Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ЛЕСОТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Масленникова С.Ф. 1 Бормотова О.А. 1
1 Уральский государственный лесотехнический университет
В статье рассматриваются некоторые аспекты художественно-эстетического воспитания студентов вуза лесотехнического профиля, поскольку особую значимость приобретает воспитание культурной личности, имеющей широкое мировоззрение и ориентацию на эстетические, гуманистические, нравственные ценности, с развитым ценностным отношением к культуре и искусству. В статье раскрываются сущность понятия «ценность», «ценностное отношение к искусству», «формирование ценностного отношения к искусству у студентов вуза лесотехнического профиля». Рассматриваются особенности профессиональной подготовки будущих бакалавров в области технологии деревообработки. Анализируется Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по данному направлению подготовки. Авторы рассматривают теоретические основы, выделяя особенности, уточняя критерии, показатели и уровни формирования ценностного отношения к искусству у обучающихся в процессе изучения гуманитарно-художественных дисциплин.
лесотехническое образование
искусство
культура
ценностное отношение
ценность
1. Бабурова И.В. Ценностные отношения личности как объект воспитательной работы педагога / И.В. Бабурова // Вестник Российского университета им. И. Канта. Серия «Педагогические и психологические науки». – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. – Вып. 4. – С. 34–40.
2. Барышков В.П. Аксиология личностного бытия / В.П. Барышков. – М.: Логос, 2005. – 192 с.
3. Важенина С.С. Формирование ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры: дис.... канд. пед. наук: 13.00.02. – Екатеринбург, 2015. – 185 с.
4. Виндельбанд, В. Дух и история: Избранное / В. Виндельбанд. / Пер. с нем. – М.: Юристъ, 1995. – 687 с.
5. Каган М.С. Философская теория ценности/ М.С. Каган. – СПб.: ТК «Петрополис», 1997
6. Кант, И. Сочинения. В 6 т. Т.4. Ч.1. / И. Кант. – М.: Мысль, 1965.
7. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев // URL: http://www.medklassika.ru/myasishev_1960/6/ (Дата обращения 15.06.2016 г.)
8. Приказ Минобрнауки России от 20.10.2015 N 1164 «Об утверждении ФГОС ВО по направлению подготовки 35.03.02 Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188778. (Дата обращения 20.07.2016 г.)
9. Сластенин В.А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: ИЦ «Академия», 2002. – 576 с.
10. Сластенин, В.А., Чижакова, Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. – М.: ACADEMIA, 2003. – 192 с.
11. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (принята Распоряжением Правительства РФ от 29.02.2016 г. № 326-р) [Электронный ресурс] // URL: http://bv-dshi.muzkult.ru/img/upload/2699/documents/strategiya-kulturnoj-politiki.pdf (Дата обращения 20.06.2016)
12. Уральский государственный лесотехнический университет. Официальный свйт. Образовательный портал УГЛТУ: рабочие программы учебных дисциплин [Электр. ресурс] // URL: http://edu.usfeu.ru/Obrazovanies?page=2&sortOrder=name_desc (Дата обращения 10.07.2016 г.)

Сегодня кризис, разразившийся во всем мире и затронувший все сферы общественной жизни (политическую, экономическую, культурную и т.д.), коснулся и России. По мнению отечественных ученых, наиболее опасные его проявления, заключающиеся в снижении интеллектуального и культурного уровня общества, девальвации общепризнанных, традиционных духовно-нравственных ценностей и искажении ценностных ориентиров, свидетельствуют о «гуманитарном кризисе» [11, c.5]. Для преодоления этих негативных явлений насущной проблемой становится вопрос воспитания человека культуры с широким мировоззрением, ориентированным на гуманистические, нравственные и эстетические ценности, в системе которых взаимодействие с окружающей средой, природой, искусством носит не потребительский, а созидательный характер.

В связи с этим современное российское общество и государство проявляют крайнюю озабоченность воспитанием подрастающего поколения и молодежи, формированием их личностной структуры ценностей, развитием духовно-нравственных качеств, эстетических чувств и пр. Ряд государственных документов (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012), «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и др.) отмечает необходимость планомерного развития человека, его личностно и профессионально значимых качеств. В «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» отмечается, что гражданам РФ гарантирован доступ к «знаниям, информации и культурным ценностям» [11, c.14].

Огромная роль в обучении и воспитании молодежи отводится системе высшего образования. Принятые в последние годы Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) закрепляют компетентностный подход в профессиональной подготовке, сущностной характеристикой которого является нацеленность обучения на формирование качеств личности, способной к успешной профессиональной самореализации. Компетентностный подход признан наиболее продуктивным в практике лесотехнического образования, имеющего особое значение, определяемое ролью инженерных кадров в обеспечении развития и процветания общества.  Поэтому подготовка компетентных специалистов становится  одной из приоритетных целей образования. Важно, что политика государства отражает необходимость ориентации образовательного процесса не только на передачу нового материала, информации, но и на освоение гуманитарных личностно-развивающих знаний и умений, формирование эмоционально-ценностного отношения к миру и людям [9].

Концепты «ценности» и «ценностные отношения» всегда интересовали ученых. Понятие «ценности» впервые затронул в своих философских трудах И. Кант в XVIII в., обозначая должное и отличая его от сущего, того, что есть [6]. Во второй половине XIX в. понятие ценности, подразумевая под ней значимость чего-либо для человека, вводит немецкий философ Г. Лотце [1]. В это же время появляется самостоятельная научная дисциплина – аксиология. Философы – неокантианцы В. Виндельбанд и Г. Риккерт развили в своих трудах учение о ценностях. В. Виндельбанд предметом философского изучения утверждает ценности, которые сформировались в процессе развития человечества и, передаваясь из поколения в поколение, становились основой духовной жизни личности, общества [4].

Активно занимались изучением феномена «ценность» отечественные исследователи. Известный советский философ М.С. Каган под ценностью понимает «внутренний, эмоционально освоенный субъектом ориентир его деятельности, и потому воспринимается им как его собственная духовная интенция, а не имперсональный, надличностный, отчужденный от него регулятор поведения» [5, с.164]. Авторитетные представители  российской педагогической науки В.А. Сластенин и Г.А. Чижакова определяют ценности как вещественно-предметные свойства явлений, характеристики человека и общественной жизни, обозначающие положительные и отрицательные значения для индивида и общества [10]. Они выделяют различные виды ценностей – экономические, социальные, психологические, нравственные, эстетические, познавательные и др. При всем разнообразии трактовок сложного понятия «ценность» многие ученые отмечают ее главные особенности: ценность всегда связана с человеком и имеет сложную структуру, в которую входят сознание, отношение, поведение [1; 2].

Ценности становятся ориентиром деятельности и поведения человека только при условии сформированности у него ценностных сознания и отношений. Ценностное сознание – это форма отражения объективной действительности, позволяющая субъекту определить пространство своей жизнедеятельности как нравственно-духовное; единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия на основе отражения действительности как мира духовных ценностей. Именно оно является основой нового типа мировоззрения, строящегося на отражении и проектировании реальной жизни людей, их устремлённости в будущее с учётом опыта предшествующих поколений и позиции всеобщего блага [10]. Ценностное отношение, по мнению В.А. Сластенина и Г.И. Чижаковой, – это внутренняя позиция человека, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений. Объектами ценностного отношения являются значимые для человека предметы и явления. Поскольку ценностное отношение – это связь субъекта и объекта, в которой свойство последнего не просто значимо, а удовлетворяет потребность субъекта, то ценностью в нём является свойство объекта, отвечающее интересам человека или поставленной им цели. Природа ценностного отношения эмоциональна, так как  оно отражает субъективную и личностно-переживаемую связь человека с окружающим миром [10].

Советский психолог, исследователь проблем человеческих отношений В.Н. Мясищев рассматривал личность как субъект, сознательно относящийся к окружающему миру, с одной стороны, и как субъект общественных отношений, с другой. Кроме того, по мнению автора, отношение всегда имеет предмет, выражением отношения является практическое действие, а мерой – поступок. В.Н. Мясищев выделяет три типа отношений человека: к миру вещей и явлениям природы; к людям и явлениям социума; к самому себе [7].

Особый интерес у ученых вызывает проблема ценностного отношения к искусству. М.С. Каган отмечал, что «искусство образно моделирует реальное ценностное отношение», а также способно сформировать к вещам отношение как «к носителям нравственно-эстетических ценностей» [5, с.114]. По мнению автора, понятия «эстетические и художественные ценности» неразрывно связаны с искусством [8]. Молодой исследователь С.С. Важенина, обобщая взгляды различных ученых на происхождение и сущность ценностей и ценностного отношения, трактует ценностное отношение к искусству как «внутреннюю позицию личности, отражающую переживаемую связь человека с  искусством, характеризующуюся эстетической значимостью для него искусства, практического интереса к нему, которая основана на его художественном опыте, формируется в процессе художественной деятельности и художественного общения» [3, с.36].

Формирование ценностного отношения к искусству у будущих бакалавров Уральского государственного лесотехнического университета (УГЛТУ), обучающихся по направлению подготовки 35.03.02 «Технология лесозаготовительного и деревоперерабатывающего производства» (профиль «Технология деревообработки»), является необходимым, поскольку область их профессиональной деятельности связана с производством полуфабрикатов и изделий из древесины и древесных материалов, проектированием технических условий, стандартов, технических описаний новых лесозаготовительных процессов и процессов изготовления изделий из древесины, разработкой проектов новых и реконструкции действующих лесозаготовительных и деревоперерабатывающих участков с учетом эстетических параметров и т.д. Выпускникам предстоит работать на предприятиях, занимающихся производством продукции из дерева: на мебельных фабриках, в сувенирных мастерских, компаниях по строительству недвижимости и т.д. Глубокие знания не только технологии деревообработки, но и художественных стилей, языка искусства, специфических приемов декора, традиционных способов художественной обработки древесины и т.д. позволит специалисту по деревообработке сделать свою продукцию конкурентоспособной и максимально приближенной к запросам потребителя, которого привлекает экологичность, универсальность и эстетичность [12].

Сформированное у студентов лесотехнического университета ценностное отношение к искусству позволит выполнить требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 35.03.02 «Технология лесозаготовительного и деревоперерабатывающего производства» (профиль «Технология деревообработки») и обеспечить успешное усвоение обучающимися некоторых общекультурных компетенций: способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1), анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2), способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5), способность толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-6) [8]. Освоению этих компетенций будет способствовать изучение гуманитарно-художественных дисциплин («Философия», «История», «Культурология», «Основы дизайна», «Проектирование и моделирование мебели», «Дизайн мебели и интерьера», «Специальные виды отделки»), имеющих ярко выраженную аксиологическую направленность. Именно через содержание этих дисциплин обучающимся раскроются сущность понятий «культура», «искусство», «художественный стиль», «художественная и эстетическая ценность», многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии. Кроме того, они узнают лингвистическую систему, как средство межкультурного общения и инструмента познания культуры определенной национальной общности, в том числе лингвокультуры, выработают умение рассуждать об искусстве, художественных шедеврах разных видов искусства, давать объективную оценку различным социальным явлениям и культурным процессам и т.д. [12].

Из вышеприведенного анализа следует, что ФГОС ВО по направлению 35.03.02 «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» содержит предпосылки создания необходимых условий для освоения не только фундаментальных, технических знаний и приобретение технологических умений и навыков обучающихся. Будущий бакалавр в области технологии деревообработки имеет возможность овладеть гуманитарными знаниями, художественными и эстетическими ценностями, что, в свою очередь, будет способствовать развитию у него чувства прекрасного, эстетического вкуса и представлений и пр. На производственной практике, изготавливая сувенирную и иную художественную продукцию, будущий специалист получит необходимый опыт художественной деятельности. Таким образом, сформированное ценностное отношение к искусству даст возможность обучающимся по профилю «Технология деревообработки» приобрести профессиональные знания и навыки, а также способность применять их на практике с помощью погружения в атмосферу искусства.

На основе анализа научно-педагогической литературы считаем необходимым  предложить следующее определение: формирование ценностного отношения студентов вуза лесотехнического профиля к искусству – это целенаправленный педагогически организованный процесс становления и развития жизненной позиции личности,  отражающий осознание и эмоциональное восприятие ею ценностей искусства, направленный на приобретение художественного опыта, формирующегося в результате художественной деятельности. Следует отметить, что формирование ценностного отношения к искусству у обучающихся в вузе лесотехнического профиля способствует расширению знаний и опыта в будущей профессии, развитию художественных, эстетических, творческих способностей обучающихся, дает возможность глубокого изучения наследия народных мастеров и позволяет выработать собственный стиль в художественной деятельности. В результате проведенного исследования разработаны критерии, показатели и уровни сформированности ценностного отношения к искусству у студентов вуза лесотехнического профиля (таблица).

 

Критерии, показатели и уровни сформированности
ценностного отношения к искусству у студентов вуза лесотехнического профиля

Критери­и

Показатели

Уровни

1

2

3

Когнитивный

Знание о ценностях  искусства, стилей,  основных материалов, технологий, необходимых для создания изделия из древесины широки, разносторонни и систематизированы

Высокий

Знание о ценностях  искусства, стилей,  основных материалов, технологий, необходимых для создания изделия из древесины не систематизированы и ограничены стандартными подходами, связанными с пониманием искусства как необходимости приспособления к жизни в данном обществе

Средний

Знание о ценностях  искусства, стилей,  основных материалов, технологий, необходимых для создания изделия из древесины поверхностны, фрагментарны или отсутствуют

Низкий

Эмоционально-волевой

Сформированы умения осознанного и эмоционального восприятия ценностей искусства, оценивания художественных произведений с точки зрения воплощения в них эстетических ценностей

Высокий

Умения осознанного и эмоционального восприятия ценностей искусства проявляются непостоянно, оценивание художественных произведений с точки зрения воплощения в них эстетических ценностей вызывает затруднение.

Средний

Студент неспособен осознанно и эмоционально воспринимать ценности искусства, оценивать художественные произведения с точки зрения воплощения в них эстетических ценностей.

Низкий

Практически-действенный

Студент проявляет готовность и способность к созданию художественных продуктов, воплощению ценностного содержания произведений искусств в индивидуальных/коллективных творческих проектах.

Высокий

Студент не всегда проявляет готовность и способность к созданию художественных продуктов, ему не всегда удается воплотить ценностное содержание произведений искусств в индивидуальных/коллективных творческих проектах.

Средний

Студент не готов к созданию художественных продуктов, не способен воплотить ценностное содержание произведений искусств в индивидуальных/коллективных творческих проектах.

Низкий

 

Разработанные нами диагностические материалы (критерии, показатели и уровни) позволят определить динамику формирования ценностного отношения к искусству у студентов вуза лесотехнического профиля при условии создания комплекса педагогических условий для воспитательных воздействий на молодёжь. Педагогические условия формирования ценностного отношения к искусству у обучающихся должны включать 1) учет межпредметных связей инженерно-технических и гуманитарно-художественных дисциплин; 2) усиление внимания к формированию представления об искусстве как способе ценностного освоения окружающего мира; 3) организация внеаудиторной (экскурсионной, выставочной) деятельности студентов; 4) использование активных методов воспитания, включающих студентов в ситуации эмоционально-катарсического переживания художественных образов – носителей художественно-эстетических ценностей.  Средством формирования ценностного отношения к искусству у студентов вуза лесотехнического профиля может выступать художественная деятельность как один из основных видов деятельности бакалавров в области технологии деревообработки, предполагающая изготовление различных изделий из древесины, сувенирной продукции, художественную обработку изделий из древесины и т.д.

Подытоживая, следует отметить, что изучение теоретических основ формирования ценностного отношения к искусству у студентов вуза лесотехнического профиля позволило определить и научно обосновать актуальность исследования, раскрыть его понятийный аппарат, выявить критерии, показатели и уровни сформированности ценностного отношения у обучающихся. На основе этих данных в дальнейшем нами будет разработана методика формирования ценностного отношения к искусству у студентов вуза лесотехнического профиля.


Библиографическая ссылка

Масленникова С.Ф., Бормотова О.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ЛЕСОТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25049 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674