Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НОРМАТИВНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Акимова Л.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Проведен контент-анализ нормативных документов отечественной системы образования по проблеме охраны жизни и здоровья обучающихся. Анализу подвергались ФГОС общего образования, ФГОС ВО направления подготовки «Педагогическое образование», Профессиональный стандарт «Педагог». Определено, что охрана жизни и здоровья обучающихся является одним из приоритетных направлений образовательной политики в деле воспроизводства жизнеспособного населения, в нормативных документах отечественного образования обозначены системные требования к реализации исследуемого процесса. Выявлены причины, снижающие эффективность здоровьесберегающих образовательных процессов: отсутствие нормативно закрепленной системы оценки качества, недостаточная компетентность педагогов, амбивалентность профессиональных мотивов, отсутствие системы стимулирования и поощрения. Среди направлений деятельности общеобразовательных организаций по реализации требований ФГОС общего образования в аспектах охраны жизни и здоровья обучающихся: создание и реализация системы мониторинга эффективности деятельности по охране жизни и здоровья обучающихся, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни (региональный, муниципальный, локальный уровень); повышение квалификации учителей, распространение передового педагогического опыта через конгрессную и грантовую деятельность; учебно-методическое обеспечение; внедрение системы стимулирования и поощрения; минимизация стрессогенной обстановки, забота о здоровье педагогических работников.
охрана
жизнь
здоровье
обучающиеся
федеральный государственный образовательный стандарт
1. Абаскалова Н.П. Педагогика здоровья: новый этап развития / Н.П. Абаскалова, В.Н. Ирхин, А.Г. Маджуга. – Стерлитамак : ФОБОС, 2014. – 242 с.
2. Акимова Л.А. Педагогика здоровья : монография / Л.А. Акимова, Е.М. Голикова, Н.В. Сократов, П.П. Тиссен. – Оренбург : Экспресс-печать, 2013. - 428 с.
3. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации». – М. : Эксмо, 2013. – 208 с.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — 4­е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2013. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).
6. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). - URL: http://www.ug.ru/new_standards/6 (дата обращения: 01.04.2016).
7. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10. - URL: http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html (дата обращения: 01.04.2016).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373. - URL: http://минобрнауки.рф/documents/543 (дата обращения: 01.04.2016).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897. - URL: http://минобрнауки.рф/documents/543 (дата обращения: 01.04.2016).
10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования от 17 мая 2012 г. № 413. - URL: http://минобрнауки.рф/documents/543 (дата обращения: 01.04.2016).

Современный этап развития отечественной системы образования характеризуется позитивными тенденциями в решении проблем сохранения, укрепления здоровья обучающихся, обеспечения безопасной здоровьеформирующей образовательной среды, базирующимися в основе своей на конкретизации и систематизации требований к образовательным организациям в выделенных императивах и подготовке педагогических кадров, обладающих здоровьесберегающей компетентностью [2].

Проблема охраны жизни и здоровья обучающихся в отечественной системе образования впервые возникла на рубеже XIX – XX вв. вследствие понимания ведущей роли учителя в организации здоровьесберегающего образовательного процесса. А.С. Виренеус выделял особую роль в гигиеническом переустройстве школы врачу-педагогу (прообраз валеолога), вводимому в штат школы, которому предписывались профилактическая, лечебная, образовательная и исследовательская функции. Однако врач-педагог, вводимый в штат школы, со своей миссией не справлялся, исполняя лишь лечебные обязанности, не участвовал ни в хозяйственном комитете, ни в педагогическом совете – школьные программы, планы преподавания, распределение занятий проходили без участия врачей [1, с. 34]. Тогда с упразднением врача-валеолога велась серьезная подготовка учителей по школьной гигиене. А.П. Доброславин разработал программу преподавания гигиены, вопрос о ее преподавании был поднят на III Пироговском съезде (1888), в середине 90-х г. – разработана программа для женских средних учебных заведений.

На рубеже XX-XXI вв. проблема охраны жизни и здоровья обучающихся вновь актуализируется. 1996 г. - утвержден ГОС ВПО по специальности 040700 — «Валеология» (квалификация: врач-валеолог-преподаватель и педагог-валеолог), с этого времени в вузах открываются кафедры валеологии, вводятся спецкурсы, выпускаются специализированные журналы, учебно-методические труды, проводятся научные исследования валеологической тематики, форумы, конференции, семинары для педагогических работников, дисциплина «Валеология» внедряется в учебный процесс общеобразовательных, средних и высших учебных заведений России. Однако в декабре 1999 г. ведущими учеными, общественными и религиозными деятелями подписано открытое письмо министру образования РФ с требованием упразднения дисциплины, в 2001 г. - дисциплина «Валеология» исключена из базисного учебного плана образовательных учреждений, а специальность «Педагогическая валеология» исключена из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования.

Несмотря на формальную ликвидацию валеологии, начало XXI в. ознаменовано ориентацией образовательной политики на проблему охраны жизни и здоровья обучающихся с валеологических позиций.

Сегодня система образования рассматривается как широкая и многофункциональная социальная сфера, призванная наряду с обучением, воспитанием и развитием выполнять функции здоровьесбережения, обеспечения безопасности, социальной защиты, культурного сохранения и воспроизводства, определяя пути развития общества. Наряду с гуманистическим ярко проявляется ее социально-личностный характер под воздействием социальной среды, усиливая актуальность задач воспитания. Общепризнанно, что современное образование должно носить опережающий характер, поскольку готовит нынешних обучающихся - будущих граждан, работников, деятельность которых в различных социальных сферах российского общества будет определяющим фактором национальной безопасности государства [2].

Среди нормативных документов, определяющих направленность российской системы образования в отношении здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности, необходимо отметить: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, Требования СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель))», Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н. [3; 7-10].

Контент-анализ нормативно-правовых документов общего образования позволяет выделить требования к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в стратегическом, содержательном, средовом, технологическом аспектах как основы для здоровьеформирующей деятельности педагогического сообщества и учителя.

В примерных ООП общего образования обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся представлено дуально: с одной стороны, как самоцель – осуществление охранных мероприятий и формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, с другой - как условия для познавательного и эмоционального развития обучающихся, достижения планируемых результатов образования, обеспечения его качества. В документах выделены направления деятельности образовательной организации, которые комплексно интегрируют всю профессиональную деятельность работников в направлениях: обеспечение здоровьесберегающей инфраструктуры образовательной организации, рациональной организации труда и отдыха, организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации дополнительных образовательных программ, осуществление работы с родителями и педагогическими работниками по вопросам здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности [2].

Требования к системной организации обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся носят непрерывный характер и охватывают все ступени общего образования. На начальной ступени общего образования (помимо содержания образовательных предметов, ориентированных на формирование здоровьесберегающих компетенций и компетенций в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, таких, например, как «Окружающий мир», «Физическая культура») обязательным требованием является разработка и реализация комплексной программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, обеспечивающей системный характер деятельности педагогических работников в обозначенном контексте, способствующей формированию у обучающихся личностных ориентиров, установок, знаний о нормах поведения, детерминирующих сохранение и укрепление здоровья в триединстве его составляющих - физического, психического, социального. На ступенях основного и среднего общего образования обязательной является разработка и реализация программы воспитания и социализации обучающихся, направленной на духовно-нравственное развитие, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в контексте целевых приоритетов воспитания, социализации и профессиональной ориентации.

Система базовых национальных ценностей в основе воспитания экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни включает в себя: жизнь во всем ее многообразии; экологическую грамотность, культуру, этику, ответственность, ресурсосбережение, обеспечивающие безопасность; здоровье в единстве его составляющих: физическое, психическое, социально-психологическое, физиологическое, репродуктивное, духовное; гармонию с природой, обеспечивающую устойчивое развитие общества.

Таким образом, с переходом системы общего образования на новые стандарты требования к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в деятельности образовательной организации приобрели системный характер.

Вместе с тем в нормативном поле, регламентирующем деятельность общеобразовательных организаций по обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся, имеется допущение, обусловливающее инертность здоровьесберегающих и здоровьеформирующих процессов в образовании - отсутствие в их управлении нормативно закрепленной системы оценки качества. В реалиях основными направлениями и целями оценочной деятельности является оценка образовательных достижений обучающихся, оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Вокруг умения учиться строится и основное содержание оценки метапредметных результатов обучающихся. Вместе с тем результаты здоровьеформирующего образования обучающихся (сформированность ценностных ориентаций, знаний, универсальных действий как компонентов экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, проявляющихся в самоопределении, смыслообразовании, морально‑этической ориентации) в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

Успешность реализации выделенных направлений зависит от учителей, их умения не только системно организовать здоровьесберегающую работу в урочное и внеурочное время, но и от здоровьесберегающей компетентности, обусловливающей качество педагогической тактики по охране жизни и здоровья, достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в контексте формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Однако «шаг новизны» с введением ФГОС общего образования нового поколения, масштабы культурных новшеств оказались больше приемлемы для основной массы педагогической общественности, обладающей программами воспроизводственной деятельности, сформированными в конце прошлого века, не удовлетворяющими социокультурную ситуацию сегодняшнего дня, и тем более не обеспечивающими опережающее развитие. Опыт педагогов системы образования (в т.ч. высшего педагогического), в большей части приобретенный в период господства знаниевой парадигмы, под идеологическим давлением однопартийной системы в изоляции страны от внешнего мира, детерминирует инерционность охраны жизни и здоровья обучающихся в здоровьеформирующем формате. Часть педагогической общественности не способна к обновлению культурных программ воспроизводственной профессиональной деятельности, что приводит к нарушениям требований СанПиН [7] к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся, выражающимся в иррациональной организации учебных и внеучебных занятий (учет статической и динамической нагрузки в течение дня, недели, четверти, года, шкалы трудности предметов, частоты и плотности проведения контрольно-измерительных процедур и т.д.), игнорировании норм использования ТСО, недостаточности физкультурно-оздоровительных мероприятий, разработки и реализации здоровьесберегающих технологий, реализации дополнительных образовательных программ развивающей направленности и т.д.

Инертность охраны жизни и здоровья обучающихся усугубляется в силу субъективных (личностных) причин, ведущая из которых - амбивалентность профессиональных мотивов, вызванная недостаточной представленностью (или полным отсутствием) здоровьесберегающей компоненты в оценке качества педагогического труда и стимулирования педагогических работников на обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся (в единстве физического, психического, социального аспектов), как внешней мотивации ее реализации. Качество труда учителя, как правило, оценивается по образовательным достижениям обучающихся, фиксируемым результатами ЕГЭ, победами в олимпиадах и конкурсах и т.д. Это провоцирует возникновение ситуации амбивалентности мотивов при осуществлении профессиональной деятельности – мотивы здоровьесбережения уступают мотивам достижения качества обученности (в знаниевом формате). К субъективным причинам также можно отнести недостаточную когнитивную, методическую, организационную, технологическую, диагностическую подготовленность, выражающуюся в неумении разрабатывать и реализовывать образовательный процесс в контексте гармонизации связи «образование – здоровье».

Таким образом, современные требования к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в системе общего образования отражают объективную потребность к полифункциональной подготовке учителя как педагога, воспитателя, организатора, методиста, исследователя, готового к реализации охранной, развивающей и формирующей стратегий по воспроизводству здорового народонаселения нашей страны, что отражено в ФГОС ВО направления подготовки «Педагогическое образование», Профессиональном стандарте «Педагог».

Так, ФГОС ВО направления подготовки «Педагогическое образование» ориентирует на подготовку педагогических кадров, обладающих: способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (общекультурной компетенцией ОК-9), готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (общепрофессиональной компетенцией ОПК-6).

Компетентностноориентированная подготовка будущих педагогов в аспектах охраны жизни и здоровья соотнесена с требованиями ФГОС общего образования и с трудовыми функциями Профессионального стандарта «Педагог» [6]. Предполагается, что современный выпускник педагогического вуза будет готов к:

  • участию в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
  • регулированию поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
  • формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • освоению и применению психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами обучающихся;
  • оказанию адресной помощи обучающимся;
  • взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;
  • освоению и адекватному применению специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.

Однако реализация требований ФГОС ВО по воспроизводству педагогических кадров, готовых к охране жизни и здоровья обучающихся, требует обновления научных, организационных, технологических, методических основ деятельности современных вузов.

Резюмируя вышеизложенное, можно перейти к следующим обобщениям.

Охрана жизни и здоровья обучающихся является одним из приоритетных направлений образовательной политики в деле воспроизводства жизнеспособного населения.

В нормативных документах системы общего образования обозначены требования в стратегическом, содержательном, средовом, технологическом аспектах, обусловливающие системность и комплексность охраны жизни и здоровья обучающихся в здоровьеформирующем формате, как процесс и результат интериоризации школьниками ценностей экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, развитие опыта и универсальных действий обучающихся в деле наращивания и экономного расходования здоровьесберегающего потенциала, обеспечивающих жизнеспособность.

В контексте достижения результатов охраны жизни и здоровья обучающихся в здоровьеформирующем формате возрастает роль и ответственность учителя как организатора управления взаимодействием участников образовательного процесса по интериоризации ценностей экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающегося, что отражено в ФГОС ВО, Профессиональном стандарте «Педагог».

Ведущими направлениями деятельности общеобразовательных организаций по реализации требований ФГОС общего образования в аспектах охраны жизни и здоровья обучающихся выступают следующие:

  • создание и реализация системы мониторинга эффективности деятельности по охране жизни и здоровья обучающихся, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни (региональный, муниципальный, локальный уровень);
  • повышение квалификации учителей, распространение передового педагогического опыта через конгрессную и грантовую деятельность;
  • учебно-методическое обеспечение;
  • система стимулирования и поощрения;
  • минимизация стрессогенной обстановки, забота о здоровье педагогических работников.

Библиографическая ссылка

Акимова Л.А. НОРМАТИВНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24487 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674