Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЕДУЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В СОДЕРЖАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Пайдуков П.В. 1 Пайдуков А.В. 2 Пайдуков Д.В. 3
1 "Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева"
2 Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова
3 Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
В представленной статье подробно рассмотрено содержание понятия «профессиональная компетентность будущего учителя изобразительного искусства». Определены в содержании профессиональной компетентности будущего учителя изобразительного искусства следующие ведущие профессиональные компетенции: педагогическая, изобразительная, проектная, научно-исследовательская, рефлексивная. В структуре выделенных профессиональных компетенций (педагогическая, изобразительная, проектная, научно-исследовательская, рефлексивная) определены следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, практический. На основе выявленной выше структуры мы определили критерии и показатели сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства: мотивационный, когнитивный, практический критерий. Определены три уровня сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства (высокий, средний, низкий).
профессиональная компетентность будущего учителя изобразительного искусства
структура
критерии и показатели
уровни.
1. Адольф, В. А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя : дис. … докт. пед. наук : 13.00.01 / В. А. Адольф. – М., 1998. – 357 с.
2. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с.
3. Козлова, Н. Б. Развитие профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка в процессе иноязычной подготовки в вузе : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Н. Б. Козлова. – Магнитогорск, 2003. – 148 с.
4. Малинская, Л. Л. Педагогические условия подготовки будущих учителей изобразительного искусства к руководству художественно-творческой деятельности школьников : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Л. Л. Малинская. – Уфа, 2010. – 198 с.
5. Мокроусов, С. И. Развитие профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в процессе обучения компьютерному моделированию : дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / С. И. Мокроусов. – Екатеринбург, 2010. – 179 с.
6. Педагогический словарь : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др. ; Под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
7. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. – М. : Высш. шк., 2004. – 512 с.
8. Хайруллин, А. Р. Развитие художественно-творческих способностей будущих учителей изобразительного искусства в процессе изучения курса компьютерной графики: Автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. / А. Р. Хайруллин. – Уфа., 2010. – 23 с.

Рассмотрим содержание понятия «профессиональная компетентность будущего учителя изобразительного искусства».

В.А. Адольф считает, что профессиональная компетентность учителя, состоит из следующих компонентов: мотивационный, целеполагающий и содержательно-операционный [1].

По мнению Н.Б. Козловой содержание профессиональной компетентности учителя представляет сочетание когнитивного, мотивационного и деятельностного компонентов [3].

А.Р. Хайруллин указал, что в содержание профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства входят такие компоненты: мотивационный, инструментально-исполнительский и художественно-творческий [8].

Л.Л. Малинская в содержании профессиональной компетентности будущих учителей изобразительного искусства выделяет следующие компоненты: «профессиональная художественно-педагогическая направленность, (мотивы, идеалы в области изобразительного искусства, потребности, стремление к руководству  художественно-творческой деятельностью, любовь к детям); профессиональные компетенции (компетенции в области художественно-педагогической деятельности: изобразительного искусства,  педагогики, психологии; способность к руководству художественно-творческой деятельностью, владение технологическими приёмами художественной деятельности; профессионально значимые качества личности (художественно-образное мышление, воображение, способности к созданию художественного образа, творческая активность, способность к саморегуляции, профессиональная мобильность, продуктивность, организаторские способности, демократичность, требовательность, настойчивость, работоспособность, коммуникативность, конструктивность) [4].

С точки зрения С.И. Мокроусова в содержание профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства входят: универсальные (ключевые) компетенции: информационная, социально-коммуникативная; общепрофессиональные (педагогические) компетенции: проективная, прогностическая, организаторская, познавательная; специальные профессиональные компетенции: методическая, аналитическая, изобразительная, культурологическая [5].

Мы считаем, что в содержание профессиональной компетентности будущего учителя изобразительного искусства входят общекультурные и профессиональные компетенции.

Общекультурные компетенции (интеллектуальные, социокультурные, информационные, коммуникативные) необходимы для широкого круга профессий, формируются в процессе изучения общеобразовательных дисциплин.

Профессиональные компетенции (педагогическая, проектная, научно-исследовательская, изобразительная, рефлексивная) формируются в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки, обеспечивают осознанное и качественное осуществление педагогической и художественной деятельности.

Главным показателем, позволяющем судить о наличии профессиональной компетентности у будущего учителя изобразительного искусства выступают профессиональные компетенции.

Мы определили в содержании профессиональной компетентности будущего учителя изобразительного искусства следующие ведущие профессиональные компетенции: педагогическую, проектную, научно-исследовательскую, изобразительную, рефлексивную.

Педагогическая компетенция будущего учителя изобразительного искусства проявляется в способности решать педагогические задачи и проблемы в области обучения школьников изобразительному искусству и их художественного образования.

Изобразительная компетенция будущего учителя изобразительного искусства способствует пониманию знания закономерностей практической реализации визуальных художественных образов на плоскости (лист бумаги, деревянная доска, экран монитора и т.д.), в реальном и виртуальном пространстве (интерьер класса, выставочный зал и т. д.), которые применяются в различных видах изобразительной деятельности (рисунок, живопись, композиция, компьютерная графика, скульптура, керамика и т. д.); умению создавать собственные эстетически значимые продукты с помощью различных художественных материалов (кисти, краски, дерево, глина, бумага, виртуальный программный инструментарий и т. д.) с учетом требований стиля, видов и жанров изобразительного искусства (С.И. Мокроусов).

Проектная компетенция будущего учителя изобразительного искусства включает его способность и готовность самостоятельно разрабатывать и реализовывать проект в художественной и педагогической деятельности, организовывать проектную деятельность школьников.

Научно-исследовательская компетенция будущего учителя изобразительного искусства проявляется в способности организовывать исследовательскую деятельность в области обучения школьников изобразительному искусству и их художественного образования, во владении системой исследовательских знаний и умений видеть проблемы и решать их на основе выдвижения и обоснования гипотез, выполнять эксперимент, статистически обрабатывать эмпирические данные, обосновывать выводы, представлять результаты исследования, организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся

Рефлексивная компетенция будущего учителя изобразительного искусства позволяет ему наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексию, что обеспечивает саморазвитие, профессиональный рост, творческий подход, результативность профессионально-педагогической деятельности.

В соответствии с идеями В.А. Адольфа, Н.Б. Козловой, Л.Л. Малинской, С.И. Мокроусова, А.Р. Хайруллина мы определили в структуре выделенных профессиональных компетенций (педагогическая, изобразительная, проектная, научно-исследовательская, рефлексивная) следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, практический.

В структуре педагогической компетенции будущего учителя изобразительного искусства входят следующие компоненты: 1) мотивационный (социально значимые мотивы, потребность в профессиональной деятельности); 2) когнитивный (система знаний по педагогике, технологии обучения и воспитания школьников разных возрастов, теории и методике обучения изобразительному искусству, художественному образованию школьников и др.); 3) практический (совокупность навыков использования современных образовательных технологий, умений определять цели, отбирать содержание, организовывать, оценивать результаты образовательного процесса, а также художественной деятельности школьников и др.).

Изобразительная компетенция будущего учителя изобразительного искусства предполагает наличие следующих компонентов: 1) мотивационного (социально значимые мотивы, потребность в осуществлении художественной деятельности и др.); 2) когнитивного (система знаний теоретических основ живописи, рисунка, скульптуры, черчения, композиции, перспективы, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, художественного оформления в школе, компьютерной графики и др.); 3) практического (совокупность умений и навыков писать гуашью, акварелью, маслом, работать углем, сангиной и другими художественными материалами, компьютерными графическими программами, создавать произведения искусства, изделия несколькими техниками, приемами и средствами декоративно-прикладного и изобразительного искусства (лепка, резьба, роспись, художественные шрифты и др.), компьютерные графические изображения, оформлять изделия и экспонировать их на выставке-просмотре и др.).

Проектная компетенция будущего учителя изобразительного искусства включает: 1) мотивационный (совокупность потребностей, мотивов, интересов к осуществлению проектной деятельности, таких как потребность в творческом самовыражении при создании проектов, интерес к организации проектной деятельности учащихся и др.); 2) когнитивный (система знаний проектирования изделий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, технологии разработки проектов художественного оформления в школе; теории и методики организации проектной деятельности школьников и др.); 3) практический (совокупность умений и навыков проектирования изделий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; умения разрабатывать проекты художественного оформления в школе, организовать проектную деятельность школьников и др.).

В научно-исследовательскую компетенцию будущего учителя изобразительного искусства входят: 1) мотивационный (потребность в научно-педагогических исследованиях в области художественного образования школьников и др.); 2) когнитивный (система знаний о методологии и методах научно-педагогического исследования и др.); 3) практический (совокупность умений планировать, собирать информацию и обрабатывать ее, организовывать, оформлять итоги исследования в области художественного образования детей; умения организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся и др.).

Рефлексивная компетенция будущего учителя изобразительного искусства включает следующие компоненты: 1) мотивационный (потребность применения рефлексии в художественной и педагогической деятельности и др.); 2) когнитивный (систему знаний о сущности рефлексии и ее организации в профессиональной деятельности и др.); 3) практический (совокупность умений и навыков критически оценивать процесс и результаты своей профессиональной деятельности, вносить в нее коррективы, осознавать необходимость самосовершенствоваться, профессионально расти и др.).

На следующем этапе нашего исследования, мы определили критерии и показатели сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства.

Критерий (от греч. criterion- средство для суждения) - обобщенный показатель развития системы, успешности деятельности, основа для классификации. Критерий - ключевой признак наблюдаемого объекта, на основе которого осуществляется его оценка [6, 42]. Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления [2, 67].

В словаре по педагогике понятие «показатель» трактуется как «явление или событие, по которому можно судить о ходе какого-либо процесса [7, 159].

В.И. Загвязинский определяет понятие «показатель» как «измеряемая характеристика какой-то одной стороны «ключевого» признака (критерия) изучаемого объекта, дающего количественную или качественную информацию о его конкретном свойстве» [6, 49].

На основе выявленной выше структуры мы определили критерии и показатели сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства:

- мотивационный критерий, его показатели (положительная мотивация к профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства, осуществлению художественной деятельности; потребность в творческом самовыражении при создании проектов, в научно-педагогических исследованиях в области художественного образования школьников, проведении рефлексии в художественной и педагогической деятельности; устойчивый интерес к организации проектной деятельности учащихся);

- когнитивный критерий, его показатели (знания по педагогике, теории и методике обучения изобразительному искусству, художественному образованию школьников; теоретических основ живописи, рисунка, скульптуры, черчения, композиции, перспективы, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, художественного оформления в школе, компьютерной графики; проектирования изделий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, технологии разработки проектов художественного оформления в школе с использованием компьютерной графики; теории и методики организации проектной деятельности школьников; о методологии и методах научно-педагогического исследования; рефлексии, ее организации в профессиональной деятельности);

- практический критерий, его показатели (педагогические, изобразительные, проектные, исследовательские, рефлексивные умения и навыки).

Изучение научной литературы, наблюдение, массовое анкетирование, опрос, тестирование студентов факультета художественного и музыкального образования ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» позволили нам определить три уровня сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства (высокий, средний, низкий).

Высокий (оптимальный) уровень сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства позволяет наиболее эффективно осуществлять профессиональную деятельность. Этот уровень имеют студенты, у которых мотивы, потребности, интересы в области педагогической и художественной деятельности устойчивы; профессиональные знания полные и разносторонние, умения и навыки сформированы, применяются на практике.

Средний (достаточный) уровень сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства является достаточным для качественного осуществления профессиональной деятельности. Отмечен у студентов, у которых мотивы, потребности, интересы в области педагогической и художественной деятельности проявляются в большинстве случаев, профессиональные знания недостаточно полные и сравнительно разносторонние, умения и навыки сформированы, часто применяются на практике.

Низкий (недостаточный) уровень сформированности профессиональной деятельности. Характерен для студентов, у которых мотивы, потребности, интересы в области педагогической и художественной деятельности не устойчивы; профессиональные знания не полные, умения и навыки недостаточно развиты.

Библиографическая ссылка

Пайдуков П.В., Пайдуков А.В., Пайдуков Д.В. ВЕДУЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В СОДЕРЖАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23918 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674