Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ВУЗА С ПОМОЩЬЮ ГРАФИЧЕСКИХ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК

Пайгунова Ю.В. 1 Гут А.В. 1 Аппакова-Шогина Н.З. 1
1 ФГОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
В статье анализируется проблема диагностики профессионального становления студентов графическими проективными методами. Анализируются сильные и слабые стороны применения графических проективных методик для диагностики профессиональной направленности личности, в профориентационных целях, и для диагностики уровня профессионального самоопределения у учащейся молодежи. Исследование показало валидность проективных рисуночных техник для анализа уровня профессионального самоопределения студентов спортивного вуза. Приводятся результаты сравнительного исследования рисуночных проб студентов первого и четвертого курсов, демонстрирующие существенные отличия между ними в восприятии своей будущей профессиональной деятельности и уровне профессионального самоопределения. Отмечено повышение уровня сформированности профессиональной компетентности студентов в экспертной оценке графических проб по следующим психологическим показателям: самоуважение к собственной личности и профессии, чувство безопасности и уверенности в себе и в своем деле, позитивные взаимоотношения, открытость, стабильность и организованность.
профессиональное самоопределение
профессиональное становление
психологическая диагностика
проективные методы психодиагностики
графические методы
1. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982..
2. Аппакова-Шогина Н. З. Развитие педагогической культуры и профессиональной компетентности спортивного педагога (на примере Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма)/ Н. З. Аппакова-Шогина, А. В. Гут, Ю. В. Пайгунова // Теоретические и практические аспекты профессиональной подготовки студентов гуманитарных и технических специальностей: коллективная научная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. – Ульяновск: SIMJET, 2015. – С.102-114.
3. Истомина Н. И. Использование проективных методик в изучении профессионального самоопределения студентов в условиях иноязычной культуры // Вестн. Том. гос. ун-та. – 2004. – № 282. – С. 247-250.
4. Климов Е. А.. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. учреждений высш. учеб. заведений. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 304 с.
5. Проективные графические методики: методические рекомендации. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006.
6. Шапарь В. Б., Шапарь О. В. Практическая психология. Проективные методики. –Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Анализируя понятие «профессиональное самоопределение», Е. А. Климов подчеркивает, что это не однократный акт принятия решения, а процесс постоянно чередующихся выборов. Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии и коррекции профессиональной жизни человека [4]. В русле компетентностного подхода в современном процессе образования должны формироваться способности к личностному саморазвитию, ситуационная гибкость, готовность к постоянному профессиональному росту.

При всем богатстве и разнообразии методов исследования сферы профессиональной деятельности человека, проективные методики довольно редко используют для диагностики профессиональной направленности личности, в профориентационных целях, и для диагностики уровня профессионального самоопределения. Еще реже для данных целей среди проективных техник используются графические методики. Вместе с тем многие специалисты признают возможность их эффективного применения в области работы с персоналом, в кадровой работе [3, c. 247-250].

Цели исследования. Целью исследования являлся сравнительный анализ уровня профессионального самоопределения студентов – первокурсников и студентов – выпускников Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма с помощью графических методов.

Материал и методы исследования. За методическую основу была взята авторская графическая методика «Я в будущей профессии». В исследовании приняли участие 80 студентов 1 и 4 курсов.

В основном проективные методики различного типа строятся на предъявлении относительно неструктурированных задач, допускающих безграничное число возможных решений. Чтобы возможности фантазии диагностируемого не ограничивались и не цензурировались, даются только краткие и весьма общие инструкции. По мнению А. Анастази, «предполагается, что тестовый материал должен срабатывать как некоторого рода экран, на котором отвечающий «проецирует» характерные для него мысленные процессы, потребности, тревожность и конфликты» [1, с. 182]. Главное достоинство проективных методов состоит в том, что они позволяют совместить две исследовательские позиции – внешнюю (объективную) и внутреннюю (феноменологическую) [6, c. 267]. К плюсам проективных методик можно отнести широкий возрастной спектр применения (начиная со старшего дошкольного возраста), возможность многократного повторного проведения, в отличие от некоторых стандартизированных тестов, защищенность от социально- желательных ответов испытуемых. К недостаткам проективного метода относят низкую стандартизированность, низкую традиционно трактуемую валидность, поэтому при организации исследований чаще рекомендуется использовать его как дополнительный метод.

В устной инструкции к выполнению теста мы просили студентов графически отобразить типичную рабочую ситуацию, в которой они осуществляют свою профессиональную деятельность.

При интерпретации рисуночных проб мы придерживались плана интегральных характеристик, отражающих психологические особенности здоровой личности в проекции: I. Cамоуважение к собственной личности и профессии; II. Чувство безопасности и уверенности в себе и в своем деле; III. Позитивные взаимоотношения; IV. Открытость; V. Стабильность и организованность [5, c. 55].

Результаты исследования и их обсуждение. Сравнительный анализ рисуночных проб студентов первого и четвертого курса показал существенные отличия между ними в восприятии своей будущей профессиональной деятельности.

Как мы и предполагали, на рисунках всех студентов преобладали многофигурные композиции, на которых достаточно детально были отображены типичные ситуации тренировочного процесса (урок в классе физической культуры, спортивные игровые ситуации, занятие в физкультурно-оздоровительном комплексе). Это свидетельствует, что студенты Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, обучающиеся по направлению «Физическая культура», имеют достаточно четкое представление о роде своей будущей профессиональной деятельности, осознают специфику профессиональных функций тренера, спортивного педагога. Особенностью рисунков первокурсников являлось то, что графически они практически не выделяли себя среди других персонажей рисуночной композиции. Определить их проекцию на себя среди представленных на рисунке фигур было достаточно сложно. Требовалось дополнительное пояснение со стороны испытуемых относительно того: «Кто же из изображенных на рисунке персонажей является тренером, педагогом, а кто воспитанником, обучающимся?»

На рисунках студентов четвертого курса вдвое чаще встречалось прямое графическое указание на персонажа, с которым они себя идентифицируют. На данных рисунках был подчеркнут особый «статус» фигуры, изображающей тренера. Как правило, фигура подчеркивалась размером (большим по сравнению с размером других персонажей), либо ведущим (центральным) местоположением на рисунке. Характерным для рисунков студентов четвертого курса было и то, что здесь через фигуру «тренера» подчеркивались ключевые функции спортивного педагога. Вдвое чаще на рисунках студентов старших курсов «тренер» оказывается задействован в активном педагогическом процессе: демонстрирует выполнение физического упражнения, «поддерживает» ученика в ситуации выполнения какого-то тренировочного задания, судит игровую ситуацию на спортивной площадке.

Более детальный анализ проекций, выполненных студентами младшего и старшего курса, показал, что значительно чаще (в соотношении 3/1) старшекурсники изображают фигуру тренера с активно действующими руками, тогда как на рисунках студентов первокурсников руки «тренера» чаще всего либо скрыты (спрятаны за спину, в карманы), либо пассивно висят вдоль тела фигуры, либо нарисованы эскизно, без акцентуации кистей рук, что не позволяет установить, что делает руками изображенный на рисунке человек. Во всех рисуночных тестах с изображением человеческой фигуры «руки» являются важным диагностическим элементом. Согласно проективным тестам «Дом – дерево – человек» Д. Бука, «Рисунок человека» К. Маховера, Ф. Гудинафа, руки интерпретируются как символ активности, коммуникативности, контактности, готовности к деятельности [6, с. 325]. Гибкие, подвижные, свободно располагающиеся руки обозначают хорошую социальную адаптивность, активное внедрение в среду. Отсутствие рук у фигуры в графических пробах признак пассивности, робости, социальной незрелости личности. Отсутствие изображенных ладоней на рисунке свидетельствует о неприспособленности, низкой продуктивности в занятиях практической деятельностью.

Для объективной оценки различий в личностных характеристиках, представленных в графических пробах студентов 1 и 4 курсов, был использован метод экспертных оценок. Метод экспертных оценок применяется чаще всего для решения сложных задач, которые связаны с прогнозированием. Экспертный опрос позволяет преодолевать субъективность проективного метода, стабилизируя оценку диагностических критериев, позволяет применить количественный подход к оценке результатов рисуночной методики. Экспертный опрос проводится для получения уникальной информации, оценки характеристик объектов. В качестве экспертной группы выступили преподаватели Поволжской ГАФКСиТ (г. Казань), а также преподаватели кафедры практической психологии К(П)ФУ (г. Казань), кандидаты психологических и педагогических наук. Общее количество участников экспертизы, включая авторов исследования – 9 человек. Оценка диагностических параметров графических проб осуществлялась в баллах (от 1 до 5 баллов), где наиболее высокий балл соответствовал более высокой выраженности параметра.

Результаты экспертной оценки основных параметров сформированности профессиональной компетентности и тенденции личностного роста будущих спортивных педагогов, согласно графическим пробам студентов младших и старших курсов, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сформированность профессиональной компетентности и тенденции личностного роста будущих спортивных педагогов в экспертной оценке графических проб (в баллах)

Показатель (психологическая характеристика тестируемых)

Графические признаки показателя

1 курс

4 курс

Cамоуважение к собственной личности и профессии

На рисунках изображены фигуры людей, они имеют все необходимые детали (черты лица, тело, руки, ноги, стопы, кисти рук и пр.). Все изображения фигуры имеют правильные пропорции по отношению к листу и другим объектам. Линии на рисунках чёткие и твёрдые. Фигуры пропорциональные и изображены в открытой позе.

3, 22

4, 66

Чувство безопасности и уверенности в себе и в своем деле

Фигуры на рисунках касаются пола, почвы, они как бы «заземлены». Фигуры располагаются в центральной части листа. Линии рисунка чёткие и ясные. Фигуры очень часто находятся в движении, в реальном или потенциальном. Их ноги и руки свободны.

2, 88

3,4

Позитивные взаимоотношения

Фигуры на рисунке располагаются достаточно близко друг к другу, как бы демонстрируют определенный тип взаимоотношений или динамическую интеракцию. У фигур имеются в наличии все средства для позитивной коммуникации (открытые руки, кисти рук, рот, уши).

3, 25

4,1

Открытость

Фигуры находятся в открытых позах или открыты для контактов с окружением.

2,6

3, 5

Стабильность и организованность

Нарисованная картина закончена, все части рисунка интегрированы и взаимно дополняют друг друга. Все фигуры имеют необходимые элементы, соотносятся с другими фигурами так, что создаётся впечатление упорядоченности.

2

4, 4

Согласно результатам экспертизы, можно зафиксировать повышение уровня балльных оценок по всем диагностируемым нами параметрам, что свидетельствует о значительном росте уровня профессионального самоопределения студентов от младших курсов к старшим. Результаты проведенного сравнительного исследования по графическим пробам подтверждаются результатами анкетирования студентов 1 и 4 курсов направления «Физическая культура» Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма по самооценке уровня сформированности профессиональной компетентности и отдельных аспектов личностного роста [2]. Студенты имели возможность оценить показатели профессиональной компетентности и личностного роста по четырем уровням: 4 – отчетливо сформирована; 3 – достаточно сформирована; 2 – имеет место; 1 – сформирована в минимальной степени. Результаты самообследования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сформированность профессиональной компетентности и тенденции личностного роста будущих спортивных педагогов (в баллах)

 

Профессиональная компетентность: теоретические

и практические умения

1 курс

4 курс

1

Оперативность знаний: спортивные новости, спортивная педагогика, новаторство в области физической культуры и спорта

24,4

24,2

2

Аналитические умения

24

23,8

3

Прогностические умения

25

26

4

Проективные умения

20,4

23,4

5

Рефлексивные умения

28,4

26,4

6

Организаторские умения

23

24

7

Информационные умения

27

29

8

Развивающие умения

22

23,4

9

Ориентационные умения

28

26

 

Сформированность личностного роста и профессионального самоопределения тренера

1 курс

4 курс

1

активная научная и педагогическая деятельность: учебно-воспитательная, тренерская работа, организационно-методическая работа;

23,4

25,4

2

самообразование: повышение квалификации, дальнейшее образование по специальности;

26,4

27,4

3

самосовершенствование: физическое и интеллектуальное совершенствование;

28

29

4

получение дополнительной специальности (инструктора ЛФК, массажиста, инструктора-тренера по избранному виду спорта и др.);

23,4

28

5

получение навыков предпринимательской деятельности: предоставление платных образовательных услуг, создание спортивных команд, открытие спортивных клубов и др.;

20,4

28

6

повышение педагогической квалификации;

24

28

7

научно-исследовательская работа.

22,4

23,4

Анализ полученных результатов самообследования студентов показал устойчивую положительную динамику развития по большинству показателей. Особенно следует отметить качественный рост по таким показателям, как проективные, организаторские и информационные умения, а также динамику показателей, отражающих процесс формирования практических навыков и умений – получение дополнительной квалификации, навыков предпринимательской деятельности, повышение педагогической квалификации.

Заключение. Поиск новых эмпирических методов для исследования сферы профессионализации личности является актуальной прикладной проблемой современной педагогической науки. Проективные графические техники могут быть использованы как основной и как дополнительный метод исследования личностных установок в сфере профессионального выбора и развития. Исследование показало валидность проективных рисуночных техник для анализа уровня профессионального самоопределения студентов спортивного вуза. Применение проективных графических методик позволяет объективно судить о качественных изменениях в уровне профессионального становления будущих специалистов.


Библиографическая ссылка

Пайгунова Ю.В., Гут А.В., Аппакова-Шогина Н.З. АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ВУЗА С ПОМОЩЬЮ ГРАФИЧЕСКИХ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24220 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674