Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА, СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Соколова И.Ю. 1 Грицкевич Н.К. 1
1 ФГБОУ ВПО Томский государственный педагогический университет
В статье на основе ранее созданных авторами концепций и принципов здоровьесбережения представлены психолого-педагогические условия (активная позиция обучающихся, их саморазвитие, самообразование на основе самопознания: эффективность образовательного процесса, обеспечиваемая педагогом, в котором реализуются принципы здоровьесбережения, природо- и культуросообразного образования; создание творческой здоровьесберегающей образовательной среды; применение дидактических, программно-методических средств, информационных технологий обучения и др.) Их реализация в образовательном процессе может обеспечить развитие личностного потенциала, сохранение здоровья школьников, студентов и качество обучения в системах общего и профессионального образования. Сказанное обосновано и экспериментально подтверждено исследованиями авторов,аспирантов. При этом качество образования выпускников школ, качество подготовки специалистов в профессиональном образовании (наряду с компетентностным подходом) предлагается оценивать по развитию их научного мировоззрения, интеллекта-разных интеллектуальных, в т.ч. творческих способностей и психологической готовности школьников, студентов к деятельности в последующих системах образования или профессиональных сферах.
концепция качества обучения школьников
подготовки специалистов
принципы здоровьесбережения
природо- и культуросообразного образования
1. Андреева С.Ю. Дидактические условия и технология активизации творческой, познавательной, деятельности учащихся (на примере курса химии): автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск, 2003. – 18 с.
2. Богданова О.В. Теоретическое обоснование и технология экономической подготовки студентов технического вуза: автореф. дис… канд. пед. наук. – Томск, 2005. – 19 с.
3. Гиль Л.Б. Развитие интеллектуальных умений и способности к саморазвитию студентов технического вуза в процессе математической подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск, 2010. – 23 с.
4. Голубева Л.М. Учебно-диагностический комплекс как средство развития интеллектуальных способностей школьников (на материалах алгебры 9 класса): фтореф. дис. канд. пед. наук. – Томск / ТГПУ, 2001. – 22 с.
5. Грицкевич Н.К., Рождественская А.Н., Решотка Ю.Н. Развитие личности обучающихся рамках реализации концепции природосообразного образования / Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – Вып. 11 (164). – С. 110-114.
6. Грицкевич Н.К. Гражданско-патриотическое воспитание как один из аспектов нравственного здоровья личности / Инновации в образовании: концепции, проблемы, перспективы (21–22 октября 2015 г.): Материалы II Международной научно-практической конференции. – Томск: 2016. – С. 23-26.
7. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование. – Екатеринбург, 2006. – 170 с.
8. Зюбанов В.Ю. Активизация самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе иноязычной подготовки на основе компьютерного комплекса: автореф. дис. … канд. пед. наук. Томск, 2007. – 22 с.
9. Иванова Т.В. Индивидуально-ориентированная система иноязычной подготовки студентов технического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск, 2003. – 20 с.
10. Матвеева М.В. Активизация подготовки студентов к инженерно-конструкторской деятельности посредством компьютерных технологий (на примере изучения инженерной графики): дис. канд. пед. наук: 13.00.08 /Матвеева М.В. – Красноярск, 2003.– 216 с.
11. Мишенина Л.С.Личностно-ориентированная система активизации познавательной, исследовательской деятельности школьников 5-9 классов (на примере литературы): автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск / ТГПУ, 2005. – 21с.
12. Муругова Е.Г.Подготовка управленческих кадров образования в системе повышения квалификации к командному менеджменту: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск /ТПУ, 2013. – 24 с.
13. Павленко Л.В. Оптимизация иноязычной подготовки студентов-юристов: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск /ТГПУ, 2004. –19 с.
14. Пантиков В.А. Дидактические условия развития воображения и художественно-творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства/ автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск / ТГПУ, 2003. –18с.
15. Пустынникова А.М. Дидактические повторения как средство развития комбинаторных способностей школьников 5–11 классов: автореф. дис. канд. пед. наук. – Томск /ТГПУ, 2004 –19 с.
16. Решотка Ю.Н. Профессиональный имидж как фактор профессиональной компетентности педагога / Инновации в образовании: концепции, проблемы, перспективы (21–22 октября 2015 г.): Материалы II Международной научно-практической конференции. – Томск. – 2016. – С.12-15.
17. Савельева Н.Н. Подготовка будущих бакалавров машиностроения к профессиональнойдеятельности на высокотехнологичных предприятиях /Автореф. дис. канд. пед. наук. – Томск / ТГПУ, 2015. –24 с.
18. Салосина И.В. Формирование профессиональной текстовой компетентности будущихпедагогов в вузе //Автореф. дис. …канд. пед. наук. Томск, 2007. – 22 с.
19. Cоколова И.Ю. Концепция природосообразного и культуросообразного образования, обеспечивающего развитие и сохранение здоровья личности, качество образования // Фундаментальные исследования. – 2013.– № 10-8.– С. 1818 – 1824.
20. Cоколова И.Ю., Грицкевич Н.К.Развитие и сохранение здоровья личности обучающихся в условиях реализации концепции природо- и культуросообразного образования / Вестник ТГПУ: Рубрика: Педагогическая и практическая психология. Выпуск 1 (142) 2014. – С. 45-51..
21. Соколова И.Ю. Насосы, вентиляторы, компрессоры (Нагнетатели): учебное пособие со структурно-логическими схемами. – Томск: Изд ТПУ, 2015. – 110 с.
22. Соколова И.Ю. Педагогическая психология: учебное пособие со структурно-логическими схемами, гриф УМО по ППО. Диплом лауреата Всероссийской выставки учебно-методических изданий, Диплом и золотая медаль международной книжной выставки-ярмарки на ВДНХ. – Томск: Изд-во ТПУ, 2013. – 328с.
23. Соколова И.Ю., Кабанов Г.П. Качество подготовки специалистов в техническомвузе и технологии обучения: учеб. пособие. – Томск. Изд-во ТПУ, 2003.– 203с.
24. Соколова И.Ю., Терехина Л.А. Принципы здоровьесбережения – одно из оснований развития и сохранения здоровья личности в системе образования /Вестник интегративнойпсихологии Ярославль, Москва, 2009. Выпуск 7. С.172 – 174.
25. Степанченко Ю.В. Подготовка педагогов к формированию у школьников естественнонаучного знания на основе биосфероцентрического подхода: автореф. дис… канд. пед. наук. Томск, 2007. – 22 с.
26. Тарбокова Т.В. Дидактическая система активизации познавательнойсамостоятельностистудентов как средство эффективности их математической подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Новокузнецк, 2009. – 23 с.
27. Ульянова Н.В. Формирование экологической культуры школьников 5-11 классов: автореф. дис… канд. пед. наук. Томск, 2007. – 22 с.
28. Фикс Н.П. Теоретическое обоснование и опыт применения автоматизированныйучебно-методического комплекса (на материалах ТОЭ): дис. канд. пед…. наук. – Томск, ТГПУ, 2002. – 163 с.

На основе созданных авторами концепций качества обучения школьников, качества подготовки специалистов [15, 19], концепции природо- и культуросообразного образования [5, 16], принципов здоровьесбережения [23] выявлены психолого-педагогические условия развития личностного потенциала, сохранения здоровья и качества образования подрастающего поколения в здоровьесберегающей образовательной среде систем общего и профессионального образования:

  • активная позиция личности обучающихся, самопознание, способствующее их самовоспитанию, саморазвитию и самореализации, самоактуализации [21, С.125 – 126];
  • обеспечиваемая педагогом эффективность образовательного процесса, его ориентация на учет возрастных особенностей, сензитивных периодов развития психофизиологических функций организма, когнитивных, индивидуальных стилей познавательной деятельности школьников, студентов, одновременное развитие в учебном процессе функций правого и левого полушарий головного мозга учащихся [21];
  • создание творческой образовательной среды [21], где личность активна и ей предоставляется свобода действий, деятельности по освоению внутренней и внешней информации в предметных областях знаний, системах образования, что способствует развитию интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей личности;
  • применение специально-разработанных дидактических, программно-методических средств, проблемных, др. методов, информационных технологий, обучения;
  • организация образовательного процессав соответствии с выявленными и обоснованными принципами здоровьесбережения.

Изменение функций педагога и обучающихся возможно, если педагог создает и применяет такие формы, методы технологии, программно-методические,дидактические, средства обучения,которыеобеспечивают активную самостоятельную познавательнуюдеятельность школьников, студентов –исследовательскую, проектную, творческую.

С позиций системного психолого-педагогического подхода установлено[21,С.125–126], что активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся способствуют:

1) изменение функций участников образовательного процесса, возможно, если педагог не транслятор знаний, а направляющий познавательной деятельности школьников, студентов, а они не пассивные слушатели, а активные преобразователи учебной и внешней информации;

2) наличие мотивации познавательной деятельности (ПД) обучающихся, при ее соответствии склонностям школьников, студентов к определенной предметной или профессиональной сферам деятельности;

3) обобщение педагогом учебной информации, ее структурирование, систематизация представление по дедуктивному принципу в виде схем: информационных, структурно-логических ориентировочной основы действий, классификационных и др.:

4) применение проблемных, активных и интерактивных методов обучения;информационных и ТРИЗ-технологий, обеспечивающих активную самостоятельную познавательную деятельность в малых группах и группах диадах.

Следует подчеркнуть, что 2), 3), 4) пункты активизации ПД обучающихся одновременно являются и условиями эффективности ПД школьников, студентов.

На основании теоретического анализа авторами установлено [21, С.132 –135], что обобщение учебной информации, ее структурирование, систематизация, представление по дедуктивному принципу (от общего к частному) в виде структурно-логических схем (СЛС) способствует активизации психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и познавательной деятельности в целом [21]. Кроме того, выявлено, как влияет обобщение, структурирование, систематизация информации, представление от общего к частному на ее усвоение обладателями разных психофизиологических особенностей (свойств нервной системы, функциональной симметрии-асимметрии полушарий головного мозга), т.к. соответствует:

- лучшему запечатлению (запоминанию) информации личностямис сильной и инертнойнервной системой, т.е. обладателями всех темпераментов;

- особенностям целостного(одномоментного) восприятия информации личностями художественного, смешанного типов и обладателями синтетического мышления:

- лучшему запоминанию информации, представленной в логической последовательности личностями с подвижной и инактивированной нервной системой (холерики, сангвиники), личностями с аналитическим стилем мышления (холерики, меланхолики);

- мыслителям и аналитикам – увидеть целое по его элементам, а художникам и синтетикам помогает анализировать элементы учебной информации на СЛС;

Подчеркнем, что представление учебной информации в виде СЛС способствует:

  • улучшению характеристик и развитию у учащихся психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи;
  • возможности установления школьниками, студентами связей, отношений между понятиями, представлениями, разными темами и разделами изучаемой дисциплины;
  • осуществлению учащимися различных мыслительных операций и приемов интеллектуальной деятельности, развитию мышления и других способностей личности.

Таким образом, крупноблочное представление учебной информации способствует активизации и эффективности познавательной деятельности учащимися разных типов нервной системы и ФСА полушарий головного мозга. В связи с чем учебные пособия, учебники, в т.ч. электронные должны содержать информацию, представленную как в концептуальной (знаковой) форме, так и в виде СЛС, отражающих содержание отдельных тем, модулей, что способствует эффективному формированию обобщенного образа восприятия по соответствующей теме изучаемой дисциплины. Это обеспечивает ее глубокое осмысление, освоение и формирование системного знания [21, С. 184 -186].

На основе анализа особенностей восприятия, переработки информации учащимися с разными доминирующими полюсами когнитивных стилей, сделан вывод о том, что представление учебной информации должно соответствовать доминирующему полюсу когнитивного стиля, а для эффективной переработки информации учащимся следует решать задачи, задания, соответствующие как доминирующему полюсу когнитивного стиля, так и противоположному. Так, рефлексивным необходимо представлять учебную информацию зрительно, импульсивным зрительно и на слух; аналитикам решать задачи как на анализ, так и синтез, а синтетикам–на обобщение информации, ее анализ.

Следует подчеркнуть значение информационных технологий, учебно-методических комплексов (УМК), в т.ч. электронных, для обеспечения эффективности учебного процесса и создания творческой образовательной среды, где школьникам, студентам предоставляется возможность активной самостоятельной познавательной деятельности по освоению соответствующих знаний. Примерами творческих образовательных сред, созданных авторами и аспирантами по дисциплинам являются:

  • «Неорганическая химия» – С.Ю.Андреевой [1];
  • Экология – Н,В, Ульяновой [27];
  • «Математика в школе» – Л.М. Голубевой [4], А.М. Пустынниковой [15];
  • «Литература» в школе – Л.С.Мишениной [11];
  • «Изобразительное искусство» – В.А. Пантиковым [14];
  • «Естествознание» – Ю.В. Степанченко [25];
  • «Математика» в вузе – Гиль Л.Б. [3], Т.В. Тарбоковой [26];
  • «Иностранный язык» в вузе–В.Ю.Зюбановым [8], Т.В.Ивановой [9]; Л.Павленко [13];
  • «Инженерная графика» – М.В. Матвеевой [10];
  • «Информационные технологии в профессиональной деятельности» – Н.Н. Савельевой [17];
  • «Командный менеджмент» – Е.Г. Муругова [12];
  • «Русский язык и культура речи» в вузе – И.В. Салосиной [18].
  • «Насосы, вентиляторы, компрессоры» – И.Ю. Соколовой [21],;
  • «Педагогическая психология» [22] – И.Ю. Соколовой;
  • «Экономика и менеджмент горного производства» – О.В. Богдановой [2];
  • «Теоретические основы электротехники» – Н.П. Фикс [28].

Творческая образовательная среда (рисунок) способствует развитию у студентов, школьников интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей. Среди них особое значение имеют развитие пространственногомышления и доминирование идеалистического и аналитического стилей представления и решения стратегическихпроблем, но при доминировании прагматического и реалистического стилейвозможнорешение только тактических, сиюминутных проблем. Подчеркнем, что творческаяобразовательная среда, способствует развитию сознания, мировоззрения школьников, студентов, помогает реализовывать в учебном процессе, жизнедеятельности принципы здоровьесбережения – следование законам развития природы, мироздания, гармонии с окружающей средой, гармонии телесной, душевной и духовной природы человека.

Взаимосвязи между интеллектуальными способностями и стилями представления и решения проблем по результатам корреляционного анализа

Исследования, педагогический опыт авторов [5, 6, 19, 20, 21,22, 23] и аспирантов свидетельствуют о том, что реализация представленных выше психолого-педагогических условий в учебном процессе по разным дисциплинам способствуют развитию творческих [1,4.11,14,15], интеллектуальных [4,15] и др. [25,27] способностейшкольников; активизации и эффективности [2,8,9,10,24] познавательной деятельности, развитию интеллектуальных[2,3,17,21,22], профессиональных[2,10,12,17,21,22,28] способностей, компетентностей [13,18] студентов. В целом результаты проведенных исследований подтвердили значимость реализации принципов природо- и культуросообразного образования и здоровьесбережения, соответствующих им психолого-педагогических условийдля развития личностного потенциала, сохранения здоровья и качества образования школьников, подготовки специалистов в общем и профессиональном образовании.


Библиографическая ссылка

Соколова И.Ю., Грицкевич Н.К. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА, СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24836 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674