Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНТЕНТ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лёвкина Е.В. 1 Миронычева В.Ф. 1 Кузина И.В. 1
1 ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского", Арзамасский филиал
В статье речь идёт об организации и проведении практик бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», на основе проекта «Практика в системе профессионального образования и личностного роста будущего специалиста». Рассматривается научно-методический контент практики бакалавров в условиях модернизации педагогического образования, позволяющий студенту реализовывать программу практики, результаты которой отражаются в технологической карте его личностного роста. Описаны цель и задачи «Портфолио профессиональных достижений», который позволяет накопить и сохранить документальное подтверждение индивидуальных образовательных и профессиональных достижений студента в процессе освоения программы практики на весь период обучения. Представлен конкурс «Наша новая школа», способствующий формированию у студентов положительного отношения к педагогической профессии, использованию их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных педагогических проблем.
практика бакалавров
компетентностный подход
научно-методический конвент
портфолио профессиональных достижений
технологическая карта
индивидуальный образовательный маршрут
1. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы». – URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82% D1%8B/3071 (дата обращения: 11.07.2016 г.).
2. Государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162191/ (дата обращения: 11.07.2016).
3. Концепция поддержки развития педагогического образования. – URL: http://Минобрнауки.рф/пресс-центр/3875 (дата обращения: 11.07.2016).
4. Лёвкина Е.В., Миронычева В.Ф., Кузина И.В. Практико-ориентированное обучение будущих педагогов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 11-3. – С. 457-459.
5. Лёвкина Е.В. Наша новая школа. Идеи молодых. – URL: http://poisknn.ru/articles/nasha_novaya_shkola.
6. Практика в системе профессионального образования и личностного роста студента-бакалавра. Выпуск 4 : учебно-методическое пособие / Е.В. Лёвкина, Е.С. Иванцова, И.В. Кузина, В.Ф. Миронычева, Н.В. Федосеева; Арзамасский филиал ННГУ. – Арзамас : АФ ННГУ, 2015. – 106 с.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. – URL: http:// council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения: 11.07.2016).

Вопросы повышения профессионального уровня педагогических работников образовательных организаций в настоящее время находятся в русле острейшей дискуссии. Это связано, прежде всего, с обсуждением Концепции поддержки развития педагогического образования [3]. Ведущие вузы РФ обсуждают собственные пути решения одной из важнейших проблем, понимая, что модернизация педагогического образования заключается, прежде всего, в обеспечении подготовки педагогических кадров в соответствии с Профессиональным стандартом педагога и Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

Цель исследования. В Арзамасском филиале ННГУ на основе принятых федеральных программно-целевых документов (Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и др.) одним из приоритетных направлений подготовки будущего педагога является создание условий для повышения профессиональных компетенций, необходимых для осуществления деятельности в качестве педагога [1; 2; 7]. Речь идёт об организации и проведении практик бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование».

Материал и методы исследования. Нами разработан проект «Практика в системе профессионального образования и личностного роста будущего специалиста», цель которого – создание условий для эффективной подготовки педагогических кадров, соответствующих запросам регионального рынка труда [6]. Следует отметить, что выпускники филиала работают в образовательном пространстве Нижегородской области и удовлетворяют потребности её экономической сферы в квалифицированных кадрах. Постоянно осуществляющийся мониторинг работодателей позволяет утверждать, что они в целом удовлетворены качеством подготовки молодых специалистов (наличие обсуждаемых в социуме проблем, связанных с необходимостью качественных изменений в самой системе подготовки педагога, не отрицается). В настоящее время филиалом заключено более 1000 договоров на проведение практик студентов, работает система целевых договоров, на основе компетентностного подхода разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты для студентов-практикантов, подкреплённые нормативно-правовым обеспечением практик. Мониторинг состояния педагогического образования Нижегородской области позволил построить вектор развития системы практической подготовки педагогических кадров на основе традиционных и инновационных форм взаимодействия всех участников образовательного процесса. К руководству практиками студентов привлечены опытные педагоги баз практик, преподаватели вуза.

Нами создан научно-методический контент практики, позволяющий студенту реализовывать программу практики, результаты которой отражаются в технологической карте личностного роста бакалавра. В рабочих программах практик прописаны требования к входным знаниям, умениям и готовностям бакалавров, приобретённым в результате освоения предшествующих частей ОПОП. Внимание сконцентрировано на знаниях, умениях и навыках, которые указаны в «Профессиональном стандарте педагога». В процессе прохождения практик авторы программ выбирают современные образовательные технологии, позволяющие сформировать компетенции. Продуманы результаты обучения по практике, характеризующие конкретные этапы формирования компетенций во взаимодействии с преподавателями и руководителями баз практик. Важное значение имеет выбор форм и методов реализации образовательных технологий при освоении содержательных блоков. К каждой теме предложены планируемые результаты обучения по практике. Учитывая, что самостоятельная работа является важнейшей составной частью деятельности студента в период прохождения практики, преподавателями определяется вектор самостоятельной практической работы в образовательной организации, которая может осуществляться в следующих формах: ведение «Портфолио профессиональных достижений студента-практиканта», изучение нормативно-правовых документов, научно-методической литературы, интернет-ресурсов педагогов, сайтов педагогов и ведущих учителей, разработка технологических карт уроков и воспитательных мероприятий, подготовка презентаций, анализ работы учителя-наставника, самоанализ сформированности профессиональной позиции студента, внедрение в собственный образовательный процесс новых технологий и форм обучения. Учитывая то, что образовательная организация реализует ФГОС, бакалавры создают алгоритм формирования на собственных уроках и во внеклассной работе универсальных учебных действий и предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся. Фонды оценочных средств включают перечень компетенций практики с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы с указанием результатов обучения (знаний, умений, владений), характеризующих этапы их формирования, описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования. В качестве форм оценочного средства выступают современные продукты профессиональной педагогической деятельности (интеллект-карта, буктрейлер, инфограмма и др.). После окончания практик студент должен сдать на кафедру «Портфолио профессиональных достижений бакалавра».

Портфолио профессиональных достижений – систематизация опыта и знаний, накапливаемых практикантом путём обработки профессиональной информации и методических материалов, отражающих его педагогическую деятельность в качестве учителя, классного руководителя, позволяющая структурировать направления личностного развития и профессионального роста и продумать взаимодействие с квалифицированными специалистами и администрацией образовательной организации, дать объективную оценку сформированности компетенций. Основная цель формирования «Портфолио профессиональных достижений» – накопить и сохранить документальное подтверждение индивидуальных образовательных и профессиональных достижений студента в процессе освоения программы практики на весь период обучения. Задачи портфолио студента: развитие мотивации к образовательным и профессиональным достижениям; развитие умений объективно оценивать уровень развития компетенций; развитие конкурентоспособности будущего специалиста на рынке труда. «Портфолио профессиональных достижений» студента служит информативным дополнением на экзамене и на собеседовании у работодателя, иллюстрируя его образовательную активность и личностный потенциал.

Содержание «Портфолио студентов-практикантов» (учебная педагогическая практика, 3 курс, 6 семестр, 3 з.е., 108 часов) включает в себя: предписание на практику (хранится в личном деле), титульный лист, информацию о классе (расписание уроков, список класса с указанием общественных поручений), дневник практики, кластер «Педагогическое взаимодействие», технологическую карту воспитательного мероприятия, презентацию воспитательного мероприятия, буклет для родителей по актуальным проблемам воспитания и обучения школьников, педагогический очерк, технологическую карту личностного роста бакалавра, благодарности, полученные в ходе практики, фото- и видеоматериалы. Для проведения контроля сформированности компетенции используется дифференцированный зачет с оценкой, который осуществляется по итогам проверки «Портфолио бакалавра» на основании технологической карты личностного роста бакалавра. Оценивание осуществляется на основе технологической карты личностного роста бакалавра, в которой представлен уровень сформированности компетенций. Это инструмент независимой профессиональной сертификации деятельности студента-практиканта специалистами баз практики, методистами вуза, включающий обязательную самооценку. Критерии и процедуры оценивания результатов практики, характеризующие этапы формирования компетенций, помогают студенту скорректировать результаты педагогической деятельности, повысить оценку. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов практики, характеризующие этапы формирования компетенций и для контроля сформированности компетенции, представляют собой методические рекомендации по работе с конкретным продуктом педагогической деятельности. Предложенное ресурсное обеспечение практики ориентирует студента в выборе научно-методического материала, необходимого для моделирования педагогической деятельности.

Проанализируем специфику формирования компетенций бакалавров на учебной педагогической практике (3 курс, 6 семестр), цель которой – формирование практических умений и навыков, необходимых для осуществления деятельности в качестве классного руководителя в условиях реализации компетентностного подхода. Практикант, осваивающий программу бакалавриата на учебной педагогической практике, должен обладать способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3), готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6), способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7). В ходе учебной педагогической практики реализуются следующие виды профессиональной педагогической деятельности: изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования; обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей; организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями (законными представителями), участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий; обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Поскольку практикант выполняет функции классного руководителя, виды профессиональной деятельности ориентированы на воспитательный аспект.

При определении показателей результативности работы студента-практиканта мы придерживаемся понятия, определяющего качественную характеристику того или иного направления деятельности. Индикатор – это то, что позволяет отображать ход какого-либо процесса, его результаты, состояние объекта наблюдения в простой и доступной человеку форме. Для нас при определении индикаторов, характеризующих результативность деятельности студента-практиканта, важно то, что это характеристика, которая доступна не только наблюдению, но и измерению. Под показателем мы понимаем критерий или признак, на основании которого производится измерение и оценка того или иного процесса. Под индикатором мы будем понимать характеристику, которая измеряется и которая количественно характеризует какое-либо качественное состояние, выражаемое через показатель. Под дескриптором будем понимать описание результатов деятельности студентов-практикантов на определенном уровне, выраженных в конкретных действиях (таблица 1).

Таблица 1

Технологическая карта оценивания сформированности компетенций студентов в ходе учебной практики

Задания

Индикаторы

(обобщённые результаты обучения)

Дескрипторы

(динамика результатов обучения, выраженных в конкретных действиях)

Формируемые компетенции

 

Дневник практики

Требования к оформлению деловых документов.

Отражение всех видов деятельности в качестве классного руководителя.

Фиксация всех видов деятельности  в качестве классного руководителя.

ПК-3

ПК-7

2.                   

Кластер «Педагогическое взаимодействие»

Опора на базовые культурные ценности, современные принципы толерантности, диалога и сотрудничества в рассмотрении вопроса педагогического взаимодействия.

Информативность, аргументированность, наличие причинно-следственных связей между компонентами кластера.

Разработка кластера.

ПК-3

ПК-6

3.                   

Технологическая карта

воспитательного мероприятия

Актуальность темы воспитательного мероприятия, ее направленность на решение ключевых задач в области воспитания, обозначенных в государственных документах.

Соответствие темы ВМ возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

Соответствие цели и задач ВМ выбранным методам.

Рефлексия.

Соответствие плана беседы ее цели (направленность беседы на формирование   у учащихся толерантного отношения к социальным и культурным различиям, уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям).

Актуальность проблемы диспута, ее соответствие возрастным особенностям учащихся.

Полнота и правильность оформления списка литературы (наличие печатных и электронных ресурсов).

Разработка и проведение воспитательного мероприятия.

ПК-3

ПК-6

ПК-7

4.                   

Презентация воспитательного мероприятия

Требования к оформлению и содержанию презентации.

Разработка презентации для проведения ВМ.

ПК-3

ПК-6

ПК-7

 

Буклет для родителей

Требования к оформлению буклета.

Актуальность и информативность буклета.

Разработка буклета для родителей по актуальным проблемам воспитания и обучения детей.

ПК-3

ПК-6

 

Педагогический очерк

Требования к написанию педагогического очерка.

Составление письменного речевого высказывания в жанре педагогический очерк.

ПК-3

ПК-6

ПК-7

Оценивание сформированности компетенций осуществляется на основе технологической карты (таблица 2).

Таблица 2

Технологическая карта личностного роста бакалавра

ФИО студента

 

Вид практики

Учебная (педагогическая)

Факультет, курс

 

Сроки практики

 

Направление,

профиль подготовки

 

База практики

 

Задания

Формируемые компетенции

 

Оценка

Студент

Классный руководитель

Методист

1.                   

Дневник практики

ПК-3

 

 

 

ПК-7

 

 

 

2.                   

Кластер «Педагогическое взаимодействие»

ПК-3

 

 

 

ПК-6

 

 

 

3.                   

Технологическая карта ВМ

ПК-3

 

 

 

ПК-6

 

 

 

ПК-7

 

 

 

4.                   

Презентация ВМ

ПК-3

 

 

 

ПК-6

 

 

 

ПК-7

 

 

 

5.                   

Буклет для родителей

ПК-3

 

 

 

ПК-6

 

 

 

6.                   

Педагогический очерк

 

ПК-3

 

 

 

ПК-6

 

 

 

ПК-7

 

 

 

7.                   

Итого баллов

 

 

 

 

Каждая компетенция оценивается в баллах от 3 до 5.

Оценка «удовлетворительно» бакалавру ставится при количестве баллов от 189 и менее.

Оценка «хорошо» бакалавру ставится при количестве баллов от 180 до 204.

Оценка «отлично» бакалавру ставится при количестве баллов от 205 до 225.

 

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут студентов-практикантов демонстрирует степень готовности к работе в качестве классного руководителя.

Результаты исследования и их обсуждение. Сопровождение будущих педагогов в процессе вхождения в профессию осуществляется разными способами. Например, у студентов пользуется популярностью Региональный конкурс научно-исследовательских проектов «Наша новая школа» для молодых учёных, организуемый в рамках деятельности Научно-методического центра имени В.П. Вахтерова, функционирующего при кафедре педагогики и психологии педагогического образования [5].

Организация конкурса «Наша новая школа», в первую очередь, позволяет вовлечь студентов в научно-практическую и исследовательскую деятельность, подготовить квалифицированные педагогические кадры, выявить наиболее одаренных и талантливых студентов. При этом участие в конкурсе не только развивает у студентов интерес к профессиональному творчеству, креативное мышление и самостоятельность при решении научно-педагогических задач, но и способствует формированию положительного отношения к педагогической профессии, использованию их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных педагогических проблем.

Научно-исследовательский педагогический проект конкурсантов, как правило, опирается на собственные знания, представляет собой самостоятельно проведенное исследование, апробированное на практике в условиях реального педагогического пространства и имеющее подтверждение в публикациях и выступлениях на конференциях и семинарах различного уровня. Жюри – ведущие педагоги образовательных организаций города, учёные и преподаватели филиала, работодатели. При оценке проекта особое внимание уделяется практической значимости работы. Ежегодно конкурс проводится по нескольким направлениям, связанным с актуальными педагогическими проблемами. Например: «Образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе современной школы в условиях реализации ФГОС»; «Гражданско-патриотическое воспитание молодежи»; «Технологические приёмы медиаобразования как средства формирования медиаграмотности обучающихся»; «Инклюзивное образование»; «Система поддержки одаренных детей»; «Сохранение и укрепление здоровья учащейся молодежи»; «Педагогика чтения» и др. Студенты предлагают инновационные педагогические идеи, разрабатывают авторские модели и научно-методическое сопровождение обучения и воспитания школьников, описывают эффективные практики обучения и воспитания, апробируют новые программы, инновационные методические подходы и технологии воспитания. Важно отметить, что большинство проектов, представляемых на конкурс, имеют интерес в профессиональном сообществе, востребованы студентами-практикантами и молодыми учителями.

Участие в конкурсе «Наша новая школа» позволяет решать вопрос о подготовке нового поколения педагогических работников, способных квалифицированно, компетентно решать профессиональные задачи, готовых к инновационной деятельности, к сотрудничеству со всеми участниками образовательного процесса, к реализации социального заказа общества.

Выводы. Таким образом, новые подходы к организации и подготовке практик студентов дают возможность будущим педагогам свободного входа в индивидуальный образовательный маршрут, где усилены связи всех компонентов содержания подготовки (предметных, психолого-педагогических, информационно-технических) с практическими профессиональными задачами педагога при поддержке специалистов баз практик.


Библиографическая ссылка

Лёвкина Е.В., Миронычева В.Ф., Кузина И.В. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНТЕНТ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24959 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674