Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА

Ганаева Е.А. 1 Тавстуха О.Г. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
В статье авторы определяют качество дополнительного профессионального образования педагогов сферы дополнительного образования с позиции соответствия результатов требованиям профессионального стандарта и с точки зрения интересов заказчиков и потребителей образовательных услуг на повышение квалификации. Авторы анализируют особенности педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей; раскрывают основные понятия и требования профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых; описывают компетенции педагога дополнительного образования детей и взрослых, педагога-организатора, методиста в контексте требований Профессионального стандарта. Выявленные компетенции позволяют внести необходимые изменения в дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников сферы дополнительного образования детей.
единица профессионального стандарта
трудовая функция
квалификация
общепрофессиональные
профессиональные компетенции
профессиональный стандарт; общекультурные
качество дополнительного профессионального образования
1. Ганаева Е.А. Персонифицированная модель повышения квалификации педагогических работников системы дополнительного образования: маркетинговый подход / Е.А. Ганаева, О.Г. Тавстуха // Внешкольник Оренбуржья. – 2014. – № 4. – С. 6-8.
2. Золотарева А.В. Перспективы профессиональной подготовки кадров для сферы дополнительного образования детей // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А Некрасова: научно-методический журнал. Серия «Педагогика, Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». – 2012. – Т. 18. – № 1. – Ч. 2. – С. 153-157.
3. Золотарева А.В. Результаты согласованного исследования рынка труда, профессионального стандарта и ФГОС ВПО к компетенциям педагога дополнительного образования детей // Августовские педагогические чтения – 2014: сборник материалов международного научного симпозиума (Москва, 28–30 августа 2014 г.) – Киров: МЦНИП, 2014. – С.123-136.
4. Концепция развития дополнительного образования детей [Текст]: Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения 19.06.2016).
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/concept/indexdocs.
6. Методические рекомендации по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2016/05/Metod_recomendacii_P_dop_obr.pdf (дата обращения 19.06.2016).
7. Малыхина Л.Б. Проблема управления качеством образования в учреждении дополнительного образования детей /Л.Б. Малыхина // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2009. – Вып. 2(13). – С. 88-96.
8. Олейникова О.Н. Профессиональные стандарты: принципы формирования, назначение и структура. Методическое пособие /О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева. – М.: АНО Центр ИРПО, 2011. – 100 с.
9. Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования в современных социально-экономических условиях: коллективная монография / С.А. Алешина, О.Г. Тавстуха, Е.А. Ганаева, А.А. Муратова, С.В. Масловская и др. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 344с.
10. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых [Текст]: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 613н [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71102914/#ixzz3owfG6Nyj (дата обращения 19.06.2016).
11. Тавстуха О.Г., Ганаева Е.А. Маркетинговый подход к образовательной деятельности в дополнительном профессиональном образовании // Педагогический журнал. – 2015. – № 6. – С. 194–210.
12. Тавстуха О.Г., Матвиевская Е.Г., Шавшаева Л.Ю. Особенности оценки качества освоения педагогом дополнительной профессиональной программы //Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14872.
13. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 30.12.2001 N197 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения 19.06.2016).
14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования «Бакалавриат» Направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» [Текст]: Приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 N 1426[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192459/1f1fff4f7f64c42eca7cc2e9194ee0faf42cf21c/ (дата обращения 19.06.2016).
15. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения 19.06.2016).

В условиях перехода российского общества на инновационный путь развития проблема качества образования является актуальной. Проблематика качества образования нашла отражение в нормативных документах, принятых в России на государственном уровне. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено, что «стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина» [5].

Статья 2 (п. 29) федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет качество образования как «комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия … и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [15].

Качество дополнительного профессионального образования педагогов сферы дополнительного образования необходимо оценивать не только с позиции соответствия результатов требованиям профессионального стандарта «Педагога дополнительного образования детей и взрослых», но и с точки зрения интересов заказчиков и потребителей образовательных услуг на повышение квалификации.

На основании вышеизложенного качество дополнительного профессионального образования мы будем понимать как степень соответствия результатов и процесса требованиям государства (профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»), запросам потребителей (социальный заказ на повышение квалификации), потребностям, профессиональным затруднениям и интересам субъектов образовательного процесса.

Анализ показателей общепринятых международных стандартов управления качеством позволил выявить оценку показателей в соответствии со следующими характеристиками:

  • показатели качества образовательного процесса (дополнительных профессиональных программ);
  • показатели результатов дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями дополнительных профессиональных программ [7].

Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников системы дополнительного образования детей.

Проблема подбора профессиональных кадров для сферы дополнительного образования детей, чьи компетенции и уровень квалификации соответствуют требованиям профессиональной деятельности, сохраняет актуальность в современных условиях, так как их педагогическая деятельность носит многогранный характер. Необходимость создания и внедрения новых механизмов действия и регулирования в данной сфере определяется возрастающей значимостью человеческого капитала в преодолении проблем современного развития дополнительного образования детей.

В целях формирования единого подхода к подбору и назначению кадров образовательных организаций регионального и муниципального уровней следует обеспечить строгое соблюдение норм действующего законодательства РФ [8].

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 46, ч.3) заниматься педагогической деятельностью могут лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и профессиональным стандартам [18].

Развитие в России механизмов рыночной экономики обусловило необходимость модернизации национальной системы квалификаций, определяющей требования к содержанию и условиям труда, уровню квалификации и компетенциям работников в рамках конкретного вида профессиональной деятельности. Одним из элементов национальной системы квалификаций являются профессиональные стандарты. Они рассматриваются как инструмент, способный обеспечить четкую связь между требованиями работодателей и образованием. Стандартизация позволит следить за обновлением квалификаций и их соответствием потребностям рынка труда.

Требования к уровню компетенций и квалификации педагогов дополнительного образования определяют работодатели, которые руководствуются квалификационными характеристиками, профессиональным стандартом педагога дополнительного образования детей и взрослых, ФГОС ВО и СПО, аттестационными процедурами [3]. Согласно обозначенным документам, современный педагог дополнительного образования – это педагог-универсал, который способен быть высококлассным профессионалом не только и не столько в области профиля деятельности, но и в области психолого-педагогической деятельности [1].

Следовательно, современная система дополнительного образования детей испытывает потребность в профессионале, способном оценивать и выбирать эффективные варианты организации образовательного процесса, прогнозировать образовательные результаты, мотивировать обучающихся к познанию, стимулировать творческую деятельность и решать их социальные проблемы.

Авторы разделяют точку зрения А.В. Золотаревой о том, что недостаточно разработанная система кадрового обеспечения организаций дополнительного образования детей оказывает влияние на качество оказываемых образовательных услуг, «… а также существенно снижает успешное функционирование и развитие государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей и подсистем дополнительного образования в образовательных учреждениях других типов» [2, с. 154].

Значимым направлением Концепции развития дополнительного образования детей в контексте нашего исследования является развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей на основе внедрения профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых [4].

С первого января 2017 года (Приказ Минтруда и социальной защиты от 08.12. 2015 № 613н) работодатель при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении оплаты труда должен исходить из профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». В профессиональном стандарте указываются возможные наименования должностей, требования к образованию, опыту практической деятельности, а также особые условия допуска к педагогической деятельности [10]. Профессиональный стандарт – многофункциональный нормативный документ, систематизирующий трудовые функции, выполняемые работниками, и требования к необходимым для этого компетенциям.

Профессиональный стандарт является инструментом реализации стратегии модернизации образования в меняющемся мире и повышения качества образования; объективным измерителем квалификации педагога; средством отбора педагогических кадров; основанием для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем и для формирования эффективной системы оплаты труда. В профессиональном стандарте описываются требования к квалификации, образованию и обучению, опыту; требования к виду выполняемой профессиональной деятельности; дается ее анализ через обобщенные трудовые функции, трудовые действия, место в системе уровней квалификации.

В едином квалификационном (ЕКСД) и тарифно-квалификационном (ЕТКС) справочниках должностей руководителей, специалистов и служащих дается общее описание должностных обязанностей, знаний, требований к квалификации, а в профстандарте представлено последовательное описание профессиональной деятельности через декомпозицию от общего к частному. При определении требований к профессиональной деятельности педагога дополнительного образования работодателю важно помнить, что они должны быть измеримы (диагностируемы) в соответствии с установленными в стране уровнями квалификаций, что их содержание подвижно, меняется на основе постоянного мониторинга объективных изменений в деятельности.

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, он содержит информацию об обобщенных трудовых функциях, возможных наименованиях должностей, требования к образованию, обучению, опыту практической деятельности, описание трудовых действий, необходимых знаний и умений [13, ст. 195.1.].

В профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых предложены три обобщенные трудовые функции в соответствии с возможными наименованиями должностей (педагог дополнительного образования, старший педагог ДО, тренер-преподаватель, преподаватель; методист, педагог-организатор):

    1. Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам (педагог дополнительного образования, старший педагог ДО, тренер-преподаватель, преподаватель), в том числе организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы; организация досуговой деятельности обучающихся; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания; педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы; разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.
    2. Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ (методист), в том числе организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых; организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования; мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ.
    3. Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ (педагог-организатор), в том числе организация и проведение массовых досуговых мероприятий; развитие социального партнерства и продвижение услуг дополнительного образования детей и взрослых; организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности: техническому, художественному, спортивному, туристско-краеведческому и другим [10].

Подбор и назначение кадров работодателями на основе требований профстандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых выступает одним из условий повышения качества дополнительного образования. Реализация требований профессионального стандарта предполагает изменения в повышении квалификации педагогов данной категории.

В институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского государственного педагогического университета разработана и апробирована персонифицированная модель повышения квалификации педагогических кадров, которая включает в себя варианты дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров сферы дополнительного образования детей [9]. Программы спроектированы по модульному принципу. Каждый модуль как комплексная практико-теоретическая единица направлен на формирование определенного набора профессиональных действий, соответствующих профессиональному стандарту педагога дополнительного образования детей и взрослых. Модули дополнены существенной долей практики в специально организованной гуманитарной информационной среде (проектирование практико-ориентированных продуктов по согласованию с заказчиком образовательной услуги) и в инновационных организациях дополнительного образования детей на стажерских практиках. Стажерские практики выступают механизмом привлечения работодателей (заказчиков образовательных услуг) к разработке содержания и реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Это способствует усилению практической направленности курсовой подготовки за счет объединения имеющихся ресурсов системы образования взрослых и инновационных образовательных организаций и показывает слушателям опыт внедрения идей профессионального стандарта в реальную образовательную практику.

Предлагаемые институтом формы работы со слушателями в период стажерской практики разнообразны, наиболее востребованными являются мастер-классы. Их содержание обеспечивает включение слушателей в деятельность, направленную yf совершенствование (и/или приобретение) профессиональной компетенции. Например, мастер-класс по теме: «Современное занятие» сопровождается работой педагога по заполнению технологической карты занятия и его анализа; результатом становится развитие умения проектировать алгоритм занятия на основе системно-деятельностного подхода [12].

Особенностью любой формы стажерской практики является разработка слушателем практико-ориентированного продукта, который может использоваться им в реальной образовательной практике, например:

  • программа обучения по индивидуальному учебному плану;
  • модель электронной системы контроля знаний обучающихся; технологическая карта дополнительной общеобразовательной программы;
  • технологическая карта по организации индивидуальной и групповой проектной деятельности обучающихся и т.д.

Деятельностный характер стажерской практики позволяет слушателям выделить модернизационные идеи инновационных образовательных организаций и моделировать их исполнение в собственной педагогической деятельности в условиях перехода на профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых [11].

В условиях апробации и внедрения профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых были скорректированы требования к результатам дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки [6].

Для дополнительных профессиональных программ повышения квалификации обозначенной категории слушателей осваиваемые компетенции были приведены в соответствие с перечнем результатов, заданных профессиональным стандартом. Профессиональные компетенции дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки обосновывались на основе соотнесения профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых, федеральных государственных стандартов высшего и среднего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование». При согласовании требований ФГОС ВО и СПО и профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых нами были обоснованы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции в структуре деятельности педагога сферы дополнительного образования.

В аспекте требований профессионального стандарта авторами предложены варианты набора профессиональных компетенций по должностям «педагог дополнительного образования», «методист», «педагог-организатор».

Согласованный анализ ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование» (44.03.01.), Профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых, требований заказчика образовательных услуг позволил составить паспорт общекультурных и общепрофессиональных компетенций для дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки работников сферы дополнительного образования детей [14].

Таким образом, существующий в современных условиях нормативно-правовой ресурс кадровой политики сферы дополнительного образования детей и взрослых определяет требования к специалистам данной сферы и служит руководством к действию, как для работодателя, так и для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, направленной на повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников и обеспечения их соответствия современным требованиям.


Библиографическая ссылка

Ганаева Е.А., Тавстуха О.Г. К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25515 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674