Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ПОИСКИ СМЫСЛА ЖИЗНИ МОЛОДЁЖЬЮ

Парахонский А.П.

Человечество вступило в ноосферу - сферу ведущего значения разума, но в тоже время переживает одну из самых тревожных и драматических страниц истории. Становится очевидной тупиковость того естественного пути общественного развития, которым шло человечество до сих пор, хотя и достигло удивительных успехов. Налицо системный кризис, проявляющийся в сохраняющейся угрозе на силия, экологической катастрофе, в расшатывании генофонда, физиче ской деградации человека, кризисе человеческой духовности и т.д. Одна ко самым сложным, фундаментальным является экзи стенциальный кризис. Именно он является основной причиной многих духовных и телесных болезней современного человека и цивилизации в целом. Этот кризис состоит в утерянных человеком и культурой смыслах Жизни и Истории.

 Ускоренное развитие техники и динамика резких исторических сдвигов, не согласующиеся с биологическими ритмами человека и обще стваприводят к потере ориентации, краху святынь, духовной усталости, опустошению, логоневрозу. Отсюда проистекает и феномен тотальной пассивации человека. Пренебрежение своей человеческой сущностью может привести к вырождению самой идеи человека. Утрачена система абсолютных ценностей и идеаловУ совре менного общества нет фундаментальных ценностей: истина заменяется пользой и целесообразностью, красота - коллажем, добро - выгодой или интересом, терпение - агрессией, возмущение - лакейством и рабством. Угрожающий размах приобретает рост наркомании, алкоголизма, жестокости, насилия, преступности среди молодёжи. Наблюдается ухудшение здоровья молодого поколения, растёт инфантилизм и конформизм, размываются морально-нравственные нормы. Социальная жизнь протекает вне человеческих и общественных идеалов. В общественной жизни это приводит к текучести смыслов, невнятности позиций и предпочтений, кризису демократических институтов, в лич ностном аспекте - к разрушению естественного иммунитета, росту числа психических заболеваний.

 Ни светские, ни религиозные, ни глобальные, ни региональные, ни древние, ни новые идеологии не могут дать сколько-нибудь веского ответа ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа. Многие на такие ответы самонадеянно претендуют, но сколько-нибудь убедительно выполнить свои намерения не могут. Философия в значи тельной степени занимается переупаковкой старых, давно известных идей. Нет сейчас ни надежных социальных теорий, ни эффективной социальной политики, ни философско-антропологических концепций, которые позволили бы понять и хоть как-то охарактеризовать современное состояние человека и общества. Хотя мировые религии, а также многочисленные неорелигии и эзотерика изначально знают ответы на все вопросы и вызовы времени, но содержание их ответов вряд ли может помочь: принципиально новых идей они не предлагают. Пожалуй, только наука, в дыму химических лабора торий и тиши кабинетов физиков-теоретиков, в медицинских клиниках и аудиториях университетов, шаг за шагом, в мучительных поисках приот крывает завесу тайн природы, человека и общества. В результате развития науки и технологий формируется новая информационная среда с уникальными возможностями. Привнеся в процесс развития человеческого общества ряд позитивных начал, новая информационная среда сформировала и ряд негативных начал, центральным из которых является возможность информационной агрессии в любой социум.

Для этой среды характерна взаимосвязь военно-стратегических проблем и глобализации экономики, которая обострила проблему разделения труда и доходов на душу населения в различных государствах, что обнажило демографическую проблему и проблему миграции населения. Глобализация экономических отношений порождает комплекс новых проблем. Глобальные масштабы приобретает управление разными сторонами человеческой деятельности, проблемы экологии Земли, экспорта мировоззренческих идей, морально-нравственных норм, принципов выживания и пр. Глобализация актуализирует необходимость нового уровня знания, которое неизбежно изменяет структуру качества образования и обучения человека в динамичной, глобализированной среде.

 Из опыта прошлого столетия можно выделить три великие идеи, опи раясь на которые, с учетом позитивного и трагического накопленного опыта, люди могут построить справедливое общество, обрести полноту жизни, утвердить свободу и достоинство личности, духовно выздороветь. Это идея Просвещения, социалистическая и научно-технологическая идеи. Опираться на эти идеи сегодня сложно, но и достойной альтернативы им нет. Подлинной эпохой Просвещения в России стал XX век, когда необразованная, голодная, разо ренная страна, встав с колен, превратилась в самую читающую державу мира, первой вырвалась в космос, создала мощную промышленность и сельское хозяйство, обрела великие смыслы созидания. Только с новой эпохой Просвещения, опирающейся на идеи социальной справедливости и братства людей, достижения науки и техники с учетом наших горьких ошибок и заблуждений могут быть связаны наши надежды на духовное выздоровление общества и человека, на обретение новых смыслов Жизни и Истории.


Библиографическая ссылка

Парахонский А.П. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ПОИСКИ СМЫСЛА ЖИЗНИ МОЛОДЁЖЬЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=248 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674