Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пирогова О.В. 1
1 ЧОУ ВО "Академия туризма и международных отношений"
Целью предложенного исследования является анализ современного состояния туристского образования в Российской Федерации в условиях идущих процессов реформы российских вузов. На основе глубокого практического опыта автора работы в области отечественной педагогики и мировой туристической практики в качестве поставленной задачи в статье рассматривается проблематика функционирующей в России системы обучения студентов туристского профессионального образования, предлагаются новые педагогические подходы к повышению роли сетевого практического образования студентов. В работе на основе экономического исследования современного рынка услуг в туристической индустрии и гостиничном хозяйстве было установлено, что получение образования в сфере туризма и гостиничного хозяйства в ближайшее время будет еще более востребованным на рынке услуг. В современной России намечается растущая потребность в подготовке туристских кадров. Возрастут требования к специалистам туристского бизнеса. В профильном образовании более активно будут применяться новые образовательные технологии. В практическом направлении работы современной туриндустрии все больше будет наблюдаться уход в интернет-технологии. В ходе происходящих социально-экономических трансформаций в Российской Федерации отечественным вузам следует применять новые образовательные программы и технологии, грамотно управлять новыми образовательными траекториями и своевременно вносить в учебные планы требования времени и бизнес-индустрии. В результате изменений, происходящих в обществе, повышение качества образования влияет на выход российских вузов на международную арену, а сама вузовская система подготовки специалистов становится более совершенной.
образование
специалисты
новые технологии
программы
туристская отрасль
подготовка кадров
экономика
рынок
Российская Федерация.
1. Александрова А.Ю. Международный туризм : учебник. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 470 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М. : Просвещение, 1982. - 193 с.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М. : Педагогика, 1977. - 256 с.
4. Багаутдинова Н.Т. Инновационный потенциал высшей школы: анализ и оценка. - М. : Экономика, 2002. - 267 с.
5. Бажутин В.В., Кирикова З.З., Осипова И.В., Тарасюк О.В. и др. Образовательно-ориентированный подход к профессиографии. – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. - 165 с.
6. Вербицкий А.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации. - М. : Педагогика, 1986. - 226 с.
7. Витебский В., Куличков Е., Лифанов Н., Шатраков Ю. Пути интеграции российской экономики // Экономические стратегии. - 2004. - № 2. - С. 34.
8. В России возникает особый стиль русского менеджмента: интервью с Ш. Паффер // Управление персоналом. - 2001. - № 1-12. - С. 7.
9. Зорин И.В., Зорин А.И. Профессиональное образование и карьера в туризме : учебник. - М. : Советский спорт, 2005. - 704 с.
10. Зорин И.В. Теоретические основы формирования содержания профессионального туристского образования : дис. … д-ра пед. наук. - М. : РМАТ, 2001. - 319 с.
11. Квартальнов В.А. Становление системы образования для целей туризма: содержание эксперимента на примере РМАТ. - М. : РМАТ, 1997. - 75 с.
12. Квартальнов В.А. Туристский бизнес и система обучения кадров предприятий обслуживания: зарубежный опыт / В.А. Квартальнов, И.В. Зорин. - М. : Турист, 1990. - 137 с.
13. Пирогова О.В. Практическое обучение студентов в Уральском международном институте туризма // Высшее образование сегодня. - 2012. - № 8. - С. 17-22.
14. Пирогова О.В. Регионализация институциональных форм туристской политики. Инновационная подготовка кадров для туристской отрасли // Известия Сочинского государственного университета. - 2012. - № 3. - С. 63-69.
15. Пирогова О.В., Пирогова А.Ю. Россия на рынке международных туристских услуг. – Екатеринбург : Уральский международный институт туризма, 2013. - 94 с.

В предложенной статье на основе примененного педагогического подхода исследуются актуальные для российского высшего и среднего специального образования вопросы профессиональной подготовки специалистов туриндустрии и гостиничного хозяйства, на которые в настоящее время все большее влияние оказывают процессы изменения окружающего мира. Идущие глобализационные процессы, создание зоны Евросоюза имеют значительное влияние на сферу современного образования. Процессы мировой интеграции в последние десятилетия оказали большое влияние на культурную, экономическую, политическую и социальную сферы жизни.

Туристское образование в нашей стране – это достаточно новое направление в системе подготовки кадров в средних и высших учебных заведениях. В Советском Союзе существовала лишь система повышения квалификации туристских кадров. В современной России в последние годы в туристском и гостиничном бизнесе прошли существенные изменения, изменились технологии, правовые нормы, выросла степень информатизации, компьютеризации и пр. В результате этих трансформаций новые потребности бизнеса к выпускникам вузов должны логично возрастать или меняться согласно изменениям в самом бизнесе. Поэтому подготовка кадров для туриндустрии и гостиничного бизнеса не может не носить инновационный характер. Если высшее учебное заведение заинтересовано в определенном имидже в среде туристического бизнеса и гостиничного хозяйства, если вуз действительно собирается выпускать конкурентоспособных специалистов для рынка туриндустрии, то тогда подготовка кадров для этой отрасли просто обязана быть инновационной и привлекательной.

Подготовка кадров для туристического и гостиничного бизнеса должна выстраиваться не с опозданием, а с опережением, необходимо готовить специалистов, которые готовы к тем изменениям, которые ждут туриндустрию. Поэтому становится так важно провести исследование новаций в профессиональном туристском образовании в мире, в России, в регионе и соответственно выстраивать политику внедрения инноваций в вузовское образование. Новое образование, включающее инновационные моменты в подготовке кадров туриндустрии, может быть разнообразным. Это может быть внедрение в образование новых методик преподавания, введение новых технологий в системе преподавания, новые социальные подходы к самому образованию, новые экономические стратегии в вузовском образовании России.

В связи с перестройкой, новым подходом к системе среднего и высшего образования постепенно стали открываться новые специальности в учебных заведениях. Стало популярным и такое направление, как туризм. Однако когда появились первые направления подготовки в вузах специалистов данного направления, как правило, подготовка кадров шла по направлению «Менеджмент». Соответственно на основе специальности «Менеджмент организации» открывались различные специализации: менеджмент туризма, гостиничный менеджмент и другие. Позднее появилась специальность «Социально-культурный сервис и туризм». Затем были разработаны стандарты по направлениям подготовки бакалавров по направлениям «Туризм», «Гостиничное дело». В настоящее время в вузах подготовка кадров в целом для туристской отрасли ведется по различным направлениям, причем вузы самостоятельно разрабатывают профиль - образовательную программу. С введением федеральных образовательных стандартов высшего образования вузам дана достаточная свобода в определении содержания образования, формирования образовательной программы. Вуз самостоятельно разрабатывает учебный план, определяет компетенции по рабочим программам учебных дисциплин согласно рекомендуемым компетенциям стандарта.

Если проанализировать, то за последние десять лет произошли серьезные изменения в требованиях к образовательному процессу, к организации образовательного процесса, сам образовательный процесс. Существенные изменения внесли введение ЕГЭ, достаточно быстрый рост технического прогресса. Уже в настоящее время никого не удивишь такими вещами, как смартфон, айпад и т.д. Часть образовательного процесса, хотим мы этого или не хотим, уже переместилась в Интернет. Поменялись и сами студенты, их образ мышления, уровень подготовленности. Уровень мышления, отношения к жизни, учебе становятся другими. Увеличивается ритм жизни, скорость восприятия информации, на нас в последнее время надвигается огромное количество информации из Интернета. Современное поколение совсем уже по-иному пользуется техникой и все больше живет в Интернете.

Не так давно говорили о том, что при подготовке кадров для сферы туристского бизнеса важны определенные знания, такие как знание географии, краеведения, истории, русского языка, основ менеджмента, бухгалтерского учета, финансов, основ туристского бизнеса, делового этикета и т.д. Еще не так давно мы рассуждали о том, какие именно дисциплины нужны студентам в процессе обучения, сколько необходимо на это затратить часов, какие конкретно знания, умения и навыки они должны получить. При формировании требований к образовательному процессу обсуждали, как правило, технологии подачи материала, педагогические технологии и приемы. Важно также было уделять серьезное внимание подготовке студентов в области иностранных языков, предполагалось и сейчас предполагается, что студент должен на высоком уровне владеть английским языком и вторым иностранным языком как минимум. Большое внимание также уделялось и подготовке студентов по психологии, коммуникациям, бизнес-коммуникациям, навыкам работе с клиентами. Если речь идет о подготовке кадров для туризма, то важно было дать знания в области культуры, искусства, религиоведения. В туристском вузе обязательно серьезное внимание уделяется изучению основ менеджмента и маркетинга. Можно и далее перечислять учебные дисциплины, подходы к образовательному процессу. В учебных заведениях выстраивалась и в каждом по-своему формировалась методика преподавания. Либо это были традиционные методы, либо интерактивные, либо традиционные методы, используемые совместно с интерактивными.

Если разобраться, то по большому счету суть в системе образования особо не менялась. Менялись методы подачи материала, применялись интерактивные методы на лекциях и семинарах, но сама суть подготовки кадров особо не претерпевала изменений. К сожалению, часто в итоге обучения студенты выходили «в жизнь», заканчивали высшее или среднее учебное заведение, но на самом деле не владели профессиональными навыками, которые необходимы для конкретной работы на конкретной должности на конкретном предприятии. Если в ряде учебных заведений была организована практика для студентов и учебная, и производственная на предприятиях туристской отрасли и продолжительное время, то тогда еще такие студенты могли овладеть навыками будущей профессии, если же студенты еще и не попадали на конкретное предприятие, то тогда они заканчивали учебное заведение, имея лишь теоретические знания, которые в итоге трудно реально применить на практике. К сожалению, в большинстве вузов и колледжей страны складывалась именно такая ситуация.

В настоящее время наступает время серьезных перемен в образовании. Причем перемены «подкрались» к нам незаметно. В первую очередь, это все большее развитие интернет-технологий, появление новой техники и новых возможностей, рост благосостояния населения, в том числе и возможность населения позволить себе приобретать новые технологичные телефоны, компьютеры и иные технические средства. Молодежь стала достаточно активной в еще большем использовании Интернета, новых гаджетов. В настоящее время молодежь практически живет с гаджетами. И это является одним из ключевых моментов в смене парадигмы образования.

«Образование не только одно из основных прав человека, но и ключ к решению проблем, буквально осаждающих наше общество» (Фредерико Майор). Глобальными проблемами современности являются проблема отношений развитых и развивающихся стран. Одна из главных проблем – проблема бедности населения. Большие масштабы бедности представляют серьезную опасность не только для национального, но и для мирового устойчивого развития. Мировая продовольственная проблема заключается в неспособности человечества полностью обеспечить себя жизненно важными продуктами питания. Обеспечение человечества топливом и энергией – это глобальная энергетическая проблема. К данной проблеме добавляется растущая конкуренция за рынки минеральных ресурсов. Все эти обстоятельства в сочетании с военно-политической ситуацией в ряде регионов мира серьезно влияют на колебания уровня мировых цен на энергоресурсы. Также серьезной проблемой является экологическая ситуация. Проблемы окружающей среды влияют на экономические процессы.

Одна из глобальных проблем человечества – демографическая ситуация. Как ни парадоксально, при развитии научно-технического прогресса одной из проблем является проблема развития человеческого потенциала. Это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики.  В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации. Однако развитие качественных характеристик рабочей силы в мировом хозяйстве происходит крайне неравномерно. Наихудшие показатели в этом плане демонстрируют развивающиеся страны, которые, однако, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно это обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала. Нарастающая глобализация, взаимозависимость и сокращение временных и пространственных барьеров создают ситуацию коллективной незащищенности oт различных угроз, от которой человека не всегда может спасти его государство. Это требует создания условий, усиливающих способность человека самостоятельно противостоять рискам и угрозам.

В то же время в 2012 году выдвинута идея ООН о том, что молодые люди должны иметь навыки для процветания.

В образовании грядут новые тренды:

  • глобализация образования;
  • экспансия зарубежных образовательных франшиз;
  • поляризация вузовского образования на элитное и массовое;
  • прозрачность вузовской системы;
  • повышение значимости дополнительного образования;
  • кластеризация вузов, бизнеса и профессиональных сообществ;
  • геймификация в образовании;
  • гиперконкуренция и быстрое развитие отраслей;
  • развитие Интернета и технологий.

В обществе происходит трансформация устройства деловой жизни, социальной структуры. Происходит развитие сетевых структур, как российских, так и зарубежных, совместное создание сетевых структур. В настоящее время это называется сетевое обучение. В России этот процесс в принципе только начинается и большая часть вузов еще готовится лишь к этому процессу. Наблюдается развитие малого и среднего бизнеса, увеличивается количество бизнесменов, которые не являются крупными игроками. Они более мобильны, гибки. Традиционные уклады, подходы к образовательному процессу сосуществуют рядом с инновационными. Но с каждым годом инновационных подходов к организации учебного процесса становится все больше. В обществе происходит переход от ориентации на авторитет другого к опоре на свои возможности. В последние годы существенно вырос ритм жизни человека, что вызывает высокое напряжение интеллектуальных и психических свойств человека, желающего быть успешным. И в то же время возможности человека существенно расширяются.

В процессе изменений, которые неизбежны, наблюдается постепенная трансформация труда. Ожидается, что к 2025 г. человек будет менять профессию до 19 раз, т.е. ожидается неоднократная смена профессии одним человеком. Профессиональные знания устаревают достаточно быстро. К моменту окончания высшего учебного заведения большинство полученных знаний уже устареет. Соответственно, человек должен будет быть готовым постоянно обучаться. Ежегодно в мире умирает более 500 профессий, возникает более 600 новых. В ряде отраслей инновационные циклы короче, чем время подготовки специалистов. Например, в сфере подготовки IT-специалистов для туризма однозначно инновационные циклы короче, чем время, необходимое для подготовки специалистов. Надвигается эра мирового рынка услуг и квалификаций услуг. Соответственно в связи с этим подготовка кадров для туристской отрасли может перерасти и измениться в сторону работы на рынке услуг для любой отрасли экономики. Более половины населения Земли - в Интернете, поэтому уже становится необходимым получение образования и освоение профессии в виртуальной реальности. Для большей части населения все активнее стираются языковые границы. Все более серьезными темпами развивается медицина, и грядет время, когда способности ребенка можно увеличивать за счет генной модификации.

В связи с вышеперечисленными тенденциями возникают требования к формированию новых компетенций. Также возникает проблема не столько получения, сколько нахождения в информационном море необходимой информации. Это является одним из требований для разработки новых образовательных технологий. Система образования начинает формировать людей по образу всемирной паутины Интернет. Следствием этого станет полное обезличивание человека, его интеллектуальное унижение и деградация. В связи с этим важно повышать статус традиционных культурных ценностей, несмотря на высокую привлекательность и эффективность информационных технологий. Чему важно учить в настоящее время студентов? Образование опирается на передачу знаний, зачастую устаревших еще до того, как войти в учебные программы. И здесь возникает такой парадокс: мы должны учить студентов жить в мире, которого не знаем сами.

Меньше удовлетворяет темпам жизни узкоспециальное образование: чем у́же специалист, тем сложнее ему переучиваться, тем сложнее ориентироваться в смежных областях знаний. В связи с этим формируется приоритет специалиста будущего. Необходимы интеграторы, трансляторы, адаптаторы; важно владеть знаниями из нескольких областей; обладать международными компетенциями – происходит стирание международных границ; необходим набор надпредметных и метапредметных компетенций. У студентов формируются надпредметные компетенции: умение коммуницировать, быть частью коллектива, уметь работать с большим объемом информации; метакомпетенции – системное и алгоритмическое мышление, быстрая обучаемость, навыки развития и саморегуляции.

В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы. Одним из факторов конкурентоспособности в современных условиях становится человеческий капитал и его высокое качество. Поэтому, с одной стороны, должно быть активное инвестирование в развитие человека, но с другой - наблюдается, что компетенции выпускника не востребованы, и в то же время имеется наличие дефицита других профессиональных навыков. Кроме этого, современные процессы трансформации общества все более активно будут использовать новые образовательные технологии. И, как следствие этого, вузам необходимо разрабатывать новые образовательные программы и грамотно управлять новыми образовательными траекториями и своевременно вносить требования времени и бизнес-индустрии в современное образование. Изменения, происходящие в окружающем мире, повлекут за собой выход вузов на международную арену в условиях продолжающихся мировых процессов растущей глобализации.


Библиографическая ссылка

Пирогова О.В. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25706 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674