Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В НАСЛЕДИИ ПЕРВЫХ ЧУВАШСКИХ ПЕДАГОГОВ

Воробьева И.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
В статье проанализированы этнопедагогическое содержание и методы трудового воспитания в деятельности первых чувашских учителей – А. В. Рекеева, И. И. Иванова, Н. М. Охотникова. С ранних лет он, выходцы из крестьянских семей, были хорошо знакомы с народными чувашскими традициями, воспитывались в труде, через труд формировался их этнопедагогический духовный облик. Обнаружено единство в их взглядах на образование и воспитание, в частности на трудовое: они уже в детских играх видели элементы интеллектуального и воспитывающего труда, придавали большое значение приобщению детей с раннего возраста к посильной трудовой деятельности, значительное место в этом отводили трудовой обстановке в семье; ими описаны меры и методы, поддерживающие в чувашских детях интерес к труду: похвала, ободрение, одобрение, поощрение, намеки. В своей просветительно-педагогической, литературной деятельности они опирались на трудовые народные традиции и воплощали их в жизнь во время работы в школах Симбирской губернии. Их этнопедагогическое наследие содержит классические образцы использования прогрессивных трудовых традиций чувашского народа в обучении и воспитании детей.
народные традиции
трудовое воспитание
этнопедагогическое содержание и методы
первые чувашские учителя-практики
1. Баишев А. А. Этнопедагогические традиции в системе трудового воспитания // Сибирский педагогический журнал. – 2006. – № 6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/etnopedagogicheskie-traditsii-v-sisteme-trudovogo-vospitaniya (дата обращения: 25.02.2016).
2. Воробьева И. В. Этнопедагогические идеи и просветительская деятельность Н. М. Охотникова: дис. … канд. пед. наук. – Чебоксары, 2004. – 193 с.
3. Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. – Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1966. – 341 с.
4. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). – Ф. 865. – Оп. 1. – Д. 42. – Л. 2.
5. Григорьев В. М. Традиционная педагогика игры: опыт и проблемы // Педагогика. – 1996. – № 1. – С. 20-23.
6. Иванова Т. С. Первые учителя-ульяновцы и их роль в просвещении чувашей: дис. … канд. пед. наук. – Л., 1972. – 249 с.
7. Научный архив Чувашского государственного института гуманитарных наук (НА ЧГИГН). – Отд. 2. – Т. 189. – Ед.хр. 189. – Инв. №458. – Л. 141-197.
8. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). – Ф. 361. – К. 25. – Д. 8.
9. ОР РГБ. – Ф. 361. – К. 25. – Д. 9.
10. Охотников Н. М. Записки чувашина о своем воспитании. 1888: рукопись / Н. М. Охотников // НА ЧГИГН. – Отд. 2. – Ед.хр. 2248. – №8644. – Л. 1-63.
11. Подкина Н. А. Взгляды Д. Дьюи и И. Я. Яковлева на вопросы воспитания: исторический аспект и современность / Н. А. Подкина, А. Г. Абрамова, Е. А. Тенякова // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. – 2015. – № 4 (88). – С. 167-172.
12. Центральный государственный архив Чувашской Республики (ЦГА ЧР). – Ф. 207. – Оп. 1. – Д. 1298. – Л. 297.
13. Шубович В. Г. Развитие сельскохозяйственной школы в Симбирской губернии (вторая половина XIX века) / В. Г. Шубович, Т. Н. Петрова // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. Серия : Гуманитарные и педагогические науки. – 2013. – № 4 (80). – Ч. 1. – С. 186-192.

Создатель науки «этнопедагогика», выдающийся российский чувашский ученый Г. Н. Волков отмечал, что основной проблемой педагогики всех народов является трудовое воспитание, воспитание в труде, что главная забота воспитания – трудолюбие – это венец всей системы народного воспитания [3, с.86]. В Год человека труда, объявленного в Чувашской Республике в 2016 г., правомерно вспомнить, как вопросы трудового воспитания с опорой на прогрессивные народные традиции рассматривались в истории чувашской педагогики. Интерес представляет многогранное педагогическое наследие первых чувашских учителей, предвестников этнопедагогики – А. В. Рекеева, И. И. Иванова, Н. М. Охотникова. Обращение к историко-педагогическим исследованиям актуально для выявления преемственности в воспитании и образовании, для определения путей их дальнейшего развития [11, с.167].

Цель исследования: проанализировать и раскрыть этнопедагогическое содержание трудового воспитания в деятельности первых чувашских педагогов.

Материалы и методы исследования. Основными источниками исследования были историческая, педагогическая, этнопедагогическая, этнографическая, мемуарно-публицистическая литература и архивные материалы по изучаемой проблеме, а методами исследования – систематизация и обобщение, сравнение и сопоставление, анализ и обработка изученных материалов.

Результаты исследования и их обсуждение. Проследив творческий путь учеников и единомышленников выдающегося чувашского просветителя Ивана Яковлевича Яковлева, учителей-практиков, выходцев из простых крестьянских семей Алексея Васильевича Рекеева (1847–1932), Игнатия Ивановича Иванова (1848–1885), Никифора Михайловича Охотникова (1860–1892), выявлено единство в их взглядах на образование, в частности на трудовое воспитание. С детских лет они были хорошо знакомы с народными чувашскими традициями, они воспитывались в трудовой обстановке, через труд формировался их этнопедагогический духовный облик.

В чувашской народной педагогике трудовое воспитание строится на раннем включении детей в труд по самообслуживанию, в домашний хозяйственный труд с учетом социальных различий ролей девочек и мальчиков в будущем, с учетом их психофизиологических особенностей для выработки ими определенных трудовых умений и навыков, на предоставлении им активного участия в различных видах трудовой деятельности под руководством и контролем взрослых, чтобы у детей постепенно формировались и развивались самостоятельность, творческая самодеятельность [1].

Все эти подходы к трудовому воспитанию отражены в этнопедагогическом наследии первых чувашских педагогов. Они видели элементы интеллектуального и воспитывающего труда уже в детских играх. По народной педагогике, игра была необходимой частью «процесса социализации личности», превращение игры в целенаправленное средство воспитания явилось «одним из первых педагогических свершений человечества» [5, с.20-23]. Специально практиковались так называемые трудоподобные игры, в которых развлечения переходили в труд, и дети, подражая работающим родителям, копировали их действия, мастерили игрушки, подобные орудиям труда, получали некоторые знания о природных явлениях.

Никифор Михайлович Охотников вспоминал, что с ранней весны целыми днями он строил и устанавливал на ручьях игрушечные водяные мельницы, фантазировал, прудил ручьи так, чтобы вода лилась вниз лишь из желобка, расположенного в одном месте деревенского пруда, поэтому сила падения водного потока была сосредоточена в одной струе и быстро вращала колесо игрушечной мельницы. Он сыпал рассыпчатую землю возле мельницы, представляя, будто это мука высыпается из ларя, как на настоящей мельнице [7, с.188]. Зимой маленький Никифор мастерил ветрянки разной величины и ставил их против ветра на сугробах, а по мере изменения направления ветра переставлял эти свои ветрянки. Мальчик наблюдал, что они от этого начинают вращаться быстрее, сравнивал скорость вращения каждой отдельной ветрянки, приходил в данных играх к определенным детским, одновременно вполне зрелым выводам: что двигателями являются и сила течения воды, и сила ветра, что сила падения водного потока находится в зависимости не только от количества воды и толщины струи, но и от высоты пруда, т.е. от скорости [10, с.34]. По воспоминаниям Охотникова, детские фантазии сочетались с желанием самостоятельно мастерить игрушки, усовершенствовать их, что развивало сообразительность, смекалку, творческое мышление, трудолюбие. «От меня» такие трудообразные игры требовали «…практические соображения», повлиявшие, бесспорно, «на склад моих мыслей в детстве», – утверждал этнопедагог [10, с.35].

Чувашские учителя, убежденные в силе труда, прежде всего, на своем опыте, ценили не только детский труд в игровой развлекательной форме, но и вовлечение детей с раннего возраста в посильную настоящую трудовую деятельность. К этому выводу они пришли тоже через труд и через знания крестьянской мудрости. «Утма пуçласан, тытма та пултарать» – «Научившийся ходить, может и держать орудие труда», – гласит чувашская пословица. Никифор Охотников с малых лет помогал отцу по хозяйству, вил веревки, плел лапти, бороновал, ездил за дровами в лес. А маленький Алексей Рекеев, ставший в будущем учителем и просветителем чувашского народа, два лета провел на пчельнике, караулив в роевую пору пчел. И будущий этнопедагог Игнатий Иванов с семи лет участвовал в домашних работах – пахал, бороновал, жал, сажал и полол овощи, плел лапти [6, сс.72; 83].

В приобщении детей к труду первые чувашские педагоги отводили значительное место семье, полагали, что семейная трудовая обстановка психологически готовит ребенка к жизни: «Ашш?-ам?ш? м?н т?вать, ачи-п?чи те çавна тума т?р?шать» – «Что делают родители, то стараются сделать и дети». Даже название одного из нравоучительных рассказов И. И. Иванова звучит как пословица: «Родители, прежде чем деньги своим детям давать, должны уму-разуму их научить». Все члены семьи Охотникова постоянно были заняты: дедушка и отец работали на мельнице, чинили кадушки и другую деревянную посуду, плели лапти, вили веревки из мочала, ремонтировали сбрую, сани, плотничали, бабушка и мать работали в поле и огороде, стряпали и пряли [10, с.2]. Дети приобщались к труду не только в обыденной, но и праздничной обстановке. Подготовкой к празднику занималась тоже вся семья: резали овец, кололи свиней, варили пиво, – вспоминал Н.М. Охотников, отмечая, что и ему «находили работы, с охотою им исполняемые». Дети встречали подъезжавших гостей, помогали им слезть с саней, выпрягали лошадей. То есть родители стремились к тому, чтобы и младшие члены семьи были активными соучастниками подготовки и проведения праздничных мероприятий. В этнопедагогическом пространстве чувашской семьи, в совместной трудовой деятельности формировались у детей деловая хватка, дух сотрудничества, они начинали чувствовать себя полезными, понимать, что труд – источник существования и условие улучшения жизни людей.

Первые чувашские этнопедагоги описывали также приемы и меры, поддерживающие у крестьянских детей интерес к труду. Следует воспитывать ребенка не нотациями, а постепенно, неприметно в течение дня и часто вне процесса трудовой деятельности, а как бы невзначай, между прочим. При поездке Никифора Охотникова в другую деревню выбирать для брата невесту отец в лесу обращал его внимание на разные деревья, находил каждому дереву практическое применение – из высокого, большого дуба получились бы отличные доски для пола, из березы – три-четыре оси для рабочих телег [7, с.167]. Таким непринужденным способом, по мнению первых чувашских педагогов, учителей-практиков, родители должны развивать и воспитывать у детей познавательный интерес и интерес к труду, побуждать их к активной трудовой деятельности. Хорошим примером в этом отношении служили так называемые чувашские «ними», народная, коллективная, дружная форма организации какой-либо трудоемкой работы, вроде строительства избы и т.п., сопровождающаяся трудовыми песнями.

Большую роль в трудовом воспитании детей играли в чувашских крестьянских семьях похвала, ободрение, одобрение и поощрение. Как правило, поощрялись игры с элементами труда. Люди, наблюдая, как Никифор Охотников усердно строит игрушечные водяные мельницы, отмечали, к примеру, что из него «выйдет хороший плотник» [7, с.188]. Чувашские педагоги были убеждены, что такие одобрительно-поощрительные замечания взрослых обладают огромным воспитательным эффектом, являются своеобразным подкреплением положительных действий ребенка, вселяют веру в его творческие возможности. Они восхищались воспитателями из народа, их своеобразной высокой педагогической культурой, тонким педагогическим тактом и всегда пропагандировали гуманные методы воздействия на личность. Н. М. Охотниковым было подмечено также широкое применение в трудовом воспитании детей намеков как оптимальных средств убеждения: «Говорить намеки свойственно чувашам… Намеки сильнее действуют на рассудок и на сердце, чем приказание или выговор, … и легко располагают детей к работе» [7, с.168-169]. Также И. И. Иванов в своих литературных произведениях показывает, что слово, метко и спокойно сказанное в нужной ситуации, обладает большой убеждающей силой. Так, герой из его рассказа «Умный и добрый человек всем пригож» по имени Микка мог своей беседой горюющего успокоить, дерущихся разнимать, злого делать робким [6, с.212]. То есть чувашские учителя считали, что воспитание положительного отношения к труду возможно при окружающей детей уважительной атмосфере, при возвышении человека труда. В этом постоянно должно убеждать воспитанников и то, что и как говорится, и то, что делается.

В своей просветительно-педагогической деятельности первые чувашские учителя опирались на прогрессивные трудовые традиции народа, воспринятые ими в детстве. Они всячески стремились воплотить эти традиции в жизнь. Н. М. Охотников, работая в Симбирской учительской чувашской школе в 1880-1888 гг. в качестве преподавателя естествознания, физики и математики, был также руководителем учебных мастерских и заведующим хозяйственной частью. К его функциям относились: покупка инструментов и материалов, прием заказов на изделия и их продажа, ведение приходно-расходной книги, ходатайство об удовлетворении нужд мастерских перед губернским казначейством, а также руководство строительством новых корпусов школы. Помимо этого, он много занимался самообразованием, писал очерки, научные статьи, переводил с русского на чувашский язык, собирал фольклорные произведения и т.д. Тем самым Никифор Михайлович показывал пример трудолюбия не только своим ученикам, но и коллегам. Он стремился готовить таких учителей, которые сделают сельскую школу культурно-просветительским центром, будут не только обучать детей грамоте, но и популяризировать передовой сельскохозяйственный опыт и научно-технические знания среди крестьянского населения, прививать ему ремесленные навыки и умения.

Выходец из простого народа Н. М. Охотников переживал, что на его родине, в деревне Чувашская Чебоксарка, нет ни одного человека, «который занимался бы каким-нибудь ремеслом», что деньги получали они лишь «от продажи хлеба, а других источников дохода не было, как и у всех чуваш …деревни», что чуваши сильно «страдают от неурожаев, не зная никакого ремесла для изыскания средства к пропитанию» [10, с.24-25]. Беседуя, он убеждал будущих учителей в том, что, получив ремесленные навыки, они смогут в сельских школах организовать по образцу Симбирской чувашской школы учебные мастерские, передавать крестьянам свои умения и знания.

Для сохранения и стимулирования у учеников интереса к труду, учителя по совету    Н. М. Охотникова применяли различные средства народной педагогики: намеки, пословицы и поговорки, сказки и загадки, песни и потешки, легенды и предания. Часто в процессе труда они оперировали морально-этическими нормами, которые были выработаны чувашскими воспитателями из народа: «Т?р?шса ?çле» – «работай старательно, усердно», «в?х?та ахаль ан ирттер» – «не теряй время попусту», «ху ?çне юрат» – «люби свой труд», «?çре кан?ç, хавасл?х туп» – «найди в труде радость, удовольствие» и т.п. [2, с.117]. Для поощрения учеников в мастерских Симбирской школы им разрешалось смастерить для себя по 1–2 линейки, аршина, сундучка, шкатулки, рамки для картин и др. В итоге все учащиеся получали удовлетворение от своего созидательного труда, находили применение своим творческим способностям.

В духе уважения к труду и к людям труда, на основе народных чувашских традиций своим личным примером учил и воспитывал детей первый ученик И. Я. Яковлева Алексей Васильевич Рекеев. Он указывал: «В школах надо не только учить, а, главное, воспитывать» [12, с.297]. Учась на педагогических курсах, руководимых И. Н. Ульяновым, он одновременно выполнял обязанности старшего в организуемой Чувашской школе. Он должен был следить за учебой своих товарищей, посещавших уездное училище, и за домашним порядком, вел хозяйство. Затем в своей деятельности в школах Симбирской губернии А. В. Рекеев показал себя творческим, упорным, добросовестным педагогом, примером трудолюбия для окружающих. Он давал образцово-показательные уроки на учительских съездах. Ему не раз объявлялись благодарности губернского училищного совета, вручались наградные деньги [6, с.76]. Только личное участие в трудовой деятельности прививает трудовые навыки и воспитывает подлинную любовь к труду, – утверждал он, добивался, чтобы мастера, работающие с детьми, были достойны подражания. «Я хочу сменить мастера-столяра в Мало-Яльчиковской столярной, если найдется на его место хороший, трезвый столяр, – писал он И.Я. Яковлеву. – Нет ли у Вас на примете таковой? Мне нужен бы столяр очень хороший, который знал бы столярное дело хорошо, …был бы трезвой жизни и не грубый» [с.9]. А. В. Рекеев искал такого столяра, который мог бы учить ребят трудолюбию, чистоте, организованности.

Первые чувашские педагоги заботились о распространении сельскохозяйственных знаний среди населения [13, с.187]. Их тревожило, что в деревнях не было ни садов, ни огородов. «Создать в народе сознание, что огородничество и садоводство не забава, а такое же важное занятие, как полеводство, скотоводство,… может только школа; научить крестьян приемам, как разводить овощи, плодовые кустарники и деревья, должна непременно школа», – полагали они [4, с.2]. Их идеалом была школа, которая, по словам А. В. Рекеева, «приносила бы действительную пользу народу» [8]. Знакомый с ульями всех систем, он мечтал о том, чтобы при земледельческой школе на его родине в деревне Кошки-Новотимбаево «завести рациональное пчеловодство» и обучать этому делу крестьянских детей [8]. Впоследствии с этой целью он работал над созданием учебника по пчеловодству на чувашском языке [9].

Делу просвещения чувашей, воспитанию детей на народных традициях всю свою короткую жизнь посвятил и Игнатий Иванович Иванов. Педагогическую деятельность он успешно совмещал с литературной: писал на чувашском языке нравоучительные рассказы, которые были для своего времени «энциклопедией воспитания» [6, с.186], в них он часто обращался к теме труда. Стремясь воспитать у учащихся трудолюбие как черту личности, писатель-этнопедагог восхваляет трудолюбие чувашей, учит жить честным, добросовестным трудом. Величайшее счастье человека – жить своим трудом. Такой мотив звучит в его рассказе «Не зарься на даровое богатство, сам его добывай». Хозяйство некоего ленивого Яхута, постоянно мечтавшего только как бы разбогатеть, в конце концов, полностью разоряется. Чем мечтать и хвастаться, научись лучше работать, – делает чувашский учитель вывод в рассказе «Сапоги обувай, да и лапти не выбрасывай». Разоблачая безделье, тунеядство деревенских «коштанов», презирая тех, кто уклоняется от честного труда, учитель-гуманист призывает молодежь следовать примеру трудолюбивого Микки из рассказа «Умный и добрый человек всем пригож» [6, с.197]. По мнению И. Иванова, труд украшает человека. Поэтому в своих поистине этнопедагогических произведениях он рассматривал не абстрактные образы людей, а конкретных трудолюбивых крестьян. Его бытовые рассказы в руках первых чувашских учителей помогали детям понимать, что хорошо, что плохо, видеть эстетику труда и ремесел, формировать отрицательное отношение к лени и положительное к трудолюбию.

Выводы. В результате исследования выявлено, что в жизнедеятельности первых чувашских педагогов А. В. Рекеева, И. И. Иванова, Н. М. Охотникова много общего. Это выработало у них сходное мировоззрение, схожесть этнопедагогических и просветительных идей. Они оставили классические образцы использования содержания и методов прогрессивных трудовых традиций чувашского народа в воспитании детей. Творческое использование положительного опыта первых чувашских учителей, этнопедагогов может, вне всякого сомнения, оказаться весьма полезным в трудовом обучении и воспитании современной молодежи.


Библиографическая ссылка

Воробьева И.В. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В НАСЛЕДИИ ПЕРВЫХ ЧУВАШСКИХ ПЕДАГОГОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24248 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674