Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА LIFE-LONG-LEARNING В КАЗАНСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Хованская Е.С. 1 Маклакова Н.В. 1 Аржанцева Н.В. 1
1 Институт международных отношений, истории и востоковедения
Статья посвящена реализации программы LLL в Казанском федеральном университете, ее основным этапам и достижениям. В основе программы лежит идея, что люди в любом возрасте и на любом этапе своей жизни должны иметь возможность активно обучаться на различных учебных курсах по разным областям знаний. Программа LLL способствует социальной интеграции и самореализации личности, а также увеличивает адаптируемость людей и их возможность трудоустройства. Казанский федеральный университет предлагает многогранную программу LLL, которая имеет несколько уровней и направлений. Детский университет предназначен для детей в возрасте от 5 до 14 лет. Основная цель – популяризация научных знаний среди детей. Старшие школьники могут выбрать одно из 9 направлений Малого университета. Это центр довузовской подготовки. Основная задача здесь - развитие творческой активности и познавательных способностей подростков. На сегодняшний день в Малом университете обучаются около 500 студентов. Поступив в университет, студенты имеют много возможностей не только овладеть будущей профессией, но и получить дополнительные знания, посещая разнообразные краткосрочные и долгосрочные курсы. В довершение всего программа включает в себя Университет третьего возраста (U3A). Это уникальное и захватывающее явление, которое оживляет и меняет жизнь. Люди пенсионного возраста собираются и вместе учатся, не для квалификации, а для собственного удовольствия. Они делятся своими навыками и жизненным опытом: ученики учат, и преподаватели учатся, и нет никакого различия между ними. Программа LLL пользуется большой популярностью не только в университете, но и во всем Поволжском регионе России.
малый университет
lll программы
непрерывное обучение
обучение в течение всей жизни
образование
мультиструктурный подход
1. Asprin D. & Chapmen J. (2001) ‘Lifelong Learning: Concepts, Theories and Values’, UK. Retrieved 2016 Feb. 20, from: http://leeds.ac.uk./educol/documents/00002564.doc.
2. Burns R. (2002). ‘The Adult Learner at Work: The Challenges of Lifelong Education in the New Millennium’. Allen & Unwin. 384p.
3. Colardyn D. & Bjornavold J. (2004). ‘Validation of Formal, Non-Formal and Informal Learning: policy and practices in EU Member States. European Journal of Education’, 39 (1), pp.69-89.
4. Duncan C.D. (1984). ‘The New Majority: Adult Learners in the University’. The University of Alberta Press, 156p.
5. Fakhrutdinova E., Fakhrutdinova A., Severyanov O., Valeev E. The Transformation of educational approaches at the time of social and economical changes // World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 27. № 13. С. 15-19.
6. Gelpi E. (1985) ‘Lifelong Education and International Relations’, Beckenham: Croom Helm. 216 p.
7. Green A. (2002). ‘The many faces of lifelong learning: recent education policy trends in Europe’ // Journal of Education Policy, 17 (6), pp. 611- 626.
8. Knapper C.K. and Cropley A.J. (1985) ‘Lifelong Learning and Higher Education’, Beckenham: Croom Helm, reprinted (1989) London: Routledge. 201 + x pages.
9. Levine D.I. (1998). ‘Working in the Twenty-First Century: Policies for Economic Growth through Training, Opportunity, and Education’. New York: M.E.Sharpe. 308p.
10. Lindeman E.C. (1926). ‘The Meaning of Adult Education’. New York: New Republic, republished (2013) Windham Press. 224 p.
11. Longworth N. & Davies W.K. (1996). ‘Lifelong Learning: New Vision, New Implications, New Roles for People, Organizations, Nations and Communities in the 21st Century’. London: Kogan Page Publishing (p.22).
12. Mascle D. (2007, Mar. 27). ‘No Adult Left Behind: 5 Big Benefits of Lifelong Learning’. Article Alley, UK. Retrieved 2016 Feb. 20, from: http://deannamascle.articlealley.com/no-adult-left-behind-5-big-benefits-of-lifelong-learning-139607.html.
13. Nordstrom N.M. & Merz J.F. (2006). ‘Learning later, living greater; the secret for making the most of your after-50 years’. Colorado; USA, Sentient Boulder CO Publishing.
14. Schwartz B. (1974) ‘Permanent Education. Educating man for the 21st century’, The Hague: Martinus Nijhoff. 232 + xii pages.
15. Spring J. (1998). ‘Education and the Rise of the Global Economy’. New York: State University of New York Press. 248p.
16. Wain K. (1987) ‘Philosophy of Lifelong Education’, London: Croom Helm. 133p.
17. Yeaxlee B.A. (1929) ‘Lifelong Education’, London: Cassell. 166 p.

Идея непрерывного обучения (LLL) становится все более и более популярной в нашем мире новых технологий и глобализации. Проблемы LLL обсуждаются сегодня многими учеными [1-3; 7; 13]. Наш мир меняется так быстро, что если мы не будем развиваться постоянно, то наверняка останемся за бортом жизни. LLL предполагает безостановочное формирование и совершенствование навыков, компетенций и знаний человека на протяжении всей его жизни, тем самым увеличивая его конкурентоспособность и качество жизни.Хорошо известно, что непрерывное обучение поддерживает острый ум. Активность мозга стимулирует физическую активность и поддерживает здоровый дух. Кроме того, LLL может помочь нам адаптироваться к изменяющемуся миру, что дает нам ощущение самореализации. Очевидно, что процесс создания «обучающегося общества» в России должен быть основан на идеях LLL. Эта статья призвана описать систему LLL, реализуемую в КФУ, который является одним из ведущих учебных заведений России.Наше исследование использует как теоретические (обзор литературы, комплексный и сравнительный анализ, обобщение передового опыта), так и практические (включенное наблюдение, интервьюирование) методы.

Казанский федеральный университет построил многогранную систему LLL на основе нелинейного мультиструктурного подхода, что вовлекает различные социальные группы в процесс LLL.

Программа начинается с Детского университета (CU), который предназначен для девочек и мальчиков от пяти до четырнадцати лет. Он был открыт в 2011 году, и на сегодняшний день около 2500 детей посещают его занятия. Главная цель состоит в том, чтобы продвигать научные знания и заинтересовать детей наукой. Дети слушают лекции университетских профессоров, принимают участие в проектных работах под руководством преподавателей, а также работают в университетских лабораториях с использованием самого современного оборудования. Программа CU включает в себя не только посещение лекций и занятий, но и посещение музеев и выставок. Дети могут пойти как в городские музеи, так и в музеи университета. Казанский федеральный университет имеет ряд известных музеев, таких как Музей истории Казанского университета, Археологический музей, Геологический музей им. А.А. Штукетберга, Зоологический музей им. Э.А. Эверсмана, Музей Казанской химической школы, Этнографический музей и т.д. Кроме того, жемчужиной университета является научная библиотека им. Н.И. Лобачевского, созданная в конце XVIII века. Она обладает почти 6-миллионым фондом, включая 150 тысяч старинных и редких книг. Некоторые коллекции древних книг и рукописей бесценны и не имеют аналогов. Слушатели Детского университета имеют доступ ко всем этим богатствам. Детский университет Казанского федерального университета является членом Европейской ассоциации детских университетов.

Старшие школьники могут выбрать один из 9 факультетов и отделений Малого университета (MU), который был создан в 1979 году. Это одно из основных направлений деятельности Центра довузовского образования. Его целью является развитие творческой активности и познавательных способностей подростков, что в дальнейшем поможет им выбрать более осознанно свою будущую профессию и лучше подготовиться к вступительным экзаменам в университет. Школьники Малого университета могу пройти психодиагностику с целью профессионального ориентирования и самоопределения. Ежегодно в Малом университете обучается около 500 студентов на следующих факультетах: физико-математическом, химико-биологическом, филологическом, астрономии, общественных наук, иностранных языков, психологии, информационных технологий, журналистики. Студенты MU часто занимают первые места на олимпиадах разных уровней. Они также представляют свои доклады на региональных и всероссийских научно-практических конференциях.

Поступив в университет, студенты имеют огромное количество возможностей не только мастерски освоить будущую профессию, но и обучаться на дополнительных краткосрочных и долгосрочных курсах в различных областях знаний. Таким образом, линейная структура программы LLL КФУ превращается в разветвленную структуру. Долгосрочные курсы (2-3 года обучения) предполагают, что учащиеся приобретают новую, дополнительную профессию (психолог, юрист, переводчик и т.д.). Краткосрочные курсы (2-10 месяцев) направлены на углубление и совершенствование знаний и навыков студентов в определенной сфере. Факультет дополнительного образования для студентов (ФДО), созданный в 1993 году, включает в себя следующие учебные центры: Испанский центр образования и культуры, Независимый аттестационно-методический центр, Немецкий центр образования, науки и культуры, Учебный центр вычислительной математики и информационных технологий, Учебный центр «История и современность», Учебный центр «Современная биология», Учебный центр «Современная филология», Учебный центр Института востоковедения, Учебный центр кафедры английского языка, Учебный центр кафедры французского языка, Учебный центр юридического факультета, Учебный центр экономики и управления, Учебный центр журналистики и социальных наук, Учебный центр татарского языка и культуры, Центр педагогики Монтессори, Центр медиации, урегулирования конфликтов и профилактики экстремизма. Факультет дополнительного образования предоставляет возможности для приобретения дополнительных знаний, компетенций и навыков. Выпускники центра значительно повышают свою конкурентоспособность на рынке труда.

И студенты, и выпускники университета могут продолжить свое образование и выбрать один из следующих курсов профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации: «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» (английский, немецкий и французский языки), «Практическая психология», «Ландшафтный дизайн», «Физическая культура, спорт и ЛФК». Кроме того, университет предлагает ряд учебных программ повышения квалификации, таких как методика преподавания русского языка как иностранного, английский язык для делового и профессионального общения, английский для академических целей, школа лидерства, медиация, профилактика терроризма и экстремизма, межкультурная коммуникация, эффективные переговоры, урегулирование семейных конфликтов.

В довершение всего программа включает в себя Университет третьего возраста (U3A). Основанный в 2007 году, он является уникальным и жизнеутверждающим проектом. Люди пенсионного возраста собираются вместе и учатся, не для квалификации, а для собственного удовольствия. Они делятся своими навыками и жизненным опытом: ученики учат, и преподаватели учатся, и нет никакого различия между ними.

Лозунг Университета третьего возраста КФУ: «Человек молод, пока он учится» (Конфуций). Обучение здесь не только помогает сохранять свой разум ясным, но и морально поддерживает людей, достигших пенсионного возраста, помогает преодолеть психологические барьеры и поддерживать здоровые социальные отношения. Этот проект дает возможность обрести уверенность в себе, развить свои творческие способности и поделиться своими знаниями и опытом друг с другом. U3A предлагает следующие программы: экономика и право, политология, философия, основы вычислительной техники, педагогика и психология, история религии, история Казани.

Программа LLL пользуется большой популярностью не только в университете, но и во всем Поволжском регионе России.

Анализ литературы по данной проблеме показывает, что идея обучения в течение всей жизни не нова [4; 6; 8-15; 17]. Например, в своей работе «Значение образования взрослых» Э. Линдеман [10] говорит о том, что образование не может иметь завершения и что профессиональное образование должно сопровождаться «образованием взрослых», целью которого является поиск жизненного смысла.

В 1929 году еще один просветитель, Бейзил Йексли, писал об образовании как о составной части жизни. «Жизнь, чтобы она была яркой, сильной и творческой, требует постоянного осмысления опыта, с тем, чтобы поступки определялись мудростью...» [17, с. 28]. В дальнейшем термин «непрерывное образование» был преобразован в «обучение в течение всей жизни», причем последний термин шире и точнее, чем первый, так как он включает в себя как формальные, так и неформальные виды обучения.

Концепция обучения рассматривается здесь как отдельная сущность и личный долг. Следует отметить, что формальное обучение происходит в рамках организованного и структурного контекста, в то время как неформальное обучение предполагает деятельность, которая явно не обозначена как обучение. Собственно говоря, обучение в течение всей жизни идет против двух структурных осей, которые характеризуют современную модель школы - пространственная и временная оси. Оно выходит за рамки пространства школы в части образовательных методик и шагает за пределы временных рамок школьной системы, поскольку дает возможность реализовывать график обучения с определенной степенью гибкости. Роль школы с точки зрения обучения в течение всей жизни полностью изменилась, потому что базовое образование в настоящее время воспринимается лишь как прелюдия, направленная на обеспечение людей средствами коммуникации и на развитие их способности получать информацию независимо друг от друга. Таким образом, идеи обучения в течение всей жизни меняют понимание современной концепции образования. LLL тесно связано с понятием обучающегося общества, поскольку оно, как считают, максимизирует существующий образовательный потенциал в местных общинах. В этом смысле общество также может рассматриваться как образовательное.

Обучение в течение всей жизни должно иметь ряд несомненных преимуществ, так как приводит к тому, что жизнь обогащается за счет самореализации. Обучение в течение всей жизни помогает нам завести ценные для нас отношения и делает нас активными участниками общества. Оно открывает наш разум и делает его любопытным, а также помогает нам в полной мере развивать наши природные способности. Оно показывает нам, как адаптироваться к изменениям и противостоять трудностям. Обучение в течение всей жизни привносит смысл в нашу жизнь и, таким образом, делает мир лучше.

В настоящее время обучение взрослых является частью более широкого процесса, поскольку люди меньше полагаются на традиционные институты и могут выбрать один из множества учебных центров, включая дистанционное и электронное образование.

Подводя итог, можно сказать, что в экономике, основанной на знаниях, те, кто имеет самый низкий уровень знаний и навыков, а также самую слабую способность к постоянному обновлению, имеют все меньше и меньше шансов найти место под солнцем. Обучение в течение всей жизни будет идти в ногу с обществом, оставаясь в курсе изменений в таких областях, как технологии, финансы, политика и т.д. Подниматься по карьерной лестнице будут те сотрудники, которые лучше подготовлены в своей области. Новые специальности появляются все время, и те, кто обучается на протяжении всей своей жизни, остаются на вершине, с тем чтобы когда появится возможность, они могли немедленно ею воспользоваться. Кроме того, LLL постоянно обогащает нашу жизнь новыми шансами, идеями и желаниями. Мы уверены, что эта миссия университетов заключается в том, чтобы стать центром этих процессов.

В данной статье рассматриваются основные характеристики обучения в течение всей жизни, обобщается богатый опыт Казанского федерального университета в этой области. Таким образом, статью можно рекомендовать тем, кто хочет знать, как организовать процесс непрерывного образования в своих колледжах и общинах.


Библиографическая ссылка

Хованская Е.С., Маклакова Н.В., Аржанцева Н.В. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА LIFE-LONG-LEARNING В КАЗАНСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25805 (дата обращения: 17.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674