Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕВУШЕК СТУДЕНТОК – КАК МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Герасимова Л.И. 1 Денисов М.С. 2 Шувалова Н.В. 2 Сидорова Т.Н. 2
1 АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии
2 ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»
Проблема репродуктивного здоровья девушек стала центром внимания педагогики, физиологии, здравоохранения, в этом возрасте завершается физическое и психическое развитие, половое созревание, формируется репродуктивный потенциал. Прямое влияние на демографические процессы оказывает состояние репродуктивного здоровья девушек, вступающих в фертильный возраст. Репродуктивное здоровье студентов заслуживает внимания ввиду больших социальных ожиданий от этой группы молодежи. Социально детерминированные изменения репродуктивного поведения девушек России, произошедшие в последние десятилетия способствовали распространенности и расширению спектра патологии репродуктивной сферы. Актуальной задачей является выявление и анализ основных закономерностей репродуктивного здоровья молодежи, на которую возлагаются особые надежды общества. Особый контингент среди молодого поколения — это студенчество. В структуре молодого поколения студенты представляют особую социальную группу, которая характеризуется определенными специфическими условиями труда и жизни, а также напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма. Охрана репродуктивного здоровья молодежи в настоящее время приобретает особую ценность.
репродуктивное здоровье девушек – студенток
репродуктивный потенциал
медико-демографическая ситуация
1. Акушерство: национальное руководство / под ред. Э.К. Айламазяна [и др.].- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 1200 с.
2. Белокриницкая Т.Е. Национальная культура как фактор, определяющий сексуальное поведение и репродуктивные установки девочек-подростков / Т.Е. Белокриницкая, М.Н. Мочалова // Репродуктивное здоровье детей и подростков. - 2006. - № 6. - С. 77-80.
3. Беременность и гинекологическое здоровье у подростков / под ред. Т.С. Быстрицкой, С.С. Целуйко. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 256 с.
4. Вайнер Э.Н. Валеология / Э.Н. Вайнер. - М., 2002. - 416 с.
5. Гинекология: национальное руководство + CD / под ред. В.И. Кулакова, Г.М. Савельевой, И.Б. Манухина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 1088 с.
6. Девушки-подростки РФ: современные тенденции формирования репродуктивного потенциала (обзор литературы) / В.Е. Радзинский [и др.] // Сибирский медицинский журнал. - 2010. - Т. 25, № 4. - Вып. 2. - С. 9 – 14.
7. Кошель Е.М. Медико-социальные аспекты нарушения репродуктивного здоровья детей 11-18 лет: автореф. дис. … канд. мед. наук / Е.М Кошель. - М., 2010. – 27 с.
8. Кротин П.Н. Репродуктивное поведение и контрацептивный выбор подростков и молодежи / П.Н. Кротин, Т.Ю. Кожуховская, А.А. Таенкова // Русский медицинский журнал. - 2004. - № 5. - С. 341.
9. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю.П. Лисицын. - М., 2002. - 517 с.
10. Матчин Г.А. Состояние здоровья студентов Оренбургского государственного педагогического университета на основании анализа их заболеваемости / Г.А. Матчин, А.М. Суздалева // Научные исследования: информация, анализ, прогноз. – М.; Воронеж: ВГПУ, 2013. – Кн. 39. - С.120-136.
11. Сергейко И.В. Профилактика нарушений репродуктивного здоровья у женщин в возрасте до 40 лет / И.В. Сергейко, В.В. Люцко // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 4–2. – С. 350-354. Режим доступа: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10003111. - (Дата обращения: 03.11.2015).
12. Состояние и проблемы здоровья подростков в России / А.А. Баранов [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2014. - № 6. - С. 10-14.
13. Стародубов В.И. Репродуктивные проблемы демографического развития России / В.И. Стародубов, Л.П. Суханова. - М.: Менеджер здравоохранения, 2012. - 320 с.
14. Суханова Л.П. Динамика и структура репродуктивных потерь в России / Л.П. Суханова, И.С. Цибульская // Материалы VI Российского форума «Мать и дитя». – М., 2004. – С. 640–641.
15. Уварова Е.В. Современные контрацептивные мероприятия с точки зрения надежности защиты репродуктивной системы сексуально активных подростков // Русский медицинский журнал. - 2002.- Т. 10, № 15. - C. 630-633.
16. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать: научное обоснование «Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года» / Г.Э. Улумбекова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – С. 592.
17. Фролова Н.И. Хронические сальпингоофориты у девушек-студенток как следствие гендерного поведения риска / Н.И. Фролова, Т.Е.Белокриницкая // Репродуктивное здоровье детей и подростков. – 2011. - № 4. – С.58-64.
18. Аборт: медико-социальные и клинические аспекты / О.Г. Фролова [и др.]. – М.: Триада-Х, 2003.– 160 с.
19. Хамошина М.Б. Особенности сексуального поведения как фактора риска репродуктивного здоровья девушек-подростков Приморского края / М.Б. Хамошина // Вестник дерматологии и венерологии. - 2006. - № 3. - С. 22-26.
20. Щепин О.П. Общественное здоровье и здравоохранение / О.П. Щепин, В.А. Медик. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 592 с.
21. Яцкевич Н.М. Гинекологическая заболеваемость студенток: факторы риска, возможности прогнозирования, ранней диагностики, профилактики и реабилитации: автореф. дис. … канд. мед. наук / Н.М. Яцкевич. - Иркутск, 2004. - 22 с.
22. Ajuwon A.J., Olaleye A., Faromoju B. еt al. Sexual behavior and experience of sexual coercion among secondary school students in three states in North Eastern Nigeria // BMC Public Health. - 2006. - Vol. 6. - Р. 310.
23. James A.B., Simpson T.Y., Chamberlain W.A. Chlamydia prevalence among college students: reproductive and public health implication // Sex Transm. Dis. - 2008. - Vol. 35 (6). - Р. 529-532.
24. Low N., Bender N., Nartey L. Effectiveness of chlamydia screening: systematic review // Int. J. Epidemiol. - 2009. - Vol. 38 (2). - Р. 435-448.
25. Ma Q., Ono-Kihara M., Cong L. et al. Early initiation of sexual activity: a risk factor for sexually transmitted diseases, HIV infection, and unwanted pregnancy among university students in China // BMC Public Health. - 2009. - Vol. 9. - Р. 111.
26. Oyedeji O.A., Cassimjee R. A gendered study of young adult contraceptive use at one university in KwaZuluNatal // Curationis. - 2006. - Vol. 29 (3). - Р. 7-14.
27. Pedlow C.T., Carey M.P. Developmentally appropriate sexual risk reduction interventions for adolescents: rationale, review of interventions, and recommendations for research and practice // Ann. Behav. Med. - 2004. - Vol. 27 (3). - Р. 172-184.
28. Romero Ramos R., Romero Gutierrez G., Abortes Monroy I. et al. Risk factors associated to female infertility // Ginecol. Obstet. Mex. - 2008. - Vol. 76 (12). - Р. 717-7 2 1.
29. Steinauer J., LaRochelle F., Rowh M. et al. First impressions: what are preclinical medical students in the US and Canada learning about sexual and reproductive health? // Contraception. - 2009. - Vol. 80 (1). - Р. 74-80 .
Репродуктивное здоровье является неотъемлемой составляющей здоровья человека, имеющей важнейшее значение для дальнейшего воспроизводства населения и обеспечения стабильного развития общества. Между тем медико-демографическая ситуация в стране характеризуется снижением рождаемости, что во многом связано с неудовлетворительным состоянием репродуктивного здоровья молодежи, вступившей в фертильный возраст. Но, к сожалению, для этого возраста характерны и основные дисфункциональные нарушения в репродуктивной сфере. Проблема репродуктивного здоровья девушек и женщин стала центром внимания педагогики, физиологии, здравоохранения  [1, 9, 20, 22, 29].

Социальные потрясения, политические и культурные изменения, произошедшие в Российской Федерации (РФ) в последнее десятилетие, в условиях неустойчивого развития экономики обусловили снижение рождаемости и сопровождались значительным ухудшением состояния здоровья наиболее социально и биологически уязвимой части населения - женщин, детей и подростков. В сложившихся социально-экономических и демографических условиях Концепцией охраны репродуктивного здоровья населения России на период  до 2025 года репродуктивное здоровье определено как один из основных факторов национальной безопасности страны. [12, 13, 14, 16, 20]

По данным Минздрава РФ (2012), в возрастной структуре абортов каждый десятый аборт (10,4 %) приходится на возрастную группу 15-19 лет, каждые десятые роды в стране также приходятся на подростковый возраст. Воспроизводство населения преимущественно реализуется населением фертильного возраста 20-29 лет, на долю которого приходится 49% от общего числа прерываний беременности и 64% от общего числа родов.

Репродуктивное здоровье молодежи, наиболее подверженной негативному влиянию среды и общества, в современных условиях представляет собой сложную многоаспектную проблему. Социально детерминированные изменения репродуктивного поведения девушек России, произошедшие в последние десятилетия, способствовали распространенности и расширению спектра патологии репродуктивной сферы, повышению уровня среди молодёжи инфекций, передаваемых преимущественно половым путём (ИППП), в том числе ВИЧ-инфекции. Следовательно, одним из ключевых факторов демографического неблагополучия страны является ухудшение состояния соматического и репродуктивного здоровья девушек [2, 6, 7, 15, 28].

Студенческий возраст - один из критических периодов в биологическом, психическом и социальном развитии человека. Возрастающие интенсивность и напряженность современной жизни, связанные с кардинальными изменениями жизнедеятельности, стиль жизни и нарастающая гиподинамия, наличие соматических и других заболеваний накладывают особый отпечаток на репродуктивное здоровье студентов [4, 8,10, 17].

Патология репродуктивной системы у девушек-студенток может стать толчком к психосоциальной дезадаптации со всеми ее осложнениями. В то же время, сравнивая данные, полученные в результате наблюдения за учащимися и не учащимися девушками с патологией репродуктивной системы, можно сделать вывод, что психосоциальная дезадаптация среди студенток встречается гораздо чаще и носит более выраженный характер. Это свидетельствует об определенной роли учебной нагрузки, психологических стрессов и других факторов в ее генезе. Изучая процессы психосоциальной дезадаптации студенток, можно говорить о крайне недостаточном уровне общемедицинских знаний в целом и практическом отсутствии знаний репродуктивной функции, что, по-видимому, является одной из главных причин все возрастающего распространения патологии репродуктивной системы у данного контингента молодежи и обусловленного ею неадекватного восприятия даже незначительных нарушений репродуктивной системы в сочетании со значительными психологическими нагрузками, связанными с учебным процессом. В этом кроются причины нарушения психосоциальной адаптации с ее серьезными негативными последствиями. Наиболее ярко проявляется депрессия у девушек-студенток в случаях незапланированной беременности и может стать причиной необдуманных решений в отношении прерывания беременности. Это попытки медикаментозного ее прерывания с использованием токсических доз фармакологических веществ, но особенно опасны последствия нежелательной беременности в случае ее прерывания в немедицинских условиях, которое представляет угрозу не только здоровью, но и жизни. Еще один момент, на который следует обращать внимание при дезадаптативных реакциях, связанных с непреднамеренной беременностью девушек-студенток, - вероятность суицидных попыток [3, 5, 18].

Нарушения репродуктивной функции у девушек-студенток сопровождаются явлениями психосоциальной дезадаптации, которая усиливается под влиянием неадекватной учебной нагрузки, психологических стрессов, связанных с интенсификацией учебного процесса. Студентки старших курсов уже входят в фертильный возраст. Однако отклонения в состоянии здоровья первокурсников по вузам России приближается к отметке 60-70% от общего числа поступивших на учебу. И если известно, что с каждым годом учебы и трудовой деятельности здоровье лишь ухудшается, то каковы уровни физического развития и подготовленности и удовлетворяют ли они репродуктивным функциям будущих родителей - вопрос остается открытым. [19, 21]

И.В. Сергейко, В.В. Люцко (2014)  предоставили данные  анонимного анкетирования: в структуре гинекологических заболеваний у сексуально активных студенток наибольшая доля принадлежит ИППП (30 %), практически такое же количество (29 %) имеет нарушения менструального цикла. При сравнении структуры заболеваний репродуктивной системы у сексуально неактивных девушек первое место занимают нарушения менструального цикла (77 %), а на втором месте - воспалительные заболевания органов мочеполовой сферы (13 %). Особого внимания заслуживает тот факт, что 11 обследованных (4 %) до исследования уже столкнулись с проблемой бесплодия. Столь значительные данные в отношении заболеваний, передающихся половым путем, у сексуально активных девушек вероятнее всего обусловлены неиспользованием или неэффективным использованием средств личной защиты при половых контактах. Современные тенденции раннего начала половой жизни, роста количества беременностей и абортов, заболеваний репродуктивной системы и сексуальных расстройств у девушек свидетельствуют о недостаточной эффективности существующих форм работы в поликлиниках и образовательных учреждениях [11, 22, 26,].

Репродуктивное здоровье женщин и мужчин одинаково волнует общество ввиду негативного влияния комплекса биологических, экологических, социальных, экономических и психологических факторов на представителей обоих полов. Реализация репродуктивного потенциала, безусловно, определяется в первую очередь состоянием репродуктивной системы, наличием или отсутствием в разной степени выраженности нарушений в ней, а также общим уровнем соматического здоровья. Причин, приводящих к этим нарушениям, очень много, что определяет трудности, связанные с проблемой их коррекции. Это и либерализация взглядов на гендерные взаимоотношения, и сексуальность при полном отсутствии, а часто извращении информации, связанной с вопросами секса. Кроме того, социально-экономические трудности в нашей стране приводят к нарушению адаптации молодежи в микро- и макро-социальной сфере, потере ею моральных ориентиров, росту частоты проявлений сексуальной агрессии, увеличению распространенности и расширению спектра заболеваний, передающихся половым путем, к раннему началу половой жизни и тем самым - к увеличению количества непреднамеренных беременностей и, как следствие, их прерыванию с последующими осложнениями (расстройством менструального цикла, вторичным бесплодием, эндометритами и т.д.), а также к раннему, в возрасте 15-16 лет, преимущественно вынужденному вступлению в брак, который в дальнейшем нередко приводит к психосоциальной дезадаптации, очень часто с нарушением межличностных отношений, а иногда и девиантным поведением. Указанные факторы становятся причиной ухудшения репродуктивного здоровья и снижения репродуктивного потенциала молодежи, в том числе студенческой [13, 24, 25, 27].

Дальнейшие междисциплинарные исследования должны стать базой для создания современных эффективных программ по усовершенствованию системы профилактики нарушений в репродуктивной сфере и обусловливаемых ими соматических и психических расстройств в студенческой популяционной среде, что, в свою очередь, будет способствовать повышению репродуктивного потенциала молодежи и улучшению медико-демографических показателей. Раннее выявление гинекологических отклонений и заболеваний среди девушек-студенток, оздоровление организма будущей матери, выделение групп риска, в которых велика вероятность развития патологии беременности, родов и перинатальных осложнений, - важнейшая задача практического здравоохранения и медицинской  науки на современном этапе. 

Рецензенты:

Алексеев Г.А., д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, г. Чебоксары.

Денисова Т.Г., д.м.н., профессор кафедры акушерства и гинекологии ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», проректор по научной работе АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, г. Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Герасимова Л.И., Денисов М.С., Шувалова Н.В., Сидорова Т.Н. РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕВУШЕК СТУДЕНТОК – КАК МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23864 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674