Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЧЕСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В ЕС ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИОРИТЕТОВ ЕДИНОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ

Акимова Ю.А. 1 Коваленко Е.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва»
Основной целью представленной статьи является анализ европейской опыта в области развития органического сельского хозяйства и обоснование его роли в обеспечении приоритетов Единой аграрной политики. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: сравнительный, абстрактно-логический, системный. Основой для проведенного исследования стали аналитические публикации в отечественной и зарубежной печати и статистические данные. Результатом проведенного исследования стало выявление основных преимуществ органического сельского хозяйства по сравнению с традиционным, систематизация европейского опыта развития органического производства, выделение крупнейших европейских стран по основным показателям развития органического сельхозпроизводства, обоснование важности развития именно органических производств для достижения целей Единой аграрной политики ЕС.
европейские страны.
регулирование
Единая аграрная политика
органическое сельское хозяйство
аграрная сфера
1 Анализ опыта Германии в области законодательного регулирования основных аспектов экологического сельского хозяйства. – URL: http://sozrf.ru/061115/
2 Багно О.А. Теоретические аспекты и принципы организации органического сельского хозяйства / О.А. Багно. – URL: http://agrobuy.ru/publications/index.php?id=165
3 Инструменты преодоления глобальных вызовов и угроз для аграрной сферы экономики России: монография / Т. М. Полушкина, Е. Г. Коваленко, О. Ю. Якимова [и др.] ; под общ. ред. Т. М. Полушкиной. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2015. – 136 с.
4 Черкасов В. А. Зарубежный опыт развития сельского хозяйства как одного из способов обеспечения продовольственной безопасности/В. А. Черкасов //Вестник ТГУ. – 2010. – № 6. -С. 14–18.
5 FiBL and IFOAM: The World of Organic Agriculture/ Statistics and Emerging Trends 2015. – URL: http://www.organic-world.net/yearbook/yearbook2015/pdf.html?L=0

С увеличение благосостояния европейские страны стали реализовывать экологически ориентированные преобразования. Постепенно происходит переход к экологически ориентированной аграрной политике и все большее значение приобретает органическое сельское хозяйство. В данном аспекте немаловажное значение имеет и государственная поддержка сельхозпроизводителей органической продукции через льготы, субсидии, кредитование. Опыт европейских стран в развитии органического сельского хозяйства является достаточно интересным и полезным для России.

Целью исследования является анализ европейской опыта в области развития органического сельского хозяйства и обоснование его роли в обеспечении приоритетов Единой аграрной политики.

Основу для проведения исследования составили аналитические публикации и статистические данные.

Материал и методы исследования.При проведении исследования считаем необходимым применение методов сравнительного анализа, абстрактно-логического и системного.

Результаты и обсуждение. Единая аграрная политика (ЕАП) Европейского союза является одним из основных приоритетов ее общей политики. ЕАП была сформирована в 1957 г. и основными ее целями стали обеспече­ние достойного уровня жизни для фермерского класса ЕС и гарантированное качество продо­вольствия по доступным ценам, поддержание эффективности сельскохозяй­ственного производства и продо­вольственной безопасности путем использова­ния механизмов субсидий и стабилизации цен на продукты питания на минимальном уровне.

На сегодняшний день страны – члены ЕС как суверенные государства могут реализовывать собственную аграрную политику,  но при этом основные параметры политики должны соответствовать правилам союза. Эта черта является одним из важнейших отличий ЕАП ЕС от политики других государства.

Структура ЕАП ЕС включает два раздела. Первый составляет производственно-торговую основу и необходим для регулирования мер поддержки в рамках Общего рынка и прямой поддержки фермеров. Финансируется данный раздел Европейским фондом сельскохозяйственных гарантий. Второй раздел направлен на решение задач комплексного развития сельских территорий, а также повышения конкурентоспособности аграрного сектора ЕС в целом и финансируется из Европейского фонда развития села и национальных региональных бюджетов [3].

На современном этапе основные задачи ЕАП сводятся к следующему:

– самообеспеченность ЕС продовольствием и безопасность продуктов питания;

– участие ЕС в поддержании равновесия на мировом рынке продовольствия;

– развитие сельских регионов ЕС;

– противодействие изменению климата и улучшение окружающей среды.

Именно органическое производство является одновременно более устойчивым, нежели традиционное, наносит меньший вред окружающей среде, способно адаптироваться под климатические изменения и поддерживать стабильный уровень плодородия на большем периоде времени. Основные принципы органического хозяйства, установленные IFOAM:

– Принцип экологии: Органическое сельское хозяйство должно основываться на принципах существования естественных экологических систем и циклов, работая, сосуществуя с ними и поддерживая их.

– Принцип здоровья: Органическое сельское хозяйство должно поддерживать и улучшать здоровье почвы, растения, животного, человека и планеты как единого и неделимого целого.

– Принцип заботы: Управление органическим сельским хозяйством должно носить предупредительный и ответственный характер для защиты здоровья и благополучия нынешних и будущих поколений и окружающей среды.

– Принцип справедливости: Органическое сельское хозяйство должно строиться на отношениях, которые гарантируют справедливость с учетом общей окружающей среды и жизненных возможностей.

 Понятие органическое сельское хозяйство в общем смысле предполагает адаптированное к окружающей среде сельское хозяйство, находящееся в гармонии с природой. Т.е. по сути, оно ограничивает использование пестицидов, некоторых видов обработки земли, исключает применение легко растворимых минеральных удобрений, ограничивает использование органических удобрений и т.д. Таким образом, очевидно, что органическое сельское хозяйство направлено на решение сразу нескольких задач Единой аграрной политики стран Евросоюза.

В Европе выделяют три категории «органичности» товаров:

– если продукт состоит из 95-100% органических ингредиентов, он называется органическим;

– при 70-94% органических ингредиентов, слово «органический» может использоваться только в списке ингредиентов;

– при менее 70% органических ингредиентов в продукте, слово «органический» вообще не присутствует на упаковке.

Развитием органических производств занимаются практически во всех странах мира. Однако корни органического сельского хозяйства находятся именно в Европе, где развитие рынка стимулируется развитой базой поставщиков и потребителей, ценящих экологические и социальные преимущества органического сельского хозяйства.

Основы органического сельского хозяйства были заложены в 20-30 годы ХХ века в Европе, а его интенсивное развитие началось в 80-90 годах ХХ века, достигнув к настоящему времени более 200 тысяч предприятий. Данная отрасль является одной из самых динамично растущих сегментов рынка продовольствия. Доля сертифицированных органических продуктов в общем объеме продовольствия составляет в Европе в среднем  от 3.6% (Германия, Италия) до 6% (Дания). По отдельным видам продовольствия доля органических продуктов в Дании, Австрии, Италии, Франции, Германии намного больше и равна 10%-15% (овощи, фрукты, хлеб, соки, специи, приправы).  

В конце прошлого века многие страны Европейского союза разработали национальные программы развития органического сельского хозяйства, которые в первую очередь  были направлены на увеличение площадей и количества предприятия, производящих органическую продукцию.

В рамках этих программ предполагается выплата ежегодных субсидий предприятиям, выпускающим органическую продукцию, проведение информационных кампаний для населения  в СМИ о пользе натурального питания и здорового образа жизни, оказание помощи национальным ассоциациям производителей органической продукции, финансирование проведения научных исследований. Так, из общего бюджета Евросоюза направленного на продовольственную безопасность (3,8 млрд евро), в 2014 – 2015 гг. 461 млн  евро приходится на научные исследования в области развития органических производств.

Производители органической продукции, в соответствии с новым законодательством ЕС, должны использовать официальный логотип Европейского союза. При этом стандарты безопасности продовольственной продукции едины для любых видов пищевых продуктов, а сертификация касается только производства органических товаров.

Европейцы покупают продукцию органического сельского хозяйства либо напрямую у фермеров, либо в специализированных магазинах, либо в традиционных торговых сетях.  В разных странах ЕС доминируют различные каналы реализации. Так, например, в Германии преобладает реализация натуральных продуктов самими производителями и специализированными магазинами, а в Великобритании и Дании главным каналом сбыта являются супермаркеты. Реализация органических продуктов через супермаркеты позволяет быстрее развивать рынок данной продукции. 

Затраты на покупку органической продукции в европейских странах составляют по данным 2012 г. в среднем 25-30 евро в год на человека. Следует отметить, что данный уровень по отдельным странам резко отличается. Так, лидерство приходится на швейцарцев, у которых расходы на приобретение органической продукции составляют 105 евро в год. На втором месте в мире находится Дания (51 евро на 1 чел), затем следуют Германия и Италия (по 42 евро) [5].

Наиболее популярными являются следующие категории органических продуктов:

– кофе, чай, фрукты и овощи, представленные как в свежем, так и в обработанном виде; некоторые специи, сухофрукты и орехи;

– сезонные продукты – свежие фрукты и овощи, пользующиеся повышенным спросом в определенные периоды года;

– экологически чистые заменители традиционных продуктов: хлебобулочные изделия, молочная и мясная продукция, экологически чистые напитки и вина и т.д.;

– экологически чистые продукты для детей (детское питание, каши);

– экологически чистые одежда и косметики [2].

Рассмотрим доли отдельных стран Евросоюза на рынке органической продукции. Согласно данным FiBL-IFOAM за 2013 год (рисунок 1), европейский страны входят в десятку крупнейших стран по площади земель для органического производства.

Рис.1. Крупнейшие страны по площади земель для органического производства в 2013 г.

 

Так, на долю Испании приходится 1,6 млн га, Италии – 1,3 млн га, Франции  и Германии – 1,1 млн га. В 2013 году в Италии было зафиксировано 46 тыс. производителей органической продукции, а в Испании 31 тыс. производителей.

Италия является одной из европейских стран, которая обладает самой большой площадью сельхозугодий, где ведется органическое сельское хозяйство. Развитие органического производства в этой стране началось с середины 80-х годов прошлого века, когда была создана Национальная комиссия по органическому сельскому хозяйству, которая разработала собственный стандарт. В 1992 году была учреждена Федерация FIAO, объединившая производителей натуральных продуктов питания, а в 2001 году крупнейшие поставщики и переработчики были объединены в консорциум.

Именно Италия является важнейшим европейским поставщиком натуральных продуктов питания. Более 65% органических ферм Италии расположены в Южных областях, которые занимают 41% территории страны и где проживает 37% населения. Четверть органических земель используются под кормовые травы, 20% - под зерновые культуры, 15% - плодовые культуры, оливы, виноградники. Большая часть зерновых выращивается на севере и в центре страны. Садоводство и овощеводство более развиты на юге страны. Таким образом, основная продукция – это фураж и продукция животноводства (47%), зерновые (19,5%), оливки (8,7%), фрукты (5,6%). На долю зерновых (пшеница, ячмень, овес, рис) приходится до 20% от общего объема производства органического сельского хозяйства. Фрукты и овощи выращиваются преимущественно в южных районах. 

На втором месте среди европейских стран по общей площади органических сельскохозяйственных угодий находится Испания. Первые небольшие органические фермы появились в стране в конце 1970-х гг. Фермеры заключали контракты на поставку этой продукции во Францию, Германию и Великобританию. Принятие специальных законов в области развития органического сельского хозяйства и выделение специальных субсидий на развитие в конце 90-х годов прошлого века явилось толчком для увеличения доли органических хозяйств. В результате площадь органических земель с 1995 года по 2002 год увеличилась почти в 30 раз. Основная часть органических земель Испании находятся на юго-западе страны в автономных областях Андалусия (34% от общей площади органических сельскохозяйственных угодий в стране), Эстремадура (25%) и Арагон (около 10%). Максимальные темпы роста площади органических сельскохозяйственных угодий характерны для северных автономных областей. 

Третьей по объему площадей, занятых под производство органической сельхозпродукции, является Германия. Именно на данную страну приходится наибольшая часть сегмента рынка органической продукции в Европе. Ежегодная выручка от продаж данного вида продукции составляет 5,8 млрд. евро. Наибольшее распространение органическое сельское хозяйство получило в Восточной Германии, поскольку имеющиеся там фермерские хозяйства были больше подготовлены к переходу на органическое земледелие в связи с меньшим использованием химикатов и прочих запрещенных в органическом сельском хозяйстве технологий[1].

Управление рассматриваемой сферой производства рассредоточено между рядом органом власти, контролирующими экологическое качество и безопасность продукции сельского хозяйства в Германии: Федеральное министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей (BMELV), Федеральное ведомство защиты прав потребителей и безопасности пищевой продукции (BVL), Федеральный институт оценки рисков (BfR), федеральные научно-исследовательские институты, 16 министерств федеральных земель, рабочие группы федеральных и земельных органов.

Основными направлениями государственного управления в области экологического сельского хозяйства и пищевой безопасности являются:

1) осуществление контроля экологического качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, экологический аудит содержания опасных веществ в сельскохозяйственной продукции и природных средах, анализ потенциальных источников загрязнения, прогнозирование и оценка экологических рисков;

2) мониторинг состояния окружающей среды, охрана почв, защита грунтовых вод, рек и озёр;

3) оптимизация воздействия сельского хозяйства на изменение климата, снижение выделения парниковых газов;

4) реализация концепций экологического сельского хозяйства, экологическая сертификация и маркировка.

По каждому из перечисленных направлений в Германии разрабатываются, системно адаптируются соответствующие законопроекты и директивы [1]. В целом же все законодательство в сфере продовольственного обеспечения в Германии основано на положениях законодательства Европейского союза и согласуется с общей политикой ЕС о безопасности продовольственной продукции. Основными законодательными актами являются: «Закон об органическом земледелии» (2002 г.), «Регулирование ЕС в области органического земледелия» (2007 г.). Для контроля экологической продукции был создан единый лейбл BIO-Siegel. Указанные постановления связаны с нормативами Международной Федерации по развитию экологического сельского хозяйства (International Federation of Organic Agriculture Movements – IFOAM) и направлены на защиту потребителей и производителей от подделываемой продукции и недобросовестной конкуренции [4].

Органический тип ведения сельского хозяйства уступает традиционному только по эффективности производства. Несмотря на это все большее количество зарубежных стран развивают органическое производство, поскольку оно обладает множеством преимуществ: поддержание почвенного плодородия, получаемые продукты не содержат в себе генетически модифицированных изменений и пестицидов, способствуют достижению продовольственной безопасности и обеспечивают одновременное решение нескольких задач Единой аграрной политики Европейского союза. Следовательно, очевидной является важность развития данного направления сельскохозяйственного производства не только за рубежом, но и в российских условиях.  При этом следует отметить, что для полной реализации потенциала органического сельского хозяйства необходимым является выведение его на уровень приоритетного  направления аграрной политики и рассмотрение в качестве основной стратегии.

 

Статья выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 14-12-13025 «Инструменты преодоления угроз развитию сельского хозяйства региона в условиях членства России в ВТО»

Рецензенты:

Якимова О.Ю., д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва», г. Саранск;

Полушкина Т.М., д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва», г. Саранск.



Библиографическая ссылка

Акимова Ю.А., Коваленко Е.Г. ОРГАНИЧЕСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В ЕС ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИОРИТЕТОВ ЕДИНОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23966 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674