Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СУБЪЕКТНОСТЬ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА.

Ольховая Т.А. 1 Гаврилова Н.А. 2
1 Оренбургский государственный университет
2 Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ
В статье обоснована необходимость становления гражданской позиции современной российской молодежи, рассмотрены различные подходы к исследованию понятия «гражданская позиция», определены уровни и критерии ее проявления. В работе определена взаимосвязь проявления гражданской позиции с проявлением субъектности личности, даны сущностные характеристики феномена субъектности. Наличие гражданского опыта как субъектного определяет степень участия молодежи в политической жизни, стремление и способность взаимодействовать с другими людьми с целью улучшения собственной жизни и общества, способность к анализу собственных возможностей в вопросах решения личных, общественных и государственных проблем, что указывает на субъектность как основу становления гражданской позиции студентов университета. Принцип суъектности в отношении гражданской позиции рассматривается в контексте становления собственного «Я» студентов. Показана возможность эффективного развития позитивного, дифференцированного «собственного Я» в субъектно-ориентированных ситуациях, вызывающих востребованность творческих сил студентов и побуждающих потребность в самосозидании и самоактуализации.
принцип субъектности
субъектно-ориентированные ситуации
субъектный опыт
субъектность
гражданская позиция
1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2001.
2. Волобоева Н.Н. Особенности программы развития активной гражданской позиции подростков / Н.С. Волобоева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – Т. 15, № 34. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru (дата обращения – 12.09.2015).
3. Данилюк А.Я. Основные направления воспитательной работы в современном вузе [Электронный ресурс] / А.Я. Данилюк. – Режим доступа: www.gup.ru/events/news/conference/daniluk.doc. (дата обращения – 2.09.2015).
4. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. – Оренбург, 1996. – 187 с.
5. Кобелева Т.Н. Формирование гражданской позиции учащихся старших классов средствами социального проектирования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Самара, 2006.
6. Маслов К. И. Образовательная среда вуза как фактор развития гражданской позиции студента: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Краснодар, 2008. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com (дата обращения – 23.09.2015).
7. Ольховая Т.А. Становление субъектности студента университета: монография / Т.А. Ольховая. – Оренбург, 2006. – 173 с.
8. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности / А.К. Осницкий // Проблемы психологии. – 1996. – № 1. – С. 5-19.
9. Сморгова Е.И. Гражданская позиция личности как социальный феномен / Е.И. Сморгова // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2011. – № 1. – С.128-131.
10. Щепочкин Н.С. Активная гражданская позиция молодежи как
фактор становления ее субъективности / Н.С. Щепочкин // Власть и управление на востоке России. – 2011. – № 3. – С. 213–220.

Современные тенденции развития общества, процессы его демократизации и либерализации поставили необходимость решения задач гражданского воспитания современной молодежи. Нестабильность обстановки, противоречивость общественной жизни, гражданско-нравственная и ценностная дезорганизация юношества, потеря им четких жизненных устремлений и смыслов заставляют искать эффективные пути исправления сложившейся ситуации. На фоне растущего влияния России в мире, событий, которые показывают, что наша страна претендует на роль государства, способного решать глобальные проблемы и готового занять достойное место в мировом сообществе, демонстрируя четкую субъектную позицию в защите собственных интересов, проявляется некое несоответствие между внешнеполитическими успехами и противоречивостью внутренней жизни. Эти обстоятельства становятся ключевой причиной актуальности развития проблемы гражданственности и субъектной позиции населения.

Мы считаем, что воспитание гражданина является основополагающим фактором процветания страны, так как невозможно модернизировать экономику, политику, общество, оставляя без внимания социокультурную модернизацию, в центре которой находится человек, его качество и состояние внутренней жизни. Как отмечает А.Я. Данилюк: «Социокультурная модернизация обусловлена существенным повышением роли человеческого фактора в разнообразных процессах общественного развития. Современная экономика требует человека социально-активного, ответственного, креативного, успешного, мобильного, включенного во множество социальных связей и обладающего внутренней духовной глубиной, нравственной устойчивостью, культурной основательностью, мотивированного на качественный труд, творчество, непрерывное духовное, профессиональное, социальное и культурное развитие. Главное богатство России – ее граждане» [3].

Сегодня мы имеем возможность быть полноправными субъектами государственной политики и правовых отношений, активными участниками формирования основ государственной власти, осуществления принятия государственных решений и контроля за их исполнением. Показателен в этом отношении пример работы «Общероссийского народного фронта», члены которого ведут активную работу по выявлению случаев коррупции, недобросовестных организаторов тендеров госзакупок и неэффективного использования бюджетных средств в регионах, фиктивных отчетов о выполнениях строительных работ (где строительство и не начиналось) и открытых обсуждений «неудобных» вопросов с руководителями государства. Проблемы, с которыми сталкиваются активисты Народного фронта, мешают успешному развитию страны, поэтому каждый россиянин, проявляя активную гражданскую позицию, способствует достижению соответствия внешних проявлений силы и уверенности России на международной арене и внутренней стабильности и процветания нашей страны.

Как показывает историческое развитие, именно юридически грамотное поведение и позитивная инициатива каждого гражданина являются необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. Поэтому для российского общества все большую значимость приобретает наличие гражданской активности каждого человека. Предъявляемые требования к результатам освоения основных образовательных программ на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования констатируют необходимость становления студентов не только как будущих профессионалов, обладающих набором профессиональных компетенций, но и как субъектов общества, владеющих гражданской культурой, в которой интегрируются общечеловеческие и личные, политические и правовые, нравственные и эстетические ценности. Выпускники современных вузов как представители лучшей части современной молодежи должны отвечать современным требованиям, связанным с изменениями взаимоотношений личности, государства и общества. Современная ситуация ставит молодое поколение граждан в условия, когда необходимо уметь объединяться с себе подобными для участия в жизни государства, влиять на принятие общественно-значимых решений, контролировать деятельность органов государственной власти, проявлять активность и инициативу. Поэтому, как отмечалось выше, нельзя представить полноценного члена гражданского общества без проявления такого качества, как активная гражданская позиция.

В научной литературе имеется ценный опыт по изучению понятия «гражданская позиция». Изучаемое явление рассматривается как характеристика личности (Т.М. Абрамян, Г.И. Аксенова, П.А. Баранов, Т.С. Воропаева); личностное образование (О.И. Прокопец, И.Л. Судакова, Л.Л. Хоружая); совокупность гражданских, правовых и нравственных качеств (С.С. Алексеев, К.Ю. Бачков, В.М. Кукушин, Г.Н. Филонов); интегративное качество личности (Г.Я. Гревцева, Н.П. Капустин, Д.В. Кириллов, Э.П. Стрельникова); рефлексивное отношение субъекта (И.И. Элиасберг); критерии сформированности личности (Л.М. Архангельский, Л.А. Беляева, Э.Ф. Зеер, И.С. Кон и др.). К.И. Маслов определяет гражданскую позицию как «осознанно избираемую субъектом жизненную позицию, основанную на гражданских ценностных ориентациях, подкрепленных мотивацией гражданского долга и ответственности, и реализуемую в рамках гражданского поведения» [6]. Н.Н. Волобоева отмечает, что понятие гражданской позиции базируется на стыке двух понятий, гражданственности и социальной активности, и определяется как совокупность познавательной, мотивационно-нравственной и поведенческой сфер личности, сформированной под влиянием внешних воздействий, собственных усилий и специально сконструированных социально-педагогических условий [2]. Н.С. Щепочкин рассматривает гражданскую позицию как совокупность внутренних общечеловеческих ценностей личности, приобретенных ею в процессе социализации и помогающих ей самостоятельно принимать решения по выполнению функциональных задач в профессиональной деятельности, гражданского долга, активно участвовать в общественно-политической жизни, позволяет прогнозировать возможные последствия своих социальных действий, нести личную и социальную ответственность за принятые решения. Основными ценностными ориентирами при этом выступают гражданственность и патриотизм [10]. Гражданская позиция, являясь сложным содержательным явлением, выражается в совокупности отношений к социальной действительности, с помощью которых личность определяет свое положение гражданина в обществе, в осознании и оценке личностью своего положения в государстве и обществе, своих прав и обязанностей как гражданина, социальных последствий своего поведения, в реализации социально-значимой деятельности своего осознанного положения гражданина [5]. Если трактовать «позицию» как точку зрения, отношение к чему-либо, действия, поведение, обусловленные этим отношением и оценкой, то гражданскую позицию следует понимать как выражение гражданских качеств личности, ее способность идентифицировать себя как полноценного суверенного субъекта социальных отношений, способного определить свое место в демократическом обществе, свои жизненные цели и установки. Хочется обратить внимание на связь гражданской позиции с ценностными установками личности.

Е.И. Сморгова выделяет различные проявления гражданской позиции: пассивная (пассивно-равнодушная и пассивно-оценивающая), потребительская, протестная, созидательная [9]. Поэтому важным критерием проявления гражданской позиции, которое востребовано современным обществом, можно считать стремление личности к свободному выстраиванию собственной траектории развития, способность к самоопределению, желание воспользоваться правом выбора, понимание, осмысление и воплощение в процессе жизнедеятельности норм, идеалов, ценностей, которые значимы для прогрессивного развития страны. Таким образом, способность и желание субъекта активно и ответственно взаимодействовать с обществом, обязательное соблюдение правовых норм, соотнесение индивидуальных и общественных интересов и целей можно считать проявлениями гражданской позиции. На основании вышеизложенного, мы делаем вывод, что гражданская позиция связана с проявлением субъектности личности, поскольку понятие «субъектность» объясняет «равноположенность» категорий личности, государства и общества в современном политологическом и государственно-правовом дискурсе, и выступает категорией, описывающей качество и свойство личности, способное инициировать и поддерживать процессы, направленные на развитие социальной системы [7]. Поэтому для более глубокого понимания проблемы развития гражданской позиции необходимо подробнее остановиться на осмыслении феномена субъектности.

В понимании субъектности мы основываемся на том, что:

¾ субъектность – это высший уровень активности, целостности, автономности человека (А.В. Брушлинский);

¾ субъектность отражается в способности человека производить взаимообусловленные изменения во внешнем мире и в себе самом. Термином субъектность подчеркивается активно-преобразующая сущность человека как субъекта жизни; субъектность человека означает, что он не отделим от мира, включен в него, но в то же время сознательно противостоит обращению с собой как с бездушной вещью, объектом манипуляций;

¾ субъектность как одна из характеристик личности выражает отношение человека к себе как деятелю, преобразователю, творцу не только своей жизни, но и развития общества в целом. В субъектности делается акцент на преобразующей функции личности, прежде всего, это связано с признанием своей активности, сознательности, свободы выбора и ответственности за него;

¾ субъектность в педагогическом смысле представляет собой целостную аксиологичекую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения.

Нам близка позиция А.Г. Асмолова, который указывает на субъектность как на одну из системных характеристик деятельности, а высшей формой субъектности считает личностный смысл, придаваемый событиям и действиям [1]. Таким образом, мы вновь обращаем внимание на аксиологический аспект, который является источником и механизмом личностного и гражданского становления человека. Ценностные ориентации – «ось сознания» (В.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов), основа становления субъектности, важнейший компонент ее структуры. В них обобщается весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии, это ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы, чувства человека, и с точки зрения которой решаются жизненные вопросы личности [7]. Ценностные ориентации, по мнению А.В. Кирьяковой, вобрали в себя разные уровни и формы взаимодействия общественного и индивидуального в личности, определенные формы взаимодействия внутреннего и внешнего для личности, специфические формы осознания личностью окружающего мира, своего прошлого, настоящего и будущего, а также сущности своего собственного «Я» [4].

Тем не менее субъектность нельзя понимать исключительно как внутреннюю характеристику личности. Человек не может быть единственным источником развития своей субъектности. Поэтому важным представляется изучение отношения личности к другим людям, социальным и государственным институтам, проявления ее активности в разных сферах, в том числе и в демонстрации собственной гражданской позиции. Здесь следует обратить внимание на уровень проявления активности как социально значимого личностного качества, которое формируется под воздействием определенных условий и не может обнаружиться вне опыта человека. Категория активность делает акцент на способности субъекта выходить за пределы заданных условий жизнедеятельности, проявлять инициативу, творчество, осуществлять поиск смыслов и ценностей, преодолевать трудности, преобразовывать объективную реальность и себя [7]. Субъектная активность – это активность, которую человек развивает как автор своих усилий (А.К. Осницкий). Мы считаем уместным обратить внимание на влияние наличия субъектного опыта в проявлении активности человека. Субъектный опыт – опыт пережитого и переживаемого поведения – по мнению А.К. Осницкого, способствует саморазвитию личности, а сочетание его компонентов может считаться условием для формирования субъектности. Такими компонентами субъектного опыта, согласно А.К. Осницкому, являются:

¾ ценностный опыт, связанный с формированием интересов, нравственных норм и предпочтений;

¾ опыт рефлексии, то есть накопленные знания о себе, своих возможностях;

¾ опыт привычной активизации, который ориентирует человека в собственных возможностях;

¾ операциональный опыт, который включает различные знания и умения, способствующий объединению конкретных средств преобразования ситуации и своих возможностей;

¾ опыт сотрудничества, который складывается при взаимодействии с другими и способствует объединению усилий и совместному решению задач [8].

Мы уже указывали на взаимосвязь субъектности личности и ее гражданской позиции. В нашем исследовании мы рассматриваем субъектность как основу гражданской позиции. Мы считаем, что чем выше уровень субъектности, тем больше уровень инициативы, мотивации активности, и как результат – большая включенность в процессы, происходящие в обществе. От наличия гражданского опыта как субъектного зависит степень участия молодежи в политической жизни, стремление и способность взаимодействовать с другими людьми с целью улучшения собственной жизни и общества, способность к анализу собственных возможностей в вопросах решения личных, общественных и государственных проблем.

Агентами развития субъектности и соответственно гражданской позиции являются семья, институты образования, окружающая реальность, средства массовой информации, сама личность. Важную роль в обозначенных процессах играет образование.

Мы опираемся на исследования В.А. Перовского, который определяет субъектность как базисное основание новой парадигмы образования и приводит следующие характеристики субъект-развивающего образования: культивирование уникального опыта человека, признание ценности обоюдного опыта, ставка на универсальность опыта. Возрастание субъектных свойств студентов рассматривается как сущностная характеристика современной педагогической деятельности (Е.В. Бондаревская).

Следуя позиции Н.М. Борытко, мы определяем, что субъектность – это утверждение самости. Трактовка образования как процесса восхождения к субъектности предполагает обращение к категории самоопределение. В результате самоопределения человек выстраивает свое субъектное пространство [7]. В процессе реализации принципа субъектности происходит самостоятельное осмысление собственного внутреннего плана человека, который обеспечивает его способность к самораскрытию и подразумевает отношение к себе как к ценности, творческий характер жизнедеятельности, потребность к позитивной свободе, способность к свободному волеизъявлению, возможность самопроектирования будущего, внутреннюю ответственность перед собой и другими. Принцип субъектности в отношении гражданской позиции мы рассматриваем в контексте становления собственного «Я», которое проявляется в осознании человеком самого себя, своего Я, способности личности открыть себя реального, стремлении к личностному росту. Собственное «Я» – это постоянное стремление развиваться в направлении увеличивающейся сложности, самодостаточности, зрелости, компетентности, доверие к самому себе, знание своего внутреннего опыта и открытость новому опыту.

Развитие личности студента в образовательном процессе университета идет через постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное изменение его субъектного опыта и связанных с ним личностных смыслов – от житейских до ценностных. Задача преподавателя заключается в том, чтобы актуализировать субъектный опыт каждого студента и создать условия для согласования его с общественным опытом. Студент в этой ситуации перестраивает прежние представления, генерирует новые знания, выходя за рамки прежнего субъектного опыта, и тем самым расширяет границы самоизменений. Процесс развития субъектности нуждается в создании системы условий, которые обеспечивают переход потенциальных возможностей личности в актуальные стратегии саморазвития. Применительно к нашему исследованию такими условиями должны стать ситуации взаимодействия человека с жизненными обстоятельствами, которые рассматриваются в качестве механизмов становления субъектности студентов университета, ситуации, при которых создавались бы предпосылки для возникновения изменений в становлении собственного «Я». Развитие позитивного, дифференцированного собственного «Я» будет более эффективным, если создана ситуация востребованности творческих сил студента, пробуждающая потребность в самосозидании, самоактуализации [7]. Иными словами, речь идет о создании субъектно-ориентированных ситуаций.

Субъектно-ориентированные ситуации – это специально-конструируемые педагогические ситуации (фрагменты учебного процесса), актуализирующие проявление субъектных качеств, востребующие субъектный опыт, содержащие высокий потенциал проявления субъектности обучающихся [7].

Для субъектно-ориентированных ситуаций характерны естественность возникновения, добровольное участие в них, наличие педагогических условий, способствующих проявлению субъектной деятельности. Предлагая различные виды работ, заданий, смоделированных ситуаций, преподаватель способствует развитию субъектности студентов. Субъектно-ориентированные ситуации включаются в процесс подготовки студентов и становятся той частью педагогической действительности, которая ориентирована на развитие субъектности как личностного образования. Следует обратить внимание на некоторые особенности субъектно-ориентированных ситуаций: ситуации содержат в себе различные пути разрешения и задают индивидуальные направления личностного роста студентов, допускают различную степень участия и способствуют невмешательству во внутренний мир личности, подразумевают получение студентами субъектного опыта и опыта саморегуляции, направлены на активизацию ценностной ориентации и самоорганизации студентов. Мы определяем следующие виды субъектно-ориентированных ситуаций: проблемно-ориентированные, рефлексивно-ориентированные, креативно-ориентированные, коммуникативно-ориентированные, свободного выбора, самоорганизации. Процесс развития субъектности студентов путем реализации субъектно-ориентированных ситуаций учитывает их проблемный, проективный, эвристичный, рефлексивный характер.

Внедрение в образовательный процесс вышеуказанных ситуаций отвечает принципу субъектности в развитии гражданской позиции студентов и способствует проявлению таких сущностных характеристик субъектности, как инициативность, самостоятельность, целенаправленность, ответственность в выборе, принятии и реализации решений, креативность, конструктивность, способность и готовность к сотрудничеству.

Таким образом, проблема реализации принципа субъектности и повышение ее уровня у современных студентов должны быть в центре внимания организаторов образовательного процесса, так как наличие у молодежи гражданской позиции, высоких моральных и нравственных идеалов, ценностей будет малоэффективным, если само молодое поколение недостаточно стремится проявить инициативу и внести свой посильный вклад в развитие общества.


Библиографическая ссылка

Ольховая Т.А., Гаврилова Н.А. СУБЪЕКТНОСТЬ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА. // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24437 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674