагестана), не охваченная различными молодежными программами, мероприятиями и акциями, в отличие от молодых жителей городов.

Подобная ситуация не может быть решена усилиями только государственных силовых органов. Только комплексный целевой подход, представляющий собой объединение усилий государственных и общественных организаций, особенно молодежных, можно противопоставить целенаправленной экстремистской идеологической экспансии в молодежную среду.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года более одной трети общей численности населения Северо-Кавказского федерального округа составляет молодежь, что обуславливает необходимость проведения грамотной и эффективной молодежной политики. Среди приоритетных направлений молодежной политики Стратегия определяет следующие:

- поддержка общественных объединений молодежи,

- оказание информационно-консалтинговой помощи молодежи,

- формирование межрелигиозной терпимости, проведение мероприятий, направленных на интеграцию молодежи Северо-Кавказского федерального округа в общественную жизнь страны.

Принятая в Дагестане Республиканская целевая программа «Комплексная программа противодействия экстремизму и терроризму в Республике Дагестан на 2012 -2016 годы» в числе основных задач отмечает следующие: формирование в обществе обстановки нетерпимости и негативного отношения к экстремистским и террористическим проявлениям и содействие органам государственной власти республики, органам местного самоуправления, институтам гражданского общества в противодействии экстремизму и терроризму.

Анализ нормативно-правовых документов и социально-политической ситуации позволил прийти к выводу, что в современных российских условиях необходима систематизация и построение новой идеологической платформы патриотического воспитания и формирования культуры межнационального общения в молодежной среде. В ряде исследований приведены отдельные направления воспитания патриотических чувств в современных условиях [1, 2, 3, 4]. На наш взгляд, такой платформой должно стать формирование общероссийской идентичности на основе понимания многообразия культур народов, населяющих Россию, и своей сопричастности к судьбе страны [5, 6, 7]. Большинство исследований в области патриотического воспитания привязаны к местности, где воспитывается молодой человек, но более широкое понимание Родины как объединения государственных субъектов не формируется [2, 3, 9]. В исследованиях А.Х.Чупанова в смежной области исследований (в рамках подготовки менеджеров по туризму) отмечается необходимость патриотического воспитания как основного фактора профессионального становления личности [8, 9, 10]. Обособленный, «местечковый» патриотизм становиться основой для националистических выходок в молодежной среде, агрессивного неприятия граждан своей страны другой национальности или религии

Цель исследования: разработать и апробировать методику формирования общероссийской идентичности среди сельской молодежи.

Материал и методы исследования: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Результаты исследования и их обсуждение.

В ходе исследования была апробирована комплексная программа организации работы с молодежью Акушинского, Ботлихского, Гунибского, Сергокалинского, Хасавюртовского, Магарамкентского, Сулейман-Стальского, Новолакского, Дербентского, Кизилюртовского, Карабудахкентского, Кумторкалинского, Кайтагского районов Дагестана в 2013-2015 г.г. Таким образом, были представлены равнинные, предгорные и горные районы республики.

В основу программы был положен обучающий семинар-тренинг для молодежных лидеров из студенческой среды и молодежных общественных организаций «Тренинг по формированию общероссийской идентичности как фактор гармонизации межнациональных отношений и профилактики экстремизма» с последующей работой с сельской молодежью.

Программа тренинга включает в себя следующие основные составляющие:

1. Модуль «Формирование команды и культуры межнационального общения». Это первый модуль тренинга, который направлен на знакомство, командообразование в группе, а также на предоставление первичной информации по культуре межнационального общения.

2. Модуль «Социально-психологические особенности и конфликтологическая культура личности» позволяет  участникам получить знания о адаптивной личности, специфике конфликтологической культуры. На этом этапе участники тренинга знакомятся с многообразием мира человеческого общения путем проведения упражнений, мини-лекций, шеринга, игр. Занятия по этому модулю позволяют участникам познавать уникальность личности независимо от ее национальности, вероисповедания, социального положения, состояния здоровья (инвалидности/ не инвалидности).

3. Модуль «Предрассудки, стереотипы, дискриминация».  Здесь участники знакомятся со значением слов «предрассудок», «стереотип», «предубеждение», «дискриминация» осознают, как они мешают человеку жить и налаживать диалог с человеком иным, отличающимся от него по своим социально-психологическим, этническим и другим особенностям.

Участники приходят к пониманию того,  как можно стереть острые грани предрассудков и стереотипов путем активного участия в интерактивных играх, упражнениях, разминках. Этот модуль вызывает наибольший интерес у участников, а накал страстей и эмоций в ходе тренинга достигает критической отметки.

4. Модуль «Формирование общероссийской идентичности» является завершающим и направлен на осознание участниками тренинга своей гражданской общероссийской идентичности, степени развитости патриотических чувств и культуры межнационального общения.

После прохождения обучающего тренинга студенты-волонтеры делятся по парам и направляются в студенческие группы и в  школы, где они проводят тренинги среди других студентов или старшеклассников и по ходу занятий отбирают наиболее отличившихся участников.

По завершению тренингов создается группа из числа волонтеров, которые проходят дополнительные занятия и со старшими тренерами из числа студентов-волонтеров проводят тренинги в других группах и классах. В настоящее время в тренингах приняли участие около 9 000 молодых людей.

Для эффективного ведения тренинга по программе формирования общероссийской идентичности как фактора гармонизации межнациональных отношений и профилактики экстремизма на основе компетентностного подхода молодежный лидер должен иметь:

1. знания:

на уровне представлений:

иметь представления об основах педагогики межнационального общения - культуре мира, чертах толерантной личности, предрассудках и стереотипах в общении, различных видах дискриминации (экономической, национальной, гендерной, возрастной, правовой, по признакам нарушения здоровья), специфике влияния на личность и  социум по профилактике дискриминации и преодолению ее последствий.

на уровне воспроизведения:

владеть терминологическим аппаратом и основными категориями педагогики межнационального общения (культура мира, толерантность, толерантная личность, предрассудок, стереотип, дискриминация, инвалид, дискриминация инвалидов, гендерная дискриминация, национальная дискриминация, позитивная дискриминация, экономическая дискриминация, социальная дискриминация)

на уровне понимания:

понимать сущность толерантного поведения, осознавать причины, способствующие формированию в обществе дискриминации по различным признакам, понимать необходимость профилактической работы в мультикультурной среде и предупреждения различных видов подавления личности.

2. умения:

- разрабатывать стратегию и тактику формирования общероссийской идентичности и культуры межнационального общения в молодежной среде, уметь проектировать условия создания поликультурной среды, уметь использовать специализированную литературу.

- анализировать социальную среду в условиях полиэтничности, проводить групповую тренинговую работу по формированию общероссийской идентичности, понимания поликультурности российского общества, организовывать общественную поддержку людей дискриминируемых групп населения.

3. навыки: диагностировать уровень толерантности личности, навыки бесконфликтного общения, навыки ведения тренинга, вовлечения молодежи в социально-значимые проекты.

Заключение.

Результаты апробации предлагаемой методики формирования общероссийской идентичности в молодежной среде сельских районов свидетельствуют о том, что, вследствие проведенных занятий у молодежи меняются социальные установки, появляются чувства сопереживания и эмпатии, формируется культура межнационального общения и осознание проблем социализации различных групп населения, происходит осознание своей идентичности как гражданина России и формируется понимание своей роли в истории страны.

Такая позитивная трансформация социальных установок противодействует влиянию асоциальных и антигосударственных элементов и становится личностным базисом профилактики экстремизма в молодежной среде.

Рецензенты:  

Маллаев Д.М., д.п.н., профессор, член-корреспондент РАО, зав. кафедрой коррекционной педагогики и специально психологии ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г.Махачкала.

Чупанов А.Х., д.п.н., профессор кафедры общей и теоретической педагогики ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала. 


Библиографическая ссылка

Омарова П.О., Магомедов Д.З., Гасанова З.З. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ФАКТОР ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ ДАГЕСТАНА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23564 (дата обращения: 13.12.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252