Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОК ВУЗА С УЧЕТОМ ИНДЕКСА ТАННЕРА

Зверькова В.А. 1 Колокольцев М.М. 1
1 ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет»
Приведены результаты распределения по индесу полового диморфизма 1937 студенток-девушек, обучающихся в Иркутском национальном исследовательском техническом университете (ИРНИТУ). Дана оценка двигательных качеств девушек: быстроты, скоростной выносливости и ловкости, силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса, скоростно-силовой выносливости мышц сгибателей туловища, гибкости и динамической силы мышц нижних конечностей. Установлено, что у девушек Прибайкалья чаще регистрируется мезоморфный тип конституции (66,65%). Гинекоморфный и андроморфный типы определяются реже (18,45 и 14,92%). В большинстве случаев студентки андроморфного типа телосложения имеют преимущество перед своими сверстниками других соматотипов, особенно в уровнях развития быстроты, общей выносливости, скоростно-силовых способностей. Девушки гинекоморфного и мезоморфого типов телосложения заметно выше показывают результаты в тесте на гибкость («наклон туловища вперед»). У андроморфов регистрируются достоверно большие показатели абсолютного и относительного количества мышечного компонента тела. У представительниц гинекоморфного типа телосложения эти значения меньше. Девушки-андроморфы обладают более широким диапазоном двигательных возможностей, обусловленных значительно высокими антропометрическими показателями и развитием мышечного компонента тела, по сравнению с другими конституциями. Выявленные особенности следует учитывать при организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» в вузе.
студентки
половой диморфизм
двигательные качества
компонентный состав тела
физическая культура
1. Айзман Р.И. Современные представления о здоровье и критерии его оценки / Р.И. Айзман // Российский педиатрический журнал. – 2012. – № 9. – С. 85–91.
2. Алексеева В.А., Гурьева А.Б., Петрова П.Г. Антропометрическая характеристика женщин европеоидов (21–35 лет) Якутии по Таннеру // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24282.
3. Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента / М.Я. Виленский. — М.: Гардарики, 2007. — 218 с.
4. Изаак С.И. Физическая культура и спорт как один из факторов национальной безопасности / С.И. Изаак // Гражданское и патриотическое воспитание: материалы межд. науч.-практ. конф. (7–10 сентября 2005 г., Улан-Удэ). – Улан-Удэ, 2005. – С. 40–46.
5. Колокольцев М.М. Конституциональная типология организма студентов Прибайкалья (сообщение 1) / М.М. Колокольцев, О.М. Лумпова // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2013. – № 7 (78). – С. 267–273.
6. Колокольцев М.М. Эффективность расширенного двигательного режима в физическом воспитании иностранных студенток / Колокольцев М.М., Амбарцумян Р.А., Власов Е.А. // Теория и практика физической культуры. – 2014. – № 6. – С. 18–20.
7. Колокольцев М.М. Особенности двигательных качеств студентов Прибайкалья с учетом типов их конституции / М.М. Колокольцев // Теория и практика физического воспитания. – 2015. – № 7. – С. 35–37.
8. Лопатина Л.А. Антропометрическая характеристика девушек по классификации Дж. Таннера / Л.А. Лопатина, Н.П.Сереженко, Ж.А.Анохина // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 12-3. – С. 504–508.
9. Мандриков В.Б. Основные направления реализации задач по охране здоровья студентов медицинского вуза / В.Б. Мандриков, Н.И. Латышевская, В.В. Неумоин // Тез. докл. науч.-практ. конф. — Волгоград, 2000. – С. 3–7.
10. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. М.: МедиаСфера, 2002. — 305 с.
11. Таннер Дж. Рост и конституция человека / Дж. Таннер // Биология человека: пер. с англ. – М. — 1968. – С. 247–326.
12. Третьякова Н. В. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: понятийный аспект / Н.В. Третьякова, В.А. Федоров // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2014. – Т. 3. – С. 34–41.
13. Третьякова Н.В. Нормативно-правовые основания обеспечения здоровья детей и подростков в учебном заведении / Н.В. Третьякова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 1 (71). – С. 124–127.
14. Тяпин А.Н. Физкультурный паспорт / А.Н. Тяпин, Ю.П. Пузырь, Л.А. Захаров [и др.] // Методическое руководство по тест-программе. — М., 1998. – 25 с.
15. Matiegka J. The testing of physical efficiency / J. Matiegka // Am. J. Phys. Anthropol. –1921. – Vol. 4, № 3. – P. 223–230.

В последние десятилетия проблема сохранения здоровья молодого поколения в Российской Федерации становится все более актуальной. Это касается психологического комфорта образовательной среды, высокой умственной и физической работоспособности студентов. Без решения этих задач невозможно дальнейшее социально-экономическое и политическое развитие страны, ее культурное процветание [1, 12].

Большую озабоченность вызывает тенденция прогрессирующего ухудшения состояния здоровья молодого населения нашей страны [4, 9]. Годы учебы в вузе совпадают со временем активного становления молодого организма и всех его подсистем, ведь в этот период происходят главные перемены, предопределяющие формирование профессионального, творческого и социального потенциала будущего специалиста [13]. На этом фоне важнейшее значение приобретает поиск путей улучшения здоровья и увеличения функциональных возможностей организма молодых людей, повышения физической работоспособности и адаптации к обучению будущих высококвалифицированных специалистов. В этом случае многие исследователи рассматривают физическое воспитание как существенный фактор в формировании и реабилитации здоровья молодежи в образовательных учреждениях [3].

Физическое воспитание призвано сохранять и укреплять здоровье студентов, формировать их потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании на последующие периоды жизни, ведь здоровье – главная предпосылка самореализации молодых людей, их способности к учебному и профессиональному труду.

В этом аспекте двигательная активность рассматривается как один из естественных, генетически запрограммированных, немедикаментозных и эффективных факторов оздоровления молодежи. В настоящее время на занятиях физической культурой следует учитывать индивидуальную оценку физического развития и физической подготовленности студентов [6]. Это позволяет четко выявить слабые стороны в развитии их двигательных и функциональных качеств, внести корректировки в учебные программы по физическому воспитанию в вузах и тем самым снизить негативные моменты адаптации студентов к обучению в новой для них образовательной среде.

В последние годы на территории Иркутской области начали проводиться научные исследования [5], касающиеся изучения взаимосвязи конституциональных характеристик организма с двигательными возможностями студентов по методике Р.Н. Дорохова, В.Г. Петрухина (1989) и Б.А. Никитюка, А.И. Козлова (1990). Вместе с тем остаются востребованными вопросы изучения взаимосвязи двигательных возможностей студенток-девушек с учетом их половой дифференциации для совершенствования учебно-воспитательного процесса по физической культуре в вузе.

Цель исследования – дать характеристику взаимосвязи двигательных качеств с индексом полового диморфизма у студенток Иркутской области для повышения эффективности учебных занятий физической культурой в вузе.

Материалы и методы. По методике В.В. Бунака (1941) проведены антропометрические измерения студенток Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ). Всего обследованы 1937 девушек в возрасте 17–20 лет, родившихся в Иркутской области. Конституциональная оценка проводилась по индексу полового диморфизма Дж. Таннера (1968): ИПД = 3 х Dba – Dbc, где Dba — диаметр (ширина плеч), Dbc — диаметр (ширина таза). Тип полового диморфизма оценивали как гинекоморфный при ИПД меньше 73,1, мезоморфия – 73,1 – 82,1, более 82,1 – андроморфия [11].

Для оценки основных двигательных качеств девушек использовались общепринятые тесты, разработанные Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры [14]. Для оценки быстроты — бег 20 м с хода (с); скоростной выносливости и ловкости – челночный бег 10 раз × 5 м (с); силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса – вис (с); скоростно-силовой выносливости мышц сгибателей туловища – подъем туловища (раз); гибкости – наклоны туловища (см); динамической силы мышц нижних конечностей – прыжок в длину с места (см); общей выносливости – бег 5 мин (м). Метаболизм организма оценивали на основании анализа значений измерительных признаков обхватов конечностей и толщины кожно-жировых складок, характеризующих развитие мышечного и жирового компонентов, по методике J. Mateika (1921) [10] с вычислением компонентов тела (жировой, мышечной и костной массы).

Рассчитывали среднее арифметическое значение показателей (М), среднеквадратичное отклонение (s) и стандартную ошибку (m). В работе использовались пакет прикладных программ «Statistica 6.1» и параметрические методы обработки материала с учетом нормального гауссовского распределения изучаемых количественных признаков во всех наблюдаемых группах. Оценка достоверности различий средних величин независимых выборок проводилась с помощью t-критерия Стьюдента. Различие между значениями показателей при уровне Р<0,05 считали статистически значимым [10].

Результаты исследования. Установлено, что по классификации Дж. Таннера у девушек — студенток ИРНИТУ чаще регистрируется мезоморфный тип конституции – 66,65%. Гинекоморфный и андроморфный типы встречаются реже — у 18,45 и 14,92% девушек соответственно (табл. 1). Наличие в структуре распределения по половому диморфизму более половины (66,65%) девушек, имеющих мезоморфный тип, свидетельствует о легкой дисплазии пола. У 14,92% девушек, отнесенных к андроморфному типу, соматотип расценивается как инверсия полового диморфизма.

Приведенные иссследования отличаются от результатов, полученных у студенток г. Воронежа [8], где значительно чаще, чем у представительниц Прибайкалья, регистрируются девушки с гинекоморфным типом конституции, но мало отличаются от результатов, полученных среди женщин первого зрелового возраста в Якутии [2].

У девушек-гинекоморфов длина тела оказалась наименьшей (162,6±0,27 см), несколько выше — у представителей мезоморфного типа (165,1±0,1 см, Р<0,05), а наиболее рослыми оказались представительницы андроморфного типа телосложения (168,7± 0,27 см, Р<0,05).

У девушек гинекоморфного соматотипа масса тела составила 52,7±0,3 кг, у мезоморфного — 55,7±0,17 кг, у андроморфного типа телосложения — 59,9±0,4 кг (Р<0,05). У последних достоверно больше оказались значения показателей окружности грудной клетки (Р<0,05). Выявлено, что в функциональных показателях (жизненная емкость легких и динамометрия силы мышц кистей рук) лидируют представительницы андроморфного типа конституции.

Девушки различных типов полового диморфизма отличаются по уровню двигательных характеристик организма (табл. 1). Лучшее значение в двигательном качестве «быстрота» (тест «бег 20 м с хода») регистрируется у девушек андроморфного типа конституции — 3,65±0,055 с, а худший результат показали представительницы гинекоморфного типа — 4,32±0,12 с (Р<0,05).

Таблица 1

Двигательные качества девушек-студенток ИРНИТУ с учетом полового диморфизма по индексу Дж. Таннера

Двигательные тесты

Тип полового диморфизма

Гинекоморфия

(n=357)

18,45%

Мезоморфия

(n=1296)

66,65%

Андроморфия

(n=289)

14,92%

Бег 20 м с хода

4,32±0,12

4,05±0,03

3,65±0,055

Челночный бег 10 раз × 5 м (с)

16,84±0,09

16,36±0,08

15,96±0,07

Вис (с)

9,3±0,52

10,22±0,15

9,01±0,3

Подъем туловища (раз)

23,1±0,46

22,9±0,20

23,57±0,28

Наклоны туловища (см)

18,30±0,34

18,12±0,27

16,51±0,90

Прыжок в длину с места (см)

148,3±0,76

150,6±0,55

153,6±1,1

Бег 5 мин (м)

854,3±11,2

874±9,2

922,7±8,9

 

В тесте «челночный бег 10 раз × 5 м» у девушек разных соматотипов по Дж. Таннеру достоверного отличия в характеристиках показателей скоростной выносливости и ловкости не отмечено (Р>0,05).

В двигательном тесте на общую выносливость – «бег 5 мин» – наилучший результат установлен у девушек андроморфного типа конституции, которые пробежали дистанцию, равную 922,7±8,9 м. Представительницы гинекоморфного типа телосложения пробежали дистанцию на 68,5 м меньше — 854,3±11,2 м (Р<0,05). У девушек-мезоморфов установлен результат, равный 874±9,2 м.

При тестировании силовой и скоростно-силовой выносливости мышц туловища (тест «вис»), характеризующей силовые способности мышц верхнего плечевого пояса, достоверные различия отмечаются лишь между девушками андроморфного (9,01±0,3) и мезоморфного типов конституции (10,22±0,15, Р<0,05).

В тесте «подъем туловища» среди представителей различных ИПД достоверные различия не выявляются, что, по-видимому, объясняется отсутствием связи между этим двигательным качеством и конституциональными особенностями человека в юношеском возрастном периоде онтогенеза организма.

Наибольшее достоверное значение показателя в тесте на гибкость («наклон туловища») зарегистрировано у гинекоморфов (18,30±0,34 см) и мезоморфов (18,12±0,27 см), а наименьшее — у андроморфов – (16,51±0,90 см, Р<0,05).

В тесте «прыжок в длину с места», характеризующем динамическую силу мышц нижних конечностей, высокое значение показателя установлено у девушек, отнесенных к андромофному типу (153,6±1,1 см), а худший результат у гинекоморфов (148,3±0,76 см). Среднее значение этого показателя имеют студентки-мезоморфы.

В большинстве двигательных тестов лучшие значения показателей у девушек-адроморфов связаны с более выраженным развитием мышечной ткани, о чем свидетельствуют результаты исследования компонентного состава тела (табл. 2). У представительниц этого типа абсолютная мышечная масса тела составляет 24,8±0,07 кг, а у девушек гинекоморфного и мезоморфного типа конституции — 21,23±0,06 и 22,65±0,07 кг соответственно (Р<0,05).

Средняя толщина всех кожно-жировых складок у девушек андроморфного типа конституции составила 19,9±0,015 мм и была достоверно (Р<0,05) ниже результатов, полученных у гинекоморфов (23,3±0,02) и мезоморфов (22,6± 0,015 мм).

У девушек-гинекоморфов выражено развитие жировой ткани, о чем свидетельствуют результаты исследования их компонентного состава тела. У представителей этого типа конституции регистрируется наибольшее относительное значение показателя жировой массы — 27,1%, а у андроморфов низкое — 25,3%. Среднее значение этого показателя (26,3%) имеют студентки-мезоморфы.

Таблица 2

Компонентный состав тела девушек-студенток ИРНИТУ с учетом полового диморфизма по индексу Дж. Таннера 

Компонентный состав тела

Тип полового диморфизма

Гинекоморфия

(n=357)

 

Мезоморфия

(n=1296)

 

 

Андроморфия

(n=289)

 

Достоверность сравниваемых величин

Абсолютная масса жировой ткани, кг

14,12±0,15

14,7±0,01

15,48±0,12

Р1-2 <0,05;

Р1-3<0,05;

Р2-3<0,05

Относительная масса жировой ткани, %

27,1

26,3

25,3

 

Абсолютная масса мышечной ткани, кг

21,23±0,06

22,65±0,07

24,8±0,07

Р1-2 <0,05;

Р1-3<0,05;

Р2-3<0,05

Относительная масса мышечной ткани, %

40,1

41,65

44,34

 

Абсолютная масса костной ткани, кг

7,52±0,01

7,61±0,01

7,65±0,01

Р1-2 <0,05;

Р1-3<0,05;

Р2-3<0,05

Относительная масса костной ткани, %

13,23

13,85

14,45

 

 

Наибольшие значения показателей абсолютной и относительной массы костного компонента тела выявлены у девушек-андроморфов, а наименьшие — у гинекоморфов.

Полученные результаты исследования позволили пересмотреть методические подходы к проектированию учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Физическая культура» на кафедре физической культуры ИРНИТУ. Для представительниц андроморфного типа по отношению к девушкам других конституций педагоги кафедры физической культуры университета включают в программу учебного занятия различные виды двигательной активности со значительным объемом и интенсивностью физической нагрузки. Это связано с более широким диапазоном двигательных возможностей у девушек этого соматотипа, обусловленных развитыми антропометрическими параметрами и мышечным компонентом тела. Девушкам-гинекоморфам определена щадящая дифференцированная нагрузка с постепенным повышением объема и интенсивности упражнений аэробной направленности для развития общей выносливости, быстроты, координационных способностей и скоростно-силовых качеств. Студентки-мезоморфы выполняют стандартную по объему и интенсивности физическую нагрузку согласно программе ФГОС для вузов России.

Выводы:

  1. По индексу Дж. Таннера среди девушек — студенток ИРНИТУ Прибайкалья наиболее распространен мезоморфный тип конституции — 66,65%. Гинекоморфный и андроморфный типы встречаются реже — у 18,45 и 14,92% девушек соответственно.
  2. Низкие значения показателей длины и массы тела, окружности грудной клетки установлены у девушек-гинекоморфов, несколько выше они у представительниц мезоморфного типа, более рослыми оказались студентки андроморфного типа телосложения. В функциональных показателях (жизненная емкость легких и динамометрия силы мышц кистей рук) наибольшие результаты выявлены у девушек-андроморфов.
  3. Студентки андроморфного типа телосложения имеют преимущество перед своими сверстницами других соматотипов, особенно в уровнях развития быстроты, общей выносливости, скоростно-силовых способностей. Девушки гинекоморфного и мезоморфного типов телосложения заметно выше показывают результаты в гибкости (тест «наклон туловища вперед»).
  4. Анализ полученных данных о компонентном составе тела свидетельствует, что у девушек андроморфного типа абсолютная мышечная масса тела больше 24,8±0,07 кг, чем у представительниц гинекоморфного и мезоморфного типов конституции — 21,23±0,06 и 22,65±0,07 кг соответственно (Р<0,05). У девушек гинекоморфного типа конституции регистрируется более высокое относительное содержание жировой массы — 27,1%, а у андроморфов этот показатель ниже — 25,3%. Наибольшие значения показателей абсолютной и относительной массы костного компонента тела выявлены у девушек-андроморфов, а наименьшие — у гинекоморфов.
  5. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости учета особенностей полового диморфизма девушек-студенток при организации и проведении учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Физическая культура» в вузе.

Библиографическая ссылка

Зверькова В.А., Колокольцев М.М. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОК ВУЗА С УЧЕТОМ ИНДЕКСА ТАННЕРА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25726 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674