Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Кольга В.В. 1 Тимохович А.С. 2
1 Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева
2 Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М. Ф. Решетнева
В статье рассматриваются механизмы формирования компетенций военно-служебной деятельности современного офицера в условиях учебных военных центров (УВЦ) и военных кафедр технических вузов. Анализ современных тенденций развития Российской армии, а также результатов отзывов и входного контроля из действующих войсковых частей и квалификационных требований на подготовку современного военного специалиста, позволил определить актуальные направления формирования компетенций военно-служебной деятельности у студентов технического вуза, проходящих обучение в УВЦ и на военных кафедрах. Для реализации выделенных направлений подготовки была разработана и апробирована модель формирования компетенций военно-служебной деятельности студентов технического вуза. Авторами определены организационно-педагогические условия реализации предложенной модели. В статье представлены результаты апробации модели в условиях технического вуза.
профессиональная подготовка
военно-инженерная подготовка в техническом университете
профессиональные компетенции
1. Барабанщиков, А. В. Военная педагогика /А. В. Барабанщиков. – М.: Военное издательство МО СССР, 1966. – 374 с.
2. Валюх Е. П., Кольга В. В., Меркулов А. Б. Выявление степени сформированности надпредметных компетенций у студентов в ходе мониторинга внеучебной деятельности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2015. – № 1 (31). – С. 90-94.
3. Веденский, В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 51–55.
4. Ефремов, Н. Н. Военная подготовка студентов в ВУЗе / Н. Н. Ефремов. – М.: Московский ун-т, 1987. – 308 с.
5. Кольга В. В., Меркулов А. Б. Методика оценки эффективности деятельности интегративной педагогической системы аэрокосмического образования // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева. – 2005. – № 4. – С. 72-77.
6. Кольга В. В., Меркулов А. Б., Тимохович А. С. Формирование профессиональных компетенций офицеров инженеров в учебном процессе технического вуза: монография / Красноярский государственный педагогический ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2014. – 124 с.
7. Материалы ежегодной расширенной коллегии Минобороны России в декабре 2015 года.http://tass.ru/armiya-i-opk/2519390.

В ходе проведения ежегодной расширенной коллегии Минобороны России в декабре 2015 года при постановке приоритетных задач Вооруженным силам и оборонно-промышленному комплексу РФ по укреплению военной безопасности и обороноспособности страны особое внимание Президент России уделил новому Плану обороны РФ на 2016–2020 годы [7].

План обороны РФ на 2016–2020 годы обозначает потенциальные риски и угрозы безопасности государства, определяет направления развития Вооруженных сил, реализацию программ вооружения, а также вопросы мобилизационной подготовки военных кадров.

Целью исследования является определение актуальных направлений формирования компетенций военно-служебной деятельности студентов учебных военных центров технических вузов и разработка модели формирования выделенных компетенций.

Для решения задачи по подготовке офицеров в условиях учебных военных центров (УВЦ) и военных кафедр технических вузов необходима реализация следующих условий:

1) формирование у будущих офицеров компетенций в вопросах руководства по управлению подразделениями как в мирное, так и в военное время;

2) формирование компетенций моделирования самостоятельных решений военно-профессиональных задач эксплуатационного, инженерного и технического характера по управлению техническим состоянием и боевым применением военных технических средств;

3) развитие компетенций по решению инженерных задач при эксплуатации военных технических средств в нестандартных ситуациях при отсутствии типовых решений;

4) обеспечение качественной подготовки будущих офицеров к использованию наукоемкой военной техники;

5) формирование у будущих офицеров общекультурных, организационно-управленческих, эксплуатационных, воспитательных, научно-исследовательских компетенций с ориентацией на предстоящую профессиональную деятельность.

Проведенный анализ исторического развития системы военного образования в России и ее реформирования в настоящее время, анализ современных тенденций развития Российской армии, анализ результатов отзывов и входного контроля из войск, квалификационных требований, на подготовку современного военного специалиста, позволил нам определить актуальные направления формирования компетенций военно-служебной деятельности студентов технического вуза.

Первое направление – это развитие компетенций по управлению подчиненными в дежурном и боевом режиме и организации воспитательной работы с личным составом.

Второе направление – это формирование компетенций по техническому обслуживанию, ремонту вооружения и военной техники и их боевого применения.

Третье направление – это формирование компетенций моделирования самостоятельных решений военно-профессиональных задач эксплуатационного, инженерного и технического характера по управлению техническим состоянием и боевым применением современной боевой техники в нестандартных ситуациях при отсутствии типовых решений.

Развитие этих направлений позволит гражданским вузам, где имеются учебные военные центры и военные кафедры, готовить настоящих военных профессионалов, способных уверенно и с высокой эффективностью выполнять свои задачи в обновленных Вооруженных силах [3].

Для реализации выделенных направлений подготовки по формированию профессиональных компетенции военно-служебной деятельности у студентов технического вуза нами разработана модель формирования компетенций военно-служебной деятельности студентов технического вуза.

Основными компонентами модели являются:

•внешние условия;

•целевой компонент формирования компетенций;

•базовая идея;

•содержательный компонент;

•технологический компонент;

•результативно оценочный компонент.

Внешние условия включают в себя социальный заказ на современного военного специалиста, определенный квалификационными требованиями по подготовке офицеров, анализ развития военного образования в России и современных тенденций развития вооружения и военной техники и в целом Российского общества, и условий, в которых будет организована военно-профессиональная подготовка в техническом вузе.

Целевой компонент формирования компетенций военно-служебной деятельности целиком и полностью вытекает из внешних условий и показывает, какие компетенции, отвечающие современным запросам, должны быть сформированы у студентов во время учебного процесса в техническом вузе.

Содержательный компонент включает в себя интеграцию содержания военно-специальной и инженерной подготовки, многоуровневость, непрерывность на основе этапно-уровневой структуризации содержания в формировании компетенций военно-служебной деятельности.

Рис. 1. Компетенции военно-служебной деятельности студентов технического вуза

Первый уровень – базовая профессиональная подготовка (формирование базовых компетенций у студентов для изучения критически важных ракетно-космических технологий военно-гражданского назначения, развитие способностей к решению типовых и нестандартных технологических и проектных задач).

Второй уровень – военная подготовка (на военной кафедре; в учебном военном центре подготовка кадровых офицеров).

Третий уровень – послевузовское образование (подготовка и переподготовка специалистов, в том числе офицеров запаса, отслуживших в рядах вооруженных сил, для эксплуатации, сервисного обслуживания и утилизации ракетной техники аэрокосмической и военной отраслей).

Последовательное прохождение структурных уровней студентами технического вуза позволяет подготовить грамотного современного специалиста, востребованного в гражданской и военной отраслях. Подготовка осуществляется за счет взаимосвязи высшего гражданского и военного образования, представленного на рисунке 1.

Технологический компонент включает в себя педагогические условия, технологии, формы и средства обучения.

Педагогические условия:

•интеграция содержания общеинженерных и дисциплин военной подготовки; включение обучаемых в процесс формирования компетенций за счет приоритетного использования активных технологий обучения;

•усиление практико-ориентированности военно-инженерного образования посредством поэтапного и уровневого содержания образования при активном использовании современных образцов вооружения, военной и специальной техники, а также перспективных учебно-тренировочных средств во время практик в вузе и стажировок в войсках.

Технологии обучения: проблемное обучение, теория поэтапного формирования умственных действий, программированное обучение, технология развивающего обучения, компьютерные и мультимедийные технологии.

Формы и средства: нормативно-методические материалы, учебно-информационные материалы, учебно-методические материалы.

Нормативно-методические материалы определяют основные требования к содержанию и качеству подготовки специалиста, формам и методам обучения, управлению образовательным процессом и отдельным его элементам, направлениям, представлены федеральными, региональными и локальными документами.

Учебно-информационные материалы определяют различные источники информации, которыми могут пользоваться как преподаватели, так и студенты.

Учебно-методическое материалы (УММ) учебного процесса являются его важнейшей составляющей. Учебно-методические материалы используются в двух смыслах: процесса и результата. УММ как процесс – это планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых профессиональной образовательной программой. УММ как результат – это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой проект системного описания образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике [1,4].

Оценочный компонент дает представление о критериях и методах оценки развития компетенций военно-служебной деятельности у студентов технического вуза. Развитость компетенций оценивается по четырем критериям: мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно-оценочный.

Опираясь на приведенные направления совершенствования военно-профессионального образования и структуру модели формирования компетенций военно-служебной деятельности студентов технического вуза, гипотетически можно предположить, что формирование компетенций военно-служебной деятельности у студентов технического вуза будет продуктивным, если реализуются следующие педагогические условия:

а) интеграция содержания общеинженерных и дисциплин военной подготовки, позволяющей достичь оптимального взаимопроникновения, взаимодополнения, взаимосочетаемости, взаимозависимости проблемного материала, формирования системных знаний и обобщенных умений;

б) включение обучаемых в процесс формирования компетенций за счет приоритетного использования активных технологий обучения;

в) усиление практикоориентированности военно-инженерного образования посредством поэтапного и уровневого содержания образования при использовании активных технологий обучения; усиление практико-ориентированности военно-инженерного образования посредством поэтапного и уровневого содержания образования при активном использовании современных образцов вооружения, военной и специальной техники, а также перспективных учебно-тренировочных средств во время практик в вузе и стажировок в войсках.

В результате анализа результатов проведенного эксперимента [2,5,6] на диаграмме, представленной на рисунке 2, показана динамика сформированности мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивно-оценочного компонента у студентов экспериментальной группы, прошедших обучение в разработанной структуре модели реализации педагогических условий по формированию компетенций военно-служебной деятельности у студентов.

Количество студентов, %

Рис. 2. Динамика сформированности мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивно-оценочного компонента у студентов экспериментальной и контрольной группы

Реализация первого педагогического условия позволила поднять уровень мотивационно-ценностной компоненты у студентов экспериментальной группы в среднем на 12 %.

Реализация второго педагогического условия позволила поднять уровень когнитивной компоненты у студентов экспериментальной группы в среднем на 25 %.

Реализация третьего педагогического условия позволяет поднять уровень деятельностного компонента компетенций военно-служебной деятельности студентов на 23 %.

Уровень способности проводить самоанализ и самооценку военно-служебной деятельности в экспериментальной группе и способность принимать решения по совершенствованию профессиональной подготовки выше, чем в контрольной группе, на 22 %.

Таким образом, спроектированная структура модели формирования компетенций военно-служебной деятельности у студентов технического вуза позволяет повысить уровень военной подготовки современных офицеров.


Библиографическая ссылка

Кольга В.В., Тимохович А.С. ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24194 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674