Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ТУРИСТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Войтенко М.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»
Рассматриваются и анализируются современные требования к профессиональному туристскому образованию, а также технологии обучения, способствующие развитию творческого потенциала личности бакалавра туризма, сервиса и гостиничного дела. Определены компоненты творческого потенциала личности студентов-бакалавров туризма: гибкость, наличие мотивации в работе с людьми, изобретательность, универсальность (т.е. умение успешно осуществлять разнообразную деятельность в индустрии гостеприимства и туризма), командный дух, толерантность (умение понимать и принимать различия); коммуникативные навыки. Обоснована необходимость применения соответствующих учебных технологий. К этим технологиям относятся технология учебного проектирования, в том числе акмеологическое проектирование профессионального пути, а также интерактивное обучение на основе модерации. Дано понятие профессионально-развивающей ситуации как основы технологии учебного проектирования. Определена роль преподавателя при использовании метода модерации в учебном процессе.
метод модерации
интерактивное обучение
акмеологическое проектирование
технология учебного проектирования
творческий потенциал
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М., 1991.
2. Войтенко М. В. Развитие творческого потенциала будущих специалистов по туризму на основе технологии учебного проектирования / М. В.Войтенко, Н. Б. Лаврентьева, А. Г. Редькин: монография. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2010. – 199 с.
3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. – М., 2006. – 240c.
4. Зорин И. В., Зорин А. И. Профессиональное образование и карьера в туризме : учебник для вузов / И. В. Зорин, А. И. Зорин; Российская международная академия туризма. – М.: Советский спорт, 2005. – 528с.
5. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. – М.: Akademia, 2005. – 228с.
6. Масюкова Н. А. Проектирование в образовании / Н. А. Масюкова. – Минск, 1999.
7. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.
8. Сериков В. В. Образование и личность: теория и практика проектирования образовательных систем / В. В. Сериков. – М.: Логос, 1999.
9. Труханович Л. В., Щур Д. Л. Кадры туристических агентств, туроператоров, экскурсионных бюро: сборник должностных и производственных инструкций. – М.: Изд-во «Финпресс», 2013. – 125 с.

В настоящее время в нашей стране произошел пересмотр отношения к результатам обра­зования, сформированы новые требования, основанные на компетентностном подходе. «Научить всему» в рамках четырехлетнего пребывания студента в вузе стало невозможно. В наибольшей степени новые требования, предъявляемые к образованию, касаются профессионального образования, являющегося ближайшим к трудовой практике. Профессиональное образование становится непрерывным, высокоэффективным, а готовность к творческой деятельности проявляется, прежде всего, в способности не только не отставать от жизни, но и опережать ее, быть творцом, уметь проектировать собственную профессиональную жизнь и преобразовывать действительность.

Цель исследования: определение компонентов творческого потенциала личности бакалавров туризма, а также учебных технологий, позволяющих  развивать творческий потенциал для успешной адаптации к профессиональной деятельности.

Исследование проводилось на базе Алтайского государственного университета, среди студентов (будущих бакалавров туризма, сервиса и гостиничного дела) 1–4 курсов дневного и заочного отделения.

Методы исследования: теоретические (анализ философской и психолого-педагогической литературы, изучение трудов по педагогике туризма, нормативных документов и нормативно-правовых актов); диагностические (тестирование, анкетирование, беседа, опрос, ранжирование, самооценка и экспертная оценка); прогностические (моделирование и проектирование педагогических объектов); обсервационные (прямое, косвенное наблюдение).

Невысокий уровень творческого потенциала личности выпускников вузов, отсутствие эффективных стимулов и социальных механизмов развития творческого начала в человеке сдерживают внедрение новых идей, нанося ущерб обществу и осложняя процесс личностного роста и, как следствие этого,  профессиональной адаптации молодых специалистов. По мнению Ф. Е. Зеера, творческий потенциал – это интегративный показатель профессиональных возможностей специалиста, который в настоящее время является одним из востребованных профессионально важных качеств личности [3, с. 134].

Особенно актуальна эта проблема для профессионального туристского образования, т.к. этот вид профессионального образования существует в России сравнительно недавно: лишь в начале 90-ых гг. появились вузы, занимающиеся подготовкой кадров для туристской индустрии.

В сфере туризма существует три основных направления деятельности. Это: 1) туроператорская и турагентская деятельность, т.е. планирование и разработка туров; 2) гостиничная деятельность и 3) анимационная деятельность. Следует пояснить также, что для туризма характерен «горизонтальный» тип развития карьеры, особенно на начальном ее этапе. Это значит, что для достижения профессионального роста и лучшей социальной адаптации специалист сферы туризма и сервиса должен владеть несколькими профессиями, находящимися на одной социальной ступени. В настоящее время существуют лишь примерные должностные и производственные инструкции для работников сферы туризма. В них включены разделы, определяющие функции, должностные обязанности, права, взаимоотношения и ответственность сторон, заключающих трудовой договор [9].

Однако за рубежом, в традиционно «туристических» странах, разработаны профессиограммы, определяющие необходимые личностные качества специалиста по туризму. В США, например, составлены профессионально-квалификационные требования, предъявляемые к работникам сферы гостеприимства: работникам гостиниц и курортов; проектировщикам туров и маршрутов; работникам служб туристской анимации; к служащим экскурсионных фирм.  В обобщенном виде эти требования выглядят так:

  • личностные: позитивный настрой, высокий энергетический потенциал, инициативность, уверенность, гибкость, исключительные способности общения с людьми, артистизм, выносливость, юмор, энтузиазм и оптимизм, любознательность, стремление к новому, артистизм, терпеливость, любезность;
  • профессиональные: навыки ведения переговоров в области маркетинга и продаж, наблюдательность, умение руководить людьми, способность решать проблемы, знание психологии людей, наличие профессиональных навыков моделирования ситуаций, умение самостоятельно находить нужную информацию [4].

Специфика «творческости» будущих работников туризму определяет  компоненты их творческого потенциала. Проведенное нами исследование показало, что важнейшими компонентами являются: гибкость, наличие мотивации в работе с людьми, изобретательность, универсальность (позволяет успешно осуществлять разнообразную деятельность в индустрии гостеприимства и туризма), командный дух, толерантность (умение понимать и принимать различия); способность общаться. Для развития творческого потенциала бакалавров туризма, сервиса и гостиничного дела, по нашему мнению, необходимо применять соответствующие учебные технологии.

Поскольку смыслом и целью современного образования становится не только приобретение профессиональных знаний, но и развитие творческих возможностей личности, ее творческого потенциала, то востребованным становится умение будущих специалистов проектировать свое жизненное и профессиональное пространство. Это умение проектирования К. А. Абульханова-Славская называет «жизненной стратегией личности» [1].  Проектирование – это способ упорядочивания, нормирования какой-либо преобразовательной деятельности, например, профессиональной, на основе поисковой активности. Этот научный подход основан на проникновении в законы и нормы преобразования практики с позиции «умного делания», изменяющего действительность. Проектирование предполагает создание целостного представления о профессиональной деятельности, ее этапах, средствах деятельности, поведении субъектов деятельности.

Основная концептуальная идея проективного подхода: овладение деятельностью происходит непосредственно в процессе ее осуществления, а обучение идет через действие и в действии. Сама эта проектная деятельность становится учебным материалом, подлежащим рефлексии и осмыслению [2].

Обучение через проекты на основе деятельностного подхода отнюдь не принижает роли и места знаний в образовательном процессе, а лишь изменяет их функцию: из основной цели образования знания становятся средством становления профессионала. Студент, во-первых, осознает, что он знает, а во-вторых, понимает, что и как ему надлежит с этим знанием делать [2; с. 108].

Проект – это форма организации совместной активности, основанная на поэтапной проектной деятельности для достижения «потребного будущего» [8]. Совместная активность в рамках проекта неизбежно требует, во-первых, использования сложных видов коммуникации (а это сопряжено с проявлением толерантности, самодисциплины, ответственности, коммуникативной компетентности); во-вторых, самоопределения в профессиональном поле по поводу профессиональной роли, а это потребует от участника проекта  критического мышления, самостоятельности, самооценки, освоения техник  самофутурирования и приемов укрепления саногенного мышления; в-третьих, склоняет к поисковой активности, а значит, у студента развивается логическое мышление, творческое воображение, воля, упорство.

Таким образом, можно говорить о профессионально-развивающем характере проектного обучения, так как в проекте ставятся  творческие профессиональные задачи, а они требуют применения исследовательских, поисковых методов, нахождения способов разрешения проблемы и доказательства их правильности. Современные исследователи считают метод проектов технологией и успешно доказывают это [2].

Различные виды проектирования ориентированы на создание и преоб­разование разных объектов и предметов.

По мнению ученых, процессуальный аспект технологии учебного проектирования  за­ключается в том, что освоение знаний (содержания обучения) студентами осуществляется в процессе выполнения проекта, включени­ем учащихся в процессы проектирования, реализации и рефлексии. Учеб­ный проект модеративного (т.е. управляемого) типа – это самостоятельная, творческая, завершенная работа учащегося, соответствующая его возрастным возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность. Результатом работы обучаемого над модеративным (управляемым) проектом является новый продукт; конкретный опыт или знание, при­обретенные самостоятельно; новый уровень переживаний и навыки сотрудничества в группе  [7, с. 25].

Результатом работы обучаемого над проектом является новый продукт, конкретный опыт или знание, при­обретенные самостоятельно.

Основополагающими  принципами  проектной деятельности являются:

 - принцип проблемности – направлен на активизацию познавательной деятельности студентов, способствует формированию мотивации учения, развитию творческого отношения к деятельности;

 - принцип паритетности – направлен на создание положительного психологического климата в отношениях между педагогом и студентом;

 - принцип деятельности – реализуется в содержании и в организационных формах и методах обучения, связывающих теорию с решением практических жизненных задач;

 - принцип разносторонности методического консультирования – отражает ориентацию на усиление воспитания, в том числе профессиональных качеств личности будущего специалиста,  в процессе обучения.

Важным требованием успешности проектной деятельности, кроме значимой в личностном плане проблемы, мы считаем материальность, конкретность результатов проектной деятельности, наличие (как результата любой творческой деятельности) продукта этой деятельности.

Таким образом, проекты – уникальная в своем роде и четко определенная деятельность, направленная на получение конкретных результатов в многофункциональном окружении, в течение установленного срока и в рамках выделенных ресурсов, с привлечением группы людей, обладающих разносторонними навыками и знаниями, а также работающих под специальным руководством.

Однако творческая и эмоционально-оценочная деятельность должны  осуществляться на определенном содержательном материале знаний и умений. Технология учебного проектирования предоставляет студенту, с одной стороны, возможность глубже узнать содержание специальных учебных предметов (например, экскурсоведения), с другой – применять и корректировать полученные знания в реальной работе. Опыт учебного проектирования дает студенту возможность реализовать имеющийся творческий потенциал в творческой деятельности, а только в процессе творческой деятельности могут происходить значительные положительные преобразования личности, в том числе развитие ее творческого потенциала.

Однако в профессиональном туристском образовании необходимо использовать прежде всего те проекты, которые развивают творческий потенциал, профессионально востребованные качества личности будущего специалиста: коммуникабельность, толерантность, творческую направленность деятельности в организации досуга людей и создании наилучших условий для исполнения ожиданий от отдыха;  инициативность, умение сопереживать, а также то, что американские профессиограммы обозначают как «искреннее желание услужить». Как показывает практика, участие в любом виде учебного проектирования может стать для студента одновременно и так называемым проектом личностного становления [2; с. 67].

Для профессионального образования речь в данном случае идет об акмеологическом  проектировании, или о самопроектировании профессионального (а значит, и жизненного) пути личности. Этот вид проектирования базируется на идеях акмеологии как науки о достижении профессионально-жизненных вершин (акме) и выходе на этом пути из кризисов, связанных с преодолением катаболе (ям, низин, пропасти, провалов), о выработке «акмического» поведения (жизнестойкость, крепость здоровья телесного и душевного,  общественно-значимые в социокультурном отношении деяния).

Смысл и содержание реализации акмеологического проекта в том, что человек, осознавая свои жизненные пробле­мы, стремится достигнуть желаемых целей через гармонизацию состояния «как есть» с проект­ным «как должно быть». Задача преподавателя при обучении проектной деятельности и состоит в том, чтобы, помимо профессиональных знаний и навыков, происходило личностное становление будущего профессионала. При осуществлении правильно организованной проектной деятельности это представляется неизбежным, т.к. обучение происходит в процессе творческой деятельности, при наличии высокой мотивации, при актуализации творческих способностей личности и развитии творческого потенциала каждого.  На наш взгляд, развивающий потенциал всех проектов заключен в том, что основной единицей, ядром учебного проекта является  профессионально-развивающая ситуация, которая содержит в себе полный цикл развития проектного мышления будущего специалиста: от постановки проблемы, порождения познавательной мотивации до нахождения способов разрешения проблемы, осуществления рефлексии и нахождения способов и доказательств правильности этого решения.

Профессионально-развивающая ситуация – это особый развивающий педагогический механизм, который ставит студента в новые условия, изменяющие привычный ход его жизнедеятельности, востребует от него новой модели поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление, переоценка сложившейся ситуации. Специфика развивающего эффекта состоит в наделении смыслами предложенной или сотворенной самим студентом профессиональной или социальной ситуации, то есть происходит заметный рост профессионального сознания и самосознания.

Таким образом, профессионально-развивающая ситуация нами рассматривается как усвоение опыта профессиональной деятельности (или его фрагмента) и придание этому профессиональному содержанию образования личностного смысла, построение собственного оценочного суждения, выработка индивидуального стиля будущей трудовой деятельности, а также  как овладение способом самовыражения через эту деятельность.

Весьма эффективно в профессиональном образовании бакалавров туризма применение интерактивного обучения. Оно одновременно решает три задачи: учебно-познавательную, коммуникативно-развивающую и социально-ориентированную, способствуя тем самым формированию коммуникативной толерантности будущих специалистов. При этом весьма эффективно реализация принципов и методов интерактивного обучения обеспечивается в инновационной форме обучения – модерации.  В широком смысле модерация  – это управление любыми дискуссиями, обсуждениями и спорами. По мнению исследователей, метод модерации – один из метаметодов, элементы которого можно использовать в разных формах и методах организации учеб­ной деятельности.

Модерация как форма обучения позволяет реализовать обучение сразу на трех уровнях: 1) предметном (содержательном); 2) на уровне переживания (опыт, чувства, желания); 3) на уровне взаимодействия (коммуникация и сотрудничество в группе). Модерация способствует активизации учебной деятельности и обмену имеющимся опытом, формированию нового профессионального мышления, побуждению к изучению и использованию инновационных технологий обслуживания в сфере туризма, творческому подходу к будущей профессиональной деятельности, критическому осмыслению собственной практической деятельности в сфере профессионального гостеприимства

Из приемов модерации (в числе прочих) нами применяется ра­бота в микро- и малых группах. Эта форма работы предоставляет всем участникам возмож­ность действовать, практиковать навыки сотрудничества, межлич­ностного общения (в частности, владение приемами активного слушания, выработки общего решения, разрешения возникаю­щих разногласий). Групповая работа используется, когда нужно решить проблему, с которой трудно справиться индивидуально, когда у участников есть знания, опыт, ресурсы для взаимного обмена, когда одним из ожидаемых учебных результатов является приобретение навыка работы в команде. Для успешной групповой работы выработаны общие правила. Большое внимание на этом этапе уделяется содержанию деятельности преподавателя, который выступает в данном случае как модератор. Деятельность преподавателя в качестве модератора включает в себя:

  1. Тщательное планирование содержания предстоящей работы. Создание неформальной рабочей обстановки, завоевание доверия группы, сочетание формальных и неформальных подхо­дов.
  2. Введение правил и рабочих техник, представление методик, фиксирование, обозначение шагов, сделанных и предстоящих.
  3. Мобилизацию знаний, креативности и интеракции участников.
  4. Руководство групповыми и рабочими процессами: смена форм работы, осуществление рефлексии, организация коммуникатив­ной деятельности в микро- и макрогруппе, обеспечивающей включение каждого участника в поиск и выбор решения.
  5. Помощь груп­пе на пути к самостоятельной работе: умение сформулировать и задать вопрос, руководство дискуссией, высказываний, мнений.
  6. Помощь в преодолении затруднений.
  7. Содействие принятию личной ответственности каждого за найденные решения и воплощение их в жизнь.

Модератор – это более опытный партнер взрослых в их совме­стном обучении, который предлагает свои знания и опыт в орга­низации процесса групповой учебной деятельности. Когда речь идет о передаче содержания какого-либо материа­ла, модератор выступает в роли референта; для поддержки и сти­мулирования образовательной активности участников модератор выполняет функции фасилитатора; если же необходимо изменить отношения, возникающие между участниками группы, то моде­ратор выступает в роли консультанта, тренера; а для упорядоче­ния и управления процессами проектирования модера­тор берет на себя обязанность руководителя группы.

Применение технологии учебного проектирования, а также интерактивное обучение на основе модерации в современном туристском образовании мы считаем наиболее продуктивными технологиями, способствующими успешному профессиональному и личностному становлению выпускников туристских вузов.

При выполнении содержательных задач моде­раторы опираются на личный опыт и знания, высказывают соб­ственные идеи [7, с.143].


Библиографическая ссылка

Войтенко М.В. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ТУРИСТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24305 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674