Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДЕТСКИЕ РОЛИ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С САМООЦЕНКОЙ, УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ И ВОСПРИЯТИЕМ ДОШКОЛЬНИКОМ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ

Васильева Е.Н. 1
1 НИУ «Высшая школа экономики»
В статье рассматривается проблема ролевых детско-родительских отношений, а именно, социальных семейных ролей, которые ребенок «играет» в семье по отношению к матери или отцу. Содержание той или иной семейной роли напрямую зависит от места ребенка внутри семейного сообщества и выполняемых им функций. Автор рассматривает роли ребенка в семье как условие его полноценного личностного развития.Целью публикуемого исследования является выявление взаимосвязи семейных детских ролей с уровнем самооценки и уровнем тревожности старшего дошкольника, а также с особенностями отношения его к членам своей семьи. В качестве диагностического инструментария, кроме известных методик, была использована авторская методика «Социальные семейные роли» (вариант «Роли ребенка» ) Васильевой Е.Н., Орлова А.В.В результате анализа полученных данных были определены детские роли, при выполнении которых у старшего дошкольника снижается уровень тревожности, повышается самооценка и семейная ситуация воспринимается как позитивная и благоприятная. Материалы статьи могут быть использованы в диагностико-консультативной работе практического психолога сферы образования.
тревожность.
самооценка
дошкольник
детские функциональные роли
семейная роль
семья
1. Васильева Е.Н., Научно-методические подходы к оценке ролевой структуры семьи // Нижегородское образование.- 2013.- №3.- С.85-91
2. Васильева Е.Н., Орлов А.В. Ролевая структура детско-родительского взаимодействия как составляющая психологической готовности к родительству // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2013. - № 4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.es.rae.ru/bulletinpp/205-911
3. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка: Структура, динамика, принципы коррекции: дис ... докт. психол. наук. - М, 2002
4. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии / пер. с анг. А.Д. Иорданского.- М.: Независимая фирма «Класс», 1998.- 304 с
5. 121 Петровский А.В. Всегда ли правы родители? Психология воспитания.-М.: Изд. «АСТ», 2003. - 399 с.
6. Спиваковская А.С. Как быть родителями. - М.: Педагогика, 1986. - 236 с.
7. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов на Дону: Феникс, 2002. - 544 с.
С точки зрения системного подхода семья представляет собой целостную систему, выполняющую ряд функций, служащих для полного удовлетворения потребностей субъектов, входящих в семью, обладающая внутренними и внешними границами и иерархической ролевой структурой отношений [3].

В каждой семье, как в ролевой структуре, существует система распределения ролей. Принятие роли определяется уровнем ответственности за ее выполнение, т.е. развитостью операционно-технического и мотивационного компонентов ролевого поведения, а также уровнем ролевой конфликтности, - существующей в сознании человека несогласованности моделей поведения, требуемых для проигрывания роли.

Как полагает С. Минухин, ролевая структура семьи определяет что и как, когда и в какой последовательности члены семьи должны выполнять, реализуя взаимоотношения друг с другом. Отсюда следует, что семейные роли – это устойчивые функции семейной системы, закрепленные за каждым из ее членов, однако, помимо актуального поведения, в определение «роль» входят также социальные установки, убеждения, цели, чувства, желания, ценности и действия, ожидаемые или приписываемые [4].

Семейная роль выступает в качестве конкретизации социальных ролей детей и родителей, матери и отца, мужа и жены и т. д. Как полагает Т. Шибутани «социальная роль человека в обществе – это представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от него в данной ситуации» [7]. Наличие той или иной семейной роли у субъекта напрямую зависит от его места внутри семейного сообщества и выполняемых им функций. Роли делятся, прежде всего, на: детские (сын, дочь, брат, сестра), родительские (мать, отец), супружеские (жена, муж), внутрипоколенные (старший, младший) и межпоколенные (дедушка, бабушка) [7].

Роль является нормативно одобренным способом поведения, ожидаемым от субъекта, находящегося на некоторой позиции в структуре общественных и межличностных отношений [5]. Роль выступает детерминантом того, кто и каким образом реализует семейные функции. Иначе говоря, это некоторая совокупность образцов (паттернов) поведения, чувств и переживаний, приписываемых или ожидаемых от индивида, играющего роль, а также конкретный объем знаний, убеждений и представлений, требующихся для выполнения этой роли.

Феномен взаимозависимости семейных отношений позволяет составить их характеристику, изучая роли, выполняемые в семье ребенком. А.С. Спиваковская заявляет, что роль ребенка достаточно легко определяется в дисгармоничной семье, в которой взаимоотношения ее членов могут быть описаны понятиями стереотипности, шаблонности, они носят застывший, ригидный, неизменный на протяжении лет характер, не вписывающийся в изменившиеся обстоятельства жизни. Семейной ролью ребенка является совокупность определенных форм поведения взрослых по отношению к нему в семье, сочетание чувств, оценок, ожиданий, действий, адресованных ему. А.С. Спиваковская называет следующие роли, которые ребенок может выполнять в семье: «ребенок-обуза», «ребенок-раб», ребенок - «заместитель мужа» (от него требуется постоянное внимание, забота, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью), «ребенок-любовник» (одинокая, как правило, мать настаивает на «отношениях для двоих», «душит» ребенка в узах своей любви), «ребенок как оружие» в борьбе с супругом [6].

По словам А.В. Петровского, жесткость ролевой структуры семьи выше по сравнению с любой другой малой группой. Характер выполнения ребенком его семейной роли всегда социально оценивается, и всякое поведение не в соответствии с эталоном осуждается. В то же время, роль выступает необходимой, но не достаточной характеристикой ребенка в семье. Личностная структура ребенка с необходимостью содержит в себе собственное отношение к роли, выполняемой ребенком в семье. Рост уровня развития семьи как социальной группы ведет к уменьшению вероятности проявления конфликтов роли и личности у членов этой семьи [5].

Существуют различные виды семейных социальных ролей: статусные роли (глава семьи, старейшина, старший ребенок, младший и др.), определяемые социумом нормативные роли (отец, мать, опекун), роли-игры (например, «добрый и злой полицейский»). В данном контексте мы определяем семейную социальную роль как модель поведения человека в семье, в структуре семейных отношений, направленную на выполнение определенных функциональных задач (обязанностей) по обеспечению целостности, устойчивости и адаптивности семьи [2].

Материалы и методы исследования

В данной публикации мы предлагаем результаты части комплексного исследования семейных ролей. Целью данной части являлось выявление взаимосвязи семейных детских ролей с уровнем самооценки и уровнем тревожности старшего дошкольника, а также с особенностями отношения его к членам своей семьи. В качестве диагностического инструментария нами были выбраны следующие методики: методика «Социальные семейные роли» (вариант «Роли ребенка» Васильевой Е.Н., Орлова А.В.) [1], методика определения самооценки «Лесенка» В. Щур и С. Якобсона, проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), проективный тест «Кинестетический рисунок семьи».

В исследовании принимали участие 81 человек: 27 детей старшего дошкольного возраста (5-5,5 лет), из них 12 мальчиков и 15 девочек, а также их родители, отцы и матери в количестве 54 человек в возрасте 25-35 лет.

Результаты исследования и их обсуждение

На первом этапе исследования мы рассмотрели особенности ролевой структуры детско-родительских отношений с точки зрения ролей выполняемых ребенком в семье (таблица 1,2 и рис.1).

Таблица 1

Средние значения показателей по методике «Социальные семейные роли»

(роли ребенка для матери)

Роль ребенка

(ребенок дает Вам возможность….)

Средний балл

Ранг

роли

Станд.

откл.

..проявлять заботу, чувствовать себя нужным человеком

3,80

2

2,48

..гордиться собой

9,90

10

3,02

..руководить, управлять

15,63

17

3,01

..самосовершенствоваться, развиваться как личности

8,20

6

3,41

..узнать что-то новое

8,73

8

5,22

..зарядиться энергией

7,67

4

4,22

..меньше тревожиться о своем будущем

13,10

16

3,14

..общаться с интересными людьми, ориентироваться в социальных отношениях

11,60

13

4,15

..дарить любовь

5,17

3

3,51

..получать любовь, эмоциональную близость

3,73

1

1,66

..проявлять активность в жизни и на работе

12,20

15

2,23

..разряжаться, избавляться от негативной энергии

11,57

12

4,37

..чувствовать себя более комфортно в семье

8,00

5

3,81

..мечтать о будущем

9,57

9

4,19

..быть ближе к супругу

16,33

19

2,28

..учить, воспитывать, делиться опытом

8,30

7

3,35

..довериться, получить совет или сочувствие

11,47

11

2,65

..приобщаться к культуре, искусству

16,13

18

4,03

..устраниться от бытовых проблем

16,73

20

2,97

..получить поддержку, помощь

11,77

14

3,42

Из таблицы 1 и рисунка 2 видно, что дошкольникиисследуемой нами группы в первую очередь предоставляют своим мамам возможность проявлять заботу, дарить любовь и получать любовь и эмоциональную близость, реализоваться в качестве любящих и заботливых матерей. Наименее выражены такие детские роликак: давать возможностьматери быть ближе к супругу, приобщаться к культуре, искусству, устраняться от решения бытовых проблем. Возможно, в этом случае, дети являются «помехой» во взаимоотношениях между супругами, ограничивают социальную активность своих матерей.

 

Таблица 2

Средние значения показателей по опроснику «Социальные роли»

 (роли ребенка для отца)

Роль

Средний балл

Ранг роли

Станд.

откл.

..проявлять заботу, чувствовать себя нужным человеком

3,97

1

2,54

..гордиться собой

5,33

3

3,01

..руководить, управлять

7,03

6

4,10

..самосовершенствоваться, развиваться как личности

10,33

8

2,67

..узнать что-то новое

10,87

10

3,71

..зарядиться энергией

7,13

7

3,03

..меньше тревожиться о своем будущем

11,97

13,5

2,42

..общаться с интересными людьми, ориентироваться в социальных отношениях

13,97

18

2,35

..дарить любовь

5,30

2

3,61

..получать любовь, эмоциональную близость

5,93

4

3,60

..проявлять активность в жизни и на работе

12,77

16

3,61

..разряжаться, избавляться от негативной энергии

11,87

12

2,00

..чувствовать себя более комфортно в семье

7,00

5

2,85

..мечтать о будущем

12,30

15

4,21

..быть ближе к супруге

11,63

11

3,28

..учить, воспитывать, делиться опытом

10,60

9

4,11

..довериться, получить совет или сочувствие

13,67

17

0,89

..приобщаться к культуре, искусству

18,63

20

2,83

..устраниться от бытовых проблем

17,83

19

5,00

..получить поддержку, помощь

11,97

13,5

2,14

Согласно данным таблицы 2, дошкольники, выполняя определенные роли, удовлетворяют,прежде всего, следующие потребности отцов: возможность проявлять заботу, чувствовать себя нужным человеком, дарить любовь и гордиться собой как родителем.

Сводные данные по ролям детей, которые они выполняют по отношению к своим родителям, приведены на рис 1.

Рис.1. Роли, выполняемые ребенком в семье по отношению к родителям

Примечание: Ребенок дает возможность родителю …

СР1 - проявлять заботу, чувствовать себя нужным человеком; СР2 - гордиться собой; СР3 - руководить, управлять; СР4 - самосовершенствоваться, развиваться как личности; СР5 - узнать что-то новое; СР6 - зарядиться энергией; СР7 - меньше тревожиться о своем будущем; СР8 - общаться с интересными людьми, ориентироваться в социальных отношениях; СР9 - дарить любовь; СР10 - получать любовь, эмоциональную близость; СР11 - проявлять активность в жизни и на работе; СР12 - разряжаться, избавляться от негативной энергии; СР13 - чувствовать себя более комфортно в семье; СР14 - мечтать о будущем; СР15 - быть ближе к супругу (супруге); СР16 - учить, воспитывать, делиться опытом; СР17 - довериться, получить совет или сочувствие; СР18 - приобщаться к культуре, искусству; СР19 - устраниться от бытовых проблем; СР20 - получить поддержку, помощь.

 

Исходя из данных рис. 1 можно сделать вывод о том, что ребенок дает отцу и матери примерно одинаковые возможности:проявлять заботу и ласку, дарить любовь, чувствовать себя комфортнов семье. Таким образом, в целом, обстановка в исследуемых семьях дошкольников достаточно благоприятная.

На втором этапе исследования мы определяли взаимосвязь между детскими ролям, которые ребенок выполняет по отношению к матери/отцу и уровнями самооценки и тревожности ребенка, а также восприятием дошкольника ситуации в своей семье (таб. 3, 4)

Таблица 3

Связь ролей ребенка по отношению к матери и его характеристик

(самооценка, уровень тревожности, показатель благополучныхотношений в семье)

Ребенок дает матери возможность…..

Индекс

тревожности

Показатель благополучных отношений

Самооценка

 

..самосовершенствоваться, развиваться как личности

-,395*

,378*

,269

..получать любовь,

 эмоциональную близость

-,221

,394*

,322*

..проявлять активность

в жизни и на работе

-,271

,441**

,277

..разряжаться, избавляться

 от негативной энергии

,435**

-,323*

-,272

..быть ближе к супругу

-,412*

,337*

,362*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: * достоверность на уровне р <0,05; **достоверность на уровне р <0,01

 

Данные таблицы 3 говорят о том, что:

·                    Уровень тревожности ребенка снижается, если он «играет» роль, в которой дает возможность матери самосовершенствоваться, развиваться как личности и быть ближе к супругу;

·                    Уровень тревожности ребенка повышается, если он «играет» роль, в которой дает возможность матери разряжаться, избавляться от негативной энергии;

·                    Самооценка дошкольника повышается, если он «играет» роль, в которой дает возможность матери получать от него любовь, эмоциональную близость и быть ближе к супругу;

·                    Ситуация в семье воспринимается детьми как благоприятная в том случае, если они «играют» такие роли, в которых дают возможность матерям: самосовершенствоваться, развиваться как личности, получать от них любовь, эмоциональную близость, проявлять активность в жизни и на работе и быть ближе к супругу.

Таблица 4

Связь ролей ребенка по отношению к отцу и его характеристик

(самооценка, уровень тревожности, показатель благополучных

отношений в семье)

Анализируя данные таблицы 4 можно сказать следующее:

 

Ребенок дает отцу возможность…..

Индекс

тревожности

Показатель благополучных отношений

Самооценка

 

...мечтать о будущем

-,433**

,471**

,382*

..приобщаться к культуре, искусству

-,476**

,249

,428**

..получить поддержку, помощь

-,277

,255

,349*

·                    Уровень тревожности ребенка снижается, если он «играет» роль, в которой дает возможность отцу мечтать о будущем и приобщаться к культуре, искусству;

·                    Самооценка дошкольника повышается, если он «играет» роль, в которой дает возможность отцу мечтать о будущем, приобщаться к культуре, искусству, получить поддержку помощь.

·                     Ситуация в семье воспринимается детьми как благоприятная в том случае, если они «играют» такие роли, в которых дают возможность отцам мечтать о будущем.

Выводы

Обобщая полученные результаты, можно сказать, что при исполнении ребенком практически всех выделенных нами ролей (кроме одной по отношению к матери) происходитудовлетворение потребностей родителей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите, а также в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, что, в свою очередь, обеспечивает эмоциональную стабильность членов семьи. Но если ребенок используется матерью для выброса негативных эмоций, то у него такого возникает комплекс неполноценности, сочетающийся с чувством ненависти к миру, что может деформировать полноценное формирование его личности.

На формирование самооценки дошкольника, по нашим данным, влияет такая его позиция по отношению к родителям, при которой сын или дочь дают матери возможность проявить свою эмоциональность и сделать через ребенка отношения с мужем более тесными, а отцу – построить планы на будущее, активизировать их взаимодействие. Если ребенок помогает быть родителям быть ближе друг к другу, то у него появляется чувство значимости, что положительно сказывается на его самооценке и снижает тревожность. Но если ребенок - элемент, который связывает семью, не давая ей разрушиться, то в этом случае на ребенка ложится большая психологическая нагрузка, вызывая эмоциональное напряжение. Он начинает считать, что именно его поведение является причиной развода родителей, если такое событие действительно произойдет.

 Однако если ответственность по сплочению родителей, возложенная на ребенка, принимает характер обязанности, то, в этом случае у ребенка формируется завышенная самооценка, как у члена семьи, который отвечает за ее благополучие. Все это может вызвать серьезное эмоциональное перенапряжение и повышенную тревожность.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что определенные роли ребенка в семье могут давать стимул для его полноценного развития, а могут и тормозить этот процесс, приводя к искажению формирования необходимых для его дальнейшей жизни личностных характеристик.

Ориентируясь на проведенное нами исследование, мы можем рекомендовать использование методики «Социальные семейные роли» (вариант «Роли ребенка») в качестве экспресс - диагностики семейной ситуации дошкольника, при которой есть возможность получить также и «ориентировочную» информацию о таких характеристиках ребенка как самооценка и уровень тревожности. Используя эту информацию, психолог или педагог ДОО может «оперативно» начать консультативную работу с семьями, нуждающимися в психологической поддержке, помощи и коррекционном воздействии.

Рецензенты:

Семенова Л.Э.,д.псх.н.,  профессор кафедры классической и практической психологии, профессор, ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г.Нижний Новгород;

Суворова О.В.,д.псх.н.,  профессор кафедры классической и практической психологии, доцент, ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» , г. Нижний Новгород.



Библиографическая ссылка

Васильева Е.Н. ДЕТСКИЕ РОЛИ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С САМООЦЕНКОЙ, УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ И ВОСПРИЯТИЕМ ДОШКОЛЬНИКОМ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23910 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674