Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ ПРОЕКТ-КОНЦЕПЦИИ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Гущин А.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
В статье раскрывается актуальность и результаты введения проекта «E-learning – электронная образовательная среда» в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина с учетом современных требований общества, государства и образования. Выделены основные этапы, цель и стратегические задачи реализации проекта. Особое внимание уделяется вопросам разработки и реализации модели проект-концепции электронной информационно-образовательной среды педагогического вуза, способствующей повышению уровня качества подготовки обучающихся и обеспечению доступности педагогического образования. В статье раскрывается содержание основных компонентов модели проект-концепции электронной информационно-образовательной среды в рамках определения концептуальных составляющих развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, приводится описание инфраструктуры, согласование политик, принципов и результатов развития электронной информационно-образовательной среды современного педагогического вуза.
электронная информационно-образовательная среда
электронное обучение
дистанционные образовательные технологии
электронный учебно-методический комплекс
электронные образовательные ресурсы
1. Гущин А. В. Дидактические условия реализации методологии развития информационно-технологического обеспечения педагогического образования // Приволжский научный журнал. Периодическое научное издание. – Н. Новгород: НН ГА-СУ, 2013. – № 4 (28). – С.235-239.
2. Гущин А. В. Социально-педагогические и ретроспективные аспекты информатизации высшего педагогического образования // Приволжский научный журнал. Периодическое научное издание. – Н. Новгород: НН ГАСУ, 2013. – № 4 (28). – С.212-217.
3. Гущин А. В. Социокультурные и исторические основания необходимости функциональных и институциональных изменений в педагогическом образовании. – 2013. – № 3.;URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9376.
4. Гущин А.В. Концептуальные основы создания информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-4. – С. 849-853.
5. Гущин А.В. Ретроспективный анализ происходящих трансформаций в системе высшего педагогического образования России // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9722.
6. Гущин А.В., Филатова О.Н. Информационно-коммуникационная культура педагога как ведущий аспект перехода педагогического образования в новое качественное состояние // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-2. – С. 454-458.
7. Гущин А.В., Филатова О.Н. Синергетическая методология как модулятор перспективной системы педагогического образования // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 8-5. – С. 1187-1192.

Современная образовательная организация особенно остро нуждается в стратегическом планировании и определении концептуальных составляющих своего дальнейшего развития, поскольку это позволяет реалистично устанавливать высокие результаты инновационной деятельности и определять ресурсы, которые понадобятся для гарантии успеха, что, в свою очередь, позволит повысить конкурентоспособность через концентрацию инновационных ресурсов и обеспечить существенное улучшение результатов ее деятельности и обеспечить эффективное лидерство [2,3,5,7].

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет не могло не сказаться и на сфере профессионального образования. По данным европейских и американских исследователей в ближайшее десятилетие две трети всех образовательных услуг в мире будут реализовываться посредством электронных образовательных технологий.

Причина такой популярности технологий электронного обучения (ЭО), особенно на первоначальном этапе, имела и экономическую подоплеку. Для многих вузов – это основное направление увеличения объема платной образовательной деятельности и пополнения доходной части бюджета, а для значительных слоев населения – зачастую единственная возможность получения профессионального образования [4,6].

В настоящее время ЭО предполагает не только дистанционные формы учебного взаимодействия, но и переводит весь комплекс дидактических материалов в электронный вид. ЭО расширяет и обогащает традиционные формы учебной деятельности, повышает эффективность образовательных систем и повышает качество подготовки выпускников [1].

Цель исследования – аргументировать необходимость и особенности разработки и применения модели проект-концепции электронной информационно-образовательной среды педагогического вуза.

В ходе подготовки статьи автором применялись теоретические и эмпирические методы исследования дидактического и методологического аспектов рассматриваемой проблемы.

Результаты исследования

С целью детализации системы развития информационно-технологического обеспечения в рамках реализации проекта «E-learning – электронная образовательная среда» Мининского университета нами были определены концептуальные составляющие ЭО и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) как описание инфраструктуры, согласование политик и принципов их развития, представленные в виде модели проект-концепции электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) педагогического вуза (схема).

Проект-концепция ЭО педагогического вуза несет в себе:

1. Принципы и стандарты организации ЭО:

1.1. Принцип приоритета человеческих факторов над системой ЭО. Человек имеет приоритет над системой ЭО. Система лишь инструмент управления учебным процессом в руках преподавателя и средство учебной деятельности для студента.

1.2. Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ.

Опыт компьютеризации и информатизации образовательного процесса позволяет утверждать, что когда приоритетной является педагогическая сторона, система получается более эффективной.

Модель проект-концепции ЭИОС педагогического вуза

1.3. Принцип соблюдения базовых стандартов построения и развития ЭИОС:

- Ubiquitous learning environment (ULE) – стандарт. Система ЭО должна удовлетворять требованиям ULE-концепции, в соответствии с которой процесс обучения может происходить в любом месте и в любое время;

- Personal learning enviroment (PLE) – стандарт. Система ЭО должна строиться на основании принципов концепции PLE и, соответственно, предоставляет возможности своим пользователям устанавливать свои собственные цели обучения, определять свое содержание и свою последовательность обучения, общаться с другими людьми в процессе обучения;

- Computer-supported collaborative learning (CSCL) – стандарт. Система ЭО ориентируется на внедрение CSCL и обеспечивает совместное сетевое обучение;

- Sharable Content Object Reference Model (SCORM) – стандарт. Учебные материалы, представленные в ЭИОС, должны удовлетворять требованиям SCORM – сборник спецификаций и стандартов, разработанный для систем дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств они были созданы.

1.4. Принцип соблюдения информационной безопасности при работе в ЭИОС.

Система ЭО должна удовлетворять требования к обеспечению безопасности информации, циркулирующей в ЭИОС. Необходимо предусматривать нормативные, организационные и технические способы безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования нужных сведений и персональных данных.

2. Учебно-методическое обеспечение ЭО.

2.1. ЭУМК (электронный учебно-методический комплекс) как основа построения электронного курса. Учебно-методическое обеспечение ЭО базируется на использовании ЭУМК по дисциплинам. Предлагается приравнять ЭУМК к УМК и в перспективе отказаться от бумажных версий УМК.

ЭУМК должен обеспечивать в соответствии с программой дисциплины: организацию самостоятельной работы студентов, включая обучение и контроль знаний обучающегося, тренинг путем предоставления студенту необходимых учебных материалов, специально разработанных для реализации обучения; методическое сопровождение и дополнительную информационную поддержку обучения.

2.2. Технология внутренней сертификации и лицензирования электронных курсов.

Вузовская сертификация и лицензирование электронных курсов (ЭК) проводится с целью их систематизации на основе определения уровня качества и применимости в различных режимах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлениям подготовки и специальностям.

Система сертификатов формируется по принципу иерархической лестницы от низших сертификатов к высшим. Лицензии на право размещения в полном общем доступе ЭИОС университета выдаются ЭК с высшими сертификатами.

Университет и авторы вправе проводить внешнюю сертификацию и лицензирование ЭК размещенных в ЭИОС университета, в соответствии с правилами и условиями организаций имеющих для этого соответствующие полномочия.

2.3. Организация непрерывной технической и методической поддержки системы ЭО.

Поддержку осуществляет отдел развития e-learning. Сотрудники отдела: проводят ежедневные индивидуальные очные консультации по вопросам использования ЭО и ДОТ без предварительной записи; проводят очные консультации и семинары по предварительному запросу и обозначенной тематике для кафедр и других подразделений университета; реализуют on-line службу поддержки на основе встроенного в ЭИОС мессенджера и электронной почты.

2.4. Циклы открытых семинаров и внутреннее повышение квалификации.

На регулярной основе организуются методические семинары по вопросам применения ЭО и ДОТ.

В качестве ведущих семинаров выступают специалисты и преподаватели, имеющие положительный опыт применения ЭО и ДОТ.

На базе центра дополнительного образования совместно с руководством отдела развития e-learning, в рамках проекта через ЭИОС ежегодно реализуется программа повышения квалификации по направлению использования ЭО и ДОТ для сотрудников ОУ и проводится вводный курс для студентов первокурсников по работе ЭИОС вуза.

3. Инфраструктура ЭИОС.

3.1. Агенты среды ЭО и сетевая логистика:

3.1.1. Агент студент (обучающийся), для которого в ЭИОС существует персональный кабинет со следующим набором данных и возможностями: личная информация по выбору студента с точки зрения набора данных, месторасположения на странице, возможности скрыть или открыть для внешнего просмотра для разных категорий пользователей; ссылки на учебные дисциплины в соответствии в РУП (ИУП), с аннотациями и материалами для изучения; расписание занятий; собственные оценки по разным дисциплинам; уведомление о дедлайнах в календаре; уведомление о необходимости внесения оплаты для студентов, обучающихся на коммерческой основе; возможность общения с другими студентами, преподавателями, работниками учебных частей; возможность самостоятельной организации групп (сообществ) для учебной и вне учебной деятельности с минимальной зависимостью от технических администраторов системы; возможность постоянного доступа ко всем материалам курсов дисциплин, изучаемым в настоящее время и в пройденные модули; возможность самоконтроля по тестам для самопроверки; и прочее.

3.1.2. Агент преподаватель (тьютор), для которого в ЭИОС существует персональный кабинет со следующим набором данных и возможностями: личная информация по выбору преподавателя с точки зрения набора данных, месторасположения на странице, возможности скрыть или открыть для внешнего просмотра для разных категорий пользователей; расписание занятий; индивидуальная учебная нагрузка; уведомления о наступлении дедлайнов различных мероприятий в университете, касающихся преподавателей; возможность автоматического получения списков студентов и о преподаваемых дисциплинах, в соответствии с РУП и РПД; возможность самостоятельно размещать материалы учебного курса; возможность самостоятельно проводить оценивание учебных достижений студентов, включая определение формулы интегральной оценки и используя автоматизированные компьютерные тесты; возможность вести журнал успеваемости студентов; возможность видеть сводные отчеты об учебной активности студентов; возможность общения со студентами, учебными ассистентами, другими преподавателями и работниками учебных подразделений вуза; и прочее.

3.1.3. Агент работник учебной части, деканата, кафедры, для которого в ЭИОС существует персональный кабинет со следующим набором данных и возможностями: доступна сводная статистика об успеваемости, как учебных групп, так и отдельных студентов; в зависимости от уровня принадлежности доступен просмотр ведомостей преподавателей; имеется возможность рассылок разным группам пользователей через внутреннюю почту; имеется возможность индивидуальной переписки; существует закрытая часть для общения, получения консультаций и обмена опытом между работниками учебных частей (администраций факультетов); и прочее.

3.1.4. Формы и режимы обучения в ЭИОС.

3.1.4.1. Очное обучение. Студент очной формы обучения имеет персональное мобильное цифровое устройство (ноутбук, планшет, смартфон) с выходом в Интернет. Это устройство используется для выполнения домашних заданий и самостоятельных работ в среде электронного обучения педагогического вуза, доступ к которой вне стен ОУ осуществляется через Интернет. Учебные кабинеты имеют необходимую инфраструктуру для подключения индивидуальных цифровых устройств к внутренней сети университета и внутри-сетевым сервисам, а также к мультимедиа системе для демонстрации индивидуальных работ.

Все учебные предметы отражены в среде ЭО и содержат достаточный набор учебно-методического контента (рабочая программа, контрольно-измерительные материалы, ресурсы для самостоятельного и дополнительного изучения материала и т.д.).

ЭОИС обеспечивает различные формы коммуникации преподавателя и студентов для организации индивидуальных и групповых консультаций в дистанционном режиме (в том числе on и offline вебинары, коллоквиумы, конференции и т.д.) и организации проектной деятельности как индивидуально, так и в микро-группах.

3.1.4.2. Очно-заочное, заочное обучение и дополнительное профессиональное образование (ДПО). Студент (слушатель) имеет персональный компьютер с подключением к сети Интернет. Компьютер используется для работы в ЭИОС дистанционно с возможностью выбора места и времени обучения. Каждый курс разделяется на три основных этапа: очный установочный цикл занятий; дистанционный цикл; очный рефлексивно-оценочный цикл.

3.1.4.3. Академическая мобильность, под которой понимается возможность участника ЭИОС (слушателей, студентов, преподавателей, ученых, административно-управленческого персонала) продолжить образование или приобрести научный, преподавательский, управленческий опыт путем участия в образовательной или научно-исследовательской программе другого вуза или ведущей корпорации.

3.1.4.4. Индивидуальное обучение возможно как в режиме, основанном на жестком графике (расписании), так и на постоянной синхронизации полученных знаний и учебной программы («до тех пор, пока не выучит»). В рамках ЭО у студентов есть возможность выбора формы, места, скорости и времени обучения.

В частности индивидуальное обучение реализуется через формирование индивидуального учебного графика, подразумевающего выбор времени начала прохождения того или иного курса, формы (очной или заочно-дистанционной) и права досрочного завершения курса.

3.1.4.5. ДПО предлагает спектр программ с долей нагрузки в дистанционной форме до 90 %. Дистанционная форма дополнительного образования позволяет реализовывать про-граммы индивидуального обучения. В этом случае основная учебная нагрузка приходится на дистант. При завершении курса проводится очное аттестационное мероприятие.

3.1.4.6. Массовые открытые онлайн курсы (MOOC's). В целях поддержания имиджа университета, как инновационной образовательной площадки, а так же для реализации Федеральной программы развития электронного образования, разрабатываются открытые онлайн курсы.

Разработка MOOC's производится в рамках деятельности ведущих научных подразделений вуза на основе специально развиваемого для этой цели сервиса, обеспечивающего открытую регистрацию и учебное сопровождение неограниченного числа слушателей.

3.2. Технологические средства ЭО педагогического вуза.

3.2.1. Система управления ЭО (LMS). Возможности и характеристики системы ЭО должны обеспечивать максимально возможную эффективность взаимодействия обучаемого и преподавателя. Система ЭО удовлетворяет следующие требования: функциональности – обозначает наличие в системе набора функций различного уровня, таких как форумы, чаты, анализ активности обучаемых, управление курсами и обучаемыми, а также другие; надежности – характеризует удобство администрирования и простоту обновления контента на базе существующих шаблонов.

3.2.2. Компьютерное тестирование и независимая экспертиза остаточных знаний (экспертная система). Тестовые материалы признаются обязательным элементом электронного курса. Следует признать, что тест как форма контроля знаний не является полноценным и достаточным инструментом. Ряд компетенций не могут быть измерены тестом, или традиционные формы оценки дают более объективный результат. Целесообразность применения тестов в электронном курсе определяется самим преподавателем, например для экономии времени, контроля показателей, инструмента самооценки и самообразования, допуска к зачету, экзамену и др.

3.2.3. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) размещаются в системе ЭО, на виртуальном ресурсе библиотеки и в среде вики-вики университета. Наличие трех сервисов размещения ЦОР обуславливается спецификой отношения к авторскому праву и функциональным предназначением ЦОР. В частности, вики-вики обеспечивает краудсосинговый подход – передача некоторых производственных функций неопределённому кругу лиц, решение общественно значимых задач силами добровольцев, часто координирующих при этом свою деятельность с помощью информационных технологий.

3.2.3.1. Репозиторий. Доступ к репозиторию осуществляется по компьютерной сети. Имеется веб-интерфейс доступа и систематизация ресурсов. Репозиторий доступен для всех зарегистрированных пользователей ЭИОС.

3.2.3.2. Вики-вики – технология обеспечивает возможность удаленного коллективного редактирования общего содержания, совместное хранение и использование медиаресурсов.

3.2.3.3. Электронная библиотека университета формируется на базе электронной библиотечной системы (ЭБС), доступ к которой реализуется посредством веб-интерфейса, встроенного в сайт университета. Предъявляются следующие требования к ЭБС: возможность индивидуального неограниченного доступа к содержимому ЭБС из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет; возможность индивидуального ограниченного доступа к содержимому ЭБС в соответствии с требованиями ФГОС ВПО; возможность полнотекстового поиска по содержимому ЭБС; возможность формирования статистического отчета по пользователям; представление изданий с сохранением вида страниц; возможность доступа к подписным периодическим электронным научным изданиям.

3.2.4. Онлайн-взаимодействие (университетский сервис вебинаров). Позволяет проводить онлайн-лекции и семинары, совместно работать с документами и приложениями, синхронно просматривать сайты, видеофайлы и изображения.

3.2.5. Система организации массовых онлайн-курсов MOOC's – дает возможность использовать интерактивные форумы пользователей, которые помогают создавать и поддерживать сообщества студентов, преподавателей и ассистентов.

3.2.6. Совместное сетевое обучение (Computer-supported collaborative learning (CSCL)) – комплекс технологий, обеспечивающих учебное и творческое взаимодействие (Collaborative learning). Примерами таких технологий являются: среды совместного редактирования и рецензирования. Такого рода инструменты позволяют нескольким участникам синхронно работать над одним общим материалом, оставаясь за своими компьютерами.

3.3. Техническая инфраструктура ЭИОС Мининского университета включает в себя: инфраструктуру компьютерной сети Intranet; композицию сетевых служб (личный кабинет пользователя; официальный сайт университета – mininuniver.ru; систему управления обучением и сервис проведения вебинаров и сервис MOOC's курсов – ya.mininuniver.ru/sdo; электронную библиотеку – mininuniver.ru/about/library; среду Вики-вики – wiki.mininuniver.ru; блогосферу – blogmininuniver.wordpress.com); стилизованный корпоративный дизайн ЭИОС.

Заключение

В заключение нужно отметить, что в целом представленная выше проект-концепция релевантна целям и задачам принятой в вузе стратегии электронного обучения, инвариантна, сформирована как образ настоящей и будущей действительности, несет в себе позитивные и прогрессивные установки эффективного развития педагогического вуза, выражает идеи, воплощение которых коренным образом должно повлиять на систему высшего педагогического образования в части ее модернизации и за счет создания ЭИОС, развития ЭО и ДОТ, разработки и интеграции ЭУМК, как ведущих составляющих системы развития информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования.


Библиографическая ссылка

Гущин А.В. МОДЕЛЬ ПРОЕКТ-КОНЦЕПЦИИ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24515 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674