Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕВОЧЕК-ШКОЛЬНИЦ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

Гладкая В.С. 1 Грицинская В.Л. 2
1 ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
2 ФГБУ «Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова» Минздрава России
С целью изучения уровня физического развития обследованы девочки-школьницы в возрасте от 11 до 18 лет коренного и пришлого населения Республики Хакасия. Представлены основные соматометрические показатели; абсолютные и относительные показатели жировой, костной и мышечной массы, определенные по методу J. Matiegka. Выявлено, что у девочек-хакасок (монголоидов) габаритные, обхватные и широтные соматометрические показатели; абсолютные показатели всех тканевых компонентов ниже, чем у сверстниц пришлого населения (европеоидов). Процентное содержание мышечного компонента у девочек-европеоидов выше, чем у хакасок; различий относительного уровня жировой и костной массы у школьниц в зависимости от этнической принадлежности не выявлено. Определенные региональные и этнические особенности физического развития подростков рекомендуется учитывать при проведении диспансеризации школьников.
физическое развитие
компонентный состав тела
подростки
дети
коренное население сибири
1. Амгалан Г. Физическое развитие детей Монголии в возрасте от 7 до 16 лет // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – № 7-5 (14). – С. 15-18.
2. Анализ медико-демографической ситуации среди женщин репродуктивного возраста в Республике Хакасия / В.С. Гладкая // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук. – Иркутск, 2010. – № 6 (76). – Ч. 2. – С. 111-116.
3. Баранов А.А. Сохранение и укрепление здоровья подростков – залог стабильного развития общества и государства (состояние проблемы) // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2014. – Т. 69. – № 5–6. – С. 65-70. 2014; 69(5-6):65-70. DOI:10.15690/vramn.v69i5-6.1046 Vestnik Rossijskoj akademii medicinskih nauk
4. Грицинская В.Л. Особенности физического развития и питания школьников Республики Тыва // Вопросы детской диетологии. – 2012. – Т. 10, № 4. – С. 6-8.
5. Грицинская В.Л. Влияние вида вскармливания на прирост массы тела детей первого года жизни // Вопросы детской диетологии. – 2008. – Т. 6, № 4. – С. 18-21.
6. Зарытовская Н.В. Закономерности нарастания массы и охватных размеров тела детей и подростков г. Ставрополя // Медицинский вестник Северного Кавказа. – 2015. – Т. 10, № 1 (37). – С. 39-43.
7. Максимова Т.М. Физическое развитие детей России: определение путей обобщающей оценки и выявления проблемных ситуаций в росте и развитии подрастающего поколения // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2013. – № 4. – С. 3-7.
8. Мусина И.А. Особенности физического и биологического развития детей и подростков Республики Башкоторстан // Медицинский вестник Башкортостана. – 2012. – Т. 7, № 2. – С. 11-15.
9. Никифорова В.А. Физическое развитие детей и подростков Восточной Сибири // Экология и рациональное природопользование. Системы. Методы. Технологии. – 2009. – № 2. – С. 121-125.
10. Павлова И.П. Физическое и половое развитие девочек Барнаула // Известия Алтайского государственного университета. – 2013. – № 3-2 (79). – С. 38-41.
11. Прахин Е.И. Информационно-сравнительная характеристика индивидуально-типологических оценок роста и развития детей // Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии: сб. науч. тр. – Красноярск, 1997. – С. 74-77.
12. Чагаева Н.В. Сравнительная характеристика физического развития детей школьного возраста // Здравоохранение Российской Федерации. – 2010. – № 6. – С. 45-47.

Гармоничность физического развития и биологического созревания – интегральный показатель здоровья детей и подростков. Физическое развитие (ФР) характеризует как общее состояние организма детей, так и адекватность его потребностям социально-гигиенических, экологических и медико-организационных условий жизни [1, 3, 4, 7].

В большинстве случаев оценка уровня ФР базируется на основных соматометрических показателях (длина, масса тела, окружность груди) [4, 6, 8, 9, 10]. Однако в настоящее время для характеристики ФР необходимо учитывать не только габаритные соматометрические параметры тела, но и соотношение его тканевых компонентов: жировой, мышечной и костной массы. Тканевые компоненты наиболее полно отражают состояние и характер обменных процессов в растущем организме, поскольку состав человеческого тела существенно меняется под влиянием ряда факторов (специфика питания, уровень физической активности, возраст, социально-бытовые условия и т.д.) [1, 4, 7]. Интенсивность прироста жировой, мышечной и костной массы подчинена закону гетерохронности и перераспределения энергии: увеличение доли одного из компонентов сопровождается снижением интенсивности роста другого, что и является причиной полового полиморфизма [8, 10, 12].

Проведение периодических массовых исследований физического развития детского населения дает возможность выявлять тенденции и региональные особенности ростовых процессов подрастающего поколения, прогнозировать состояние здоровья и разрабатывать дифференцированные корректирующие мероприятия. С учетом неблагоприятной демографической ситуации приоритетным направлением является динамическое наблюдение за тенденциями роста и развития девочек-подростков, будущих матерей, в регионах компактного проживания коренных и малочисленных народностей Севера и Сибири [1, 2, 4, 5, 8, 9, 11]. Учитывая, что данных об особенностях роста и развития детского населения Республики Хакасия в литературе недостаточно, мы провели наше исследование.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 1746 девочек в возрасте от 11 до 18 лет. Все школьницы поделены на группы: I группа – 982 девочки коренного населения (хакаски-монголоиды) и II группа – 764 девочки пришлого населения республики (европеоиды). Обследование учащихся проводилось в осенне-зимний период в общеобразовательных учреждениях г. Абакана (столице республики) и районных центрах Таштып и Аскиз (поселках компактного проживания коренного населения).

На участие в исследовании школьниц получено информированное согласие их родителей. Обследование включало в себя интервьюирование с помощью специально разработанной анкеты и соматометрию (длина и масса тела, окружность грудной клетки). Компонентный состав тела изучался с помощью аналитического метода определения абсолютного количества жировой, костной и мышечной тканей (Matiegka J., 1921).

Статистическая обработка материала исследования выполнена методами вариационной статистики с помощью прикладных программ «STATISTICA v. 7.0 © STATSOFT, USA». Различия результатов считались статистически значимыми при p < 0,05.

Результаты. Длина тела является наиболее генетически детерминированным показателем ФР; как правило, все остальные соматометрические показатели оцениваются по отношению к ней. В обеих группах школьниц отмечается закономерное увеличение длины тела с возрастом. Длина тела у девочек-хакасок в каждой возрастной группе имеет меньшие значения, чем у девочек-европеоидов; причем разница показателей статистически значима. Анализ ежегодного прироста длины тела школьниц позволил выявить этнические особенности пубертатного скачка роста. У девочек-хакасок наибольший прирост длины происходит на 13-м году жизни; у девочек пришлого населения – на год раньше (таблица 1).

Таблица 1

Показатели длины тела (см, М±m)

 

возраст (лет)

11

12

13

14

15

16

17

18

I группа

143,3±0,8

147,8±0,4

151,8±0,4

154,9±0,3

157,2±0,5

156,8±0,5

158,5±0,4

158,7±0,8

n=58

n=186

n=171

n=161

n=116

n=114

n=115

n=61

II группа

147,6±0,9

152,3±0,6

155,7±0,6

159,2±0,5

160,5±0,4

162,7±0,5

164,6±0,6

164,7±0,5

n=53

n=130

n=133

n=112

n=122

n=81

n=59

n=74

приме

чание*

p<0,001

p<0,001

p<0,001

p<0,001

p<0,001

p<0,001

p<0,001

p<0,001

*p – критерий Стьюдента.

Масса тела отличается высокой чувствительностью к воздействию различных факторов внешней среды. Отмечается закономерное увеличение массы тела с возрастом у обследованных школьниц (таблица 2).

Таблица 2

Показатели массы тела (кг, М±m)

 

возраст (лет)

11

12

13

14

15

16

17

18

I группа

35,9±1,1

39,3±0,6

43,8±0,6

45,8±0,4

50,6±0,9

52,1±1,2

53,2±0,7

52,6±1,0

n=58

n=186

n=171

n=161

n=116

n=114

n=115

n=61

II группа

40,1±1,1

43,0±0,4

47,9±1,2

48,5±0,7

52,5±0,8

53,4±0,8

56,2±1,2

55,0±0,7

n=53

n=130

n=133

n=112

n=122

n=81

n=59

n=74

примечание*

p<0,01

p<0,001

p<0,01

p<0,001

 

 

p<0,05

p<0,05

*p – критерий Стьюдента.

Масса тела у девочек-хакасок в каждой возрастной группе имеет меньшие значения, чем у девочек-европеоидов; разница показателей статистически значима во всех возрастных группах за исключением 15-ти и 16-летних девушек.

Окружность грудной клетки также является одним из основных показателей ФР детей, по которому в определенной степени можно судить о гармоничности развития и функциональном состоянии органов грудной клетки. Окружность грудной клетки у девочек-хакасок в каждой возрастной группе имеет меньшие значения, чем у девочек-европеоидов, однако статистически значимая разница показателей выявлена только в возрасте 13, 17, 18 лет (таблица 3).

Таблица 3

Показатели окружности грудной клетки (см, M ±m)

 

возраст (лет)

11

12

13

14

15

16

17

18

I группа

69,0±0,9

70,4±0,5

73,5±0,49

75,0±0,4

77,8±0,6

78,5±0,7

79,7±0,5

80,4±0,7

n=58

n=186

n=171

n=161

n=116

n=114

n=115

n=61

II группа

69,8±0,9

71,2±0,6

75,3±0,7

76,1±0,5

79,2±0,5

79,5±0,4

81,5±0,8

84,5±0,5

n=53

n=130

n=133

n=112

n=122

n=81

n=59

n=74

Примечание*

 

 

p<0,05

 

 

 

p<0,05

p<0,001

*p – критерий Стьюдента. 

Проведен анализ компонентного состава тела девочек-подростков. Жировой компонент имеет существенное значение для энергетического обеспечения жизнедеятельности. Слой подкожного жира прекрасно сохраняет тепло и, кроме того, является «аккумулятором» энергии. Отмечается равномерное увеличение жирового компонента тела с возрастом (таблица 4).

Таблица 4

Показатели жирового компонента тела школьниц (кг; М±m) 

 

возраст (лет)

11

12

13

14

15

16

17

18

I группа

7,5±0,5

8,6±0,3

9,7±0,3

10,0±0,3

11,4±0,4

12,1±0,6

12,3±0,3

12,1±0,4

n=58

n=186

n=171

n=161

n=116

n=114

n=115

n=61

II группа

9, 6±0,7

9,6±0,4

11,3±0,6

11,0±0,4

12,1±0,4

12,3±0,4

13,1±0,5

12,4±0,4

n=53

n=130

n=133

n=112

n=122

n=81

n=59

n=74

примечание*

p<0,05

 

p<0,05

p<0,05

 

 

 

 

*p – критерий Стьюдента.

Во всех возрастных группах абсолютные показатели жирового компонента у девочек-европеоидов выше, чем у хакасок, причем в 11,13 и 14 лет разница имеет статистическую значимость. Анализ процентного содержания жирового компонента от общей массы тела показал увеличение с возрастом у хакасок с 20,2 % до 22,9 % и у девочек-европеоидов с 21,2 % до 22,9 %; разницы показателей в зависимости от этнической принадлежности не выявлено.

Мышечная масса является показателем двигательной активности человека, определяет запас физических сил, а также имеет энергетическое значение. У обследованных девочек с возрастом наблюдается значительное увеличение абсолютного количества мышечного компонента тела. Отмечается увеличения относительного содержания мышечного компонента тела с возрастом: с 39,6 % до 41,4 % у хакасок и с 39,6 % до 43,7 % у девочек-европеоидов. При сравнении как абсолютного, так и относительного уровня мышечного компонента тела выявлены этнические различия: у девочек-хакасок во всех возрастных группах эти параметры имеют меньшие значения, чем у европеоидов (таблице 5).

Таблица 5

Показатели мышечного компонента тела школьниц (кг; М±m)

 

возраст (лет)

11

12

13

14

15

16

17

18

I группа

14,3±0,5

15,3±0,2

17,6±0,2

18,3±0,2

20,1±0,3

20, 9±0,4

22,0±0,5

21,5±0,6

n=58

n=186

n=171

n=161

n=116

n=114

n=115

n=61

II группа

15,8±0,6

17,3±0,4

19,2±0,4

19,8±0,3

22,2±0,3

22,4±0,3

24,5±0,5

23,5±0,3

n=53

n=130

n=133

n=112

n=122

n=81

n=59

n=74

примечание*

 

p<0,001

p<0,001

p<0,001

p<0,001

p<0,05

p<0,01

p<0,01

*p – критерий Стьюдента.

Костный компонент – основной показатель развития опорно-двигательного аппарата. Его развитие связано с величиной, длительностью и регулярностью физических нагрузок, испытываемых индивидом. Количество абсолютного содержания костного компонента тела увеличивается с возрастом у обследованных школьниц (таблица 6).

Таблица 6

Показатели костного компонента тела школьниц (кг; М±m) 

 

возраст (лет)

11

12

13

14

15

16

17

18

I группа

6,5±0,1

6, 8±0,1

7,3±0,1

7, 6±0,1

7,9±0,1

8,1±0,1

8,4±0,1

8,5±0,2

n=58

n=186

n=171

n=161

n=116

n=114

n=115

n=61

II группа

6,9±0,2

7,3±0,1

7,8±0,1

7,9±0,1

8,3±0,1

8,5±0,1

8,7±0,1

8,8±0,1

n=53

n=130

n=133

n=112

n=122

n=81

n=59

n=74

примеча-

ние

 

p<0,001

p<0,001

p<0,01

p<0,01

 

p<0,05

 

*p – критерий Стьюдента.

Во всех возрастных группах абсолютное количество костной ткани у девочек хакасок меньше, чем у европеоидов, причем разница показателей имеет статистически значимую разницу в возрасте 12–15 и 17 лет. Удельный вес костной ткани с возрастом снижается с 18,5 % до 15,9 % у хакасок и с 17,6 % до 15,7 % у девочек пришлого населения.

Заключение

Таким образом, физическое развитие девочек-подростков, проживающих в Республике Хакасия, наряду с общебиологической тенденцией к увеличению размеров тела с возрастом, имеет этнические и региональные особенности. Во всех возрастных группах у девочек-хакасок основные соматометрические показатели ниже, чем у сверстниц пришлого населения (европеоидов). У девочек-хакасок ниже абсолютные показатели всех тканевых компонентов и общей массы тела, чем у девочек-европеоидов. Процентное содержание мышечного компонента у девочек-европеоидов выше, чем у хакасок; различий относительного уровня жировой и костной массы у школьниц в зависимости от этнической принадлежности не выявлено.

Определенные нами особенности роста и развития девочек-подростков коренного и пришлого населения республики являются предпосылкой для разработки региональных нормативов роста и развития детей с учетом их этнической принадлежности.


Библиографическая ссылка

Гладкая В.С., Грицинская В.Л. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕВОЧЕК-ШКОЛЬНИЦ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24829 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674