Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ПРИРОДОЙ И СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ

Несговорова Н.П. 1 Савельев В.Г. 1 Богданова Е.П. 1 Иванцова Г.В. 1
1 ФГБОУ ВПО Курганский государственный университет
Человека могут преследовать различного характера опасности как антропогенного, так и природного происхождения глобального, регионального и локального уровня. Для выстраивания бесконфликтных отношений человека с природой нужна специальная подготовка каждого члена общества к таким отношениям. Под культурой экологической безопасности следует понимать такой способ взаимосвязи между людьми и окружающей природой, который направлен на устранение и минимизацию экологических рисков, опасностей и угроз, возникающих в различных социально-экологических ситуациях. Отношение людей к той или иной опасности определяется тем, насколько хорошо она им знакома. Анализ предметных компетенций ФГОС начальной школы показывает, что содержательной основы для формирования установки на безопасный образ жизни в стандарте не прописано четко. Во ФГОС ОО предусмотрена подготовка к организации безопасной деятельности в природе при отсутствии предмета «экология» в учебном плане. Не готовы и педагоги к формированию культуры экологической безопасности у детей.
экологические риски
культура экологической безопасности
условия формирования культуры экологической безопасности.
1. Несговорова Н.П. Савельев В.Г., Иванцова Г.В., Богданова Е.П., Недюрмагомедов Г.Г. Формирование культуры экологической безопасности: содержательно-методический аспект // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1.; URL: http://www.science-education.ru/115-11995 (дата обращения 11.05.2016).
2. Несговорова Н.П. Культура экологической безопасности как фактор взаимоотношении и насущная задача образования [Текст] / Н.П. Несговорова, В.Г. Савельев // Евразийский союз ученых. – 2014. – № 4. – Ч. 9. – С. 79-81
3. О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития. URL: http://www.referent.ru/1/3897 (дата обращения 23.04.16).
4. Осипов В.И. Природные катастрофы как глобальные и национальные угрозы [Текст] / В.И. Осипов // Управление риском. – 2003. – № 3. – С.2-13.
5. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения 24.04.2016).
6. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации». URL: http://www.seu.ru/documents/doctrine/index.htm (дата обращения 17.03.2016).
7. Стратегия социально-экономического развития региона Курганской области до 2020 года. – Курган; Москва. – 2008.
8. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/195521 (дата обращения 03.02.2016).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения 15.05.2014).
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования URL: http://минобрнауки.рф. (дата обращения 15.05.2014).
11. UNFCCC (2005) Caring for Climate: A guide to the Climate Change Convention and the Kyoto Protocol (revised 2005 edition). URL: http://unfccc.int/resource/docs/publications/caring_en.pdf (дата обращения 13.05.2016).

Человечество существует уже достаточно долго, однако понимание того, что мы тоже являемся частью природы, не сформирована у членов общества. Человек обитает в социо-природной среде, в которой встречается с различного рода опасностями как социального, так и природного характера.

К опасностям естественного характера относят: геологические факторы и катастрофы (землетрясения, извержения вулканов, оползни и сели и т. п.); климатические явления (засухи, бури, тайфуны, цунами); иные природные бедствия (нашествия саранчи, волны массовой миграции грызунов и пр.).

К опасностям антропогенного характера относят: радиационную опасность, опасность от использования загрязненной или недостаточно обогащенной необходимыми элементами питьевой воды, эпидемиологическую опасность, зависящую как от загрязнения воды и почвы бытовыми стоками, так и от географического распространения возбудителей заболеваний и пр.[4].

Нас окружают опасности глобального, регионального и локального уровня. К глобальным опасностям относятся: изменение климата (озоновые «дыры», парниковый эффект), загрязнение мирового океана, эрозия почв и др. К региональным опасностям можно отнести аварии на: предприятиях, автодорогах, железной дороге, профессиональную деятельность, связанную с различными опасностями (полицейского, пожарного, шахтера и др.), к факторам локального уровня относят курение, употребление спиртных напитков, прививки, плавание и др. Сохранение природы и выживание в ней возможно в том случае, если учитывать законы ее развития, с одной стороны, уметь их использовать в собственной жизнедеятельности. Для того чтобы выстроить бесконфликтные отношения человека с природой, не достаточно знаний ее закономерностей, нужна специальная подготовка каждого члена общества к таким отношениям. Осознанию того, что человек не венец природы, а ее часть, не способствуют даже ряд трагедий в природных условиях, последняя из которых произошла в Карелии.

Подготовка к сложным взаимоотношениям с природой будет способствовать пониманию того, что каждый из нас является ее частью, что от деятельности каждого зависит безопасность как самого человека, общества, так и природы. Ведь безопасность как процесс – это защита от опасностей. Следовательно, защита самого себя в природе – это защита от экологических опасностей, экологическая безопасность [1].

В целях собственного выживания в социо-природной среде, в которой в комплексе действуют глобальные, региональные и локальные опасности, каждый житель планеты должен быть человеком, обладающим культурой экологической безопасности, способным не только заботиться о себе, но и обеспечивать безопасное развитие общества и природы.

Что же понимать под культурой экологической безопасности? На основе анализа существующих определений нами выдвинуто предположение, что под культурой экологической безопасности следует понимать такой способ взаимосвязи между людьми и окружающей природой, который направлен на устранение и минимизацию экологических рисков, опасностей и угроз, возникающих в различных социально-экологических ситуациях [2]. Он характеризует качественное состояние общества, обладающего совокупностью материальных и духовных ценностей, норм, правил поведения, с их традициями, обычаями, как определенный уровень образованности. Результатом образования служит создание условий, при которых и общество и природа являются защищенными, им не угрожают опасности, которые ставили бы под угрозу их существование в настоящем и будущем [1].

На данный момент имеет место низкий уровень сформированности культуры экологической безопасности населения при высокой социальной потребности в ней в современном мире, в котором опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью.

Многие легко мирятся с факторами, связанными с большим риском для жизни и здоровья, такими, например, как курение или езда на автомобиле. При этом вероятность погибнуть в автомобильной катастрофе в пять раз, а вероятность преждевременной смерти из-за курения (при выкуривании 20 сигарет в день) более чем в 100 раз превышает вероятность умереть от рака вследствие облучения. Многие охотно идут на большой риск ради развлечений, полагая, что удовольствие, которое они получают от прыжков с «тарзанки» в воду или на лыжах с трамплина, было бы менее полным без привкуса опасности. И курение, и езда на автомобиле принадлежат именно к этой категории добровольного риска, что является одной из причин, почему масса людей находит эти виды риска вполне приемлемыми. Люди боятся катастроф и катаклизмов, даже если они случаются очень редко, больше, чем мелких опасностей, как бы ни были они распространены. Отношение людей к той или иной опасности определяется тем, насколько хорошо она им знакома [11].

Рис. 1. Распределение факторов глобального риска

Ряд 1 – значимые; ряд 2 – менее значимые; ряд 3 – не значимые

Результаты обследования населения Кургана и Курганской области по ранжированию экологических опасностей (по списку – 45 факторов) следующие. У студентов первого и выпускного курсов вуза явно выражено предпочтение факторам глобального экологического риска. Правильно выделена группа значимых факторов. В то же время в группу мало значимых и незначимых факторов попали такие факторы, как эрозия почвы, извержения вулканов, землетрясения, цунами, СПИД как биологическое загрязнение. Что подтверждает первую часть одного из ведущих принципов экологического образования «Думай глобально….». Этому их научили сначала в школе, а затем и в вузе (рис.1). Что касается работающего населения, то для них глобальные факторы имеют гораздо меньшее значение в жизни. Большая часть предлагаемых факторов отнесены в менее значимые и незначимые.

Рис. 2. Распределение факторов регионального риска

ряд 1 – значимые; ряд 2 – менее значимые; ряд 3 – не значимые

Факторы регионального риска по значимости в целом по выборке не выходят за 35 % барьер. Они практически у всех респондентов менее значимы, либо не значимы вообще (рис. 2). Эти факторы, скорее всего, остались за рамками школьного образования, мало изучались они и в вузе на первом курсе. Значимость данной группы факторов растет у студентов второго курса, вероятнее всего, им уже пришлось столкнуться с ними при обучении. Для работающего населения, имеющего более близкое отношение к факторам регионального риска, данная группа факторов более значима. К незначимым здесь отнесено не более 20 % перечисленных факторов. Среди них, как правило, отмечаются факторы, с которыми человек не сталкивался: мотоциклы, сельхозтехника, тушение пожаров, работа в полиции и др.

Рис. 3. Распределение факторов локального риска

ряд 1 – значимые; ряд 2 – менее значимые; ряд 3 – не значимые

Что касается факторов локального риска, то они очень значимы для работающего населения региона. Для них характерно подчеркивание значимости локальных факторов. Возможно, в первом случае это связано с «примеркой» их действия на себя, либо с уже имеющимся опытом испытания их действия на себе, своих близких, знакомых. Здесь действует вторая часть принципа «…действуй локально». А учащаяся молодежь в лучшем случае выделяет из этой группы часть факторов (32-35%), а остальные не считаются значимыми (рис. 3).

Факторы локального риска, касающиеся жизни конкретного человека, являются не значимыми или менее значимыми для большинства студентов 1–3 курсов. Данное положение можно каким-то образом объяснить психологическим феноменом, суть которого состоит в том, что не наступившее сейчас событие любым индивидом воспринимается как «возможно никогда не наступившее в будущем», как прошедшее мимо данного человека и затронувшее его сейчас и, с большой долей вероятности, в будущем. Может быть, если бы у молодого поколения была сформирована ответственность за собственную жизнь, то не случались бы трагедии, подобные Карельской.

В целом, опрос различных категорий населения Курганской области показал, что высокую значимость экологических факторов отмечают лишь 40 % взрослого населения, чуть ниже она у выпускников вуза (35 %). Все остальное молодое поколение не серьезно относится к значимости экологического фактора в их организации жизнедеятельности. В чем причина? В отсутствии опыта, или это особенности психики молодежи? И то, и другое может поставить их на грань конфликта с природой, грань риска, в том числе, и собственной жизнью и жизнью других.

Другим аспектом экологической безопасности является контакт с природой, в который вступают большинство членов общества в разных ситуациях, однако такие взаимоотношения складываются чаще всего во время отдыха на природе. Изменение и ухудшение природных условий связано как с отклонениями поведения отдыхающих от норм безопасности (рубка деревьев и кустарников, неосторожное обращение с огнем при разжигании костров и др.), так и с несоблюдением норм при проектировании, строительстве и эксплуатации, в том числе рекреационных зон. Увеличение потока отдыхающих часто приводит к чрезмерным нагрузкам на природные и культурные комплексы, к изменению или даже ухудшению их рекреационных качеств. Проблемы безопасного поведения и охраны среды в местах отдыха и туризма многоплановые, в их решении должны принимать участие как организаторы отдыха, так и проектировщики, строители, педагоги.

В федеральных государственных образовательных стандартах всех ступеней школьного образования указывается на необходимость подготовки обучающихся к безопасной жизнедеятельности. В начальной школе в личностных компетенциях прописано формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни [9]. Однако содержательной основы для формирования установки на безопасный образ жизни в стандарте не прописано четко. Данную личностную компетенцию можно формировать на двух предметах: окружающий мир и физическая культура. В рамках окружающего мира должна быть реализована предметная компетенция, нацеленная на осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. На занятиях физической культуры сформировать умения организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.) [9].

Следовательно, в начальной школе создаются условия для элементарной подготовки к безопасной жизнедеятельности и отсутствует подготовка к организации экологически безопасной деятельности. Эту подготовку необходимо вводить в учебный план начальной школы и осуществлять совместно с родителями для того, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности, безопасности окружающих, безопасной деятельности в природе, воспитывать готовность к обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Особенно такая подготовка актуальна для всех школьников перед отдыхом в летних оздоровительных лагерях.

В 9 классе в рамках курса «безопасность жизнедеятельности» педагогам рекомендуется сформировать у школьников владение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания. Казалось бы, подготовка обучающихся к реализации этой компетенции может способствовать организации безопасной деятельности в природе. Однако для этого необходимо овладение основами экологии с целью проектирования деятельности в природе. В то время как предмета «экология» образовательный стандарт не предусматривает. ФГОС ООО предусматривает экологизацию дисциплин естественнонаучного цикла: физики, химии, биологии и дисциплины общенаучного цикла – географии.

Анализ требований к содержанию дисциплин ЕН позволяет сделать вывод о том, что оно экологизировано в различной степени. Выявлено, что 50 % требований к содержанию физики являются экологизированными, среди них следует выделить осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф; формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов, загрязнении окружающей среды [10]. Для дисциплины «химия» выделено 2 экологизированных требования к содержанию химического образования: это формирование умения анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды; формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф [10]. В биологии все содержание является экологизированным. К биологическим результатам отнесено проведение экологического мониторинга в окружающей среде, однако данный результат является комплексным и его не корректно относить только к биологическому. Включен в биологические результаты динамический, чисто экологический показатель – изменение экологического качества среды. Предложен и такой результат, как формирование экологической грамотности (приведены при этом большей частью экологические механизмы регулирования отношений с природой). Напрашивается закономерный вопрос, а почему не биологической грамотности, так как результат-то должен быть биологическим. Возникает не ясность, что это – «экологизированная биология» или «биологизированная экология»?

Анализ требований содержания географии позволяет сделать вывод о том, что оно экологизировано более чем на 60 %. Следует назвать следующие экологизированные требования: формирование умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде; формирование представлений об экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах и др.

Результаты анализа содержания требований ФГОС вызвали интерес – насколько готовы учителя естественнонаучного цикла к реализации экологизированного содержания и подготовки школьников к экологически безопасной жизнедеятельности?

Анализ ответов педагогов на тестовые задания в области экологии, экологизации содержания различных предметов, экологических опасностей, рисков и безопасной жизнедеятельности позволяет сделать вывод о том, что только 50 % педагогов выполняет половину заданий и только 8 % могут выполнить более 60 % таких заданий.

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель, согласно ФГОС, должен владеть знаниями основных разделов экологии, быть готовым к решению жизненно важных проблем, избеганию различного рода опасностей и т.д. В то же время большинство педагогов достаточно хорошо владеют знаниями из общей экологии и экологии организмов, а вот знаниями из охраны окружающей среды, прикладной экологии педагоги владеют не достаточно хорошо (рис. 4).

Рис. 4. Освоенность экологического содержания педагогами

Сопоставление уровня знаний педагогов по разделам экологии с уровнем сформированности умений детей в рамках данных разделов позволяет констатировать то, что более 70 % педагогов владеют знаниями в рамках общей экологии, а обучить данному содержанию детей и сформировать у них умения экодеятельности могут только 25 % учителей. Следовательно, педагоги не готовы к новому виду деятельности (рис. 5).

Рис. 5. Сформированность экологических умений у школьников

В целом, педагоги не могут организовать свою деятельность в природе, не владеют методикой проектирования деятельности по охране окружающей среды, не могут предложить комплекс мероприятий по ее охране, они не могут организовать деятельность обучающихся в природе.

Выводы. Результаты проведенного исследования указывают на низкий уровень подготовки самих педагогов к формированию экологически безопасной жизнедеятельности школьников. Следовательно, и школьники не готовы к такой деятельности. В то время как на уровне государства приняты следующие нормативные документы: в 2009 году «Стратегия национальной безопасности до 2020 года», в 2012 г. президентом страны утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года», а в 2013 году «Концепция общественной безопасности». В последнем документе среди основных задач в области обеспечения национальной безопасности выделяется предотвращение техногенных кризисов, обеспечение экологической безопасности России.


Библиографическая ссылка

Несговорова Н.П., Савельев В.Г., Богданова Е.П., Иванцова Г.В. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ПРИРОДОЙ И СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24927 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674