Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Панова Н.А. 1 Быстрицкая Е.В. 2 Рябинина Е.В. 1
1 Приволжский институт повышения квалификации ФНС РФ
2 ФБГОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
В статье рассматривается проблема формирования информационной культуры слушателей курсов повышения квалификации и проявление этого вида культуры личности в различных аспектах жизни. В данной работе определены социологические ориентиры овладения курсантами информационными технологиями как основным инструментом развития их информационной культуры. Выделены различные аспекты обозначенной проблемы. Рассматривается взаимосвязь профессионального и личностного развития слушателей курсов повышения квалификации с уровнем их информационной культуры. Приведены результаты мониторинга образовательного пространства, в которое включены курсанты Приволжского института повышения квалификации Федеральной налоговой службы России. В целях решения указанной проблемы была разработана и апробирована описанная в данной статье образовательная система «Точка доступа». Эта система построена на основании индивидуальной образовательной траектории слушателей, в которой учтены очные и дистанционные формы деятельности, индивидуальная и коллективная организация процесса обучения, а также сотрудничество и сотворчество при овладении информационными технологиями на основе потребностей профессионального и личностного развития кадров.
информационные технологии
интерактивные формы обучения
повышение квалификации
образовательное сотрудничество
образовательные маршруты
1. Быстрицкая Е.В., Панова Н.А. Освоение автоматизированных систем слушателями курсов повышения квалификации // Профессиональное образование. – 2015. – № 2. – С.35-37.
2. Калимуллин А.М., Шайдуллина А.Р. Диверсификация моделей интеграции образования, науки и производства в непрерывной системе профессионального образования // Образование и саморазвитие. – 2015. – № 1 (43). – С.105-113.
3. Назаренко А.Л. Информационно-коммуникационные технологии в лингводидактике: дистанционное обучение: учебник / А.Л. Назаренко. – М.: Изд-во Московского ун-та, 2013. – 271 с.
4. Нигматуллина И.А. Инклюзивное обучение в течение всей жизни – новое направление развития системы образования в России // Образование и саморазвитие. – 2014. – № 4 (42). – С.256-260.
5. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины учебно-методическое пособие \ Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2012. – 512 с.
6. Хаирова И.В. Развитие коммуникативной компетенции учащихся средствами кооперативного обучения // Образование и саморазвитие. – 2014. – № 4 (42). – С.171-176.
7. Ялалов Ф.Г. Многомерный подход к профессиональному образованию // Образование и саморазвитие. – 2015. – № 1 (43). – С.69-73.

Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену устоявшегося девиза «образование на всю жизнь» новым девизом – «образование в течение всей жизни».

Реализация идеи непрерывного образования направлена на преодоление основного противоречия современной системы образования – противоречия между стремительным темпом роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в период обучения. Это противоречие заставляет образовательные учреждения, прежде всего, формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Однако для этого педагог не только должен сам владеть основами информационных знаний и умений, но и быть профессионально готов транслировать их, формируя особый тип культуры – информационную культуру личности.

Становление информационной культуры как самостоятельного научного направления и образовательной практики в России связано с осознанием фундаментальной роли информации в общественном развитии; возрастанием объёмов информации; информатизацией общества, развитием информационной техники и технологии; становлением информационного общества [5, с.55].

В масштабах всей земной цивилизации возникает глобальная задача – своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать её возможности и защищаться от негативных воздействий. В то же время в реальном секторе экономики была выявлена новая социальная тенденция. Она заключается в том, что работодатели в основном требуют повышения квалификации своих сотрудников не в нормативном режиме – с периодичностью раз в 3–5 лет, а в режиме обновления базиса их профессиональной деятельности, в частности, информационных ресурсов и средств производства. Целесообразность такого обновления требует серьезного социологического исследования. В настоящее время в профессиональной деятельности востребованы не только специалисты, имеющие одно фундаментальное образование, как это было несколько десятилетий назад, но и люди, которые являются гибкими профессионалами, получающими многоплановое многомерное образование, как отмечено в статье Ф.Г. Ялалова [7]. Причем, это касается не только молодых специалистов, но и тех работников, которые хотят в течение всей профессиональной карьеры повышать уровень своих знаний. Согласимся с И.А. Нигматуллиной [4], что «потребность в высококвалифицированных работниках, способных самосовершенствоваться и готовых к обучению в течение всей жизни» возрастает. Эта ситуация привела к пересмотру целевой основы курсов повышения квалификации, которая требует скорейшего внедрения системы непрерывного повышения квалификации, включающей режимы дистанционного и очного взаимодействия, групповые и индивидуальные формы деятельности.

В это время информационные технологии (ИТ) приобретают особое значение. Они обеспечивают реализацию разноплановых задач образовательного процесса. ИТ расширяют и позволяют реализовать значительный пласт профессионального общения. Овладение этими технологиями повышает конкурентоспособность специалиста и его статус в профессиональном сообществе. Владение ими позволяет расширить сферу не только профессиональных, но и личных интересов специалистов, ускорить информационный взаимообмен в широких социальных группах. Таким образом, в настоящее время изучение ИТ стало социально значимым явлением. Задачей системы повышения квалификации является максимально быстрое системное овладение знаниями в области ИТ.

Таким образом, актуальность темы подтверждается как социальными процессами, требующими от членов общества все более свободного владения информационными технологиями, так и теоретическими исследованиями, проведенными в профессиональном сообществе и позволившими выявить взаимосвязь между профессиональной успешностью специалиста и уровнем его информационной культуры.

Теоретическая часть

В связи с высоким уровнем социальной значимости информационной культуры во всех ее компонентах (знаниевом, деятельностном, аксиологическом и акмеологическом) была определена проблема исследования, которая заключается в выявлении социологических аспектов дополнительного профессионального образования в области информационно-коммуникационных технологий и его влияния на профессиональное и личностное развитие специалистов.

Можно выделить следующие аспекты исследуемой проблемы:

- трудности в социальной самореализации профессионала в условиях дефицита информационной культуры;

- поиск рациональных способов взаимодействия работодателей, преподавателей и слушателей курсов повышения квалификации не только в отношении осуществления профессиональной деятельности, решения определенных личностных и профессиональных задач, способствующих социальному развитию курсантов, но и в формировании стандартов национальной квалификационной структуры с учетом желаемых результатов, о чем пишет А.М. Калимуллин [2];

- сложность вхождения в информационное пространство социума через курсы повышения квалификации, где «камнем преткновения» является овладение понятийным аппаратом, который является базой изучения ИТ.

Дифференциация членов профессионального сообщества заключается в различиях:

- уровней владения ИТ;

- индивидуальных и возрастных особенностей;

- профессионального стажа и статуса;

- сферы профессиональных и внепрофессиональных интересов;

- мотивов к изучению ИТ.

Анализируя эти различия, можно констатировать, что:

- сложность «врастания» в ИТ испытывают в основном специалисты, чья профессиональная деятельность в целесодержательном аспекте не связана с этими видами технологий. С такой проблемой, согласно результатам нашего исследования, столкнулись, в частности, сотрудники налоговой службы, использующие ИТ как инструмент для выполнения своих профессиональных обязанностей;

- наибольшую сложность в овладении ИТ представляет привлечение новой терминологии к каждодневному обращению в профессиональном сообществе;

- как показало наше исследование, существует зависимость степени освоения терминологии от того, каким способом слушатели её получают. Это влияет на решение социальной проблемы – овладение ИТ, в частности их понятийным аппаратом.

В связи с чем была сформулирована цель нашего социологического обследования, которая заключается в выявлении оптимальной тенденции к обновлению базиса курсов повышения квалификации в части периодичности, соотношения дистанционной и очной форм обучения, а также в определении компонентов образовательной системы курсов повышения квалификации, способных в совокупности обеспечить максимально полное усвоение слушателями основ информационной технологии.

Для решения этой проблемы была специально разработана образовательная система «Точка доступа», которая направлена на формирование индивидуальных образовательных траекторий слушателей курсов повышения квалификации. Индивидуальная образовательная траектория сотрудничества – личностно-ориентированная программа и технология деятельности курсанта, формируемая и реализуемая под управлением педагога в процессе образовательного сотрудничества, направленная на выявление потребностей и проблем в освоении информационных технологий и определение наиболее эффективных методов формирования его профессиональных компетенций.

Практическая часть

В контексте изучаемой многоплановой проблемы целью экспериментального исследования стало выявление социологического значения овладения профессионалами новыми информационными технологиями на примере обучения работе в системе «Налог-3».

Экспериментальную базу исследования составил контингент слушателей курсов Приволжского института повышения квалификации ФНС из разных регионов России. В данном исследовании приняли участие 49 курсантов.

Респондентам было предложено высказать свою позицию по отношению к процессу обучения ИТ, а также свои пожелания к технологии и методам организации учебного процесса и значимости процесса обучения для повышения их профессионального и социального статуса. Среди методов исследования были: опросные методы (анкетирование, интервью, беседа по плану), метод наблюдения (включенного и не включенного) и метод анализа работ слушателей. К результатам мониторинга был применен математический аппарат обработки данных: выявлена корреляция и определен коэффициент достоверности изменений.

Слушатели курсов повышения квалификации имеют различные временные и темповые характеристики изучения материала. Однако только десятая часть курсантов отметили, что для них наиболее привлекательной и эффективной является дистанционная форма обучения без отрыва от профессиональной деятельности.

В то же время респонденты проявляют интерес к активным методам обучения, отмечают интерес к технологии использования интеллект-карт – графическому конспекту по изучаемой теме. Интеллект-карта представляет собой средство обучения, построенное по принципу образовательного маршрута. Работа с интеллект-картой обеспечивается методами дидактического моделирования, позволяющими курсантам систематизировать новые знания, связать их с теми знаниями, которые были получены ранее. Слушатели с интересом участвуют в дискуссиях и в круглых столах по обмену опытом.

Интерес курсантов к активным методам обучения может быть усилен за счет коллективно-групповых методов обучения, когда слушатели имеют возможность взаимооценки, взаимокоррекции и поставлены в рамки некой психологической конкуренции. Таким образом, выявляются и используются нами потенциалы метода кооперативного обучения [6]. Интерес курсантов к активным методам обучения может быть расценен как позитивная тенденция к повышению уровня понимания курсантами значимости информационной грамотности и культуры в своей профессиональной деятельности и в повседневной жизни.

Однако, кроме положительных тенденций, в определении социальной роли ИКТ было выявлено несколько компонентов информационной грамотности, изучение которых не вызывает интереса у слушателей. По результатам исследования можно заключить, что наиболее сложно и наименее интересно для курсантов – освоить новый понятийный аппарат АИС [1]. Сложность восприятия и понимания информации, выраженной в обновленной понятийной системе, испытывает почти половина респондентов. Больше половины слушателей указали, что без объяснения преподавателя они не способны начать работу над информационными системами, не могут ее правильно организовать. Можно предположить, что снизить уровень указанных барьеров можно, используя систему эффективного сотрудничества слушателей и преподавателей курсов повышения квалификации. Тем не менее слушатели старательно относятся к изучению языка науки в области информатики, осознавая, что владение терминологией сделает более эффективной их профессиональную коммуникацию.

Все приведенные технологии направлены не только на формирование профессиональных компетенций, но и на вызов положительных эмоциональных переживаний при преодолении затруднений в деятельности. Создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося дает возможность педагогу использовать различные механизмы, адекватные современным условиям, формы и подходы, обеспечивающие профессионально-личностное развитие.

На основании проведенного мониторинга следует сделать заключение о том, что:

- наиболее значимой для повышения мотивации для слушателей является on-line общение с преподавателем в очном или дистанционном режиме в реальном или виртуальном присутствии других членов группы, а также представителей работодателя;

- наиболее эффективными для освоения информационных технологий и формирования информационной компетентности являются интерактивные методы индивидуальной образовательной деятельности, реализуемые с текущим и итоговым контролем педагога;

- наиболее важными в формировании субъективного чувства компетентности специалистов и снижении их тревожности перед трудовыми инновациями являются групповые интерактивные методы с широким применением наглядности и профессионально-предметного общения;

- определяющее значение в самооценке успешности своей образовательной деятельности слушателей курсов имеет взаимодействие с преподавателем;

- интерактивные формы обучения являются наиболее предпочтительными, поскольку позволяют активизировать процесс самообразования курсантов за счет построения индивидуального образовательного маршрута, включающего зону актуального развития и позволяющего построить зону ближайшего развития слушателей.

На основании высказанных предположений была разработана система «Точка доступа», направленная на образование профессионалов, которые работают в ИТ как в инструментальных технологиях.

В системе «Точка доступа» нами выделены следующие подсистемы-блоки: мотивационный, содержательный (информационный), технологический, коммуникационный и рефлексивно-оценочный.

Мотивационный блок направлен на определение и формирование целей обучения.

Содержательный компонент выполняет функцию передачи информации от преподавателя к слушателю. Данный блок включает структурированные теоретические и практические материалы на базе нового понятийного аппарата, дающие возможность слушателям выбрать актуальную для изучения информацию.

Коммуникационный компонент является базой, на которой возможно общение курсантов между собой, а также сотрудничество слушателей и преподавателя. Коммуникации между курсантами возможны, кроме очного общения на лекциях, посредством форумов и чатов. Взаимодействие с преподавателем дистанционно можно осуществлять на вебинарах (on-line), используя электронную почту и форумы (off-line) [3]. Можно предположить, что коммуникационная составляющая имеет определяющее значение для поддержания комфортной обстановки в ходе образовательной деятельности слушателей. Вариативность форм коммуникации курсантов с преподавателем и внутри группы дает слушателям возможность выбора наиболее подходящего способа взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Рефлексивно-оценочный компонент выполняет контрольную и оценочную функцию. Контрольный блок содержит тестовые задания, промежуточную и итоговую аттестацию, включающую интегративную оценку теоретической и практической подготовки слушателей курсов повышения квалификации, взаимооценку, самооценку на основе комплекса объективно-субъективных критериев.

Многообразие учебного материала в содержательном блоке, вариативность технологических компонентов направлены на преодоление основных барьеров, возникающих при изучении ИТ, в том числе овладение базовым понятийным аппаратом за счет возможности построения слушателями индивидуальной образовательной траектории, учитывающей различные социальные запросы конкретного курсанта.

Заключение

Основываясь на результатах проведенного исследования, можно предположить, что разработанная нами система «Точка доступа» является эффективной формой сотрудничества преподавателя и слушателей курсов повышения квалификации, обеспечивая, благодаря своей вариативности, снижение социальных, психологических и педагогических проблем при изучении ИТ.


Библиографическая ссылка

Панова Н.А., Быстрицкая Е.В., Рябинина Е.В. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25809 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674