Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОВЛАДЕНИЕ МЕТОДОЛОГИЕЙ И МЕТОДАМИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ

Цквитария Т.А. 1
1 ГБОУ ВПО Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России
В статье рассматривается в качестве основного компонента подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре необходимость овладения аспирантами методологией и методами научного исследования. Это обеспечивает осуществление научно-исследовательской деятельности, выполнение научно-квалификационной работы, соответствующей критериям, установленным для диссертации на соискание ученой степени кандидата наук на должном уровне. В статье высвечиваются общие проблемы субъективного и объективного характера, которые приводят к снижению качества диссертационных исследований. Автор предлагает в качестве одного из путей решения обозначенных проблем через активизацию методологической подготовки аспирантов формировать исследовательскую компетенцию, под которой понимается способность и готовность овладевать методологией и методами научного исследования, приобретать опыт исследовательской деятельности в едином научно-образовательном пространстве. Анализируются федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по нескольким направлениям подготовки кадров высшей квалификации в части требований к результатам освоения программы аспирантуры. Презентована программа дисциплины «Методология научного исследования», направленная на формирование у обучающихся универсальных и общепрофессиональных компетенций, методологическую подготовку аспирантов к ведению научно-исследовательской деятельности, формированию методологической и научной культуры аспирантов.
аспирантура
методология
методы научного исследования
научные кадры
методология научного исследования
методологический семинар
1. Большой энциклопедический словарь / ред. А.М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2000. – 1456 с.
2. Кармазинский А.Н. Аспирантура: проблемы и пути их решения // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7614 (дата обращения: 07.04.2016).
3. Краевский В.В. Место методологии в подготовке научно-педагогических кадров // Вестник ЧГПУ. - 2009. - № 4. - С. 56-64.
4. Николаева А.Д. Подготовка нового поколения научно-педагогических кадров // Концепт : научно-методический электронный журнал. – 2015. – Т. 26. – С. 126–130. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95310.htm.
5. Новиков А., Новиков Д. Методология. - М. : Красанд, 2014. – 632 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 32.06.01 Медико-профилактическое дело (уровень подготовки кадров высшей квалификации) : утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 сентября 2014 г. N 1199. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/59/20110322131920.pdf (дата обращения: 18.02.2016).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 30.06.01 Фундаментальная медицина (уровень подготовки кадров высшей квалификации) : утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 871. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvoaspism/300601.pdf (дата обращения: 18.02.2016).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации) : утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 902. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvoaspism/440601.pdf (дата обращения: 18.02.2016).
9. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 06.04.2015). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173649/ (дата обращения: 16.04.15).
10. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний // Вестник практической психологии образования. - 2011. - № 3. - С. 57–69.

В современную эпоху перехода общества на новый уровень развития в условиях смены ценностей, целей, становления информационного общества наука выступает движущей силой поиска выхода из объективно создавшегося кризиса и путей развития общества. Формой существования и развития науки всегда были и остаются научные исследования. Научный поиск имеет организованный и целенаправленный характер, соответственно процесс научного познания отличается особой систематичностью и последовательностью. Исходя из этого, возникает логичное убеждение, что проведение научного исследования, как одного из видов познавательной деятельности человека, невозможно без понимания методологии и умения применять различные методы научного познания.

Большой энциклопедический словарь дает следующее определение понятия «методология» (от греч. μεθοδολογία — учение о способах; от др.-греч. μέθοδος из μέθ- + οδος, букв. «путь вслед за чем-либо» и др.-греч. λόγος — мысль, причина) – это учение о системе понятий и их отношений, — система базисных принципов, методов, методик, способов и средств их реализации в организации и построении научно-практической деятельности людей [1]. Знания по методологии науки позволяют эффективно осуществлять поиск нового знания, обоснованно выбирать методы при исследовании новой научной проблемы, проведении диссертационного исследования. Д.И. Фельдштейн подчеркивает, что методология как тип проективно-конструктивного построения исследования, как своего рода практика интеллектуальной деятельности, предполагающая определенные общие требования к способу, структуре и характеру организации научной работы, регулирующая процесс познания на основе выполнения ряда обязательных научных принципов: подтверждаемости, системности и других, — определяет рост научного потенциала и конкретных знаний, в которых все более четко выстраиваются собственные концепции и конструкции, демонстрируя переход от «методологии науки к методологии деятельности», к появлению своего рода «технологии мыслительной деятельности» [10].

Сегодня аспирантура как четвертый уровень профессионального образования: высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации [9], переживает период интенсивных перемен, обусловленных созданием единого научно-образовательного пространства, адаптацией к глобальному рынку интеллектуального труда в соответствии с запросами общества, основанного на знаниях.

Опыт работы методологов-практиков показывает снижение качества диссертационных исследований и подготовки аспирантов. Анализ работ исследователей позволяет выделить общие проблемы, которые, по мнению ученых, приводят к снижению качества диссертационного исследования: недостатки постановки исследовательской проблемы, формулировки методологического аппарата исследования; недостаточное владение методами исследования; характерные ошибки, которые повторяются, тиражируются и превращаются уже в укоренившуюся традицию. Корень этих ошибок — в недостаточном исследовательском опыте и несформированной методологической культуре начинающих исследователей. Среди объективных причин слабого выполнения диссертационных исследований можно назвать отсутствие у значительного числа соискателей ученой степени навыков научной деятельности, что фиксируется как в постановке, так и в способах решения ими заявленных проблем. В качестве субъективных причин формулируется предположение о слабой подготовленности диссертантов [2; 3; 5; 10].

Одним из путей решения обозначенных проблем может являться формирование исследовательской компетенции через активизацию методологической подготовки аспирантов, под которой понимается способность и готовность овладевать методологией и методами научного исследования, приобретать опыт исследовательской деятельности в едином научно-образовательном пространстве. Исследовательская компетенция как прообраз научной деятельности основывается на управлении исследованием, которое связывает в единый механизм научную работу. Она выступает в качестве средства организации проективной и прогностической деятельности при выполнении научного исследования. В результате освоения методологии науки, основ методологической культуры, методологии деятельности, приобретения исследовательского опыта у аспирантов формируются универсальные и общепрофессиональные компетенции исследователей, появляется возможность эффективно взаимодействовать с другими исследователями, представлять результаты своего исследования в научном сообществе, приобретать новые научные знания. В то же время для начинающих исследователей весьма важно не только хорошо знать основные положения методов исследований, но и иметь представление о методологии научного творчества: об использовании научных методов познания, применении логических законов и правил, приёмов и методов организации научно-исследовательской деятельности.

В соответствии с государственными нормативными документами подготовка научных кадров осуществляется по программам, разработанным в университете отделом подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Образовательные программы подготовки кадров высшей квалификации реализуются в целях создания условий для формирования компетенций, необходимых для осуществления научно-исследовательской, профессиональной деятельности и подготовки к защите диссертации. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки выступают в качестве ориентиров при разработке вышеназванных программ. В Ростовском государственном медицинском университете реализуются образовательные программы подготовки кадров высшей квалификации по пяти направлениям.

Анализ требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по реализуемым направлениям, позволяет сделать вывод о том, что овладение методологией научного исследования выступает центральным компонентом получения образования по программам аспирантуры. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры, независимо от направления: научно-исследовательская деятельность в профессиональной области и преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.

Программы аспирантуры, разработанные в университете, содержат блок «Научно-исследовательская работа», направленный на выполнение научно-исследовательской работы, соответствующей критериям, установленным для научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук. Понимание требований и критериев, предъявляемых к диссертационным работам, умение организовать и реализовать научно-исследовательскую работу, владение методологией и методами научного исследования помогут аспиранту освоить названный блок образовательной программы.

К обязательным дисциплинам вариативной части образовательных программ, наряду с профильными дисциплинами по научной специальности, относится дисциплина «Методология научного исследования», направленная на формирование у обучающихся универсальных и общепрофессиональных компетенций, не зависящих от направления подготовки. Например, представим требования к результатам освоения программы аспирантуры федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации: 30.06.01 Фундаментальная медицина, 32.06.01 Медико-профилактическое дело и 44.06.01 Образование и педагогические науки, которые ориентируют на формирование:

  1. Универсальных компетенций:

- способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1) [6-8];

- способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения (УК-2) [6-8];

- готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3) [6-8].

  1. Общепрофессиональных компетенций:

- способностью и готовностью к организации проведения фундаментальных научных исследований в области биологии и медицины (ОПК-1) [7];

- способностью и готовностью к организации проведения научных исследований в сфере сохранения здоровья населения и улучшения качества жизни человека (ОПК-1) [6];

- владением методологией и методами педагогического исследования (ОПК-1) [8].

В соответствии с требованиями стандарта программа дисциплины «Методология научного исследования» направлена на формирование прописанных компетенций и имеет целью методологическую подготовку аспирантов к ведению научно-исследовательской деятельности, формированию методологической и научной культуры обучающихся. Цель изучения дисциплины конкретизируется в задачах: формирование понятийного аппарата по методологии научно-исследовательской деятельности; формирование практических навыков и умений по проведению научных исследований и оформлению результатов научных исследований; ознакомление с этическими нормами и правилами проведения научного исследования.

В результате изучения дисциплины «Методология научного исследования» аспиранты приобретают умения:

- проектировать этапы проведения научного исследования;

- технологически осуществлять исследование в соответствии с логикой его проведения;

- анализировать и интерпретировать результаты научного исследования;

- использовать методы научного исследования как инструменты теоретического и эмпирического поиска;

- оформить результаты научного исследования.

Соответственно, освоение формируемых компетенций позволяет овладеть:

- методами моделирования и научного прогнозирования;

-исследовательскими методами и методиками;

- методами теоретического исследования;

- способами применения статистических методов и средств в исследовании.

В программу дисциплины «Методология научного исследования» включено рассмотрение на лекциях и изучение на практических занятиях следующих вопросов:

- методология науки;

- индивидуальная и коллективная научная деятельность;

- методологический аппарат исследования;

- научное познание;

- принципы научного познания;

- алгоритм работы над научным исследованием;

- моделирование и научное прогнозирование в исследовании;

- методы теоретического обобщения эмпирической информации;

- критерии оценки качества и результативности научных исследований;

- научное прогнозирование;

- средства, методы и методики научного исследования как инструменты теоретического и эмпирического поиска;

- интерпретация результатов исследования;

- апробация научного исследования;

- логические основы аргументации;

- проблемы качества диссертационных исследований, их соответствие современным научным знаниям и потребностям общества.

Программой предусматривается проведение методологических семинаров с аспирантами, что продиктовано необходимостью формирования общекультурной компетенции: способностью и готовностью к анализу, обобщению и публичному представлению результатов выполненных научных исследований (ОПК-3) [6-8]. Основная цель научно-методологических семинаров с аспирантами - апробация исследовательских проектов, обмен методологическим опытом и расширение научного кругозора, формирование научно-исследовательской компетентности.

Участие в методологических семинарах дает возможность начинающим исследователям поделиться своими наработками, идеями с кем-либо помимо научного руководителя. Объективно, для всестороннего видения исследовательской проблемы, выстраивания адекватной структуры диссертации необходим более широкий круг профессионального общения, который может достигаться с помощью участия в научно-методологических семинарах. Семинары предоставляют аспирантам возможность рассказать коллегам о своей разработке или об уже завершенном исследовании и получить обратную связь: вопросы, комментарии, критику и полезные советы. Выступление на семинарах становится для аспирантов первой презентацией своих работ в публичном пространстве и должно помочь молодым ученым следовать намеченному курсу в проведении исследования. Участие в обсуждении работ коллег развивает навыки критического мышления, экспертного оценивания, формирует мотивацию на долгосрочную научно-исследовательскую деятельность.

Реализация в полном объеме представленной программы дисциплины «Методология научного исследования» позволяет готовить научные кадры к успешному осуществлению научной и научно-исследовательской деятельности через овладение методологией и методами научного исследования. Овладение методологией научного исследования предполагает, в том числе, и знание критериев качества и результативности научных исследований. Во всех программных документах, определяющих модели развития науки, образования и инновационного предпринимательства в Российской Федерации до 2020 г., отмечена необходимость достижения мирового уровня исследований. Международное признание и публикационная активность ученых, научных работников обозначены как основные критерии оценки качества и результативности научных исследований.


Библиографическая ссылка

Цквитария Т.А. ОВЛАДЕНИЕ МЕТОДОЛОГИЕЙ И МЕТОДАМИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24461 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674