Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОПТИМИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПОТРЕБНОСТИ В СЕМЬЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ НАРОДОВ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ

Гочияева Т.У. 1
1 Международный открытый колледж современного управления им. М.М. Абрекова
Статья посвящена одной из актуальных проблем современной этнопедагогики – сохранению семейных ценностей как основы улучшения демографической ситуации. В исследовании отмечено, что в формировании семейных ценностей и качеств семьянина важное место занимает образовательно-воспитательный процесс в средней общеобразовательной школе, его аксиологическая направленность на ценности семьи и брака, который необходимо корректировать с учётом мониторинга сформированности готовности старшеклассников к семейной жизни, особенностей семейного воспитания. С этой целью приведены разработанные нами педагогические условия формирования семейных ценностей и потребности в семье на основе этнопедагогики народов Карачаево-Черкесии и ряд методических рекомендаций для учителей и родителей. В статье отмечено, что оптимизации этого процесса способствует активное взаимодействие семьи и школы.
методические рекомендации
педагогические условия
потребность в семье
семейные ценности
этнопедагогические идеи
этнопедагогика
1. Гочияева Т.У., Койчуева А.С. Приобщение к семейным ценностям народов Карачаево-Черкесии как основа формирования потребности молодёжи в семейной жизни // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12345.
2. Кущетерова Ф.Т. Проблема воспитания семьянина в этнопедагогике карачаевцев: дис. ... канд. пед. наук. – Ставрополь, 1996. – С. 185.
3. Магомедов А.А. Семья как социокультурная ценность //Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания. – Ставрополь, 2000. – С. 149-154.
4. Семина Марина Викторовна. Педагогические условия развития личностной готовности студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям в образовательном процессе вуза : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Чита, 2002. – 184 c.
5. Шаманов И.М. Свадебные обряды карачаевцев // Свадебная обрядность народов Карачаево-Черкесии: традиционное и новое. – Черкесск, 1988. – С. 25-68.

Демографическая ситуация в современной России остро ставит вопрос о необходимости возрождения значимости семьи как важнейшего социального института, в котором педагогике отводится важное место. Для современной педагогики характерным является взгляд на семью как на высшую общественно и личностно значимую ценность, при котором на первый план выдвигаются морально-этические качества партнеров, что отражает гуманизацию семейных взаимоотношений. Вместе с тем в силу того, что усложняется система функционирования семьи как социального института, из-за морально-этических и материальных проблем обостряется проблема удовлетворенности браком. Уровень личностной зрелости вступающих в брак, их способность к саморазвитию и самосовершенствованию определяют стабильность семьи, превентивную успешность брака [4,с.5].

Все указанные обстоятельства указывают на то, что необходим комплекс мер для формирования позитивного отношения к семейной жизни, в котором своё достойное место должно занять образование. Насущной потребностью в настоящее время становится систематизация направлений образовательной политики, нацеленных на мотивацию к созданию и сохранению семьи, на основе мониторинга с учетом соответствующих социально-демографических особенностей и ценностей семьи и брака, отражённых в этнической культуре многонациональной семьи народов России.

Актуальность нашей работы состоит в том, что она направлена на оптимизацию семейных ценностей народов, населяющих Карачаево-Черкесию, необходимость чего возникла в период, когда многочисленные социально-экономические проблемы семьи заставляют общество менять приоритеты проведения семейной политики. В этой непростой работе важное место занимает образовательно-воспитательный процесс в средней общеобразовательной школе, его аксиологическая направленность на ценности семьи и брака, который необходимо корректировать с учётом мониторинга сформированности готовности старшеклассников к семейной жизни, особенностей семейного воспитания.

В последнее время появился ряд психолого-педагогических исследований на материале Карачаево-Черкесии (И.А. Арабов, М.Ю. Айбазова, Ф.В. Абаева, Х.Х-М. Батчаева, Р.И. Байчорова, Б.М. Борлакова, Ф.Т. Кущетерова, Г.Ю. Нагорная, К.Б. Семёнов и др.), в которых проанализирован богатый аксиологический потенциал народной педагогики, пути использования этнопедагогического опыта и этнокультурных традиций воспитания в практике современной семьи и школы [1].

Однако анализ имеющихся исследований показал, что в педагогической науке ещё не подверглась специальному анализу проблема формирования семейных ценностей и потребности в семье у старшеклассников, не рассматривается специфика данной работы в исследуемом аспекте, а на практике почти не уделяется внимание созданию условий, способствующих формированию у старшеклассников семейных ценностей, потребности в создании семьи и воспитании детей в современной социально-педагогической ситуации, несмотря на то, что потребность в этом становится всё более очевидной [1;2;3]. Исходя из возрастающей актуальности, теоретической и практической значимости, недостаточной разработанности проблемы подготовки школьной молодёжи к семейной жизни в условиях был сделан выбор темы исследования «Формирование семейных ценностей и потребности в семье у старшеклассников (на материале Карачаево-Черкесии)».

В качестве конкретных методологических принципов исследования были избраны единство биологического и социального; формирование личности в конкретной социокультурной среде в процессе ее деятельности и общения; единство аксиологического и личностно-деятельностного подходов.

Методологической основой также явились идеи личностно ориентированного, аксиологического, этнопедагогического, культурологического подходов, обеспечивающие гуманистическую основу образовательного процесса в современном обществе, а также идеи воспитания будущего семьянина как один из аспектов социального формирования личности, рассмотренные в работах философов, социологов, демографов И.В. Бестужева-Лады, И.С. Кона, В.И. Переведенцева, Н.Я. Соловьева, В.А. Сысенко, А.Г. Харчева и др.; семью как неотъемлемую часть культуры представляли в своих трудах В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев,    В.В. Розанов, Л.Н. Толстой, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков.

Этнорегиональные особенности воспитания семьянина на основе этнической культуры и традиционных национальных ценностей   получили своё развитие в работах Б.М. Алимова, И.А. Арабова,   Ш.А. Арсалиева, Ю.Н. Асанова Р.И. Байчоровой, В.М. Батчаева, Б.Х. Бгажнокова, Б.М. Борлаковой, К.И. Бузарова, С.Ш. Гаджиева,   Л.А.   Гусейнова, К.С.   Дзагкоева, Х.В. Дзуцева, С.А. Егизарьянц, В.М. Зумакулова, И.Х. Калмыков, Б.А. Калоева, И.Дж. Канукова, С.С. Киржинова,   А.А. Магомедова, Р.А. Мамхеговой, М.А. Меретукова, А.И. Мусукаева, Ю.Н. Намитокова, Ш.А. Мирзоева, Я.С. Смирнова, Л.Х. Тедеева, Я.В. Чеснова, З.Б. Цаллаговой, И.М. Шаманов, которые в научных работах регионального уровня не полностью изучены, а если некоторые вопросы затрагиваются, то только в историко-педагогическом плане.

На основе теоретического анализа научной литературы нами были определены педагогические условия формирования семейных ценностей и потребности в семье на основе этнопедагогики народов Карачаево-Черкесии и разработана модель этого процесса.

Педагогическими условиями формирования семейных ценностей и развития потребности в семейной жизни   в образовательном процессе школы являются гуманизация и субъектная направленность учебной и внеучебной деятельности старшеклассников и преподавателей, интеграция содержания образования, вариативность и интенсификация методов и форм обучения и воспитания, реализуемые посредством   введения в образовательное пространство школы ведущих этнопедагогических идей народов Карачаево-Черкесии (приоритет семьи и семейных ценностей; взаимоуважение и взаимовыручка членов семьи, геронтотимия; нравственные идеалы; помощь и покровительство младшим; эмпатия и сострадание; морально-нравственные требования и др.) на основе личностно ориентированного обучения, основанного на взаимосотрудничестве учителей и учеников,   фасилитации учителями процесса развития потребности в семейной жизни   путём повышения продуктивности учебно-воспитательного процесса в формировании семейных ценностей.

Согласно задачам исследования во всех экспериментальных школах была реализована Программа формирования семейных ценностей и потребности в семье у старшеклассников «Семья и семейные ценности» (в центре которой – спецкурс «Семейные ценности народов Карачаево-Черкесии»), основная цель спецкурса – организовать сотрудничество педагогов, учащихся и родителей для оптимизации воспитания подрастающего поколения на основе этнических ценностей, формирования семейных ценностей и потребности в семье у старшеклассников. Для оптимизации вышеуказанного процесса нами была разработана   программа повышения этнопедагогической и профессиональной подготовки педагогов школ Карачаево-Черкесии как условие успешного формирования семейных ценностей и потребности в семье у старшеклассников, родительского всеобуча и модель приобщения к семейным ценностями и формирования потребности в семейной жизни у старшеклассников на основе культурно-исторического опыта народов Карачаево-Черкесии.

Реализация опытно-экспериментальной работы, внедрение курса «Семейные ценности народов Карачаево-Черкесии» предполагали активное информирование и просвещение старшеклассников в вопросах готовности к семейной жизни, развития потребности в семье, развития института семьи.

В ходе подготовки к опытно-экспериментальной работе мы пришли к выводу, что формы работы с детьми должны быть разнообразными: лекция, деловая игра, круглый стол, практикум, обмен мнением, дискуссия. Педагоги должны чаще использовать и новые формы проведения всеобуча родителей, такие как тренинг, организационно-деятельностная игра.

Общеизвестно, что формирование семейных ценностей должно начинаться ещё в детстве. Под этим направлением воспитательной работы нами понимается целенаправленный образовательно-воспитательный процесс, направленный как на общество в целом, так и на семью и молодое поколение, целью которого является воспитание позитивных установок на семью и брак на основе традиционных семейных ценностей народов республики, подготовку к вступлению в брак и решению проблем молодой семьи. Подготовка молодежи к семье – это такая же важная проблема, что и подготовка к жизни в целом, профессиональной деятельности, адаптации к жизни в обществе.

На основе полученных результатов повышения уровня подготовки учителей к ценностно ориентированной работе нами были разработаны методические рекомендации по повышению эффективности формирования семейных ценностей и   потребности в семейной жизни. Для оптимизации этого процесса нами предложены следующие условия, направления учебно-воспитательной работы и методические рекомендации:

- знание и учёт возрастных, индивидуально-психологических, характерологических особенностей развития учащихся, в соответствии с чем осуществлялась разработка и реализация в плане учебно-воспитательной работы программы по формированию семейных ценностей и потребности в семейной жизни и др.;

- способность педагогического коллектива создать обстановку сотрудничества, доверия и доброжелательности, находить индивидуальный подход к каждому ученику в пропаганде семейных ценностей;

- формировать позитивное отношение к семье и семейной жизни на основе гуманистических этнокультурных ценностей народов Карачаево-Черкесии, воспитывать умение создавать благоприятную дружескую атмосферу, отношения взаимопомощи, взаимовыручки в семье;

- проводить целенаправленную педагогическую работу по нравственному просвещению (нравственные беседы, уроки этики, круглые столы и т.д.), направленные на коррекцию поведения в семье согласно половозрастным особенностям; формировать этнокультурные стереотипы поведения согласно моральным требованиям народа, формировать моральные устои молодёжи на основе этнопедагогического, культурологического, фамилистического и аксиологического подходов;

- ввести апробированные в ходе опытно-экспериментальной работы спецкурс и педагогическую технологию, состоящую из целевой, методологической, диагностической, содержательной и оценочно-результативной частей. Она должна включать в себя:

-организацию и проведение в школе при активном содействии родителей «Недели семьи» и «Недели этнического этикета», а также организацию лектория для родителей по темам «Ценности национальной семьи и семейного воспитания», «Этические основы семьи и семейной жизни»;          

-проведение различных мероприятий с обучающимися – диспутов «Нужна ли современному человеку семья?», дискуссий по приобщению к ценностям семьи и формированию потребности в семье и семейной жизни, лекций, тренингов, «круглого стола» с участием всех субъектов педагогического процесса по проблематике семейного воспитания;

-проведение совместных с родителями и учителями досугово-развлекательных игр, мероприятий, основанных на традициях культуры народов Карачаево-Черкесии;

-участие в различных тематических конкурсах «Семейные ценности как основа продолжения жизни», праздник «Славим Мать как основу жизни», плакатов, рисунков и фотографий, посвящённых родителям и старшим членам семьи «Родительский дом - начало начал»;

- активно использовать в педагогической работе метод ситуаций-проб и проектную деятельность, способствующих успешному формированию потребности в семье и приобщению к ценностям семьи;

- демонстрировать, разъяснять, закреплять позитивные образцы поведения в семье (личный пример, художественная литература, пример лучших семейных пар и т.д.);

- помимо игровых, использовать рациональные средства анализа ситуаций семейных проблем, моделировать и разбирать с учащимися различные случаи конфликтов с родителями, искать способы их конструктивного разрешения;

- развивать социальную активность, инициативность у воспитанников, вовлекая их во внеурочную деятельность творческого, познавательного и трудового характера (с предоставлением возможности самостоятельного выбора), в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала в составлении генеалогического древа «Мой древний род – гордость моя»;

- приобщать воспитанников к общественно полезной деятельности и школьным традициям, участие в семейных посиделках вязальщиц, шитья золотом, организованных праздниках этнокультур народов КЧР, в социальных акциях, этнокультурных творческих проектах, конкурсах, марафонах и праздниках;

- постоянно отслеживать эффективность педагогического, воспитательного воздействия на каждого учеников (мониторинг изменений потребности в семье, уровень приобщения к семейным ценностям и др.).

Опытно-экспериментальная работа по формированию потребности в семейной жизни состояла из констатирующего и формирующего экспериментов, которые проходили в школах, участвующих в эксперименте.

Изучение состояния проблемы формирования семейных ценностей и потребности в семье в философской и психолого-педагогической литературе и изучение эмпирических данных показало, что за последние тридцать лет этот показатель в России значительно снизился. Причиной этого является неудовлетворённость социально-экономическим положением семьи, низкий статус родительства, восприятие семейной жизни как альтернативы карьерного роста и выбор в пользу последнего, отход от национальных традиций в строительстве семьи и др. Спецкурс «Семейные ценности народов Карачаево-Черкесии» ставил целью ознакомление учащихся с особенностями семейной культуры горцев Северного Кавказа как основы поведения в семье, их отображении в произведениях писателей и поэтов Карачаево-Черкесии. Также в ходе реализации спецкурса обозначены следующие целевые установки: формирование нравственного идеала семьи средствами этнической культуры народов Карачаево-Черкесии; формирование оценочных суждений о роли семейных национальных ценностей; формирование личностного отношения к национальным семейным ценностям; формирование поведенческого компонента на основе национальных семейных ценностей и содержательных элементов религиозных праздников, свадебных традициях [5], формирование потребности в семье под влиянием социальных институтов горцев Карачаево-Черкесии и Северного Кавказа [3]. Этому способствовало содержательное наполнение каждого узла модуля спецкурса «Семейные ценности народов Карачаево-Черкесии»:

Предметно-образный узел и понятийно-мировоззренческий узел дают понятия и расширяют границы познания в области в аксиологии семьи, а третий узел (деятельностный) указывает на виды деятельности, направленные на освоение семейных ценностей молодежью, формирование потребности в семье на основе этнокультуры народов Карачаево-Черкесии, их ведущих этнопедагогических идей. Основой деятельностного подхода является работа обучающихся в ходе введения в учебно-воспитательный процесс спецкурса «Семейные ценности народов Карачаево-Черкесии» и педагогической технологии «Семейные ценности народов Карачаево-Черкесии как основа создания жизнеспособной семьи». Важным условием является организация в школе единого этнокультурного образовательного пространства для введения старшеклассников в активный, познавательно-деятельностный процесс освоения сущности национальной культуры как основы семейных ценностей и потребности в семье, что осуществляется при введении спецкурса и педагогической технологии.

Содержание первого блока – сущность семейных ценностей – обучающиеся постигают в ходе учебно-познавательной, коммуникативной, науковедческой деятельности, направленной на полевую работу, сбор информации о семейных ценностях, их развитии, в результате составления эссе и описания лучших семейных традиций. Этот блок связан со вторым, изучающим генезис и развитие семейных ценностей. Изучение ценностных оснований поведения в семье и быту проходит через введение этнокультурного материала в учебно-познавательную деятельность, кружковой работе, через коммуникативную, культурологическую деятельность, которая направлена на усвоение социальных ролей, обрядов, обычаев. Очень важной является деятельность школы по организации ролевых игр, Праздников семьи, Дней матери, отца, бабушек, дедушек, тематических вечеров. Вся опытно-экспериментальная работа проводилась при мониторинге изменений в мотивационно-потребностной и деятельностной сфере старшеклассников. Особую значимость имело применение новой педагогической технологии «Семейные ценности народов Карачаево-Черкесии как основа создания жизнеспособной семьи», в содержательный компонент которой помещён   этнокультурный материал о ценностях семьи, о семье и браке, государственной поддержке многодетных семей, социальных гарантиях для членов семьи, который позволит сформировать позитивное отношение к семейной жизни.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что процесс формирования потребности в семейных ценностях и семье у старшеклассников в условиях школы должен протекать при участии родителей, которые обеспечивают наряду с педагогами трансляцию ценностей и этнопедагогических идей, приобщают к лучшим морально-этическим традициям народа, ведущим к созданию жизнеспособной семьи. В силу особой сензитивности для развития и актуализации потребности в семейной жизни детей старшего подросткового возраста необходимо целенаправленное воздействие на интеллектуальную, чувственно-волевую и мотивационную сферы личности с целью приобщения к семейным ценностям, стимулирование позитивного отношения к созданию семьи. Формирующий эксперимент показал, что при применении такого воздействия значительно увеличивается мотивация к созданию семьи, потребность в ней, ориентация на ценности семьи и семейной жизни (по итогам опытно-экспериментальной работы эти данные увеличились с 10,46 % до 23,46 %) в общем объеме выборки обследуемых


Библиографическая ссылка

Гочияева Т.У. ОПТИМИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПОТРЕБНОСТИ В СЕМЬЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ НАРОДОВ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24875 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674