Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СОДЕРЖАНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Полевщикова Т.И. 1 Максимова З.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет"
В настоящее время предполагается реализовать актуальные компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы, которые определили задачи и ожидаемые результаты обучения в учреждениях высшего профессионального образования. Важнейшей особенностью педагогической концепции государственного стандарта является переход от суммы «предметных результатов» к межпредметным и интегративным результатам, которые представляют собой обобщенные способы деятельности, отражающие специфику не отдельных предметов, а ступеней образования. Для современного образования приоритетным является развитие умений студентов самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность. Сфера образования призвана не только отвечать существующему спросу, но и опережать его, быть в авангарде процесса развития профессиональной культуры. В настоящий момент чрезвычайно актуальны поиски инновационных путей эффективного решения этих проблем.
профессиональная компетентность дизайнера
образование
предметно-пространственная среда
дизайн-проект
проектирование
дизайн
компетенции
1. Минервина Г.Б. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. и др. – Москва: Архитектура-С, 2004. – 288 с.
2. Полевщикова Т.И. Дизайн как художественно-проектная деятельность в системе современного образования // Дизайн-образование: моделирование, технологии, интеграция: сб. ст. Всерос. науч.- прак. конф.. – Чебоксары, 2012. – С.141-145.
3. Полевщикова Т.И. Дизайн-проектирование в контексте специальности «технология и предпринимательство» // Дизайн-образование: моделирование, технологии, интеграция: сб. ст. Всерос. науч.- прак. конф. – Чебоксары, 2012. – С.114-122.
4. Рунге В.Ф. Основы теории и методологии дизайн-проектирования / В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский. – Москва: Пресс, 2003. – 252 с.
5. Симоненко В.Д. Технологическое образование школьников /В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых, Н.В. Матяш. – Брянск: Изд. БГПУ, 1999. – 230 с.

Дизайн как самостоятельная отрасль проектирования окружающей среды и предметного мира вырос из архитектурно-художественного творчества в начале XX века. Основной предпосылкой этого явления стали кардинальные изменения в сфере материального производства предметов потребления. Первоначальный смысл широко используемого сегодня термина «дизайн» означает «проектирование». В современной проектной практике «дизайн» относится, прежде всего, к проектированию предметной среды, окружающей человека. Дизайнер – инженер-художник, преобразовывающий все то, с чем человек сталкивается в повседневной жизни. Технологическое образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения студентами компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития и ценностных ориентаций. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентностной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Главной целью современного высшего образования является развитие студента как компетентной личности путем включения его в различные виды человеческой деятельности. Это сегодня определило цель обучения дизайн-проектированию.

В настоящее время предполагается реализовать актуальные компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определили задачи и ожидаемые результаты обучения. Важнейшей особенностью педагогической концепции государственного стандарта является переход от суммы «предметных результатов» к межпредметным и интегративным результатам, которые представляют собой обобщенные способы деятельности, отражающие специфику не отдельных предметов, а ступеней образования [5].       

Сегодня выпускников общеобразовательных школ особенно привлекают профессии, востребованные в данной области. Миссия школы дизайна – формирование элиты в области художественного конструирования, достойно конкурирующей на отечественном рынке дизайна. Положение дел в системе образования в области художественно-проектного творчества сегодня далеко от совершенства. Программы подготовки специалистов в традиционных дизайнерских вузах ориентированы на сложившиеся стереотипы практической деятельности. В результате выпускники традиционных вузов зачастую испытывают серьезные затруднения при поступлении на работу, остаются вне сферы реальной профессиональной практики. С другой стороны, появляющиеся на рынке дизайнерских услуг организации испытывают острую необходимость в квалифицированных кадрах. Налицо явный дисбаланс между системой образования и формой существования профессии в новых условиях.

Однако, как известно, сфера образования призвана не только отвечать существующему спросу, но и опережать его, быть в авангарде процесса развития профессиональной культуры. В настоящий момент чрезвычайно актуальны поиски инновационных путей эффективного решения этих проблем. Сегодня задачи учебных занятий определены как закрепление умений разделять процессы на этапы. Особое внимание уделяется познавательной активности студентов, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Для современного образования приоритетным является развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность. В этом может помочь проектная деятельность студентов, будь то предметная область «Технология» или дизайн-проектирование – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата [2].

Спецификой проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности и на получение нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности – приобретение студентами познавательно-исследовательской компетентности, активизации личностной позиции студента в образовательном процессе [5].

Сегодня необходима новая профессия, умеющая предвидеть технологическую основу будущего – дизайн-проектирование, комплексное формирование объектов и систем нашего окружения как гармоничного, художественно осмысленного единства всех его компонентов. Все это предъявляет особые требования к оснащенности дизайнера комплексом профессиональных компетенций и их использованию в своей практической деятельности. Современный уровень развития производства, техники немыслим без художественного проектирования, обеспечивающего не только высокую технологичность, прочность конструкции, но и эстетический вид изделия или предмета. Дизайн в настоящее время во многом определяет внешний и внутренний вид различных построек, одежды, мебели и многого другого.

Требования к современному состоянию профессиональной подготовки современного специалиста продиктованы условиями профессиональной деятельности, необходимостью гибкого реагирования на запросы рынка труда, приобретение будущими специалистами дополнительных профильных знаний, умений, навыков, а также потребностью в профессиональной мобильности и предполагают серьезные изменения в содержании и структуре образования выпускников соответствующих учебных заведений [3].

Установлено, что на этапе профессиональной подготовки, совпадающем по времени с обучением в вузе, идет активное развитие профессионализма путем приобретения функциональной грамотности, получения профессиональной квалификации, развития профессиональной культуры и формирования профессиональной компетентности специалиста. Эффективность профессиональной подготовки студента напрямую зависит от его грамотной подготовки, планирования и организации. А творческий и интеллектуальный рост будущих специалистов будет идти особенно интенсивно при условии включения студентов в активную научно-исследовательскую и инновационную деятельность в различных формах. К таким формам относятся учебно-исследовательские группы, студенческие творческие мастерские, студенческие дизайнерские бюро, учебно-производственные лаборатории, научные конференции, семинары, круглые столы, выставки и т.д. Что стимулирует творческую и поисковую активность студентов, формирует устойчивый интерес к выполнению поисковых и экспериментальных разработок, интенсифицирует учебно-познавательную деятельность по решению разнообразных задач будущей профессиональной деятельности и обеспечит продвижение студента по личной образовательной траектории и подготовит высококачественных и конкурентоспособных специалистов для современного рынка труда [3].

Составление проекта – готового к реализации плана, синтезирует в себе знания и умения, полученные студентами в вузе. Это профессиональное предвидение образа будущего изделия в реальном продукте проектного изделия. В учебных заданиях по дизайн-проектированию положено совершенствование знаний и навыков рисования, развития объемно-пространственного мышления, закрепления и углубления знаний по практическому применению элементов «декоративного» порядка: узора, орнамента, декора, украшений, убранства. А также «проектно-графических» трактовок: набросков, эскизов, рисунков, собственно проекта, чертежей, конструкций. Знакомство с понятиями: план, предположение, замысел, намерение, затея, умысел и даже интрига. Важное место отводится эстетическому развитию, что вооружит студентов приемами выражения дизайнерских замыслов при разработке эскизов и дизайн-проектов [3].

Первоосновой дизайна является изобразительное искусство, впитавшее в себя социально-исторические и национальные особенности того или иного региона. Являясь транслятором социально-культурных ценностей и носителем аутентичной человеку традиционной культуры, изобразительное искусство в целом и живопись в частности выступают мощным средством передачи этнокультурных семантических смыслов и национальных социально-психологических черт. Разумеется, фактор воспитания предполагает системное воздействие ряда учебных дисциплин. Одной из таких дисциплин, формирующих внутреннюю культуру, художественный вкус, воображение дизайнера являются композиция, рисунок и живопись.

В учебном курсе данных дисциплин для будущего дизайнера студент постигает:

  1. Место человека в этнокультурном пространстве страны, а также их взаимосвязь;
  2. Особенности местного колорита, принципа стилизации формы, специфику ремесел;
  3. Культурное наследие посредством композиции и живописи в национальных костюмах.

Опыт участия в межрегиональных выставках показывает, насколько специфична и своеобразна художественная школа каждого региона. Посещение художественных выставок – еще одно важнейшее средство этнокультурного воспитания студента-дизайнера в рамках занятий по истории костюма и других дисциплин.

Рассматривая перспективы развития дизайн-проектирования в России, отметим, что современное дизайн-проектирование подразумевает под собой обязательное решение поставленных задач не только по средствам графики, но и по средствам междисциплинарных связей. В процессе дизайн-проектирования современного изделия главную роль играет сам дизайнер — создатель предмета. Но и немаловажным является профессиональная компетентность дизайнера.

Теория дизайна получила наименование «технической эстетики», она охватывает широкий круг проблем. Любой дизайн – это результат большого количества тесно связанных между собой решений. Дизайнер должен определить форму и функциональное назначение изделия, используемые материалы и методы производства. Эти решения должны быть основаны на рассмотрении широкого ряда эргономических факторов, на знании потребностей людей и на том, что технически возможно. О важности дизайна для современного общества можно судить по количеству профессий, которые имеют отношение к этому явлению. В качестве наиболее яркого примера можно назвать профессии архитектора и модельера [1].

Дизайнер, создавая вещь, должен знать этнографию, демографическую ситуацию, социологию, психологию, физиологию, медицину, эргономику, технологию изготовления вещи, свойства материалов, возможные инженерные и конструкторские решения. Дизайнер должен знать, что в этом мире все соотносится друг с другом и человек воспринимает это на подсознательном уровне. Он вносит в вещи конкретный образный смысл, заставляя их служить человеку, возбуждая одновременно определенные эстетические чувства и настроения. Человек в искусстве способен оживлять «бездушные вещества» – камень, дерево, металл… и выражать через них свою сущность и свое отношение к окружающей среде. Первую группу понятий дизайна можно обозначить как «художественную», которая пришла из первоисточников – «старших» видов искусства – живописи, скульптуры, архитектуры. Вторая группа понятий пришла в дизайн из области техники, конструирования и строительства, поэтому можно назвать ее «технической».

В самом обобщенном виде определение дизайна может быть сформулировано следующим образом: дизайн – это проектная художественно-техническая деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами, по формированию гармоничной предметной среды жилой, производственной и социально-культурной сфер [1].

Дизайн «произошел» от искусства, но сам он не искусство, а проектирование предметных условий общественной жизни (предметной среды), учитывающее условия потребления. На этапе становления и формирования дизайна как новой сферы творчества, вместе с архитектурой и декоративно-прикладным искусством он отвечает за всю предметно-пространственную среду, а значит, имеет непосредственное отношение к стилеобразующим процессам, к учету национальных традиций, преемственности, к удовлетворению индивидуальных потребностей, к самым различным аспектам художественного формообразования. А в качестве объекта дизайнерского творчества теперь выступает вся материальная среда – «от ложки до города» [1].

Теоретическая грамотность дизайнера позволяет подойти к дизайн-проектированию на профессиональном уровне, добиться максимальной коммуникативной эффективности, избежать многих ошибок. Для этого дизайнеру нужно постоянно самосовершенствоваться в своих знаниях, расширять свой творческий кругозор, совершенствовать чувство вкуса. Творческое развитие личности подразумевает под собой развитие творческих и креативных навыков дизайнера. От них зависит способность дизайнера создавать новые выразительные художественные, визуально-графические приемы.

Существует два метода производства идей: творческий (эвристический), основанный на дивергентном мышлении дизайнера, и аналитический, в основе которого лежит анализ рынка и потребителей. Оба метода необходимы для эффективного творчества, так как дизайнер должен находиться в постоянном творческом поиске новых идей и средств, которые могли бы привлечь внимание аудитории к объектам проектирования. Важно не бояться эпатировать публику своими творческими экспериментами. Нет определенных стратегий для формирования творческого и креативного потенциала дизайнера, но есть способы их стимулирования. Каждый человек может научиться мыслить и действовать более творчески, так как творчество — это модель поведения. Для того, чтобы развивать творческое и креативное мышление, у дизайнера должна быть сама «установка на творчество», т. е. вера в свои способности. Дальнейший способ стимулирования творческого потенциала заключается в развитии навыков дивергентного мышления, заключающегося в поиске множества решений одной и той же проблемы. Эффективным средством здесь является метод ассоциаций, метод аналогий и метод «мозгового штурма», который помогает оптимизировать данные процессы. Дизайнер, являясь главным звеном в процессе дизайн-проектирования, должен быть всесторонне развитой личностью, уметь оперировать своими творческими навыками и использовать технические возможности в полной мере.

При построении учебно-воспитательного процесса педагогу необходимо держать в поле зрения не только систему педагогических воздействий, но и позицию обучаемых с точки зрения их потребностей и интересов, способностей и возможностей. Важно учитывать основную цель современной образовательной системы:

- формирование свободной, творчески мыслящей, гармонически развитой личности;

- приобретения опыта изучения, возрождения, сохранения и развития традиционной народной культуры;

- пробуждение у студента активного интереса к будущей профессии;

- выявление талантливой молодежи;

- оказание помощи в выборе индивидуального профессионального маршрута.

Студенты должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями. Студенты должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности. Данный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленное на его совершенствование. Система занятий должна быть сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации [3].

Для реализации компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов в содержании технологического образования при построении учебно-воспитательного процесса должно являться:

- овладение общетрудовыми и специальными умениями;

- воспитания трудолюбия, бережливости, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности;

- получения опыта применения политехнических и технологических знаний и умений;

а задачами обучения:

- приобретение знаний об информационных технологиях, художественной обработки материалов;

- овладение различными способами деятельности: планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники.


Библиографическая ссылка

Полевщикова Т.И., Максимова З.Ю. РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СОДЕРЖАНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25545 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674