Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРЕОДОЛЕНИЕ КРИЗИСА ИДЕНТИЧНОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК

Бут О.А. 1
1 Частное образовательное учреждение высшего образования «Сибирская академия управления и массовых коммуникаций (институт)»
Проблема статьи состоит в том, чтобы, обратившись к осмыслению онтологических и социальных аспектов кризиса идентичности, выявить возможности для его преодоления. Обосновывается, что осознание комплементарного видения кризиса, с одной стороны, и двойственности самой идентичности - с другой, помогает в работе по преодолению кризиса идентичности. Доказывается, что в условиях изменяющейся реальности ориентиром образовательной модели становится акцентирование внимания не на стремлении к преодолению кризиса как такового, а на способности человека жить в кризисной ситуации через формирование в себе некой динамической устойчивости, поддерживаемой возможностями постоянных переходов от себя одного к себе другому. В создании и поддержании подобной устойчивости видится современная форма «заботы о себе», актуализирующая такие ценностные образовательные установки как сбалансированный тип мышления, преодоление «экзистенционального вакуума», формирование «культуры вопрошания» и проактивной модели поведения.
кризис
идентичность
комплементарный подход
индивидуализированное общество
человек перехода
динамическая устойчивость
ценностные образовательные установки
1. Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. / Под ред. В.Л. Иноземцева. – М.: Логос, 2005. – 390 с.
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: Художественная литература, 1972. – 471 с.
3. Гегель Г.В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа / Под ред. Е.П. Ситковского; ред. коллегия: Б. М. Кедров и др. – М.: Мысль, 1977. – 471 с.
4. Гречко П.К. Личностная идентичность: перспективы и ресурсы конструирования // Вопросы социальной теории. – 2011. – Т. 5. – С. 293–318.
5. Кови Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 374 с.
6. Лехциер В.Л. Феноменология «пере»: введение в экзистенциальную аналитику переходности. – Самара: Самарский университет, 2007. – 332 с.
7. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр.; предисл., примеч. В. И. Колядко. – М.: Республика, 2000. – 639 с.
8. Тоффлер Э. Шок будущего / Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство ACT», 2002. – 557 с.
9. Франкл В. Человек в поисках смысла [Сборник] / Пер. с англ. и нем. / Под ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
10. Яковенко И.Г. Идентичность и диалог // Вопросы социальной теории. – 2010. – Т. 4. – С. 513–518.

Цель исследования - социально-философское осмысление кризиса идентичности с целью выявления ценностных ориентаций современных образовательных установок.

Материал и методы исследования

Исследование природы кризиса идентичности проводится с помощью метода социокультурных наблюдений, аксиологического метода, метода культурфилософского обобщения.

Результаты исследования и их обсуждение

Сегодня онтология кризиса ориентирована на его комплементарное видение: с одной стороны, он есть онтологическая угроза, с другой стороны - возможность нового развития. Что касается последней, то необходимым условием ее реализации является переходность, т.е. только в состоянии перехода возможность видит свое осуществление. Вместе с тем на практике по большей части человек не готов к переходам, поэтому комплементарный подход уступает место ощущению кризиса как состояния, связанного с опасностью, отсутствием комфорта и спокойствия. Здесь стоит отметить, что, как правило, в переходе человек страшится именно «хода», так как «пере», по словам В.Л. Лехциера, «заслонено целеустремленным, телеологически ангажированным "ходом", скрыто в нем» [6. С. 4].

Однако в условиях, где хаос принимает характер постоянства, проблематика перехода осмысливается по-новому. Теперь именно «пере» выходит на первый план, демонстрируя собой «обжигающую реальность», когда «не переход есть функция и средство начального и конечного пунктов движения, а пункты эти и есть средство перехода, есть то, что важно лишь постольку, поскольку дает возможность переходу состояться» [6. С. 5]. Онтологическая идея человека, способного жить в полноте такого бытия, определяется как «человек перехода». Однако подобная идея пока с трудом находит свое воплощение на практике по причине того, что к рассмотрению перехода как форме бытия люди, страшащиеся даже отдельного «хода», тем более не готовы.

Так обнаруживает себя проблема способности к переходу «от себя одного к себе другому», которая, отметим, соглашаясь с В.Л. Лехциером, «в своем фундаментальном, онтологическом аспекте почти не исследована» [6]. Это в свою очередь создает определенные трудности при выявлении и формировании образовательных установок, релевантных образу «человека перехода».

Подготовка к жизни - это вечная и неизменная задача всякого образования. Однако жизнь меняется, трансформируя и ценностные ориентации подготовки. В свое время Гегель отметил: «Чем образованнее человек, тем меньше выступает в его поведении нечто только ему свойственное и именно потому случайное» [3. С. 74]. Существующая трактовка социальности ставит под сомнение данный тезис. Например, З. Бауманом новое состояние общества определяется как индивидуализированное: «Индивидуализация заключается в преображении человеческой идентичности из "данности" в "задачу" и в наделении действующих лиц ответственностью как за решение этой задачи, так и за последствия» [1. С. 181]. Ученый отмечает, что постановка такой задачи началась еще с эпохи модернити, когда «предначертанность сменилась "житейскими планами", судьба - призванием, а "природа человека", в каковой он был рожден, - "идентичностью", за которой необходимо следить и которую нужно поддерживать в соответствующей форме» [С. 179]. Тем не менее сегодня, когда «перемены набирают скорость, из-за которой реальность иногда кажется калейдоскопом» [8. С. 22], «строительство идентичности» [1. С. 190] принимает характер перманентности, что побуждает З. Баумана именно современную форму общества трактовать как индивидуализированное. Приобретение индивидуализацией характера непрерывной задачи определяет название современного общества. Личности же, не готовые к новой форме процесса индивидуализации, обнаруживают, по мнению ученого, «дефицит эго» - неспособность справиться с действительностью, впитать ее и найти в ней собственное место. «Возможно, - как полагает Э. Тоффлер, - это происходит в силу того, что для большинства людей будущее - в том виде, в котором оно касается их отношений с организациями, а также и других областях жизни - наступает чересчур стремительно» [8. С. 173]. Убыстрение перемен, по мнению ученого, ставит любого человека перед опасностью такой болезни, как «шок будущего», связанной с полной дезориентацией человека в калейдоскопичной реальности, и как следствие - невозможностью собственного самоопределения.

Как видим, сегодня именно современное состояние социальности актуализирует проблему индивидуализации и обнаруживает новое состояние кризиса идентичности. Необходимо акцентировать внимание именно на слове «новое», так как, помимо социальной характеристики кризиса, существует и онтологическая.

«Слово "кризис", - как пишет Э. Эриксон, - стало употребляться в контексте представлений о развитии личности для того, чтобы выделить не угрозу катастрофы, а момент изменения». Но если, с точки зрения Э. Эриксона, с подобным кризисом сталкиваются в основном подростки, то в ракурсе философского взгляда человеку свойственно перманентно находиться в моменте самоактуализации, а, следовательно, в кризисе.

Демонстрацию онтологической характеристики кризиса идентичности можно найти у Ж. П. Сартра: «Человеческая реальность оказывается постоянным переходом к совпадению с собой, которое никогда не осуществляется» [7. С. 122]. Результат такого перехода очень точно сформулирован И.Г. Яковенко: «Идентичность не является "почетной грамотой", получив которую можно говорить о "сформированной" идентичности, так как процесс само- и переопределения продолжается всю жизнь» [10. С. 514]. Аналогичная линия рассуждений прослеживается и у М.М. Бахтина: «Человек никогда не совпадает с самим собой. К нему нельзя применить формулу тождества: А есть А... Подлинная жизнь личности совершается как бы в точке этого несовпадения человека с самим собою» [1]. Соответственно, идентичность как «некоторое состояние относительно конечного результата самоотождествления» ухватывается человеком только в этой точке, быстро сменяясь поисками себя другого. Так онтологически обнаруживают себя двойственная природа идентичности, ее комплементарное видение, когда самоотождествление, нацеленное на устойчивость, дополняется изменчивостью, связанной с самой процессуальностью жизни и развитием человека.

Но что дает человеку, пытающемуся преодолеть кризис идентичности, осознание, с одной стороны, комплементарного видения кризиса, согласующего угрозы и возможности, а с другой - комплементарного подхода к идентичности, в рамках которого фигурируют устойчивость и изменчивость? Учитывая все вышесказанное, ответ на этот вопрос видится в том, что в условиях калейдоскопичной реальности идентичность может стать «духовным потенциалом, позволяющим выжить», только в том случае, если перманентная изменчивость будет принята современным человеком в качестве ее основной характеристики. Именно такой вектор позволяет увидеть в кризисе идентичности новые возможности, а не угрозу для личности. Особое значение в этом плане имеет акцентирование внимание не на стремлении к преодолению кризиса как такового, а на способности жить в кризисной ситуации через формирование в себе некой динамичной устойчивости, поддерживаемой возможностями постоянных переходов от себя одного к себе другому. В создании и поддержании личностью такой динамичной устойчивости видится современная форма «заботы о себе», способная стать ориентиром при конструировании современных образовательных установок. В осмыслении образа «человека перехода» выражается некая экологическая функция образования, направленная на защиту личности от «футурошока». Специфичность такой защиты видится в том, что она предполагает не трансляцию образовательной моделью какого-то «укрытия», но акцентирование на необходимости постоянных переходов как условии динамической устойчивости.

Все это инициирует поиск ответа на следующий вопрос: «Переплетение каких ценностных установок образовательной модели способствует реализации такой экологической функции образования?» Сложность такого поиска связана с тем, что современная практика «заботы о себе», которую должно инициировать образование, являет собой практику необходимости постоянных переходов без заданного конечного пункта назначения. Как пишет З. Бауман, «философия и теория образования сталкиваются с незнакомой и бросающей им вызов задачей анализа такого процесса формирования личности, который изначально не ориентируется на заранее определенную цель и представляется моделированием без четкого видения модели» [1. С. 175].

С учетом всего вышеизложенного, признавая работу по преодолению кризиса идентичности в качестве важного ориентира для развития личности, представляются актуальными такие ценностные образовательные установки, как сбалансированный тип мышления, преодоление «экзистенционального вакуума», формирование «культуры вопрошания» и проактивной модели поведения.

Важность сбалансированного тип мышления связана с тем, что человек обнаруживает в себе образ «человека перехода» только в случае осмысленной реализации постоянных переходов от себя одного к себе другому. Такая осмысленность помогает уйти от клипового мышления, продуцированию которого способствует «калейдоскопичная реальность». Возникнув как защитный механизм от информационных перегрузок, клиповое мышление ориентирует на сиюминутное восприятие и сильную фильтрацию информации, что естественным образом не способствует формированию целостной картины мира. Основное достоинство такого мышления видится в возможности быстрого переключения на появляющуюся новую информацию. Однако понятно, что навык быстрого переключения развивается в ущерб навыку длительной концентрации. Парадоксальность состоит в том, что оба эти навыка необходимы для человека. Тем не менее разные задачи требуют разных пропорций таких когнитивных стилей. Согласно нашей линии рассуждений стремление преодоления кризиса идентичности актуализирует именно сбалансированное мышление, в котором концентрации на осмысленности жизненных переходов необходимо найти свое место. Ценность осмысления моментов перехода заключается в придании жизни характера управляемости и избегании человеком «экзистенционального вакуума».

Понятие «экзистенциональный вакуум» было введено В. Франклом для идентификации чувства утраты смысла, основными проявлениями которого являются скука и апатия. Усиление и распространение такого феномена в наши дни ориентируют на то, что способность преодоления человеком чувства «внутренней пустоты» становится важной компетенцией «человека-перехода». Как отмечает Ф.В. Франкл: «В эпоху экзистенционального вакуума образование не должно ограничиваться и удовлетворяться передачей традиций и знаний... Образование должно давать человеку средства для обнаружения смыслов. Вместо этого, однако, образование часто вносит свою лепту в экзистенциональный вакуум. ... В сознание студентов внедряются механическая теория человека и релятивистская философия жизни» [9. С.  310].

Что же может являться средством, помогающим процессу отождествления себя с какими-то смыслами? Гречко, например, ориентирует на стремление к «культуре вопрошания», обращая внимание на то, что «личностную идентичность в данной связи можно рассматривать как рефлексивную форму бытия» [4. С. 314]. Похожего взгляда придерживается и И.Г. Яковенко, отмечая, что осознание смысла в сложном подвижном контексте текучей современности требует постоянного диалога. Размышляя по этому поводу, он подчеркивает: «Процесс идентификации неотделим от диалога по поводу сущностей, выступающих объектом идентификации. Затухание такого диалога лучше всего свидетельствует об умирании предмета, о дезактуализации той субстанции, что вчера еще лежала в основаниях некоторой идентичности» [10. С. 514].

По сути, здесь также находит свое подтверждение идея о том, что кризис самоидентификации является естественным состоянием человека. Предвидя возражения оппонентов по данному вопросу, Ф. Франкл отмечает: «Разумеется, поиск человеком   смысла   может   вызвать   внутреннюю напряженность, а не внутреннее равновесие. Однако именно эта напряженность является незаменимой предпосылкой душевного здоровья» [9].

Стремление находить для себя новые смыслы в условиях калейдоскопичной реальности требует определенной смелости и ответственности, ориентирующих образовательную модель на формирование у выпускника проактивности, большое внимание которой уделяет внимание С. Кови в своей книге «Семь навыков высокоэффективных людей». Придерживаясь его трактовки, будем исходить из понимания того, что проактивность - это «нечто большее, чем просто активность».  Характеризуя данное слово, С. Кови подчеркивает: «Оно означает, что, будучи людьми, мы несем ответственность за свою собственную жизнь. .... Корнем слова "ответственность" является "ответ" - наш ответ на происходящие события» [5. С. 75].

Проактивность всегда предполагает наличие свободной воли, благодаря которой человек определяет свою реакцию на тот или иной раздражитель и «носит в себе свою собственную погоду» [5/ С. 76].  На наш взгляд, проблема свободы человека до сих пор вызывает много дискуссий, однако стоит признать, что в современной науке идея о самодетерминации человека находит все больше сторонников. Достаточно убедительно по этому поводу пишет П.К. Гречко: «Не все в нашей жизни зависит от нас самих. От этой констатации, однако, до "от меня ничего не зависит", "за меня все уже решили" - дистанция огромного размера. И до крайней точки этого сползания в смиренную, вещеподобную логику бытия, когда уже действительно нельзя, можно многое сделать» [4. С. 299].

Подводя итог в характеристике ценностных образовательных установок, помогающих в преодолении кризиса идентичности, считаем важным подчеркнуть, что они позволяют воспринимать идентичность не как данность, а как собственный индивидуальный проект, и обнаруженные в процессе преодоление кризиса идентичности смыслы помогают не только определить объекты для отождествления, но и задать собственный вектор самовыражения, самоутверждения, искать своеобразный собственный баланс похожести и самости.

Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ №14-13-70004 «Корпоративная культура классического университета: роль в формировании профессиональной и личностной идентичности выпускника»


Библиографическая ссылка

Бут О.А. ПРЕОДОЛЕНИЕ КРИЗИСА ИДЕНТИЧНОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23731 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674