Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗАВИСИМОСТИ РЕАКЦИЙ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТА ОТ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ

Демакова Л.В. 1 Семенова Н.В. 1 Кузюкова А.В. 1 Мартынова Т.С. 1 Саргсян К.Т. 1
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Проведено изучение реакции организма студентов (n=32) в зависимости от изменяющихся погодных условий. Изучение реакций организма студентов проводилось посредством оценки адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы — расчетным методом по Р.М. Баевскому (1987), психофизиологического состояния студентов, их стрессоустойчивости, активности и коммуникативных способностей — посредством теста Люшера (тест, модифицированный Л. Собчик), устойчивости внимания и способности к концентрации — с помощью корректурной пробы. В течение всего исследования (20 рабочих дней) проводилось изучение погодных условий в г. Омске (атмосферного давления (мм рт. ст.), температуры воздуха (°С), влажности воздуха (%), восхода и захода солнца, продолжительности светового дня). Было установлено, что изменения погодных условий оказывали влияние на реакции организма, в том числе происходили изменения функционального состояния студентов, устойчивости концентрации внимания и уровня тревожности. Стоит отметить, что данные изменения выявлялись не только у метеочувствительных студентов, но также у студентов, которые не относили себя к данной группе. Из этого можно сделать вывод, что не стоит недооценивать влияние на нас климата. Были даны рекомендации для минимизации негативного влияния погодных условий на реакции организма студентов.
метеочувствительность
метеотропные реакции
адаптационный потенциал
психофизиологические состояния
стрессоустойчивость
активность
коммуникативные способности
устойчивость внимания
способности к концентрации внимания
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Водолажская М.Г., Найманова М.Д., Непронова О.О., Силантьев А.Н. Метеочувствительность адаптивного поведения / Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности: интеграция науки и практики. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. – Ставрополь: СГУ, 2005. ‒ С. 142.
3. Ганузин В.М., Черная Н.Л. Распространенность метеочувствительности и метеотропных реакций у студентов старших курсов / В.М. Ганузин, Н.Л. Черная // Вопросы школьной и университетской гигиены и здоровья. – 2015. — № 3. – С. 28–31.
4. Григорьев К.И. Метеопрофилактика в педиатрии. М., 2010. — 116 с.
5. Григорьев И.И. Погода и здоровье. – М., 1996.
6. Дёгтева Г.Н., Дмитриев В.Г., Сидоров П.И. Введение о работах по направлению «Проблемы здравоохранения и социального развития Арктической зоны России» // Проблемы здравоохранения и социального развития Арктической зоны России. М.: Paulsen, 2011. — С. 3–8.
7. Егорова Е.А. Формирование здорового образа жизни школьников в системе дополнительного образования (на примере секции «Вьет Во Дао “Тхиен Дыонг”») / Е.А. Егорова // Образование и саморазвитие. – 2011. — № 4(26). – С. 113–118.
8. Клинская Е.О. Погодные условия Еврейской автономной области как фактор риска развития заболеваний органов дыхания населения / Е.О. Клинская, Е.А. Григорьева // Вестник РУДН, серия Экология и безопасность жизнедеятельности. — 2011. –– № 3. — С. 45–49
9. Корнеева Я.А. Психофизиологические и психологические индикаторы метеочувствительности трудоспособного населения Крайнего Севера / Я.А. Корнеева, Н.Н. Симонова, Г.Н. Дёгтева, Н.И. Дубинина, Д.М. Федотов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — Т. 15. — 2013. — № 2(2). – С. 388–391.
10. Лапко А.В., Поликарпов Л.С. Климат и здоровье (метеотропные реакции сердечно-сосудистой системы). ‒ Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма РАН, 1994. ‒ 105 с.
11. Маскова Г.С., Черная Н.Л., Макарьин В.В., Рачкова Е.Г., Дадаева О.Б. Оптимизация метода определения магниточувствительности детей в различных возрастных группах. Экологозависимые заболевания: Материалы НПК «Влияние антропогенного загрязнения окружающей среды на здоровье населения». Ярославль. — 2010. – с. 87–90.
12. Масуева А.М. Эколого-кардиологические аспекты влияния погодных условий на обращаемость взрослого населения г. Махачкалы за скорой медицинской помощью / А.М. Масуева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. – 2011. — № 1. — С. 77–83.
13. Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. М.: Эксмо, 2010. – 464 с.
14. Психология человека от рождения до смерти. // под ред. Реана А.А. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.
15. Рапопорт С.И., Фролов В.А., Хетагурова Л.Г. Хронобиология и хрономедицина. М. — 2006. – 480 с.
16. Ревич Б. А.О необходимости защиты здоровья населения от климатических изменений // Гигиена и санитария. – 2009. – № 5. – С. 60–64.
17. Ревич Б. А., Шапошников Д. А., Кершенгольц Б.М. и др. Климатические изменения как фактор риска здоровья населения Российской Арктики // Проблемы здравоохранения и социального развития Арктической зоны России. М.: Paulsen, 2011. – С. 9–69.
18. Соловьева В.А. Магнитные бури: защита и адаптация. – М., 2006. – 158 с.
19. Темникова Н.С. Влияние атмосферного давления на сердечно-сосудистые заболевания. ‒ Л., 1977. ‒ С. 56.
20. Хаснулин В.И., Шургая А.М., Хаснулина А.В., Севостьянова Е.В. Кардиометеопатии на Севере. – Новосибирск, 2000.
21. Черешнев В.А. Социально-экологические приоритеты развития Арктической зоны Российской Федерации // Экология человека. — 2011. — № 6. — С. 3–4.
22. Черная Н.Л., Ганузин В.М. К вопросу о метеочувствительности и метеотропных реакциях у детей. Клиническая и медицинская психология: исследование, обучение, практика: электрон. науч журн. – 2015. – № 2 (8).
23. Duffi R. The weather and Health-Environ. ‒ View, 1983. — V. 6. № 2. ‒ P. 110–112.

Организм человека как открытая система, обменивающаяся с окружающей средой веществом, энергией и информацией, закономерно реагирует на изменения внешних условий. При этом тип погоды и ее отдельные характеристики имеют существенное значение и во многом определяют как уровень отдельных физиологических показателей, так и общий уровень функционирования. Метеорологические условия являются одними из наиболее значимых факторов окружающей среды, оказывающих влияние на здоровье [18, 22]. Чувствительность человека к погоде чаще всего рассматривается с позиции метеопатологии, однако известно, что физиологическая метеореакция полезна для организма и является составляющей частью адаптации [2, 10]. Оценка влияния глобальных климатических изменений и разработка соответствующих защитных мер стала в настоящее время одним из основных направлений деятельности не только Всемирной организации здравоохранения, но и многих других международных организаций [6, 15, 16, 20]. На сегодняшний день вопросы диагностики, профилактики и лечения метеотропных реакций и осложнений, связанных с ними, остаются нерешенными. В то же время известно, что изменение погодных условий вызывает серьезные метеотропные реакции со стороны различных органов и систем организма [3, 4, 17, 21]. Наиболее сильно реагируют метеонегативные люди, имеющие функциональные отклонения и хронические заболевания [4, 11]. К наиболее значимым факторам, способствующим развитию метеотропных реакций, относятся: атмосферное давление, температура, влажность, содержание кислорода и озона в атмосфере, загрязнение воздуха, ветер (скорость), магнитные бури, солнечная активность, лунные ритмы и др. [4, 14, 17].

Российская Федерация — самая большая по площади страна мира. Ее площадь составляет 17,1 млн км2. Россия расположена в трех полушариях — северном, большая часть в восточном и лишь крайние восточные точки в западном, на северо-востоке материка Евразия. Большая часть России расположена в умеренных широтах, но небольшая часть страны располагается в суровых арктических и субарктических широтах. Географическое положение нашей страны обусловливает значительную суровость, с четкой сменой времен года и с большой продолжительностью зимы. Разные регионы России получают разное количество солнечного тепла, что зависит как от угла падения, так и от продолжительности времени солнечного сияния. За счет равнинности территории воздух Атлантики проникает далеко на восток. Удаляясь от океана, воздух постепенно трансформируется и превращается в континентальный. Таким образом, здоровье населения при действии различных факторов окружающей среды, оценка влияния каждого из них на изменение здоровья — актуальная задача на сегодняшний день для всех регионов страны [8].

Целью данного исследования являются изучение реакции организма студентов в зависимости от изменяющихся погодных условий и разработка на основании полученных данных рекомендаций по минимизации отрицательного влияния погодных условий.

Материалы и методы. В ходе выполнения данной научно-исследовательской работы коллективом авторов был проведен анализ зависимости реакций организма студентов от погодных условий. В течение всего исследования проводилось наблюдение за погодными условиями в г. Омске. Оценивались такие метеорологические факторы, как температура, влажность и скорость движения воздуха, атмосферное давление, осадки, восход и закат Солнца, продолжительность светового дня, фазы Луны и т.д. Был применен ряд методов для изучения реакций организма студентов. Для выявления метеочувствительности и метеотропных реакций у студентов был применен социологический метод, а именно метод анкетирования. Были заданы такие вопросы, как: «Вы относите себя к метеочувствительным людям?», «Имеются ли у Вас хронические заболевания?» и «Появляются ли у Вас при смене погоды слабость, раздражительность и др.?» [3]. Метод естественного гигиенического эксперимента включает в себя оценку адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы расчетным методом по Р.М. Баевскому (1987). Было проведено измерение массы тела и роста студентов, а также ежедневное измерение артериального давления и частоты пульса. Адаптационный потенциал рассчитывался по формуле:

АП = 0,0011 (ЧП) + 0,014(САД) + 0,008(ДАД) + 0,009(МТ) – 0,009(Р) + 0,014(В) – 0,27, где

АП – адаптационный потенциал системы кровообращения в баллах;

ЧП – частота пульса (уд./мин);

САД и ДАД – систолическое и диастолическое артериальное давление (мм рт. ст.);

Р – рост (см);

МТ – масса тела (кг);

В – возраст (лет).

По значениям адаптационного потенциала определяется функциональное состояние пациента: ниже 2,6 – удовлетворительная адаптация; 2,6–3,09 – напряжение механизмов адаптации; 3,10–3,49 – неудовлетворительная адаптация; 3,5 и выше – срыв адаптации. Также осуществлялись определение функционального состояния студента в течение 20 дней посредством теста «САН», оценка психофизиологического состояния студентов, их стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности посредством цветового теста Люшера. Устойчивость и распределение внимания, способность к его концентрации определялись с помощью корректурной пробы.

Объект исследования: в качестве исследуемой группы выступали студенты Омского государственного медицинского университета (n=32).

Предмет исследования: реакция организма студента в зависимости от изменяющихся погодных условий.

Результаты. Реакции, возникающие под влиянием погодных факторов, разными авторами определяются такими терминами, как «анемопатия», «циклонопатия», «метеотропизм», «дезадаптационный метеоневроз», «метеоневротическая реакция», «метеопатическая реакция», «гелиометеотропная реакция», «метеочувствительность». Это свидетельствует о попытках отразить в названии термина механизм действия погоды на человека. Однако в научной литературе большее распространение получили термины: «метеотропная реакция» и «метеочувствительность» [9]. Метеочувствительность – это способность организма (в первую очередь нервной системы) реагировать на изменения погодных (атмосферное давление, ветер, интенсивность солнечного излучения и др.), геофизических и космических факторов [5, 9, 18]. Это нормальная физиологическая реакция, направленная на совершенствование живой материи, на поддержание гармонии с постоянно изменяющимся миром [5, 9]. Степень выраженности данной способности может быть различна. Физиологическая метеочувствительность характерна для всех людей. При ослаблении организма, болезни, стрессе, длительном и интенсивном воздействии природных факторов наблюдается декомпенсация функций различных систем организма, проявляющаяся в возникновении болезненной метеочувствительности [9, 19]. Болезненная (патологическая) метеочувствительность – это реагирование организма на возникающие возмущения метеорологических и гелиогеофизических факторов развитием дезадаптивных или патологических метеопатических реакций, которые проявляются в ухудшении субъективного самочувствия и в формировании многочисленных функциональных расстройств [9, 23]. На сегодняшний день авторы выделяют три типа погоды: клинически оптимальный, клинически раздражающий и клинически острый. Каждый из этих типов оказывает различное воздействие на здоровье человека. Клинически оптимальный тип погоды благоприятно действует на организм человека, вызывает бодрое настроение, оказывает щадящее действие и характеризуется умеренными колебаниями в течение суток температуры (не более 2°С) и давления (не более 4 мбар) при небольшой подвижности воздуха (не более 3 м/с). К клинически раздражающим типам относят комплекс погод с нарушением оптимального хода одного или нескольких метеорологических элементов. Это солнечная и пасмурная, сухая и влажная (относительная влажность не выше 90%) погода, когда скорость ветра менее или равна 9 м/с, изменчивость температур не более 4°С, а перепад давления не более 8 мбар. К клинически острым типам погоды относятся комплексы погод с резкими изменениями метеорологических элементов, когда изменчивость атмосферного давления более 8 мбар, температуры более 4°С, скорость ветра более 9 м/с. К таким погодам относятся сырые (более 90% влаги), дождливые, пасмурные и очень ветреные. Хочется отметить, что в эпоху бурного расцвета науки очень мало исследований, направленных на изучение погодных условий и их влияния на организм человека. Данная проблема остается вне поля зрения ученых и мировых сообществ. Данное исследование направлено на то, чтобы обратить внимание человека и популяции в целом на данную проблему.

В ходе проведенного исследования 10 студентов отнесли себя к метеочувствительным людям. При этом реакции, характерные для болезненной (патологической) метеочувствительности, выявлялись как у метеозависимых, так и у студентов, не относящих себя к этой категории. Хронические заболевания имеются у 16 студентов из 32, при этом обострение данных заболеваний при изменении погодных условий наблюдалось лишь у 1 студента. В ходе исследования жалобы на слабость предъявляли от 15,6% до 43,8% студентов, на раздражительность — от 3,1% до 25%, на снижение работоспособности — от 9,3% до 40,6%, головную боль — от 3,1% до 31,3%, нарушение сна — от 0% до 18,8%, боли в сердце — от 0% до 9,4%, одышку — от 0% до 9,4%, боли в суставах — от 0% до 25% студентов в различные дни исследования. Таким образом, наиболее частой метеотропной реакцией, выявляемой у студентов, является слабость в различные дни исследования. При анализе зависимости появления слабости, раздражительности, снижения работоспособности, головной боли, боли в сердце и суставах у студентов была выявлена прямо пропорциональная зависимость от температуры воздуха (резкие перепады температуры) и атмосферного давления (низкое атмосферное давление). В связи с высокой влажностью воздуха не удалось выявить зависимость появления метеотропных реакций в зависимости от данного погодного фактора. Также была выявлена зависимость таких метеотропных реакций, как нарушение сна и одышка, от атмосферного давления. При анализе зависимости адаптационного потенциала студентов от атмосферного давления (мм рт. ст.) и геомагнитного поля было установлено, что в период всего исследования у всех студентов, в том числе и у метеонегативных, адаптационный потенциал был удовлетворительным.

Тревожность – это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в тех или иных обстоятельствах [1]. При анализе зависимости уровня тревожности от влажности воздуха (%) и температуры воздуха (°С) была выявлена прямо пропорциональная зависимость уровня тревожности от температуры воздуха. Выявить зависимость уровня тревожности от влажности не удалось. Концентрация внимания – это качество внимания как результат произвольного сокращения его объема до одного объекта и за счет этого повышение его интенсивности [23]. Устойчивость внимания – это свойство внимания; способность личности длительное время быть сосредоточенной на определенном предмете, явлении или виде деятельности [21]. Объем внимания – это одна из характеристик внимания, отражающая способность одновременно сосредоточиваться на восприятии нескольких предметов [12]. При анализе зависимости устойчивости концентрации внимания от долготы дня четкой связи между этими показателями обнаружено не было. Самочувствие – психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями [7]. Настроение – это преобладающее эмоциональное состояние (веселое, грустное, тревожное и т.п.), влияющее на состояние психической деятельности и двигательной активности [11]. При анализе зависимости функционального состояния студентов от долготы дня была выявлена прямо пропорциональная зависимость между показателями самочувствия, активности и настроения и продолжительностью светового дня.

Выводы. Таким образом, в результате исследования метеочувствительности практически здоровых молодых лиц с использованием различных методик было установлено, что отдельные погодные факторы и их сочетания в разной степени влияют на исследуемые физиологические показатели. Стоит отметить, что данные изменения выявлялись не только у метеочувствительных студентов, но также у студентов, которые не относили себя к данной группе. На основании полученных данных можно сказать о том, что не стоит недооценивать влияние метеорологических факторов. Они оказывают непосредственное воздействие на функциональное состояние человека, тем самым вызывая ухудшение самочувствия.

Рекомендации. При всех видах метеозависимости следует применять утреннюю зарядку, прогулки пешком, закаливание. Можно лишь сократить их продолжительность. Повышая свой иммунитет, вы поможете вашему организму меньше и реже реагировать на погоду [22]. Так как мы оценивали метеозависимость студентов-медиков, у большинства которых нарушены режим дня, рацион питания, имеется недостаток различных витаминов, то, несомненно, мы можем рекомендовать следующее.

  1. В неблагоприятные погодные дни не есть много мясной, жирной и жареной пищи. Также исключить из рациона острые приправы и алкоголь. А в меню желательно включить блюда из рыбы, морской капусты, фасоли, чечевицы, свеклы, картофель в мундире, печеные яблоки и клюкву [20].
  2. Правильная организация рабочего дня и соблюдение режима. Постарайтесь отдыхать в течение дня, а также наладить ночной сон. Если вы будете больше спать, ваш организм будет меньше реагировать на изменения погодных условий [19].
  3. Также помочь организму в процессе адаптации к изменившимся условиям окружающей среды могут витаминно-минеральные комплексы и адаптогены растительного происхождения. Для поддержания иммунной системы рекомендуется ежедневно принимать витаминные комплексы, в состав которых входят витамины А и С, минеральные вещества, микроэлементы и ненасыщенные жирные кислоты [21].
  4. Трудно переоценить также значение здорового образа жизни: утренняя гимнастика, закаливание и иное и отказ от такого фактора риска, как курение. Все это способствует лучшей адаптации организма к меняющимся климатическим условиям [23].

Срочная профилактика метеочувствительности подразделяется на разовую и курсовую, в зависимости от степени метеочувствительности и медицинского прогноза погоды, который регулярно публикуется в средствах массовой информации.

При легкой и средней степени метеочувствительности в случае неблагоприятного прогноза погоды следует руководствоваться советами врача, осуществляя разовую медикаментозную профилактику. Больного переводят на щадящий режим. Ограничивают закаливающие и физические нагрузки. Кроме того, используются те же препараты, что и при обострении заболеваний, которыми страдает больной. Доза их, как правило, меньше обычной, назначают их на 1–2 дня.

Курсовую профилактику проводят больным с резко выраженной (тяжелой) метеочувствительностью в течение 10–15 дней, особенно в холодный период года. При этом профилактические мероприятия начинают заблаговременно, не дожидаясь изменений погоды.

Сезонная профилактика метеочувствительности проводится по совету врача весной и осенью, поскольку в переходное время года развиваются так называемые сезонные нарушения биологических ритмов, а адаптационные возможности организма снижаются. Следовательно, сезонная профилактика направлена на повышение общей сопротивляемости организма и состоит в применении медикаментозных средств в соответствии с рекомендациями врача.

Повседневная профилактика включает в себя закаливание, занятия физической культурой, которые повышают устойчивость организма к метеорологическим изменениям. Особенно полезно максимальное пребывание на свежем воздухе. Хорошо влияют дозированные прогулки, ночной сон на открытом воздухе, закаливающие водные процедуры.


Библиографическая ссылка

Демакова Л.В., Семенова Н.В., Кузюкова А.В., Мартынова Т.С., Саргсян К.Т. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗАВИСИМОСТИ РЕАКЦИЙ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТА ОТ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25725 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674