Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Шарипова Э.М. 1
1 ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет»
Существует острая необходимость объективного изучения вопросов, связанных с религиозностью населения, с целью эффективной реализации государственной политики в области межнациональных, государственно-межконфессиональных и общественно - политических отношений. Автором статьи было проведено социологическое исследование на территории Тюменской области по вопросам, связанным с изучением состояния религиозности населения, отношения к такому социокультурному феномену, как религиозный фанатизм и возможности профилактических мер по предупреждению проявлений религиозного фанатизма.
религиозность
религиозный фанатизм
религиозная толерантность
социокультурный феномен
межконфессиональные отношения
профилактика фанатизма
1. Государственно – конфессиональные отношения и религиозные объединения в Тюменской области (справочник) / под редакцией Клюевой В.П. - Печатный дом «Тюмень», 2009. – 304 с.
2. Отчет о научно-исследовательской работе социологическое исследование на тему: «Изучение ситуации в сферах общественно-политических, межнациональных и общественно-религиозных отношений в Тюменской области» ООО «Центр гуманитарных, социально-экономических и политических исследований-2», Тюмень, 2013 – 108 с.
3. Тощенко Ж.Т. Теократия: фантом или реальность? – М.: Academia, 2007 – 664c.
4. Тощенко Ж.Т. Этнократия: История и современность. Социологические очерки. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2003. – 432 с.
5. Шарипова Э.М. Социокультурная специфика религиозного фанатизма. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тюмень, 2015, - 197с.
Общемировые тенденции в области межрелигиозных отношений указывают на то, что  проблема религиозного фанатизма и экстремизма, будучи чрезвычайно актуальной на современном этапе развития мирового сообщества,  на фоне глобализационных, интенсивных миграционных процессов и перманентных политических конфликтов,  требует тщательного и серьезного изучения, о чем свидетельствует ряд произошедших террористических актов как в мире, так и на территории РФ. В этой связи, сложившаяся религиозная ситуация в каждом конкретном регионе является показательной, являясь отражением проблемных зон по стране в целом.

Ситуация социального взаимодействия в сфере религиозных отношений в Тюменской области динамична, как и в любом другом регионе, но по сравнению с другими регионами России, по мнению социологов, достаточно благополучная.  Тем не менее, следует отметить, что религиозный фанатизм - это явление социальное, и в кризисные периоды для общества оно может возникать вследствие различных социально-политических, социально-экономических предпосылок [3]. Для того, чтобы сохранить сложившуюся позитивную тенденцию и корректно сформировать основные направления по регулированию взаимоотношений между религиозными организациями, необходимо изучать отношение жителей области к проблемам, связанным с религией. Поэтому при регулировании этих вопросов, необходима обратная связь с населением при помощи различных социологических мониторингов.

Автором статьи в 2012-2014 было проведено социологическое исследование на территории Тюменской области  по вопросам, связанным с изучением состояния религиозности населения, отношения к такому социокультурному феномену, как религиозный фанатизм и возможности профилактических мер по предупреждению проявлений религиозного фанатизма [5]. В опросе приняли участие 757 респондентов (45.5% мужчин и 54,5% женщин). Эмпирическим объектом исследования явилось население городов: Тюмень - 506 человек (67%); Тобольск - 86 (11%); Ялуторовск - 31 (4%), а также трех муниципальных районов Тюменской области: Тюменский район - 79 (10%); Тобольский район - 26 (3,8%); Нижнедавдинский район - 29 (4,2%).

Исторически, коренное население юга Тюменской области характеризуется социокультурным разнообразием. В настоящее время большая часть населения это - русские (71,6% населения), татары (7,4%), украинцы (6,5% населения), белорусы (1%), башкиры (1,3%). Тюменскую область можно назвать «регионом повседневных контактов переселенческого населения с сибирскими татарами на юге края и коренными малочисленными народами Севера» [2, С.5]. Поэтому можно говорить, о подготовленности населения к «этническому и религиозному многообразию и толерантному взаимодействию» [2, С.5]. Интенсивные миграционные процессы привносят определенные изменения в религиозный состав исследуемого региона, что позволяет проанализировать динамику межконфессиональных отношений на современном этапе. В целом население представляет 140 национальностей и этнических групп, которые на протяжении длительного времени, особенно с начала освоения месторождений нефти и газа оседали на территории Тюменской области, но в основном, смогли сохранить свою этнокультурную и религиозную идентичность [1]. 

На вопросы «Считаете ли Вы себя верующим человеком? Считаете ли Вы, что религия играет в Вашей жизни важную роль?» 13% мужчин и 21% женщин ответили: «Религия не играет особой роли в моей жизни, но в определенных обстоятельствах, я обращаюсь к Богу». Из выбравших данный вариант ответа, большинство респонденты с незаконченным высшим или высшим образованием - 17%. Глубоко верующими людьми себя назвали - также 17% опрошенных. «Я верующий человек, но стараюсь не показывать этого внешне» - так ответили 26% жителей области, из которых 20% - женщины. Атеистами себя позиционируют только 5% опрошенных.

О характере и глубине религиозности можно судить не только на основании показателя личной самоидентификации, но и на основании религиозной активности респондента. Участникам анкетного опроса были заданы вопросы, касающиеся соблюдения ими религиозных традиций, посещения храма. На вопрос: «Соблюдаете ли Вы религиозные традиции?» 35,5% ответили: «Да, соблюдаю, но скорее формально, потому что это в духе нашего времени». Треть респондентов выбрали вариант « Нет, для меня это не важно»; а четвертая часть утверждает, что делают «...это искренне и по убеждениям». Среди 1,5% респондентов предложивших свой вариант ответа, были следующие: «Иногда, в зависимости от жизненной ситуации»; «Делаю это по семейным традициям: Пасха, Рождество, но не все»; «У меня свои традиции и церемонии»; «Соблюдаю только те, которые не противоречат моему душевному равновесию».

Следует отметить, что пятая часть, а это 20,7% респондентов вообще не посещают храм и только 8,9 % посещают храм регулярно - «Несколько раз в неделю». 27,2% опрошенных посещают храм «Иногда, время от времени» и примерно столько же - 23,8% посещают храм «По случаю личных событий (крещение, похороны родных, венчание)». Реже, только «В дни религиозных праздников, несколько раз в год» посещают храм 14,5 % отвечавших на вопросы. Индивидуальные варианты ответов респондентов - 0,5 %, содержали следующие умозаключения: «По духовной потребности, в храмах прямые энергоканалы»; «Хожу туда на экскурсию»; «Когда меня зовет мой Бог».

Анкетный опрос включал вопросы, акцентирующие внимание на выявление роли религии на моральные качества респондентов, а именно: «Считаете ли Вы, что вера в Бога, посещение храма помогают в духовно-нравственном развитии человека?» Ответы распределились следующим образом: подавляющее большинство - 44,9% выбрали вариант «Да, существенно помогают»; «Помогают в определенный момент» считает также большой процент респондентов - 39,9%. Только 12% ответили: «Нет, не влияют».

Исследование выявило широкий спектр конфессиональной принадлежности респондентов. Представителями православного вероисповедания позиционируют себя - 60,1%, что немного меньше, чем по стране, а ислама - 20,6% - намного больше, чем по данным по России. Такое отклонение от статистических данных по России и региону, можно объяснить, как исторически сложившимся этническим составом коренного населения нашей области, так и интенсивными миграционными процессами, которые характеризуют современную ситуацию, характеризующую религиозную самоидентичность жителей нашего региона. Остальные респонденты назвали себя 2,9% - католиками; 1,2 % - буддистами; 0,4% - иудеями. 14,7% респондентов отказались отвечать на вопрос о принадлежности к тому или иному вероисповеданию. 2 % опрошенных ответили: «Протестант», «Адвентист», «Лютеранство», «Язычница», «Представитель православного вероисповедания, но не совсем согласен», «Бог един», «Агностик», «Не могу отнести себя ни к одному религиозному направлению», «Атеист», «Мы все инопланетный эксперимент», «Музыкант», «Своя религия. Я не с ними и не с вами», «Свой Бог».

В задачи исследования входило выявление уровня религиозной толерантности респондентов, что является важной характеристикой для данного исследования, исходя из понимания того, что религиозный фанатизм и религиозная толерантность противостоят друг другу.  Ответы респондентов свидетельствуют о достаточно высоком уровне терпимости. Большинство из ответивших, «хорошо» - 43,6% и «терпимо» - 10,2% относятся к представителям другого вероисповедания, а 39,4% ответили, что им это «абсолютно безразлично», так как они судят о людях по другим критериям. Данный вопрос выявил разницу суждений респондентов по гендерному признаку, как оказалось женщины проявляют больший уровень религиозной толерантности, нежели мужчины: «хорошо» относятся к представителям другого вероисповедания 29,4% женщин из 43,6% респондентов, выбравших этот вариант ответа и «абсолютно безразлично, сужу о людях по другим критериям» выбрали 26,1% женщин из 39,4% ответивших. Напротив, негативное отношение - 2,3% из 3,4% и даже открытую вражду - 1,1% из 1,6% к представителям другого вероисповедания испытывают в большинстве своем мужчины.

Другой вопрос, характеризующий уровень религиозной толерантности опрашиваемого населения Тюменской области, касался не просто общения с представителями другого вероисповедания, а выявлял их отношение к возможности вступления в брак. Показатели ответов респондентов на данный вопрос отличаются по показателям уровня религиозной толерантности от ответов на предыдущий вопрос, но, тем не менее, и в данном случае можно говорить о достаточно высоком уровне религиозной толерантности респондентов. На вопрос: «Как Вы относитесь к возможности вступления в брак с лицом другого вероисповедания?» 28,7% респондентов ответили, что относятся к этой возможности «хорошо, так как вероисповедание партнера не имеет никакого значения». Проявляют позитивное отношение, но с некой оговоркой - 41,2%, они выбирают вариант ответа: «хорошо, но предпочел бы брак с единоверцем», а 14,5% относятся к такой возможности отрицательно, однако допускают ее. Каждый десятый настроен крайне негативно и не приемлет брак с иноверцем - «плохо, категорически возражаю против этого». Следует подчеркнуть, что и при ответе на этот вопрос больший уровень религиозной толерантности показали женщины, молодая возрастная категория и люди с высшим и незаконченным высшим образованием. Важно обратить внимание на ответы респондентов, которые проявляют высокую толерантность не только в вопросах, связанных с религиозными убеждениями, а отличаются стойкой жизненной позицией: «Если люди любят друг друга никаких проблем неразрешимых не будет»; «25 лет живу с человеком другого вероисповедания, с уважением к вере друг друга»; «Если это любовь, то жена естественно принимает веру мужа»; «Бог един».

В следующем вопросе «Способны ли Вы ради религиозных убеждений нарушить общепринятые нормы?», использовалась намеренно некая размытость формулировки и, вероятно, по этой причине 6,7% опрошенных респондентов отказались на него отвечать. Респонденты по-разному трактовали понятие «общепринятые нормы» и вкладывали свое понимание в эти слова. Это позволило проследить реакцию и охарактеризовать ответы респондентов, что было важным для нашего исследования. Ответы опрошенных распределились следующим образом: каждый третий ответил - «Нет, никогда»; примерно столько же 34,1% респондентов также ответили негативно, «но в определенных ситуациях допускаю такую возможность». Каждый десятый подтверждает свою решимость, выбирая ответ - «Да, могу», а 17,8% согласились с такой вероятностью, но с оговоркой «но только в крайнем случае». Отметим, что данное распределение ответов респондентов может характеризовать общую тенденцию к присущей нашим гражданам «незаконопослушности». Несоблюдение общепринятых норм - правил - законов, когда они принимаются на самом высоком уровне в нашем государстве, но не соблюдаются на всех уровнях власти, приводит к обострению кризисной ситуации в стране, в том числе и в вопросах, связанных с межконфессиональными отношениями. Проведенное исследование свидетельствует о том, что лишь треть респондентов ни при каких условиях не нарушат общепринятые нормы, что с нашей точки зрения требует глубокого осмысления со стороны политиков и ученых.

Последние десятилетия возрождения религиозной активности россиян вызывают много вопросов.  Следующий вопрос был сформулирован  следующим образом: «Считаете ли Вы, что на сегодняшний день, Россию можно назвать светским государством?» Общая структура ответов такова, что значительная часть респондентов затруднилась ответить на этот вопрос - это всего 37% респондентов, 39% считают, что Россия не является в полной мере светским государством. И только 26% жителей Тюменской области подтверждают статус России как светского государства. С нашей точки зрения можно предположить, что, по мнению респондентов, религиозная власть в России, возродившаяся в конце 90-х годов XX века имеет достаточное влияние на государственную.

Любая государственная власть представлена для своих граждан сводом законов, которые должны неукоснительно соблюдаться. Один из них - это закон Российской федерации о свободе вероисповедания. Приведем данные опроса о том, считают ли респонденты, что в нашей стране соблюдается этот закон. Необходимо отметить, что чуть более половины, это 62% респондентов считают, что в нашей стране соблюдается закон РФ о свободе вероисповедания. Вместе с тем важно обратить внимание, что 11,6% ответивших утверждают, что закон не соблюдается, а 25,5% затруднились ответить.

Постперестроечный период и становление демократии в российском государстве вызвали значительные изменения в сфере религии и межконфессиональных отношений. Помимо традиционных религиозных учений, которые испытали на себе некий период «возрождения», появилось значительное количество нетрадиционных религиозных культов, происхождение и финансирование которых в большей части исходит из зарубежных стран. Достаточно сомнительная деятельность некоторых из этих новоявленных культов нередко вызывает споры в научной среде и в средствах массовой информации, поскольку зачастую носит фанатичный характер. Так, на вопрос «Считаете ли Вы, что появление нетрадиционных религиозных организаций в России связано с деятельностью зарубежных религиозных организаций?», 45,7% респондентов ответили утвердительно; 21,5% отрицают данную взаимосвязь; а 30,8% затруднились ответить. Из 2% респондентов давших иной вариант ответа, процитируем следующие: «Сейчас в России живут «Иваны», не помнящие родства, культивируется «чужая» культура (Западная)»; «В России они действуют по указке США и Запада, нас намерены уничтожить».

Как показывают результаты опроса, примерно одинаковое количество респондентов - 46,1% и 45,6% ответили утвердительно и отрицательно на вопрос о том, приходилось ли им общаться хотя бы раз в жизни с религиозными фанатиками. 7,7% затруднились ответить, а 0,6% имеют следующее мнение: «Да, приходилось, мне кажется у них не все в порядке с головой»; «Их можно встретить в монастырях, они против прогресса человечества, так как нарушается экология Земли»; «Чуть не попала в секту!»; «Не с фанатиком, а с глубоковерующим». Несколько человек подчеркнули, что приходилось общаться «Очень часто, но стараюсь избегать общения с ними».

Важным с точки зрения нашего исследования выступил вопрос, о том, каким по своему характеру социальным феноменом является религиозный фанатизм. Изученные ответы респондентов выявили следующую тенденцию. Почти половина ответивших склоняются к мнению, что религиозный фанатизм - это социальный феномен отрицательного характера - 46%; лишь 3% считают, что это явление позитивного характера; 26,3% предполагают, что фанатизм может иметь положительные качества в определенных обстоятельствах, а 23% затруднились ответить. Между тем 1,7% ответили по-другому: «Это неадекватное состояние»; «Психическое заболевание»;  «В разных конфессиях свои фанатики, это отрицательно сказывается на личности человека»; «В современных условиях религиозный фанатизм ведет к негативным последствиям»; «Позитивного характера, если вера опирается на любовь, но не настолько, чтобы жертвовать ради знакомых».

Приведем данные опроса о том, насколько тесно связывают респонденты  явления религиозного фанатизма, экстремизма и терроризма между собой. Так, 39,9% опрашиваемых заявили, что религиозный экстремизм и терроризм неразрывно связаны с религиозным фанатизмом, причем из них 21,3% - это люди с высшим или неоконченным высшим образованием. При этом треть опрошенных не связывают между собой эти явления, а каждый четвертый затруднился ответить на поставленный вопрос. Среди тех, кто затруднился ответить - 19,7% со средним общим и средним специальным образованием.

Размышления о психологическом воздействии на людей в средствах массовой информации чаще всего иллюстрируют примерами деятельности спецслужб и религиозных сект. На данном этапе ученые, религиозные деятели и политики предостерегают от необдуманного введения закона об ответственности за манипуляцию психологическим сознанием человека, обосновывая это тем, что при его формулировании достаточно сложно определить дефиниции, при этом отдавая себе отчет о том, что безнаказанное воздействие на психику и сознание людей ведет к нарушению прав человека. Было выявлено мнение респондентов о возможности введения данной статьи в уголовное законодательство РФ.

Так, на вопрос «Как Вы думаете, нужно ли внести в уголовное законодательство статью об ответственности за манипуляцию психологическим сознанием человека?», три четверти респондентов - 70% ответили утвердительно и считают, что такая статья нужна; 12,4% не думают, что есть такая необходимость; 16% затруднились ответить, а 1,6% дали иной вариант ответа. Они полагают: «Давно пора, т.к. много сект деструктивного и тоталитарного характера»; «Да, но нужно определение, что такое сознание и что такое манипуляция»; «Нет, каждый в ответе за себя, но если это опасно для общества, надо наказывать»; «Да, но нужно иметь доказательную базу о психологическом воздействии».

Основными причинами проявления фанатизма респонденты называют «Обострение межнациональных отношений» - 47,8% и «Обострение социальной напряженности, порожденное кризисом в различных сферах человеческих отношений» - 47,7%. «Нерешенность проблем занятости и безработицу» считают причиной активизации религиозных фанатиков 32,9% ответивших. Приблизительно одинаковое количество респондентов - 29,3% и 27,6% склоняются к мнению, что этими факторами могут послужить «криминализация различных сфер общественной жизни» и «незаконный оборот оружия и иных средств совершения преступлений; разрастание масштабов и общественной опасности организованной преступности и наркобизнеса». «Экономическое и политическое преимущество одних религиозных организаций в ущерб другим» может вызвать активизацию религиозных фанатиков, таково мнение 28% ответивших, причем мужчин, склоняющихся к такому мнению почти в два раза больше, чем женщин. «Дифференциация населения по материальному признаку» и «Обострение политической борьбы» такова причина для вспышки религиозного фанатизма по оценке 26,3% и 25,5%. Последним по важности из факторов - 23,1% респондентов назвали активизацию деятельности зарубежных деструктивных организаций. Приведем также и иные варианты ответов респондентов, которые формулируют причины активизации религиозных фанатиков: «Фанатики - люди с нарушением психики, толчком к проявлению фанатизма может послужить любая причина»; «Прежде всего это кризис духовного развития, несвоевременное воспитание в ребенке толерантности»; «Кризис института семьи»; «Глубокая вера в Бога».

Профилактика  социальной ситуации может быть гораздо эффективнее, нежели  решение определенной политической или социальной проблемы. Религиозный фанатизм - явление общественно опасное, которое может привести к серьезным последствиям в социуме и повлиять на его стабильность. Следовательно, важно определить какие меры по профилактике религиозного фанатизма могли бы быть наиболее эффективны в настоящее время. Из предложенных вариантов респонденты выделили по степени значимости следующие мероприятия: «Внесение изменений в законодательство РФ по ужесточению требований к регистрируемым религиозным организациям», так считают 57,7% ответивших. «Лекции, разъяснительные беседы в учебных заведениях» могут быть наиболее эффективны, полагают 50,2% . 43,1% утверждают, что «Социальная реклама в средствах массовой информации (в социальных сетях, газетах, журналах, на радио и на телевидение) могут иметь должный эффект для профилактики фанатизма. По мнению 42,1% необходимо «Введение в курс школьного образования предмета «Религиоведение» как обязательного». 39,4% респондентов полагаются только на «Бдительность и личное участие каждого гражданина РФ» в решении этой проблемы. Однако, 34,2% думают, что лишь «Специальная программа правоохранительных органов для активизации деятельности по профилактике религиозного фанатизма» способна стабилизировать ситуацию. «Распространение социальных буклетов на улицах города» может способствовать решению проблемы, по мнению 24,2 % опрошенных. 2,4% не выбрали ни один из предложенных вариантов и затруднились ответить на этот вопрос.

На завершающий вопрос: «Как Вы можете охарактеризовать религиозную ситуацию в нашем регионе?», - более половины респондентов ответили: «нормальной»- 65,1%; «благополучной» - 18%; «кризисной» - 8,7%, а варианты - «очень благополучной» и «катастрофической» выбрали примерно одинаковое количество - 2,6 и 2% опрошенных.

Анализ результатов социологического исследования показал, что своеобразием современного состояния в религиозной сфере является «размытость» граней между верующими и неверующими, а соблюдение религиозных традиций и посещение религиозных учреждений носит зачастую формальный характер и нет основания говорить о высокой религиозности жителей Тюменской области.  В Тюменской области на данный момент существует относительно стабильная религиозная ситуация, о чем свидетельствует достаточно высокий уровень религиозной толерантности респондентов.

Определяя религиозный фанатизм как феномен отрицательного характера, не все респонденты ставят в единую цепочку его с такими понятиями как религиозный  экстремизм и терроризм, однако большинство утверждает, что они взаимосвязаны. На основе изучения мнения жителей Тюменской области по проблемам профилактики религиозного фанатизма, самыми эффективными были отмечены: внесение изменений в законодательство РФ, по ужесточению требований к регистрации религиозных организаций и разъяснительная работа в учебных заведениях. Эмпирическое исследование показало, что феномен религиозности и религиозного фанатизма, находящийся в тесной взаимосвязи с внутренним миром человека, но при этом являющийся социально значимым - требует деликатного отношения со стороны политиков, социологов и общественных организаций.

Рецензенты:

Богданова М. В., д.соц.н., ведущий научный сотрудник НИИ прикладной этики ФГБОУ ВО Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень;

Мехришвили Л.Л., д.соц.н., доцент, профессор кафедры социологии ФГБОУ ВО Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Шарипова Э.М. РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23995 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674