Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ, КАК ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Матвеева О.Н. 1 Богданова В.П. 1
1 ФГБОУ ВПО «Тюменский Государственный нефтегазовый университет»
В настоящее время проблема подготовки специалистов к профессиональной деятельности социального работника обусловлена современной ситуацией развития общества. Социальную работу можно характеризовать как профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных, частных организаций и специалистов, направленную на решение социальных проблем индивидуумов и групп общества. Генеральной парадигмой становления и развития системы подготовки кадров для социальной работы должна стать идея о подготовке высокопрофессионального специалиста, способного найти адекватные формы реагирования, соответствующие изменяющейся среде. И в этом контексте образование специалиста имеет огромное значение. Основу готовности к эффективной социальной работе и составляет личностное и социально-психолого-педагогическое образование, представляющее собой единство ценностного отношения к социальной деятельности, профессиональных знаний, умений и навыков профессионального общения. При этом анализируется многообразие подходов, отражающих сложность и многомерность данной проблемы, возможности выработки эталонов, стратегий и общих подходов.
парадигма
система подготовки
высокопрофессиональный специалист
эффективность
социальная работа
социально-психолого-педагогическое образование.
1. Деркач А.А. Общая и прикладная акмеология. – Ч. I. – М.: Изд. РАГС, 2001. – С. 189.
2. Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (об¬щие проблемы подготовки специалиста) // Социальной рабо¬ты. – 1995. – № 1. – 254 с.
3. Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопросы психологии. – 1984. – № 4. – С. 22.
4. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 1975. – С. 82-83.
6. Основы социальной работы / Е.В. Ханжин, Т.П. Карпова, Н.П. Ерофеева. – М.: Академия, 2001. – С. 12-13.
7. Подласый И.П. Педагогика: учебник для студентов педагогических ВУЗов: в 2 кн. [Текст] / И.П. Подласый. – М.: Владос, 2009. – 576 с.
8. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный порт¬рет социального работника. – М.,1993. – С. 252.
9. Холостова Е.И. Теория социальной работы. – М.: Юрист, 2001. – С. 249.

Когда в обществе на протяжении нескольких лет сохраняются условия экономического кризиса, безработицы, резкого изменения характера и форм социальных отношений, потери для самого общества, его экономики, людей и их социальных перспектив, тогда возрастает опасность социальных конфликтов, депрессии, потерей обществом всех ценностных ориентаций. Смена политической ориентации государства и экономический кризис 90-х годов XX века затронули все сферы жизнедеятельности общества. Произошло снижение жизненного уровня основной части населения, появилась неуверенность в завтрашнем дне, упала рождаемость, распространились асоциальные отношения в семьях и т.д. При этом страдают все без исключения сферы жизни любого общества, и выделить какую-либо одну из них достаточно сложно.

Проблема подготовки специалистов к профессиональной деятельности социального работника обусловлена современной ситуацией развития общества. Именно поэтому главной целью социальной политики нашего государства стало повышение уровня социальной защищенности личности и совершенствование социальной сферы. Появилась востребованность профессии «социальный работник». И, конечно, это усиливает значимость профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы.

На протяжении последних четырех-пяти лет динамично развивается новый вид профессиональной деятельности, одновременно являющийся специальностью в системе высшего образования, – социальная работа. Зарождается и соответствующая научная специальность – социальные науки.

Глубинные преобразования в социально-экономической жизни общества определили новые требования к качеству образовательного результата в нашей стране, вызвали к жизни процессы диверсификации образования, децентрализации системы управления, изменили взгляды на ценности и цели, парадигму образовательной деятельности. Это потребовало от специалиста освоения новых функций, нового содержания деятельности, поиска и внедрения прогрессивных технологий и организационных форм, активизировало исследовательские процессы.

Социальная работа как вид профессиональной деятельности оформляется в 1991 г., когда в Квалификационный Справочник должностей руководителей и служащих была внесена новая должность «специалист по социальной работе».

Профессиональное становление специалиста – сложный, непрерывный процесс «проектирования» личности. Осведомленность о своей будущей специальности способствует развитию активности будущего специалиста, формированию личностной модели движения к профессиональным вершинам, к профессиональному мастерству.

В общей стратегии развития социального образования вопрос о специализациях является приоритетным.

Социальную работу можно конкретизировать как профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных, частных организаций, специалистов и активистов, направленную на решение социальных проблем индивидуумов и групп общества. По мнению Е.В. Ханжина, термин «социальная работа» понимается в более узком смысле как профессиональная деятельность, которая помогает людям определять личные, социальные и ситуативные трудности, влияющие на них, а также преодолевать эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

Многие подходы к социальной работе, оформляясь в определенные направления, обычно опирались на те или иные психологические воззрения. Поэтому и проблему подготовки студентов к эффективной социальной работе необходимо рассматривать с позиции ее психолого-акмеологических особенностей [6].

Современная психология рассматривает деятельность человека как систему, включенную в систему отношений общества. «Вне этих отношений, – пишет А.Н. Леонтьев, – человеческая деятельность вообще не существует. Как именно она существует, определяется теми формами и средствами материального и духовного общения, которые порождаются развитием производства и которые не могут реализоваться иначе, как в деятельности конкретных людей» [5].

Любая профессия характеризуется как система специальных знаний, умений и практических навыков, присущая определенному человеку, и приобретенная в результате общей и специальной подготовки и опыта работы. И в этом контексте нельзя не согласиться с Е.А. Климовым, что основным видом деятельности человека является социально обусловленный, осознанный труд, главные характеристики которого присущи и профессиональной деятельности [3].

В связи с этим к современной системе образования предъявляются достаточно жесткие, а иногда и противоречивые требования. С одной стороны, она должна динамично адаптироваться к социально-экономическим изменениям, происходящим в стране, а с другой – быть, по возможности, устойчивой в своей психолого-педагогической основе, не подверженной изменениям.

В поиске новых подходов к организации процесса подготовки педагогов в системе профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы важно осмыслить не только внешние изменения, обусловленные открывающимися возможностями образовательной среды, но и внутренние, связанные с необходимыми изменениями в деятельности преподавателей. Поэтому подготовка и переподготовка кадров для социума предполагает организацию педагогического процесса, обеспечивающего поэтапное развитие и формирование профессионально значимых качеств личности, соответствующих специфичным целям и задачам деятельности по созданию условий для эффективного взаимодействия с социальной средой.

Совершенствование содержания подготовки специалистов с педагогическим образованием в социальной сфере предполагает разработку учебно-программной документации нового поколения. Концептуальными подходами к разработке учебных планов и программ являются: реализация требований к подготовке специалиста в соответствии со стандартом; учет требований к специалисту, предъявляемых современной образовательной практикой; реализация компетентностного подхода; включение материала, предназначенного для самостоятельного изучения. Содержание максимально ориентировано на опережающую подготовку к реализации реформирования социальной системы и осуществляется в соответствии с инновационными процессами, направлениями и тенденциями развития общества.

Повышение качества высшего образования является приоритетной задачей современного общества, обусловленной требованиями высокой профессиональной мобильности и готовности к непрерывному образованию в условиях «информационного взрыва» и развития новых информационных технологий, отвечающих потребностям общества в быстрой перестройке и развитии профессиональной компетентности, требует координальной модернизации образовательного процесса. Актуальность разработки систем социально- педагогического сопровождения личности обусловлено как пересмотром стратегических целей высшего образования, так и необходимостью разработки целенаправленной системы формирования целостного-общекультурного, профессионального и личностного развития специалиста. Исследованием систем социально-педагогического сопровождения, направленных на развитие профессионального самосознания, рассмотрены в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, Н.В. Кузменной, А.К. Марковой.

В процессе реализации процесса социально-педагогического сопровождения практической подготовки студенты – будущие специалисты по социальной работе, должны быть ориентированы на получение и педагогических знаний в том числе. Органически взаимодействуя с социумом, осваивая образовательное пространство и совершенствуясь в нем, они в большей степени нацелены на дальнейший процесс профессионального и творческого саморазвития и самообразования, что делает их конкурентоспособными и востребованными на современном рынке и в социуме в целом. При разработке модели организации процесса социально-педагогического сопровождения практической подготовки специалистов по социальной работе мы исходили из понимания образования как культуросообразного процесса, опирались на принципы связи образования и культуры (С.И. Гессен), целостности образовательного процесса, единства типа культурных впечатлений, поддержки индивидуальности (В.В. Розанов), свободы (Н.А. Бердяев), приоритета воспитания перед обучением (В.В. Зеньковский) и др.

Особая роль в подготовке специалистов любого профиля всегда отводилась практике, которая остается широким полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе, она представляет собой базис, на котором осуществляется глубокое усвоение проблем, имеющих место в социальной сфере.

Издавна сложившаяся традиция проведения практики на старших, выпускных курсах, когда непосредственно происходит подготовка студентов к специальности, тем самым изначально создавалась проблема отрыва теоретических знаний от практических навыков, узость и схоластичность в выработке умений специалиста.

Сложной научно-методической проблемой в современных условиях регионов является необходимость создания системы практической подготовки к социальной работе в процессе обучения. Поэтому в вузах предпринята попытка структурирования всех активных форм обучения как важных элементов практики. С этой целью в учебных планах кафедр (институтов) социальной работы предусматриваются не только сроки для прохождения практики на каждом курсе, но и отработка теоретических проблем с активным участием практиков.

Для эффективной реализации практических задач необходимо в образовательном процессе соблюдать следующие условия:

- разработка учебных планов и программ по специальным дисциплинам на основе современных научных взглядов на теорию социальной работы, с ориентацией на ценности социальной работы как профессиональной деятельности; обязательность изучения опыта социальной работы во всех специальных дисциплинах и спецкурсах;

- раскрытие содержания эффективной профессиональной деятельности социального работника во всех видах учебной работы в вузе;

- освоение субъективной позиции, будущим социальным работником;

- обеспечение взаимосвязи содержательно-процессуальной подготовки и внутриличностного формирования готовности студентов к социальной работе;

- развитие таких личностных качеств у студентов, как ориентация на человека как на высшую ценность, умение эффективного взаимодействия с другим человеком и позитивного общения с ним, стремление к профессиональному самосовершенствованию, принятие творческого характера труда;

- формирование у студентов потребностей и интересов в подготовке себя к профессиональной деятельности, их участия в научно-исследовательской работе в области социальной работы и смежных дисциплин;

- предоставление студентам возможности участия в волонтерской деятельности;

- осуществление специальной подготовки сотрудников территориальных центров социальной помощи к приему практикантов, ориентация их на контакты и взаимное сотрудничество [3].

Опыт подготовки специалистов по социальной работе в системе региональных вузов показал, что целесообразно вводить практику с 1 курса обучения, основным содержанием которых являются повышение информационно-коммуникативного уровня студента, формирование начальных знаний о социальных проблемах и попытках государства по их решению, обучение элементам наблюдательности, общения, действия в оказании помощи и поддержки клиентам. При завершении ознакомительной практики для студентов начинается исторический курс социальной работы и курс «Теоретико-методологические основы социальной работы» [4]. На 2-м году обучения практика усложняется. В ходе проведения учебно-практических занятий преподаватели ставят своей целью формирование нравственно-целостных ориентации будущего специалиста, его гуманистического отношения к человеку, стремления к поиску инновационных подходов в социальной работе, а также степень использования педагогических методов (знаний) при работе с клиентом.

На 3-м курсе обучения преподаватели приобщают будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности, привлекая их к разработке исследовательских проектов по социальной работе. Студенты активно участвуют в социологических опросах, мониторинга, научных кружках и конференциях.

Студенты 4-го курса овладевают навыками интеграции знания в области технологий, и начинается изучение проблем, связанных с социальным управлением. Углубляются знания о социальном и служебном законодательстве, организационных структурах социальной сферы.

На сегодня важно обеспечить необходимую программно-методическую базу обучения и практики по направлению «Социальная работа», переработать и дополнить с учетом современных подходов программы по каждой из дисциплин базового курса и специализаций, создать пакет (комплект) соответствующих учебных пособий, хрестоматий, справочников, открыть учебно-методические экспериментальные центры социального обслуживания населения.

Когда в обществе осуществляется всесторонняя реорганизация социальной сферы, обусловленная переходом государства к новым экономическим отношениям, формируются и развиваются адекватные рыночной экономике социальные институты и явления. И главным из них является социальная работа, нравственный, интеллектуальный и деятельностный потенциал которой способен продвинуть страну по пути построения социального и правового государства, гражданского общества, стать гарантом реализации конституционного права каждого человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, на государственную поддержку и заботу.


Библиографическая ссылка

Матвеева О.Н., Богданова В.П. РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ, КАК ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24607 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674