Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Тимофеев Д.А. 1 Цвигайло М.А. 2 Раздевилова О.П. 1
1 ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России
2 Филиал 6 ФГУ «442 окружной военный клинический госпиталь» Министерства Обороны РФ
Эффективность деятельности военно-медицинских учреждений в существенной степени определяется уровнем профессиональной подготовки и морально-деловыми качествами личного состава и руководителей. Учитывая специфику предназначения учреждений военного здравоохранения, функционирование которых детально регламентированы приказами и другими нормативными документами, очевидно, что эффективность и качество деятельности этих учреждений детерминированы характеристиками организационного поведения руководителей и персонала. Деятельность не только руководителей военно-медицинских учреждений, но и специалистов в современных условиях сопровождается необходимостью реализации управленческих функций. Внедрению в практику управления военно-медицинской организацией элементов организационного поведения должны предшествовать специальные исследования и соответствующее обучение руководителей и специалистов военно-медицинской службы. Комплексное знание организационного поведения обеспечит его применение как незаменимого и высокоэффективного инструмента для понимания проблем, повышения эффективности и качества деятельности военно-медицинских организаций.
организационное поведение
военно-медицинская организация
управление персоналом
военное здравоохранение
эффективность деятельности
1. Алленов А. М., Громова В. Л., Никифоров С. А. Психологическая характеристика руководителей медицинских учреждений на разных этапах развития российского здравоохранения // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3; URL: www.science-education.ru/123-19838 (дата обращения: 22.09.2015).
2. Бедорева И. Ю. Научное обоснование системы менеджмента качества медицинской организации: автореф. дис. … д-ра мед. наук. – Новокузнецк, 2009. – 45 с.
3. Быков И. Ю. Концепция подготовки врачебного состава и кадровой политики медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации / И. Ю. Быков, В. В. Шаппо, В. М. Давыдов // Военно-медицинский журнал. – 2006. – № 8. – С. 4-14.
4. Вартанян Ф. Е. Современные тенденции медицинского образования в мире. – М.: РМАПО, 2004. – 109 с.
5. Джордж Дж. М., Джоунс Г. Р. Организационное поведение. Основы управления / пер. с англ. Юнити. – М., 2003. – С. 6-13.
6. Еругина М. В. , Тимофеев Д. А., Цвигайло М. А. Актуальные вопросы обучения врачей основам управления на кафедре организации здравоохранения, общественного здоровья и медицинского права // Саратовский научно-медицинский журн. – Саратов, 2014. – Т. 10, № 4. – С. 591-595.
7. Зенин Р. В. Совершенствование подготовки начальников лечебно-профилактических учреждений МО РФ и их кадрового резерва в системе дополнительного профессионального образования: дис. … канд. мед. наук. – М., 2009. – 164 с.
8. Зимина Э.В. Научное обоснование системной подготовки управленческих кадров здравоохранения: дис. … д-ра мед. наук. – М.,2007. – 289 с.
9. Оптимизация боевой подготовки личного состава медицинской службы / В. А. Решетников, О. В. Лавриненко, Н. Г. Коршевер, И. А. Пуртов // Воен.-мед. журн. – 2004. – Т. 325, № 12. – С. 9-15.
10. Тимофеев Д. А. Влияние социально-психологических факторов профессиональной деятельности офицеров медицинской службы на их оценку условий военной службы // Социология медицины. – М., 2006. – № 1. – С. 34-38.

Как показывает опыт практической деятельности, в странах, где глубоко и систематически занимаются вопросами организации управления, отмечается самая высокая результативность производства и удовлетворенность потребностей людей. Это положение в полной мере относится и к военному здравоохранению [4, 7].

Служебная деятельность и работа в учреждениях военного здравоохранения предъявляет повышенные требования к персоналу [9, 10], а эффективность деятельности военно-медицинских учреждений в существенной степени определяется уровнем профессиональной подготовки и морально-деловыми качествами личного состава и руководителей [3,7].

Учитывая специфику предназначения учреждений военного здравоохранения, в которых структура, штат, материально-техническое обеспечение и функционирование детально регламентированы приказами и многими другими нормативными документами, очевидно, что эффективность и качество деятельности этих учреждений детерминированы характеристиками организационного поведения руководителей и персонала. Под организационным поведением понимается мультидисциплинарная область знаний о поведении людей в организации и его влиянии на деятельность этих организаций [5]. В основе понимания и практического использования организационного поведения лежат базисные концепции о природе человека и природе организации, а также подходы к персоналу (поддерживающий, системный, ситуационный и направленный на результат), которые являются самыми проверенными временем в их практическом применении [5].

Игнорирование закономерностей организационного поведения становится предпосылкой к возникновению конфликтов, вызывающих текучесть кадров, нарушение воинской и трудовой дисциплины, снижению эффективности и качества деятельности при достижении индивидуальных, групповых и общеорганизационных целей. Знание основ организационного поведения и использование их в практике дает руководителю мощные рычаги побуждения людей к активной профессиональной деятельности, позволяет ему полнее использовать потенциальные резервы коллектива [1, 5].

В учреждениях военного здравоохранения существуют подразделения разных уровней, от занимающихся непосредственным лечением пациентов до подразделений обслуживания и обеспечения. Их функционирование требует наличия работников с различным уровнем образования и квалификации. В них отмечается значительное число сотрудников женского пола. Качество деятельности медицинских организаций планируется и создается на каждом этапе производственного процесса. При этом один из самых ответственных и сложных этапов – исполнение, детерминирован уровнем мотивации, квалификации персонала [2] и особенностями функций и условий, в которых осуществляется деятельность личного состава военно-медицинской службы.

В частности, важной характеристикой условий военно-профессиональной деятельности офицеров медицинской службы является сочетание воздействия на них специфических факторов врачебной деятельности и факторов военной службы. Работа военного врача представляет собой один из самых многоплановых и трудоемких видов профессиональной деятельности в области профессий типа «человек – человек». Многогранность и сложность решаемых ими задач не только повышают степень ответственности за качество профессиональной деятельности, но и неизбежно влекут за собой возрастание нагрузки на психику и организм офицеров медицинской службы. Специфические условия военно-профессиональной деятельности, как правило, не позволяют им рассчитывать на адекватные реабилитационные мероприятия для восполнения использованных физиологических резервов организма.

Анализ опыта медицинского обеспечения военных конфликтов последних десятилетий, а также оказания медицинской помощи пострадавшим в результате техногенных и природных катастроф свидетельствует о том, что профессиональная деятельность офицеров медицинской службы протекает в условиях высокого нервного напряжения, выраженного воздействия на их организм комплекса климатогеографических и экономических факторов. При решении нестандартных и ответственных задач, связанных с сохранением жизни человека, военному врачу, как правило, приходится действовать в условиях постоянного дефицита времени и многообразия функциональных должностных обязанностей. Кроме воздействия факторов военной службы, следует отметить и особые социально-психофизиологические факторы, присутствующие в их труде [10]. Так, одновременно с накоплением опыта, формированием индивидуального стиля деятельности у военных медиков появляется «психическая усталость», «профессиональная дезадаптация». Вероятность возникновения дезадаптации у разных специалистов разная. Профессия военного врача требует постоянной работы над собой, значительное число компонентов его деятельности недоступны наблюдению и учету. Выраженность утомления часто объясняется большим количеством внутренней психической работы. В своей профессиональной деятельности военные врачи постоянно сталкиваются с отрицательными явлениями, оказываются в большей или меньшей степени вовлеченными в них, следствием чего бывают изменения психоэмоционального статуса данной категории специалистов. У врачей с выраженным «синдромом эмоционального выгорания» наблюдаются такие проявления, как низкий уровень профессионального и служебного роста, удовлетворенности работой, мотивации к продолжению военно-профессиональной деятельности и проявлению организационного социально значимого поведения, а также рост увольняемости из рядов вооруженных сил по состоянию здоровья [10].

Это обусловливает трансформацию деятельности командиров и начальников всех уровней, административного аппарата военно-медицинских организаций преимущественно в управленческую, и даже работа специалистов сопровождается необходимостью реализации организаторских функций, что в совокупности актуализирует проблему эффективности управления персоналом в данных учреждениях [6, 8]. Так, опросы современных руководителей медицинских организаций свидетельствуют о востребованности и актуальности знаний по вопросам поведения сотрудников, влияющего на эффективность их работы и достижение личных, групповых и организационных целей, а также важности применения этих знаний в практической работе [6]. Для этой категории личного состава наиболее востребованными оказались знания по вопросам управленческой власти, политики, конфликтов и переговоров, создания мотивирующей работы и среды, эффективного руководства и принятия решений, трудовой мотивации, создании групп и команд с высокими показателями в работе, а также психофизиологического состояния человека, включенного в профессиональную деятельность [6]. При этом, как уже было отмечено, выраженная регламентация руководящими документами деятельности и поведения руководителей и подчиненного личного состава военно-медицинских организаций ограничивает диапазон возможностей управления организационным поведением. В этих условиях повышается роль организационной культуры и типов поведения административного аппарата, которые позволят без потери управляемости обеспечить возможность реализации адекватных складывающимся условиям функционирования организации инициативе и творческой активности сотрудников.

Поэтому руководством Главного военно-медицинского управления МО РФ признается важным уже на додипломном этапе обучения формирование четких представлений у выпускников медицинского вуза важности не только врачебной, но и управленческой деятельности, связанной, прежде всего, с руководством деятельностью личного состава [3].

Четыре принципиальные функции или обязанности менеджера – планирование, организация, руководство и контроль над человеческими, финансовыми, материальными и другими ресурсами для достижения целей организации невозможно реализовать без понимания поведения персонала и управления им [5]. При планировании определяется организационная стратегия, требующая решения, каких организационных целей следует добиваться и как для этого лучше всего распределить и использовать ресурсы. Это комплексная и трудная задача, поскольку решения, которые должны быть приняты руководителями, обычно сопровождаются множеством неопределенностей. Из-за этих неопределенностей, принимая решение о конкретных действиях, руководители рискуют. Знание сущности организационного поведения может помочь повысить качество принимаемых решений, увеличить шансы на достижение успеха и снизить риск, неизбежный при планировании и принятии решений. В ходе организации работы руководители задают структуру рабочих отношений, определяющих, каким образом члены организации должны сотрудничать друг с другом для достижения поставленных целей. Процесс организации включает распределение сотрудников на отдельные группы, команды или отделы в соответствии с выполняемыми задачами. Организационное поведение предлагает много рекомендаций по тому, как организовать сотрудников (человеческий ресурс организации) таким образом, чтобы оптимально использовать их навыки, умения и способности. В процессе руководства руководители оказывают влияние на сотрудников и группы так, чтобы все члены организации работали на достижение общих целей. Изучение различных методов руководства и их влияния на достижение групповых о организационных целей – важный аспект организационного поведения. Осуществляя контроль, руководители отслеживают и оценивают индивидуальные, групповые и организационные показатели работы, чтобы определить, в какой мере достигаются поставленные цели. Если это происходит, руководители могут заняться сохранением и улучшением показателей; если нет, им необходимо прибегнуть к корректирующим действиям. Функция контроля также позволяет руководителям оценить, насколько хорошо они выполняют другие функции: планирования, организации и руководства.

Исходя из вышесказанного, очевидно, что только руководители и врачебный персонал, хорошо разбирающиеся в организационном поведении, могут реализовывать эти функции в полном объеме.

Учитывая, что главным ресурсом любой организации являются люди, от поведения которых в процессе реализации их функций зависит эффективность и качество ее функционирования, успешность осуществления управленческой деятельности руководителями военно-медицинских учреждений в первую очередь детерминирована умением управлять поведением и деятельностью подчиненных на индивидуальном, групповом и организационном уровнях.

Теории и концепции организационного поведения позволяют руководителям и персоналу лучше разбираться в складывающихся служебных и рабочих ситуациях, объективно их оценивать и устанавливать, где и когда следует предпринять корректирующие действия. Организационное поведение предоставляет инструменты, пользуясь которыми, руководитель может принять оптимальное решение при возникновении проблем или появлении возможностей, требующих адекватного и своевременного реагирования.

Внедрению в практику управления военно-медицинской организацией элементов организационного поведения должны предшествовать специальные исследования и соответствующее обучение руководителей и специалистов военно-медицинской службы.

Только комплексное знание организационного поведения обеспечит его применение как незаменимого и высокоэффективного инструмента для понимания проблем, повышения эффективности и качества деятельности военно-медицинских организаций.


Библиографическая ссылка

Тимофеев Д.А., Цвигайло М.А., Раздевилова О.П. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24238 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674