Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕНДЕНЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАХ РФ

Бекмурзаев И.Д. 1 Шамилев С.Р. 1
1 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»
Обоснована актуальность данной работы. Построены точечные диаграммы распределения федеральных округов по численности студентов, преподавателей, количеству вузов в 2010/2011 и в 2013/2014 учебном году.Исследована динамика изменения численности студентов в федеральных округах на 10 000 человек населения, построена группировка субъектов РФ по численности студентов в федеральных округах, обучающихся во всех вузах и отдельно в государственных и муниципальных вузах на 10 000 человек населения. Проанализирована динамика изменения численности филиалов образовательных организаций высшего образования. Рассчитана группировка субъектов РФ по числу филиалов образовательных организаций высшего образования. Сделаны соответствующие выводы. Рассчитано, что численность студентов на 10 000 человек населения наивысшая в ЦФО, а наименьшая в СКФО, причем с 2010 по 2013 гг. произошло незначительное сокращение разрыва между этими ФО.
федеральные округа.
динамика
государственные и муниципальные вузы
группировка
филиалы
вузы
преподаватели
студенты
численность
1. Алиев Ш.Х., Шамилев С.Р. Особенности производства и распределения электроэнергии в регионах РФ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. - URL: www.science-education.ru/113-11386 (дата обращения: дата обращения: 30.11.2015).
2. Арсаханова З.А., Шамилев С.Р. Инвестиционные приоритеты и пути их реализации // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. - URL: www.science-education.ru/113-11387 (дата обращения: дата обращения: 30.11.2015).
3. Батаева П.С., Шамилев С.Р. Исполнение бюджетов регионов РФ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. - URL: www.science-education.ru/113-11371 (дата обращения: дата обращения: 30.11.2015).
4. Бекмурзаев И.Д., Шамилев С.Р. Проблемы внешнеэкономической деятельности регионов РФ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. - URL: www.science-education.ru/113-11389 (дата обращения: дата обращения: 30.11.2015).
5. Гайрбекова М.Х., Шамилев С.Р. Актуальные проблемы и перспективы развития отраслей социальной сферы ЧР // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. - URL: www.science-education.ru/113-11196 (дата обращения: дата обращения: 30.11.2015).
6. Гезуева Э.Р., Шамилев С.Р. Динамика основных характеристик предприятий и фирм в регионах РФ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. - URL: www.science-education.ru/113-11388 (дата обращения: дата обращения: 30.11.2015).
7. Дудурханов А.А., Шамилев С.Р. Безработица и пути ее снижения в регионах РФ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. - URL: www.science-education.ru/113-11352 (дата обращения: дата обращения: 30.11.2015).
8. Махмудов Х.А., Шамилев С.Р. Тенденции изменения занятости в регионах РФ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. - URL: www.science-education.ru/113-11332 (дата обращения: дата обращения: 30.11.2015).
9. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Стат. сб. / Росстат. М., 2014. 900 с.
10. Шамилев Р.В., Шамилев С.Р. Иновационная деятельность в регионах РФ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. - URL: www.science-education.ru/113-11424 (дата обращения: дата обращения: 30.11.2015).
Анализ региональных тенденций высшего образования тесно связан с признанием особой значимости роли высшего образования для развития современной России.

Высшее образование представляет собой социальное инвестирование, оно повышает уровень жизни нашего нынешнего поколения, содействует повышению дохода будущих поколений, формирует образ жизни народа и передает новым поколениям накопленный культурный опыт.

Этим объясняется актуальность данной темы.

Попытаемся рассмотреть взаимосвязь количества обучающихся на 1 преподавателя, на один вуз и количество вузов в 2010/2011.

 

Рисунок 1. Количество обучающихся на 1 преподавателя, на один вуз и количество вузов в 2010/2011.

 

Из данных рисунка отчетливо видно, что наиболее перегруженными являются преподаватели вузов УФО, а наименее СЗФО. Наибольшее число студентов на 1 вуз приходится в ПФО, а наименьшее в ЦФО и СЗФО. Больше всего вузов в ЦФО и ПФО, а меньше всего в ДФО. Рассмотрим соответствующие показатели в 2013/2014 учебном году.

Рисунок 2. Количество обучающихся на 1 преподавателя, на один вуз и количество вузов в 2013/2014.

 

Из данных рисунка видно, что основные пропорции сохранились и в этом учебном году. Наиболее перегруженными являются преподаватели вузов УФО, а наименее СЗФО. Наибольшее число студентов на 1 вуз приходится в ПФО, а наименьшее в ЦФО и СЗФО. Больше всего вузов в ЦФО и ПФО, а меньше всего в ДФО и СКФО. Вместе с тем, количество вузов, студентов и преподавателей заметно сократилось.

Рассмотрим численность студентов на 10 000 человек населения.

Таблица 1

Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры на 10 000 человек населения (на начало учебного года; человек)

 

2010/11

2011/12

2012/13

2013/14

Образовательные организации высшего образования

в том числе государственные и муниципальные

Образовательные организации высшего образования

в том числе государственные и муниципальные

Образовательные организации высшего образования

в том числе государственные и муниципальные

Образовательные организации высшего образования

в том числе государственные и муниципальные

РФ

497

412

454

381

424

359

393

331

ЦФО

597

445

520

397

479

373

450

349

СЗФО

530

450

483

413

451

387

408

355

ЮФО

427

358

398

343

377

325

352

301

СКФО

396

339

359

305

345

294

327

277

ПФО

464

398

434

375

407

354

376

323

УФО

470

414

436

385

403

356

372

329

СФО

456

411

429

390

411

374

380

342

ДФО

473

428

450

410

405

371

363

335

Из данных таблицы следует, что численность студентов на 10 000 человек населения наивысшая в ЦФО, а наименьшая в СКФО, причем с 2010 по 2013 гг. произошло незначительное сокращение разрыва между этими ФО. Причем эти пропорции верны как для всех вузов, так и государственных и муниципальных.Отдельно отметим, что только 2 ФО превышают среднероссийский уровень количества студентов на 10 000 человек населения – ЦФО и СЗФО. Остальные ФО можно проранжировать в 2010/2011 учебном году следующим образом: ДФО, УФО, ПФО, СФО, ЮФО, СКФО; а в 2013/2014 учебном году: СФО, ПФО, УФО, ДФО, ЮФО, СКФО.То есть в рассматриваемый период все ФО, кроме ЦФО, СЗФО, ЮФО и СКФО изменили место относительно других ФО по количеству студентов на 10 000 человек населения.При этом максимальное сокращение количества студентов на 10 000 человек населения было в ЦФО, затем в ДФО, СЗФО, УФО, ПФО, ЮФО, СКФО, СФО.

Построим группировку субъектов РФ по количеству студентов на 10 000 человек.

Таблица 2

Группировка субъектов РФ по количеству студентов на 10 000 человек

Численность студентов, обучающихся в образовательных организациях высшего образованияпо программам бакалавриата, специалитета, магистратуры на 10 000 человек населения (на начало учебного года; человек)

Количество субъектов в 2010/11 уч. году

Количество субъектов в 2013/14 уч. году

0-99

4

2

100-199

2

5

200-299

7 (РИ, ЧР)

21 (РИ, КБР, ЧР)

300-399

27 (РД, КБР, КЧР)

35 (РД, КЧР, СК)

400-499

27 (РСОА, СК)

16 (РСОА)

500-599

12

3

600-699

3

2

700-799

1 (Томская область)

1 (г. Москва)

900-999

1 (г. Санкт-Петербург)

0

1100-1199

1 (г. Москва)

0

Общий итог

85

85

Из данных таблицы видно, что изменение численности студентов на 10 000 человек носит разнонаправленный характер, поскольку количество субъектов с минимальным количеством студентов уменьшилось. Больше всего студентов на 10 000 человек в г. Москва; среди субъектов СКФО максимальное количество студентов в РСОА, а минимальное в ЧР, РИ и КБР.

Построим группировку субъектов РФ по количеству студентов, обучающихся в государственных и муниципальных организациях на 10 000 человек.

Таблица 3

Группировка субъектов РФ по количеству студентов, обучающихся в государственных и муниципальных организациях на 10 000 человек

Численность студентов, обучающихся в государственных и муниципальных организациях по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры на 10 000 человек населения (на начало учебного года; человек)

Количество субъектов в 2010/2011 учебном году

Количество субъектов в 2013/2014 учебном году

0-99

5

3

100-199

3

8 (КБР)

200-299

18 (РИ, КБР, ЧР)

38 (РД, РИ, КЧР, ЧР)

300-399

30 (РД, КЧР)

27 (РСОА, СК)

400-499

23 (РСОА, СК)

5

500-599

3

2 (г. Москва, Тюменская область без автономных округов)

600-699

0

2 (г. Санкт-Петербург, Томская область)

700-799

2 (г. Москва, Томская область)

0

800-899

1 (г. Санкт-Петербург)

0

Общий итог

85

85

Из данных таблицы следует, что изменение численности студентов, обучающихся в государственных и муниципальных организациях, на 10 000 человек носит разнонаправленный характер, поскольку количество субъектов с минимальным количеством студентов уменьшилось.

Больше всего студентов, обучающихся в государственных и муниципальных организациях, на 10 000 человек в г. Санкт-Петербург и Томской области; среди субъектов СКФО максимальное количество студентов в РСОА и СК, а минимальное в КБР.

Рассмотрим число филиалов образовательных организаций высшего образования.

Таблица 4

Число филиалов образовательных организаций высшего образования (на начало учебного года)

 

2010/11

2013/14

Филиалы образовательных организаций высшего образования

в том числегосударственные и муниципальные

частные

Филиалы образовательных организаций высшего образования

в том числе государственные и муниципальные

частные

РФ

1668

1069

599

1482

949

533

ЦФО

400

221

179

347

191

156

СЗФО

165

102

63

141

83

58

ЮФО

201

133

68

174

111

63

СКФО

117

82

35

99

71

28

ПФО

327

204

123

320

212

108

УФО

180

131

49

163

112

51

СФО

183

126

57

158

112

46

ДФО

95

70

25

80

57

23

Из данных таблицы видно, что больше всего филиалов вузов в ЦФО и ПФО, а меньше всего в ДФО и СКФО.

Можно констатировать незначительное сокращение разрыва между этими ФО.

Причем доля частных филиалов сокращается только в СКФО, ПФО и СФО.

Построим группировку субъектов РФ по числу филиалов образовательных организаций высшего образования.

Таблица 5

Группировка субъектов РФ по числу филиалов образовательных организаций высшего образования

Число филиалов образовательных организаций высшего образования

Количество субъектов в 2010 году

Количество субъектов в 2013 году

0-9

26 (РИ, КБР, РСОА, ЧР)

28 (РИ, КБР, КЧР, РСОА, ЧР)

10-19

24 (КЧР)

32

20-29

19

12

30-39

6

5 (РД)

40-49

3 (РД)

2 (СК)

50-59

3 (СК)

3

60-69

1 (Ростовская область)

2 (Краснодарский край, Тюменская область)

80-89

2 (Краснодарский край, Тюменская область)

 

110-120

0

1 (Московская область)

120-129

1 (Московская область)

0

Общий итог

85

85

Из данных таблицы следует, что число филиалов образовательных организаций высшего образования уменьшается. Максимальное количество филиалов образовательных организаций высшего образования в Московской области, а среди субъектов СКФО, в Ставропольском крае и Республике Дагестан.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Численность студентов на 10 000 человек населения наивысшая в ЦФО, а наименьшая в СКФО, причем с 2010 по 2013 гг. произошло незначительное сокращение разрыва между этими ФО. Только два ФО превышают среднероссийский уровень количества студентов на 10 000 человек населения – ЦФО и СЗФО.

Максимальное сокращение количества студентов на 10 000 человек населения в рассматриваемый период было в ЦФО, затем в ДФО, СЗФО, УФО, ПФО, ЮФО, СКФО, СФО.

Изменение численности студентов на 10 000 человек носит разнонаправленный характер. Больше всего студентов на 10 000 человек в г. Москва; среди субъектов СКФО максимальное количество студентов в РСОА, а минимальное в ЧР, РИ и КБР.

Больше всего филиалов вузов в ЦФО и ПФО, а меньше всего в ДФО и СКФО, причем можно констатировать незначительное сокращение разрыва между этими ФО. Доля частных филиалов сокращается только в СКФО, ПФО и СФО. Максимальное количество филиалов образовательных организаций высшего образования в Московской области, а среди субъектов СКФО, в Ставропольском крае и Республике Дагестан.

Рецензенты:

Гезиханов Р.А., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет и аудит» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный;

Авторханов А.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономический анализ» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный.



Библиографическая ссылка

Бекмурзаев И.Д., Шамилев С.Р. ТЕНДЕНЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАХ РФ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23916 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674