Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИЗ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ И МЕТОДЫ ИХ РАЗВИТИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Беспалько А.А. 1 Сочнева Н.В. 1 Винник В.К. 1
1 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского
В статье рассматривается роль и место общекультурных и общепрофессиональных компетенций федерального государственного образовательного стандарта как средства формирования компетенций современного руководителя. Анализ проводится на примере ФГОСТ 3+ для специальности 09.03.03 «Прикладная информатика». Авторами проведен мониторинг рекрутинговых требований к компетенциям руководителя и выделены базовые: ориентация на достижения, анализ информации, организация работы, развитие сотрудников, влияние на коллектив, самоорганизация. В статье проводится сопоставление выделенных компетенций с общекультурными и общепрофессиональными компетенциями стандарта специальности. Построена матрица сопоставления компетенций и приведена таблица распределения компетенций. Проведен краткий анализ методов активного обучения – дискуссионный, имитационные методы, методы группового обучения и так далее. Рассмотрены варианты использования методов для развития различных компетенций.
компетенции руководителя
общекультурные компетенции
общепрофессиональные компетенции
профессиональные компетенции
руководитель
работа в группе
1. Друкер П. Эффективный руководитель. – М.: Изд-во «Эксмо», 2012. – 224 с.
2. Гужова О.А. Ключевые компетенции современного руководителя // Научное обозрение. –2014. – № 12-2. – С.645-647.
3. Компетенции руководителя – таблицы для оценки // [Электронный ресурс]. URL: http://spb-progressor.ru/st_kompetencii.htm.
4. Орлова Е. Недостаточная гибкость руководителей подрывает мотивацию персонала // Штат [Электронный ресурс]. URL: http://www.hrmedia.ru/node/992.
5. Федоров Ю.В. Приоритетные компетенции современного руководителя // Инновации и инвестиции. – 2014. – № 2. – С.190-195.

Желание сделать карьеру, реализовать свои амбиции является вполне естественным для современного молодого человека. На вопрос «Чем Вы хотите заниматься в будущем, после окончания обучения?» более половины студентов туманно отвечают: «Хочу стать успешным человеком». Туманно – не потому что скрывают от преподавателя свои планы, а потому что зачастую и сами с трудом представляют, что их ждет в реальном мире. Особенно если говорить о специальности 09.03.03 «Прикладная информатика». Ведь информатику можно применить в самых разных сферах деятельности. Поэтому нам видится необходимым обратить особенное внимание на развитие общекультурных и общепрофессиональных компетенций. Профессиональные компетенции в процессе обучения развиваются постоянно, а вот такие навыки, как организация групповой работы, проведения анализа и т.п. зачастую упускаются. Часто образовательный процесс строится по принципу «Реши сам все задачи», при этом упускается из виду, что человек в процессе трудовой деятельности находится в коллективе. Поэтому необходимо обучать студентов не только как будущих профессионалов, но и как будущих членов рабочей группы, в частности руководителей.

Идеальный руководитель должен обладать определенными компетенциями [3]. Эта проблема очень активно обсуждается в среде хедхантеров и является действительно актуальной. Проведя анализ некоторого количества публикаций и других источников, мы выделили основные компетенции, которые отмечаются большинством авторов:

1. Ориентация на достижения. Правильное целеполагание и донесение до сотрудников своей, иногда чужой, точки зрения в большой степени определяет успех. В этой связи немаловажной является способность преодолевать сопротивление окружающих, как подчиненных, так и вышестоящих.

2. Анализ информации для принятия решений. В связи с этим выделяют: структурирование информации для принятия решений, определение избыточности или недостаточности фактов, владение научным аппаратом для анализа, умение строить прогнозы, вычленение возможных проблем.

3. Организация работы и контроль. Компетенция зачастую основана на опыте, однако, умение четко планировать свои действия является немаловажным фактором для получения успешного опыта подобного рода. Руководитель всегда должен уметь разработать систему поощрений и наказаний для контроля выполнения работы подчиненными.

4. Развитие сотрудников. Руководитель внимателен к сотрудникам и способен учитывать человеческий фактор в коллективе, предусматривает возможность обучения и развития.

5. Влияние на коллектив. Способность управлять группой является неотъемлемым залогом успешного выполнения поставленных задач. Руководитель должен обладать авторитетом. При этом необходимо не только разрешать возникшие проблемы, но и прогнозировать ситуации, в которых они могут зародиться.

6. Самоорганизация. Человек неорганизованный не способен эффективно принимать управленческие решения. Разумное планирование, четкое их выполнение, аккуратность и последовательность в принятии решений – неотъемлемые черты руководителя высокого класса.

Возможность в дальнейшем стать руководителем имеется у каждого сегодняшнего студента любой специальности. Однако управленческие качества необходимо развивать.

Рассмотрим общекультурные и общепрофессиональные компетенции с точки зрения ФГОС 3+ (27.03.2015 N 36589). Проведем сравнительный анализ этих групп компетенций: характерных для руководителя, общекультурных (ОК) и общепрофессиональных (ОПК) на примере специальности 09.03.03 «Прикладная информатика» (уровень бакалавриата) (ОК1-ОК9, ОПК1-ОПК4).

Результаты анализа представим в виде таблиц 1–2 и рисунка 1.

Таблица 1

Распределение компетенций

Компетенции руководителя

Общекультурные компетенции из ФГОСТ 3+ поколения

Ориентация на достижения

· способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

· способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

· способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

· способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

· способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

· способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

· способность анализировать социально-экономические задачи и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ОПК-2);

· способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОПК-3);

Анализ информации для принятия решений

· способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

· способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

· способность использовать нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий (ОПК-1);

· способность анализировать социально-экономические задачи и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ОПК-2);

· способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОПК-3);

Организация работы и контроль

· способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

· способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

· способность использовать нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий (ОПК-1);

· способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-4).

Развитие сотрудников

· способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

· способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

· способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

· способность анализировать социально-экономические задачи и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ОПК-2);

· способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-4).

Влияние на коллектив

· способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

· способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

· способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

· способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

· способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

· способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

· способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

· способность использовать нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий (ОПК-1);

· способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОПК-3);

· способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-4).

Самоорганизация

· способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

· способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

· способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

· способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

· способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

· способность использовать нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий (ОПК-1);

· способность анализировать социально-экономические задачи и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ОПК-2);

· способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОПК-3).

Полученные результаты будут наглядны в виде матрицы распределения компетенций, представленной в таблице 2.

Таблица 2

Матрица распределения компетенций

 

Ориентация на достижения

Анализ информации для принятия решений

Организация работы и контроль

Развитие сотрудников

Влияние на коллектив

Само-организация

ОК1

1

   

1

1

1

ОК2

1

     

1

1

ОК3

1

1

   

1

1

ОК4

1

1

1

 

1

1

ОК5

1

     

1

 

ОК6

   

1

1

1

 

ОК7

     

1

1

1

ОК8

     

1

   

ОК9

           

ОПК1

 

1

1

 

1

1

ОПК2

1

1

 

1

 

1

ОПК3

1

1

   

1

1

ОПК4

   

1

1

1

 

В таблицах 1 и 2 отражены характеристики и компетенции, которые должны развиваться на протяжении всего учебного процесса. За развитие ОК отвечают в основном предметы из базовой части дисциплин ФГОСТ. В блоке профессиональных дисциплин делается упор на развитие ОПК и профессиональных компетенций (ПК). Следует заметить, что профессиональные компетенции играют немаловажную, хотя и не решающую, с нашей точки зрения, роль в формировании способности руководить. Однако целью нашей статьи является сопоставление реальных требований к личности руководителя и общих компетенций, которые следует развивать на каждом этапе обучения. В этой связи нам кажется, что особое внимание следует обратить на развитие ОК1, ОК3, ОК4, ОПК1-4 (рисунок), причем в рамках как предметов базовой части, так и профессионального блока.

Количество вхождений каждой ОК и ОПК

Развитие вышеперечисленных компетенций представляется возможным с использование активных методов обучения.

Имитируя различные аспекты профессиональной деятельности (используя имитационные методы), преподаватель ставит перед студентами не только профессиональные задачи, но и задачи общего характера: получение информации, анализ, выделение важных и второстепенных факторов. Преподаватель либо сам формулирует проблему, либо предлагает это сделать студентам.

Для развития компетенций руководителя самыми подходящими, на наш взгляд, являются проведение дискуссий, бесед с выделенной проблематикой. В рамках обсуждения студенты учатся аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию на «интеллигентном» уровне. Также можно разбить группу на несколько подгрупп, предоставив студентам возможность сформулировать свою точку зрения и презентовать ее. В рамках таких занятий преподаватель уже четко увидит, каким образом распределяются роли в группе, что можно использовать в дальнейшем при выборе руководителя для выполнения группового практического задания.

В части практических занятий можно назвать метод группового обучения. На последнем этапе, когда получены все теоретические знания и отработаны первичные навыки, небольшие группы студентов выполняют комплексное практическое задание. Идеальный вариант, если оно является сквозным и объединяет несколько предметов. Наш опыт проведения подобных занятий показывает, что численный состав группы не должен превышать пяти человек. Большее количество приводит к тому, что в группе появляются «отдыхающие». Также зачастую при большем количестве участников большая часть времени уходит на обсуждение – ведь каждый имеет свою точку зрения на выполнение задания. При работе в группе появляется взаимообучаемость, развиваются толерантность, самоорганизация. Однако не следует забывать, что любой групповой метод требует пристального внимания со стороны преподавателя и его постоянную работу, как с группой, так и с ее отдельными членами. При этом идеальный вариант, когда профессиональные задачи ставятся только перед руководителем группы, соответственно он же и несет ответственность за результаты. Следует отметить, что выбор неудачного руководителя часто приводит к срыву сроков выполнения задания. Поэтому преподаватель должен оставить за собой право сменить руководителя, чтобы обучение было успешным. На практике мы убедились, что даже просто предупреждение о смене руководителя активизирует его деятельность.

В качестве имитационных методов обучения можно использовать деловую игру, тренинг, имитационную игру, групповое проектирование. Очень хорошо эти методы работают при написании сложных и объемных программных приложений, когда студент может попробовать себя и в роли координатора, и в роли тестера, и в роли программиста. В данном случае решается вопрос, как развития профессиональных компетенций, так и общекультурных.

Проведение занятий в активной форме повышает интерес к обучению, развивает общекультурные и общепрофессиональные компетенции и позволяет студенту «примерить» на себя различные роли.

Подводя итог, следует отметить, что развитие общих компетенций, с нашей точки зрения, напрямую зависит от методов обучения. В современном мире информационных технологий каждый преподаватель имеет практически идеальный инструмент для выбора методов, создания своих собственных подходов и организации разнообразных заданий для развития всех видов компетенций. Следует лишь проанализировать профессиональную деятельность с точки зрения различных сотрудников и проявить некоторую долю фантазии и творчества в подходе к обучению.


Библиографическая ссылка

Беспалько А.А., Сочнева Н.В., Винник В.К. АНАЛИЗ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ И МЕТОДЫ ИХ РАЗВИТИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25454 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674