Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ К ПРЕПОДАВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Брылеева Ю.В. 1 Косенок С.М. 1 Рассказов Ф.Д. 1
1 БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет»
Совершенствование профессиональной подготовки педагогических кадров рассматривается как одна из наиболее приоритетных целей в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса. В связи с чем возникает необходимость в подготовке будущих учителей с высоким уровнем методической готовности. Проблема формирования методической готовности студента исторического профиля в процессе прохождения педагогической практики разработана недостаточно. На основе теоретического изучения вопроса, а также накопленного педагогического опыта была разработана технология формирования методической готовности студента исторического профиля к преподаванию в образовательной организации. Также выделен комплекс педагогических условий, успешное применение которых представлено итогами проведенной экспериментальной работы по формированию методической готовности студента исторического профиля к преподаванию в образовательной организации в условиях прохождения педагогической практики. Реализация практической части разработанной технологии показала эффективность использования выделенных компонентов методической готовности, тем самым подтверждая практическую значимость результатов проведенной работы.
экспериментальная работа
технология
педагогические условия
методическая готовность студентов
исторический профиль
педагогическая практика
1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы) : метод. пособие. - М., 2005. - 114 с.
2. Вяземский Е.Е. Тенденции развития общего исторического образования и подготовка учителя для современной российской школы // Преподавание истории в школе. – 2016. - № 2. - С. 3-9.
3. Иоффе А.Н. Идентичность сегодня: понимание, проблемы и пути становления общероссийской гражданской идентичности средствами образования // Преподавание истории в школе. – 2015. - № 2. - С. 3-10.
4. Короткова М.В. Педагогическое наследие М.Т. Студеникина в свете тенденций развития современного исторического образования // Преподавание истории в школе. – 2016. - № 2. - С. 10-14.
5. Косенок С.М. Образовательная полисфера: социализация, воспитание, здоровье // Народное образование. – 1998. – № 3. – С. 52-59.
6. Косенок С.М. Программно-целевой подход к управлению образовательным учреждением // Проблемы формирования профессиональной направленности молодежи / под ред. А.Я. Найн. – Челябинск, 1996. – С. 74-76.
7. Косенок С.М. Социально-педагогические условия развития образовательной системы малого города : автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Челябинск : Изд-во международного центра педагогического изобретательства, 1995.
8. Подласый И.П. Педагогика : учебник для студентов высших пед.-учеб. заведений. – М. : Просвещение; ВЛАДОС, 1996. – 432 с.
9. Рассказов Ф.Д. Гуманитарная подготовка – основа формирования мировоззрения личности // Актуальные проблемы современной педагогики : сборник научных статей. – Шадринск : Шадринский гос. пед. институт, 2001. - С. 16-33.
10. Рассказов Ф.Д. Индивидуально-воспитательная работа со студентами в современных условиях // Материалы IV международной научно-практической конференции – Европа и современная Россия. - г. Эрланген. – М., 2006. - С. 148-159.
11. Рассказов Ф.Д. Педагогика в модулях : учебно-наглядное издание. – Сургут : Сургутский гос. ун-т, 2008. – 89 с.
12. Рассказов Ф.Д. Педагогические основы военно-профессионального воспитания курсантов высших военно-политических училищ : автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1991.
13. Рассказов Ф.Д., Муллер О.Ю. Создание инклюзивной образовательной среды в вузе: проблемы и перспективы // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сб. материалов Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 130-134.
14. Рассказов Ф.Д. Теория и методика организации научно-исследовательской работы : учебно-методическое пособие / Ф.Д. Рассказов, Э.Ф. Насырова, Н.С. Бирюкова. – Сургут : ИЦ СурГУ, 2011. – 80 с.
15. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. - М., 1998. - Т. 2. М – Я. - 672 с.
16. Шапарина О.Н. Педагогическая практика студентов в условиях реализации требований новых ФГОС // Преподавание истории в школе. – 2015. - № 10. - С. 38-41.

На сегодняшний день тенденция развития современной системы образования позволяет судить об эффективности проводимой государством политики по привлечению молодежи к работе в образовательных организациях. Выпускники педагогических специальностей достаточно высоко в сравнении с периодом 90-х гг. оценивают престиж учительской профессии. Ежегодно, более 60% выпускников исторического направления Сургутского государственного университета выбирают в качестве основного места работы образовательные организации города и района, отмечая значительные преимущества педагогической деятельности.

Наше исследование показало, что 79% опрошенных педагогов выделяют содержание исторического образования как основное, формирующее такие свойства, как сформированность ценностно-деятельностного отношения к окружающему миру, способность к саморазвитию личностных психологических, гражданско-социальных и морально-нравственных качеств; приверженность гуманистическим ценностям, толерантному сознанию и поведению в полиэтничном, многоконфессиональном обществе, что становится особо актуально в современной международной обстановке. В данной связи ежегодно в ХМАО-ЮГРЕ проводятся конференции, выставки с участием представителей Министерства образования и науки РФ, Правительства и Думы автономного округа, Департамента образования и молодежной политики Югры, педагогической общественности.

Отмечаются значительные пробелы в содержании педагогического образования, не позволяющего молодым учителям преподавать в соответствии с современными требованиями к активному обучению, а также не обеспечивающего умениями, соответствующими ФГОС и профессиональному стандарту педагогической деятельности, являющимися основой методической готовности. Таким образом, в центре внимания при подготовке будущих учителей истории стоит освоение стратегий реализации требований ФГОС в основной и старшей школе как на базовом и углубленном уровнях, так и ресурсов урочной и внеурочной деятельности.

Современная педагогика содержит достаточно большое количество научных исследований, посвященных специфике методической подготовки будущих учителей (Е.Е. Вяземский [2], А.Н. Иоффе [3], М.В. Короткова [4], О.Н. Шапарина [16]), как разных профилей, так и исторического конкретно. Публикации С.М. Косенка [5; 7], Ф.Д. Рассказова [9; 10; 13] содержат теоретические основы и специфику формирования готовности будущего учителя к педагогической деятельности в современных условиях. Однако работы, рассматривающие процесс формирования методической готовности студентов еще на ранней стадии, в процессе прохождения педагогической практики в области исторического профиля отсутствуют. Для решения поставленной проблемы, на основе технологического, деятельностного и компетентностно-аксиологического методологических подходов разработана технология формирования методической готовности студента исторического профиля к преподаванию в образовательной организации. Технология, характеризующаяся целенаправленностью, гибкостью, управляемостью, содержит следующие блоки: мотивационно-ценностный, операционно-деятельностный, организационно-содержательный и диагностико-корректирующий.

Также для эффективной реализации представленной технологии нами выделен комплекс педагогических условий: 1) обеспечение взаимодействия профессорско-преподавательского состава и студента в процессе обучения специальным дисциплинам; 2) осуществление проектирования процесса обучения на основе интеграции содержания учебных дисциплин «Методика преподавания истории», «Педагогика», «Психология»; 3) разработка учебно-методического комплекса на основе модульного структурирования содержания учебных дисциплин.

Проанализировав педагогическую литературу, можно выделить два основных типа педагогического эксперимента, констатирующий и формирующий [15]. Констатирующий эксперимент направлен на предварительную диагностику исследуемых параметров без влияния разработанных теоретических основ, а формирующий изучает изменения исследуемых параметров при реализации разработанных теоретических и методологических основ. По условиям проведения эксперименты делятся на естественные и лабораторные [11]. В нашем исследовании проводился естественный эксперимент, предполагающий взаимодействие со студентами исторического профиля в процессе прохождения педагогической практики [14].

Экспериментальная работа проводилась в Сургутском государственном университете и включала три этапа: констатирующий (2012-2013 гг.), формирующий (2013-2015 гг.) и контролирующий (2015-2016 гг.).

В эксперименте приняли участие 80 студентов исторического профиля, обучающихся по направлению «История», проходящих педагогическую практику в образовательных организациях города Сургута.

В период констатирующего этапа (2012-2013 гг.) изучалась и анализировалась литература по теме исследования, проводилось обобщение накопленного педагогического опыта по подготовке студентов к прохождению педагогической практики, проводился анализ проблемы исследования, определялись ее актуальность и значимость. Разрабатывалась историография проблемы, оценивалось ее современное состояние [6; 8; 12; 14]. Определены принципы формирования методической готовности студентов-практикантов исторического профиля в системе высшего образования; проведен анализ качества организации учебно-воспитательного процесса на историческом профиле; определены критерии и показатели оценки уровня сформированности методической готовности студента-практиканта. Проводилось анкетирование педагогов образовательных организаций, в количестве 80 человек. При составлении анкеты были учтены рекомендации В.И. Байденко [1]. Педагогами было выделено содержание исторического образования как основное, формирующее такие свойства, как сформированность ценностно-деятельностного отношения к окружающему миру, способность к саморазвитию личностных психологических, гражданско-социальных и морально-нравственных качеств; приверженность гуманистическим ценностям, толерантному сознанию и поведению в полиэтничном, многоконфессиональном обществе, что становится особо актуально в современной международной обстановке.

Реализация разработанной нами технологии начиналась нами еще до начала прохождения педагогической практики, в процессе обучения студентов по учебным дисциплинам «Методика преподавания истории», «Педагогика», «Психология», так как процесс формирования методической готовности студента обязательно включает теоретическую подготовку.

В период формирующего этапа (2013-2015 гг.) определялись изменения исследуемых параметров при реализации разработанной технологии и педагогических условий ее функционирования. В процессе реализации этапа уточнены педагогические условия, необходимые для обеспечения реализации технологии формирования методической готовности студента исторического профиля; реализованы методы диагностики уровня сформированности методической готовности студента исторического профиля; опытно-экспериментальным путем проверена эффективность влияния педагогических условий на процесс формирования методической готовности студента исторического профиля.

В период завершающего, контролирующего этапа (2015-2016 гг.) проводилось теоретическое осмысление полученных данных, их анализ и интерпретация; методами математической статистики обобщены результаты эксперимента, а также оценена эффективность разработанной технологии и педагогических условий ее функционирования.

Порядок нашей работы был следующим. Мы определили одну контрольную группу (КГ), две экспериментальные группы в одной образовательной организации (ЭГ1, ЭГ2), и одну экспериментальную (ЭГ3) группу в другой образовательной организации, из числа студентов исторического профиля, проходящих педагогическую практику. Педагогическая практика в контрольной группе проводилась в соответствии со стандартными требованиями к прохождению практики. В экспериментальных группах использованы три варианта сочетания педагогических условий, по одному в каждой группе. В одной группе (Э1) в ходе проведения опытно-экспериментальной работы мы использовали сочетание 1-го и 2-го педагогического условия. В другой группе (Э2) – сочетание 2-го и 3-го педагогического условия. В третьей группе (Э3) проверялась действенность всех трех педагогических условий, определенных гипотезой.

В ЭГ проводилась работа по реализации технологии формирования методической готовности студентов исторического профиля к преподаванию в образовательной организации, и ее содержательно-технологического обеспечения.

Реализация технологии формирования методической готовности студентов исторического профиля к преподаванию в образовательной организации проходила поэтапно, обеспечивая взаимодействие профессорско-преподавательского состава и студента как в процессе обучения специальным дисциплинам, так и методически сопровождая процесс педагогической практики по отношению к студенту. Так, например, уже в течение первой недели (ознакомительная, пассивная) практики студентами было дано определенное количество стендовых уроков. После чего проводился совместный трехсторонний анализ урока «практикант-учитель-методист», выделялись сильные и слабые аспекты проведения урока, дополнялись всевозможными интерактивными формами обучения, технически дополняя работу на уроке, для проведения урока по этой же теме уже в период второй недели (активной) практики.

Такая работа включает студента в процесс психолого-педагогической самодиагностики и самоанализа себя как организатора и субъекта профессионально-педагогической деятельности, позволяет отметить необходимое направление формирования методических навыков и показать на открытом уроке (третья неделя практики, аттестационная) достаточно высокий уровень сформированности методической готовности. В течение всего периода прохождения педагогической практики методистами и учителями-наставниками проводится оценивание всех стендовых, пробных и открытых уроков, классных часов и внеучебных мероприятий. Такая работа необходима для сравнения полученных результатов в динамике развития методической готовности студента исторического профиля к преподаванию в образовательной организации.

В начале прохождения студентами педагогической практики мы замерили исходный уровень сформированности компонентов методической готовности студентов исторического профиля к преподаванию в образовательной организации. Большая часть студентов исторического профиля имеет средний уровень методической готовности. Было выявлено, что около 31,4% студентов имеет низкий уровень методической готовности; около 43,2% - средний уровень; студентов с высоким уровнем методической готовности выявлено около 25,4%.

По окончании первой недели педагогической практики (пассивной практики) нами был проведен промежуточный контроль для определения уровня сформированности компонентов методической готовности студентов исторического профиля к преподаванию в образовательной организации.

В завершение прохождения педагогической практики, по итогам контрольного оценивания, а также отчетам, представленным на итоговой конференции, нами был определен уровень сформированности методической готовности к преподаванию в образовательной организации у студентов контрольной и экспериментальных групп.

Обобщая результаты опытно-экспериментальной работы, отмечаем, что динамика роста уровня сформированности методической готовности студентов исторического профиля к преподаванию в образовательной организации имеется как у контрольной, так и у экспериментальных групп.

Особенно заметен рост уровня активизации данной деятельности студентов в третьей экспериментальной группе (Эг3), где было использовано сочетание всех трех педагогических условий. Это свидетельствует о результативности выделенных педагогических условий. Следует отметить, что значительно снизилось количество студентов с низким уровнем методической готовности к преподаванию в образовательной организации в Эг3 группе – с 58 до 6%, где применялись все педагогические условия, в то время как в Кг группе – только с 37 до 21,8%. Повысилось количество студентов исторического профиля с высоким уровнем методической готовности к преподаванию в образовательной организации в Эг3 – с 19 до 46%, а в Кг группе – с 23 до 31%.

Данные, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, нашли статистическое и математическое подтверждения, что свидетельствует с достаточной долей объективности о наметившейся тенденции положительной динамики формирования методической готовности студента исторического профиля к преподаванию в образовательной организации.

Исследование подтвердило мысль о том, что для формирования методической готовности студента исторического профиля к преподаванию в образовательной организации необходим учет перечисленных условий, и, как показал эксперимент, различные сочетания этих условий активизируют процесс формирования методической готовности студента исторического профиля, но статистически значимый эффект достигается лишь при реализации выделенных условий в совокупности.


Библиографическая ссылка

Брылеева Ю.В., Косенок С.М., Рассказов Ф.Д. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ К ПРЕПОДАВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25662 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674