Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАССОГЛАСОВАННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ФАКТОР ПРОЯВЛЕНИЯ НЕГАТИВИЗМА ДЕТЕЙ

Скворцова Т.П. 1
1 ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
В статье рассматривается анализ педагогического взаимодействия как фактор проявления негативизма детей дошкольного возраста. Дается определение понятию негативизм ребенка, представляются особенности его проявления и причины. Проявляется негативизм детей дошкольного возраста в непроизвольных реакциях сопротивления – упрямстве и капризности. Одной из педагогических причин негативизма детей дошкольного возраста является рассогласованное педагогическое взаимодействие взрослых субъектов образовательного процесса и невнимательность к проявлению ребенком его естественных потребностей. Дается определение согласованному педагогическому взаимодействию на основе эмоциональной отзывчивости. В статье приводится типология рассогласованного педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса. Представлены диагностические данные, свидетельствующие о зависимости частоты проявления негативных реакций у ребенка дошкольного возраста от особенностей педагогического взаимодействия в семье. Эмпирические данные доказаны корреляционным анализом – обнаруживается обратная корреляционная связь между частотой негативных проявлений ребенка и особенностями педагогического взаимодействия в семье, в структуре которого обнаруживается низкий уровень эмоциональной отзывчивости родителей.
согласованное и рассогласованное педагогическое взаимодействие
негативизм детей дошкольного возраста
упрямство
капризность
1. Анисимов В.П. Арт-педагогика нравственности: Монография. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2010. – 320 с.
2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.
3. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко – СПб.; ЕВРОЗНАК, 2005. – 632 с.
4. Клейникова Т.П. Исследование возможности арт-педагогической помощи родителям в профилактике детского негативизма // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3;URL:www.science-education.ru/123-19945 (дата обращения: 12.06.2016).
5. Шавырина А.А. Влияние детско-родительских отношений на проявление негативизма и упрямства у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.А. Шавырина, – М., 2012. – 23 с.

В современной практике дошкольного образования педагогии и родители сталкиваются с реакциями сопротивления детей воспитательным воздействиям взрослых, которые провоцируют негативизм ребенка, – неудовлетворение его природосообразных потребностей вследствие некомпетентных воздействий значимых взрослых (родителей и педагогов). Негативизм детей проявляется в непроизвольных поведенческих реакциях сопротивления упрямстве и капризности [3].

Рассогласованность педагогических взаимодействий родителей между собой и педагогами воспринимается ребенком как деструктивное отношение к нему и приводит к реакциям сопротивления, а затем к формированию негативизма у ребенка. Современные родители, в свою очередь, склонны к переносу ответственности за воспитание ребенка на специалистов дошкольной образовательной организации.

Рассогласованность педагогических воздействий может проявляться в следующих типах:

  1. различие ожиданий и требований обоих родителей между собой;
  2. несовпадение ожиданий, требований, педагогического опыта педагогов и родителей;
  3. рассогласованность между требованиями образовательной программы, ориентацией педагога на «среднего ребенка», с одной стороны, и готовностью \ неготовностью к выполнению этих требований ребенком, с другой;
  4. противоречие между ожиданиями ребенка согласованности с ним позиции значимых взрослых и проявлением всеми взрослыми директивной, авторитарной позиции по отношению к воспитанию ребенка.

Таким образом, обозначим одну из педагогических причин возникновения негативизма детей дошкольного возраста – рассогласованность в способах воспитания взрослых, ответственных за педагогический процесс (родителей и педагогов), и невнимательность к проявлению ребенком естественных потребностей как отсутствие эмоциональной отзывчивости взрослых к конструктивно-созидательным.

Часто используя в отношениях с детьми авторитарное воздействие, взрослые, опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества, испытывают моральные трудности, с опасностью перейти грань педагогической некомпетентности, за которой начинается авторитаризм, морализаторство и, в конечном счёте, насилие над личностью. В таких ситуациях неравноправия у ребёнка наступает адекватно ответная реакция, когда он оказывает открытое или скрытое сопротивление позиции взрослых. Опытные родители и компетентные педагоги умеют управлять процессом конструктивного взаимодействия с ребенком, совершенствуясь по мере усложнения его духовно-интеллектуальных потребностей [2, с. 192-193].

Конструктивный характер педагогического взаимодействия проявляется как согласованные воздействия взрослых (родителей и педагогов) в решении жизненных задач удовлетворения потребностей ребенка на основе нравственности. В этом случае от родителей и педагогов требуется развитая рефлексивная способность к эмпатии и вербального оформления понимания потребностей ребенка. Согласованность (или рассогласованность) акций родителей (отца и матери или их заместителей) характеризует содержание их педагогического взаимодействия и проявление последующих реакций ребенка, характеризующихся особенностями возникновения и закрепления образований (негативного и позитивного содержания).

Согласованное педагогическое взаимодействие – это комплекс рефлексивных эмоционально-теплых воздействий взрослых участников педагогического процесса (родителей и педагогов), направленных на создание условий реализации индивидуальных потребностей ребенка в структуре его нравственных отношений с окружающими, что обеспечивает конструктивную социальную адаптацию и эффективное развитие его индивидуальной траектории личности [1]. Источником такого педагогического взаимодействия является проявление эмпатии.

Согласованное педагогическое взаимодействие в значительной степени зависит от учета родителями особенностей нервной системы своего ребенка, что позволяет строить общение и взаимодействия с ним с учетом его потребностей. Либо наоборот, ориентация родителей на шаблоны воспитательных воздействий вне учета особенностей темперамента своего ребенка неминуемо ведет к осложнению и провокации ситуаций конфликта, актуализирующего сферу защитных реакций ребенка и формирование негативизма.

Наша практика организации арт-педагогических условий в сопровождении детско-родительских отношений позволяет утверждать, что с ребенком дошкольного возраста допустимо согласованное педагогическое взаимодействие, суть которого сводится к чуткому проявлению взрослого к эмоциональным состояниям и потребностям ребенка и оказания помощи ему в первую очередь в вербализации его потребностей, что и составляет суть проявления эмоциональной отзывчивости.Эмоциональная отзывчивость понимается нами как рефлексивная способность индивида вербализовать свои переживания (эмоции) и состояния, которые и являются энергетическим потенциалом порождения потребностей [1]. Эмоциональная лексика взрослого, употребляемая им как способ обозначения своего состояния в зависимости от действий значимых для него окружающих людей, и становится первым шагом очеловечивания своих намерений и дальнейших действий, что позволяет партнеру по общению адекватно строить свою реакцию на акцию другого человека.

Эмоциональная отзывчивость обусловлена уровнем самооценки каждого из родителей, их способности к рефлексии; соотношением стилей поведения родителей в конфликтных ситуациях, где сотрудничество как готовность к согласованному взаимодействию в воспитании ребенка всегда обусловлена изначально проявлением приспособления (сопереживания, сочувствия, идентификации с переживаниями партнера, ребенка) в совокупности со стратегией соревновательности как активного желания донести свою позицию партнеру, и компромисса, как показателя готовности пристраиваться к партнеру и инициативы в проявлении своего отношения, при сочетании всех этих характеристик педагогическое взаимодействие в семье будет согласованным, на основе эмоциональной отзывчивости.

Мы провели диагностику особенностей педагогического взаимодействия взрослых субъектов образовательного процесса и частоты проявления детьми негативных реакций, базой исследования являлась МБДОУ «Детский сад № 127» города Твери. В исследовании приняло участие 107 детей дошкольного возраста и 214 родителей. Для диагностики мы использовали следующие методики: за основу в определении признаков наблюдения за негативными реакциями ребенка нами были взяты качественные характеристики, выявленные в исследовании Г.П. Логиновой, А.А. Шавыриной [5, с. 11], и преобразованы нами в инструкцию воспитателю для организации наблюдения за частотой проявления негативизма детей [4]; для определения особенностей педагогического взаимодействия мы использовали комплекс диагностик – методика определения индивидуальной меры рефлексивности А.В. Карпова, В.В. Пономаревой; опросник К. Томаса «Определение способов регулирования конфликтов»; методика «Взаимодействие родителя с ребенком» разработанная М.И. Марковской.

Согласно нашим диагностическим исследованиям, почти каждый второй ребенок воспитывается в ситуации рассогласованного педагогического взаимодействия. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Особенности педагогического взаимодействия в семье на основе эмоциональной отзывчивости на констатирующем этапе эксперимента

Педагогическое взаимодействие

Контрольная группа,

кол-во детей (%)

Экспериментальная группа,

кол-во детей (%)

Согласованное педагогическое взаимодействие на основе эмоциональной отзывчивости

30 (55 %)

28 (54 %)

Рассогласованное педагогическое взаимодействие

25 (45 %)

24 (46 %)

 

Таким образом, нами было выявлено, что в контрольной группе согласованное педагогическое взаимодействие на основе эмоциональной отзывчивости применялось в 30 семьях (55 %), характеризовалось адекватным уровнем требовательности и строгости, оптимальным уровнем проявления тревожности за ребенка, высоким уровнем последовательности и удовлетворенности отношениями с ребенком, низкой воспитательной конфронтацией в семье. В экспериментальной группе согласованное педагогическое взаимодействие на основе эмоциональной отзывчивости применялся в 28 семьях (55 %).

Представленные данные наглядно свидетельствуют о том, что отсутствие или слабо развитая эмоциональная отзывчивость характерна для родителей с рассогласованным педагогическим взаимодействием в 25 семьях (45 %) контрольной группы и в 24 семьях (46 %) экспериментальной группы, такое педагогическое взаимодействие характеризуется заниженной требовательностью со стороны одного родителя и завышенной требовательностью со стороны другого, разным уровнем контроля со стороны каждого из родителей, низким принятием и адаптивности к потребностям ребенка, отсутствием сотрудничества, диаметрально противоположным уровнем тревожности за ребенка у обоих родителей, низкой последовательностью в воспитательных воздействиях, низким уровнем удовлетворенности взаимоотношениями с ребенком, амбивалентностю в отношении такой характеристики воспитания как «строгость – мягкость», эмоциональные отношения с ребенком будут варьироваться от амбивалентного эмоционального принятия до эмоционального отвержения.

Примерно равное количество родителей с рассогласованным педагогическим взаимодействием в контрольной и экспериментальной группах (45 % и соответственно 46 %) позволяет допустить, что малая степень осознанности (компетентности) родителей в особенностях психогенетического опыта (темперамента) своего ребенка и в сопоставлении с особенностями своего педагогического взаимодействия с ним и является основной педагогической причиной усугубления условий формирования индивидуального опыта негативизма ребенка. Так, у большинства родителей с рассогласованным педагогическим взаимодействием чаще всего обнаруживаются противоречия в общении и представлениях о конструктивном воспитании, низкий уровень рефлексии общения, преобладание стратегии конкуренции или избегания в решении конфликтных ситуаций.

Полученные данные коррелируют с частотой негативных проявлений детей. Данные о соотношении уровней частоты негативных проявлений детей в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 2

Соотношение уровней частоты негативных проявлений у детей в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента

Уровень частоты негативных проявлений детей

Дети всей выборки, кол-во детей (%)

 

Контрольная группа,

кол-во детей (%)

Экспериментальная группа,

кол-во детей (%)

Низкий

22 чел. (21 %)

12 чел. (22 %)

10 чел. (19 %)

Средний

36 чел. (35 %)

18 чел. (33 %)

18 чел. (35 %)

Высокий

49 чел. (44 %)

25 чел. (45 %)

24 чел. (46 %)

Итого

107 чел. (100 %)

55 чел. (100 %)

52 чел. (100 %)

 

Таким образом, представленные в таблице 2 результаты констатирующей диагностики указывают на то, что высокий уровень частоты негативизма у детей контрольной группы встречается у 45 % испытуемых, а в экспериментальной группе у 46 % детей. Низкий уровень негативных реакций проявляют дети, в семьях которых нами было диагностировано согласованное педагогическое взаимодействие, данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

Соотношение разных уровней частоты проявления негативизма детей контрольной и экспериментальной групп и особенностей педагогического взаимодействия при разных уровнях эмоциональной отзывчивости у родителей на констатирующем этапе эксперимента

Уровень частоты негативных проявлений, количество детей (%)

Эмоциональная отзывчивость у родителей

Педагогическое взаимодействие

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Низкий

12 (22 %)

Низкий

10 (19 %)

Высокий

Согласованное

Средний

18 (33 %)

Средний

18 (35 %)

Средний

Согласованное

Высокий

25 (45 %)

Высокий

24 (46 %)

Низкий

Рассогласованное

 

Из таблицы 3 видно, что дети, которые проявляют высокий уровень негативных реакций, воспитываются в семьях с рассогласованным педагогическим взаимодействием, что позволяет установить корреляционную связь между частотой негативных реакций и особенностями педагогического взаимодействия в семье. Мы обнаружили обратную корреляционную связь между частотой негативных проявлений ребенка и особенностями педагогического взаимодействия в семье, равную – 0,8233, при p=0,05, что доказывает зависимость проявления частоты негативных реакций ребенка от особенностей педагогического взаимодействия в семье. При рассогласованном педагогическом взаимодействии в семье ребенок проявляет высокий или средний уровень проявления негативных реакций, а при согласованном педагогическом взаимодействии в семье ребенок проявляет низкий или средний уровень проявления негативных реакций.

Таким образом, полученные нами диагностические данные подтверждают предположение о том, что одной из педагогических причин негативизма детей дошкольного возраста является рассогласованное педагогическое взаимодействие родителей, в структуре которого обнаруживается низкий уровень эмоциональной отзывчивости родителей.


Библиографическая ссылка

Скворцова Т.П. РАССОГЛАСОВАННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ФАКТОР ПРОЯВЛЕНИЯ НЕГАТИВИЗМА ДЕТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25060 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674