Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КИБЕРЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Савва Л.И. 1 Доколин А.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
В современном мире проблема экстремизма является одной из стратегических. Развитие информационных технологий повлекло за собой становление нового вида экстремизма – киберэкстремизма. Киберэкстремизм - это приверженность крайним взглядам, идеям и мерам, направленным на достижение своих целей с использованием совокупности различных средств и методов сбора, обработки и передачи данных в киберпространстве. Для противодействия этой угрозе в глобальном информационном пространстве требуется активная профилактическая работа с молодежью, так как, именно, молодежь является наиболее активными пользователями сети Интернет. В связи с этим, мы считаем необходимым провести историографический анализ проблемы противодействия киберэкстремистской деятельности. Для достижения поставленных цели при раскрытии историографии проблемы, мы посчитали целесообразным пойти следующим логическим путем: 1) определить историю становления и развитие экстремизма в России; 2) рассмотреть исторические этапы изучения противодействия киберэкстремистской деятельности в России. Представив историографию по изучаемой проблеме противодействия экстремизму в информационной среде (киберэкстремизму) показал её теоретические предпосылки и научные перспективы.
историография
профессиональная подготовка студентов
киберэкстремизм
Экстремизм
противодействие киберэкстремистской деятельности
1. Савва Л.И., Доколин А.С. МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КИБЕРЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/123-19754 (дата обращения: 17.06.2015)Федерации до 2025 года // Совет Безопасности Российской Федерации URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/16/130.html (дата обращения: 05.11.2015).
2. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года // Совет Безопасности Российской Федерации URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/16/130.html (дата обращения: 10.11.2015).
3. Чернова Е.В., Доколин А.С. Применение интерактивных методов обучения для противодействия киберэкстремистской деятельности среди молодежи / Informative and communicative space and a person : materials of the V international scientific conference on April 15-16, 2015. - Prague : Vědeecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». – 177 p. – ISBN 978-80-7526-017-8. – p. 167-172.
4. Чернова Е.В. Компетенции педагогических кадров в области превенции идеологии киберэкстремизма среди молодежи // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10. - часть 9. – с. 2075-2079.
5. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов / Е.В. Яковлев, Н.О.Яковлева. – Челябинск : Изд-во РБИУ, 2010. – 317 с.

В современном мире проблема экстремизма является одной из стратегических. Это обуславливается, прежде всего: 1) глобализацией и информатизацией общества. Информация передается на любые расстояния, в любую точку мира, миллионам людей одновременно; 2) геополитической обстановкой в различных регионах мира - крайне нестабильной и являющейся катализатором увеличения числа террористических и экстремистских организаций.

С развитием информационных технологий, развиваются и методы их использования различными экстремистскими организациями. Сегодня доступно большое количество примеров использования сети Интернет радикальными организациями с целью агитации о вступлении в их ряды, призывов к национальной нетерпимости в многоконфессиональных государствах, демонстрации своих преступлений по всему миру и др. [3]. Возникновение такого вида экстремизма в глобальном информационном пространстве требует отдельного его определения. Киберэкстремизм рассматривается нами как вид экстремизма, который связан с приверженностью к крайним взглядам, идеям и мерам, направленным против существующих в обществе норм, правил, принципов, обычаев и традиций с использованием совокупности различных информационных средств и методов сбора, обработки и передачи данных в киберпространстве [1].

Исходя из этого, становится очевидным необходимость активной разработки новых способов профилактики вовлечения в киберэкстремистскую деятельность и противодействия ей со стороны подрастающего поколения, что следует из нормативных федеральных документов .

В 2014 году утвержден Советом Федерации проект «Стратегия противодействию экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», в котором сформулированы следующие задачи в сфере образования и государственной молодежной политики [2]:

  • 1. Осуществление мер государственной поддержки системы воспитания молодежи на основе традиционных для российской культуры духовных, нравственных и патриотических ценностей.
  • 2. Проведение в образовательных организациях занятий по воспитанию патриотизма, культуры мирного поведения, межнациональной и межконфессиональной дружбы, по обучению навыкам бесконфликтного общения, а также умению отстаивать собственное мнение, противодействовать социально опасному поведению, в том числе вовлечению в экстремистскую деятельность, всеми законными средствами.
  • 3. Включение в учебные планы, учебники, учебно-методические материалы тем, направленных на воспитание традиционных для российской культуры ценностей.
  • 4. Повышение профессионального уровня педагогических работников, разработка и внедрение новых образовательных стандартов и педагогических методик, направленных на противодействие экстремизму.
  • 5. Обеспечение активного участия коллегиальных органов управления образовательных организаций в профилактике экстремизма среди учащихся и студентов.

Цель исследования

Однако разрабатывая теоретические основания проблемы подготовки студентов к противодействию киберэкстремистской деятельности, находя перспективы ее дальнейшего развития, необходимо, в первую очередь, рассмотреть историю становления данного вопроса, так как обращение к историографии проблемы позволит не только раскрыть исторические предпосылки, проанализировать эволюцию теоретических основ изучаемого процесса, но и оценить их значение для нашего исследования.

Материал и методы исследования

Е.В. Яковлев и Н.О. Яковлева [4] трактуют историографию научной проблемы как хронологически полную и систематизированную совокупность сведений о её развитии. Данное определение сознательно освобождено от требования абсолютной объективизации фактологического материала, поскольку исторические сведения объективны и независимы от воли исследователя и степени познания явления, а историографическое - субъективно и является результатом творческой интерпретации произошедших событий.

Для достижения поставленных цели при раскрытии историографии проблемы, мы посчитали целесообразным пойти следующим логическим путем: 1) определить историю становления и развитие экстремизма в России; 2) рассмотреть исторические этапы изучения противодействия киберэкстремистской деятельности в России.

Предпосылками обращения к историографии изучаемой нами проблемы послужили следующие факты истории, представленные в табл. 1.

                Таблица 1. Исторические сведения и этапы возникновения экстремизма и противодействие киберэкстремизму в России

Временной период

Событие

Исторические сведения и этапы  возникновения экстремизма в России

1874-75 гг.

Важнейшей вехой на пути к созданию массовой экстремистской организацией было так называемое «хождение в народ». Надежды молодых социалистов на то, что крестьянская масса, будучи изначально «материалом для социалистического строительства», воспримет их идеи положительно не оправдались, наоборот, крестьяне охотно помогали полиции в деле поимки агитаторов. Были организованы «показательные процессы», в результате тысячи людей получили различные тюремные сроки, многие были отчислены из ВУЗов, подвергнуты административным взысканиям

1877-78 гг.

Первая политическая демонстрация и процесс Веры Засулич, когда присяжные оправдали девушку, стрелявшую в петербургского градоначальника

1987 г.

Начинает свою историю исключительно мощное формирование террористов, состоящее из молодежи. Рассвет революционной организации «Народная воля».

1983-94 гг.

Создание за границей «Общество друзей свободы России». Именно через них «русская революция» стала получать значительные финансовые средства.

Середина 90-х гг. XIX в.

Формирование двух главных направлений в революционном движении: социально-революционное и социально-демократическое. Данный период оставил отпечаток на социально-политических процессах в Российской империи, приведших к революционному перевороту. Революционный экстремизм в России сформировался как социальное явление, отразившее социально-политическую структуру, менталитет и исторические традиции

Начало XX в.

Массовые волнения в России октября 1905 г., с количеством участников до тысячи человек, гражданские катаклизмы 17-20 гг., где количество участников, осуществляющих экстремистские действия, насчитывало уже несколько миллионов человек. Главной причиной этих волнений, продиктованных экстремистским образом мышления, являлось появление всевозможных теорий «социальной справедливости».

XX в.

Экстремизм становится проблемой глобального масштаба, а экстремистские действия осуществляются уже массовыми и представляют значительную угрозу для общества в целом. Возникновение феномена массового общества

XX в.

Образование нацизма. Применение Гитлером и Муссолини тотального физического насилия, осуществляемого с помощью детально разработанной теоретической базы

Конец XX - начала XXI в.

Развитие политического и национально-религиозного экстремизма. В советское время велась ожесточенная политическая и религиозная борьба, которая сопровождалась массовыми расправами и репрессиями.

1990-е гг.

 

Оживление экстремизма в России, в связи с усилением кризисных явлений в экономической, социальной и политической сферах

1998 г.

На фоне экономического кризиса, серии террористических актов в городах России, «вторая чеченской войны», стремительный и неудержимый рост националистических настроений

1999 г.

Переход основной части экстремистской деятельности с сеть Интернет.

Исторические сведения и этапы противодействия киберэкстремистской деятельности в России

1999 г.

Возникновение первых интернет-сайтов экстремистской направленности

2000 г.

Утверждена «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», представление совокупности официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности РФ

2002 г.

Принятие Государственной думой закона «О противодействии экстремистской деятельности». Данный федеральный закон содержит нормы, закрепляющие правовое понятие экстремистской деятельности и организаций экстремистского толка

2006 г.

Принятие Государственной думой закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Нормативный документ РФ юридически описывает понятия и их определения в области информационной технологии, принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, а также что? регулирующий отношения при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации при применении информационных технологий

2012 г.

Принятие Государственной думой закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Этот закон внес в другие федеральные законы ряд положений, направленных на фильтрацию интернет-сайтов по системе черного списка и блокировку запрещенных интернет-ресурсов

2013 г.

Поручение президент РФ В.В. Путина сотрудникам ФСБ активно противодействовать пропаганде экстремизма в сети Интернет

2013 г.

Глава ФСБ А.В. Бортников определяет социальные сети и часть интернет-сайтов «своеобразным источником идей экстремизма»

2013 г.

Глава МВД В.А. Колокольцев определяет экстремистские проявления как угрозу безопасности, которой последовательно противодействует Россия. Серьезной, вызывающей обоснованное опасение, тенденцией является активные стремления вовлечь в эту сферу нашу молодежь

2013 г.

Следственный комитет РФ объявил тендер «на оказание услуг доступа к системе мониторинга и прогнозирования противоправных действий на основе информации из социальных сетей, блогов и СМИ».

2013 г.

Принятие Государственной думой закона о блокировке экстремистских сайтов. Федеральный закон РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»». Закон позволяет Роскомнадзору по предписанию Генпрокуратуры РФ производить немедленную блокировку без решения суда сайтов, распространяющих призывы к массовым беспорядкам и с другой экстремистской информацией

2014 г.

Принятие Государственной думой закона «О блогерах». Российский федеральный закон, обязывающий авторов интернет-ресурсов (сайтов, блогов и пр.) с аудиторией «свыше 3000 пользователей в сутки» регистрироваться в Роскомнадзоре с наложением ряда ограничений на содержимое этих ресурсов.

2014 г.

Президентов РФ В.В. Путиным утверждена стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года.

2015 г.

Принятие Государственной думой федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 29 и 402 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». Данные поправки уточняют понятия «поисковая система», «оператор связи»

Проведя анализ исторических фактов проблемы возникновения экстремизма в России, считаем целесообразным определить отправной точкой в историографии этой проблемы дату, с которой начались «Великие реформы» 60-х годов XIX века. Данные реформы способствовали интеграции выходцев из семей крестьян, мелких торговцев, небогатых помещиков в образованные слои общества, этот слой получил название разночинцев. Заполнившие университетские аудитории, судебные залы, конторы учреждений разночинцы были далеки от прежних нравов образованных слоев, так как, во-первых, они их не знали (узнать их было не откуда, так как была нарушена преемственность); во-вторых, образовавшийся вакуум ценностей был заполнен рационалистическими идеями позитивного толка. Перенесенные на русскую почву данные идей легли в основу так называемого нигилизма.

Отметим, что именно с образованием партии социалистов-революционеров начинается история экстремистских организаций современного типа. Их основными признаками являются: безадресность насилия, масштабность в его применении, молодежный состав организации при руководстве старших, финансирование из-за границы. Данная организация использовала в своей деятельности все виды насилия - физическое, психологическое, экономическое. Это была первая организация экстремистского характера, действовавшая в обществе нового типа, и потому закономерности, прослеживающийся в ее деятельности верны и для современных экстремистов, особенно касательно мотивов, двигающих на путь деструктивности отдельные личности. Также, как и сто лет назад, сегодня остро стоит проблема самореализации перед молодым человеком, точно также сегодня общество и власть не обращают должного внимания на проблемы, связанные с социализацией молодого поколения. Зачастую молодой человек сегодня одинок перед лицом проблем и, следовательно, может быть подвержен влиянию экстремистов. Только сегодня проблема имеет уже иные масштабы, в условиях глобальной информатизации, всеобщей унификации сознания экстремистский образ мышления присущ уже большинству населения нашего государства.

В истории становления экстремизма в России условно выделяется несколько этапов.

Начало дореволюционного этапа связывают либо с 4 апреля 1866 г., когда в Петербурге прозвучал выстрел Каракозова, направленный на императора Александра II, либо с восстанием декабристов как попытки государственного переворота 25 декабря 1825 г.

Выделяя характерные черты указанного периода, авторы отмечают, что экстремизм в это время являлся средством для запугивания и свержения царской власти. Наиболее распространенной формой экстремизма в дореволюционный период был терроризм. Как таковой общей системы противодействия экстремизму как противоправному явлению не было в силу того, что оно было новым для России и не изученным.

Выделяется также советский этап (1917-1991 гг.), основными характерными чертами которого являлись слабая экстремистская активность, и, как следствие, отсутствие в уголовном праве ответственности за экстремистскую деятельность. Субъектами экстремистской деятельности являлась рабоче-крестьянская молодежь; наиболее распространенной формой проявления экстремизма были контрреволюционные преступления в 20-х годах и преступления против порядка управления.

Переходный этап (1991 - 2000 гг.), когда, по мнению исследователей, экстремизм достиг пика своего развития, характеризуется следующими чертами: массовое распространение экстремизма в России; отсутствие в уголовном праве ответственности за экстремистскую деятельность; субъектами экстремистской деятельности являлась незанятая учебой или работой  молодежь; разнообразие форм проявления экстремизма (терроризм, сепаратизм, национализм и др.).

В современном этапе развития экстремизма (2000 г. - по настоящее время) выделяются следующие характерные черты: формальное закрепление в праве понятия экстремистской деятельности (экстремизма); законодательное закрепление ответственности за экстремистскую и киберэкстремистскую деятельность; разработанная система противодействия экстремизму как противоправному явлению; многообразие форм проявления экстремизма; появление новых форм проявления экстремизма; глобальность проявления современного экстремизма; многообразие субъектов экстремистской деятельности: отдельных лиц и групп до общественных организаций (религиозные и светские) и даже (на определенных этапах) целые государства и их союзы.

Заключение

Представив историографию по изучаемой проблеме противодействия экстремизму в информационной среде (киберэкстремизму) показал её теоретические предпосылки и научные перспективы.

Итак, можно констатировать, что на сегодняшний день работа по противодействию киберэкстремистской деятельности ведётся только на нормативно-правовом уровне. Существует большая потребность в организации работы с молодежью, в частности, подготовки студентов вуза к противодействию киберэкстремистской деятельности, что отражено в целях стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. Именно молодое поколение является самым уязвимым для пропаганды различных радикальных идей в сети Интернет, в силу своих возрастных особенностей, а также проблем самореализации, сегодня общество и власть не обращают должного внимания на проблемы, связанные с социализацией молодого поколения. Многие из них сегодня одиноки перед лицом многочисленных проблем и непростых вопросов.

Для решения обозначенной научной проблемы нужны новые научные подходы, обоснование педагогических условий, технологии по подготовке студенческой молодежи к противостоянию экстремистской пропаганде в сети Интернет. Проведение в образовательных организациях занятий по воспитанию патриотизма, формированию культуры мирного поведения, межнациональной и межконфессиональной дружбы, по обучению навыкам бесконфликтного общения, развитию навыков отстаивать собственное мнение, противодействовать социально опасному поведению, в том числе по вовлечению в экстремистскую деятельность, всеми законными средствами.


Библиографическая ссылка

Савва Л.И., Доколин А.С. ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КИБЕРЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23807 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674