Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Ермакова Л.И. 1 Янюшкина Г.М. 1
1 ФГБОУ ВО Петрозаводский государственный университет
Раскрывается подготовка будущего учителя к формированию у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий через семинарские занятия по педагогике, теории и методике обучения физике и педагогическую практику в школе. Профессиональный стандарт педагога предполагает необходимость изменений в организации, содержании, технологиях и масштабе подготовки учителя. Поэтому организуя учебный процесс, необходимо создавать такое пространство учебной деятельности, в котором обучающийся активно участвует в коллективном обсуждении проблем, строит продуктивное взаимодействие и сотрудничество не только со сверстниками, но и со взрослыми. Коммуникативные учебные действия определяются как составная часть коммуникативной культуры школьников, состоящая из совокупности сформированных социально значимых качеств личности. Изучение возможностей введения новых форм и методов выстраивания отношений будущего учителя с учащимися для формирования коммуникативных учебных действий позволило разработать для студентов различные задания, ситуации, позволяющие наблюдать, как учащиеся расширяют свои положительные качества, приучаются слушать друг друга.
подготовка будущего учителя
ФГОС
коммуникативные универсальные учебные действия
коммуникативная культура
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система зада¬ний: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бур¬менская, И.А. Володарская и др. // Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
2. Ермакова Л.И. Акмеологическая позиция будущего учителя: методические рекомендации и материалы к семинару-практикуму / Л. И. Ермакова; Федерал. агентство по образованию, ГОУВПО «КГПА». – Петрозаводск: Изд-во КГПА, 2009. – 61 с.
3. Каган М.С. Человеческая деятельность / М.С. Каган. – М.: Знание, 1974. – 328 с.
4. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения // Под ред. А.П. Тряпициной. – СПб.: Питер, 2014. – 304 с.
5. Поташник М.М. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя : методическое пособие / М.М. Поташник, М.В. Левир. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – 208 с.
6. Ямбург Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? / Е.А. Ямбург. – М.: Просвещение, 2014. – 175 с.

Социальный заказ, сформулированный в Законе об образовании в Российской Федерации и отраженный в Профессиональном стандарте педагога, предполагает необходимость изменения в организации, содержании, технологиях и масштабе подготовки педагогов. Педагогический процесс развивается, в школу приходят новые дети, а, следовательно, возникают новые профессиональные педагогические задачи. С задачей устанавливать взаимодействие с субъектами образовательного процесса наиболее часто сталкивается педагог в своей профессиональной деятельности [4, с. 27].

Одной из важных задач развития современной школы, отраженных в ФГОС основного общего образования, выступает формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Это связано с усилением роли общения в условиях модернизации отечественного общего образования. Способность обучающихся к успешной социализации возможна при условии овладения ими коммуникативными универсальными учебными действиями, которые являются составной частью коммуникативной культуры.

К сожалению, коммуникативная культура учащихся заметно снижается. Обучающиеся основной школы не умеют слышать и слушать учителя и одноклассников, и это сказывается на освоении предметных знаний, на овладении универсальными учебными действиями. В связи с увеличением объема информации, многообразием ее источников и носителей в образовательной среде школы и в современном социокультурном пространстве очевидной становится важность развития коммуникативной культуры учащихся. Организуя учебный процесс, необходимо создавать такое пространство учебной деятельности, в котором обучающийся  активно участвует в коллективном обсуждении проблем, строит продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Цель исследования связана с нахождением форм и методов выстраивания отношений как будущего учителя с учащимися, так и учащихся между собой, что позволяет формировать у обучающихся коммуникативные учебные действия.

Материалы и методы исследования

В психолого-педагогической литературе коммуникация рассматривается как любое действие личности, осуществляемое посредством прямых или косвенных отношений с другими личностями, поэтому оно всегда является коммуникативным. М.С. Каган отождествляет коммуникацию и общение. По его мнению, общение не является ни передачей информации, ни обменом ею. Это «процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность» [3, с. 24].

Учебная деятельность обучающихся предполагает планирование учебного сотрудничества со сверстниками и с учителем – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Формирование коммуникативной культуры обучающихся включает:

  • знания о значении общения для развития личности, успешной учебы;
  • знания правил безопасного, бесконфликтного общения в классе, школе, семье, со сверстниками, младшими и старшими;
  • понимание значимости ответственного отношения к слову как к поступку, действию;
  • знания о безопасном общении в Интернете;
  • навыки межкультурной коммуникации.

Коммуникативные учебные действия являются составной частью коммуникативной культуры школьников, обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в ди­алог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, уме­ние интегрироваться в группу сверстников и строить продук­тивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

В состав коммуникативных действий входят: планирование учебного сотрудничества с учителем и свер­стниками — определение цели, функций участников, спосо­бов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника­ции; владение монологической и диалогической формами речи [1].

Подготовка будущего учителя к решению задач формирования у обучающихся коммуникативных учебных действий осуществляется нами через занятия со студентами математического и физико-технического факультетов Петрозаводского государственного университета по педагогике, по теории и методике обучения физике и на педагогической практике в школе. На практических занятиях по педагогике группам студентов для обсуждения предлагаются следующие ситуации.

Первая группа: «Однажды на уроке физики учитель заметил, что ученику передали записку. Он потребовал от Сергея, чтобы тот отдал эту записку ему. Сергей спрятал записку в карман и нагрубил учителю. Тот удалил ученика с урока и сказал, что не допустит его до занятий, пока он не извинится. Сергей считал, что учитель не прав, поэтому извиняться не стал. В течение недели он не посещал уроки физики».

Вторая группа: «На уроке математики во время объяснения нового материала учитель заметил, что Павел не слушает его, а что-то пишет в тетради. На вопрос учителя, почему Павел занимается посторонними делами, ученик ответил, что ему не хочется. Учитель поставил Павлу двойку, а тот отвернулся в сторону окна».

Третья группа: «Вы – классный руководитель 7-го класса. Учитель физики рассказал Вам, что на занятии по оптике девочки Вашего класса использовали оборудование как зеркало и стали подкрашиваться».

Вопрос группам: Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?

Каждая группа студентов предлагает свои пути разрешения конфликта, объясняя, как можно было его избежать, и приходят к выводу, что конфликты в школьной жизни неизбежны. Причинами конфликтов могут быть разные взгляды на проблему, различия в характерах, неумение выслушать противоположную сторону и др. Сам конфликт может иметь различные последствия: человек затаит обиду или желание отомстить, могут произойти ссора или драка. Но стороны могут и должны договариваться между собой, приходить к соглашению и мирно разрешать конфликт.

На педагогической практике мы предложили студентам задание «Обратная связь», предполагающее анализ уроков студентами, посещающими своих коллег [2]. Студентам необходимо оценить направленность действий учителя к конкретным ученикам, всему классу, группе учащихся, таких как поощрение за: а) правильный ответ, б)          оригинальную идею, в) внимательность, г) воображение, д) удачную/смелую попытку, е) вежливое обращение; порицание за: а) неправильный ответ, б) невнимательность, в) невыполнение домашнего задания, г) неготовность рабочего места к уроку, д) отсутствие инициативы, е) плохую дисциплину и т.д.

Приведем пример одного из классных часов на тему «Учимся строить отношения», проводимого студентом в 7-м классе на педагогической практике в школе. Цель классного часа: познакомить учащихся с необходимостью людей договариваться между собой, важностью знаний моральных норм и последствиями их нарушений. Задача студента как классного руководителя состояла в развитии умений учащихся анализировать, аргументировать свое мнение, принимать решение, делать выбор в конкретной ситуации, а также в развитии навыков коллективной работы.

Студент предлагает обучающимся ситуацию-провокацию. Двум ученикам, которые выходят к доске, дается задание быстро и красиво нарисовать здание. Ученики начинают рисовать. Студент останавливает игру и просит начать все сначала, поскольку ученики допустили ошибку. Игра останавливается несколько раз, студент перебивает ученика и выдвигает все новые претензии: здание должно быть не плоским, а объемным, должно быть четыре  окна, а не два, крыша – современная и т.п. Студент дает возможность закончить рисунок и сообщает, что все равно художники неверно выполнили задание, например нарисовали школу, а надо было жилой дом. В связи с этим победителей в игре нет. Обучающиеся после выполнения такого задания были очень рассержены.

После этого студент задает вопросы ученикам и выслушивает их комментарии.

  • Что произошло в данной ситуации? (Конфликт).
  • Почему рисунок не получился? (Плохо объяснили, ученики не поняли).
  • Что не было сделано до начала работы? (Не обговорили правила выполнения рисунка).
  • Можно было избежать конфликта? (Можно).
  • Как? (Установить правила игры).

Обучающиеся пришли к выводу, что рисунок не получился, поскольку они не договорились, что и как необходимо рисовать. Следовательно, учащиеся должны понять, что результаты деятельности зависят от установленных правил, нарушение которых может привести к конфликту.

Приведем пример задания, используемого студентом на педагогической практике в школе. Учащиеся делятся на группы, и каждая получает задание.

1-я группа формулирует определение понятия «правило». Правило – это положение, устанавливающее порядок, норма поведения.

2-я группа формулирует определение понятия «соглашение». Соглашение – взаимная договоренность, устанавливающая какие-нибудь условия, права и обязанности сторон.

3-я группа формулирует определение понятия «конфликт». Конфликт – предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой.

Учащиеся представили и другие варианты определения понятий, но смысл слова не менялся. Затем весь класс приступил к обсуждению следующей конфликтной ситуации.

Два 7-х класса решили провести между собой КВН по физике. Учитель заранее объяснил учащимся, какие будут задания и на какую тему, а также критерии оценок. Классы также знали, кто входит в состав жюри.7А класс при подготовке к КВНу проявил творческие способности и тщательно готовился к этому мероприятию, привлекая даже родителей. 7Б класс отнесся к подготовке очень несерьезно, надеясь на сильных учеников. В результате игры победил 7А класс. 7Б был очень обижен и рассержен, обвиняя жюри в необъективности. Между командами завязался спор. Страсти накалялись. Началось выяснение отношений, которое переросло в драку. В ситуацию вмешался учитель, проходивший мимо. В результате настроение было испорчено. На следующий день произошел неприятный разговор в кабинете директора.

Студент задает классу вопросы:

  • Как можно охарактеризовать данную ситуацию?
  • Почему возник конфликт?
  • Что можно было сделать для того, чтобы избежать конфликта?

Ученики работают в группах и находят пути разрешения конфликта, которые затем обсуждаются всем классом.

Задания такого типа расширяют представления учащихся о значении общения в жизни человека, способствуют пониманию важности ответственного отношения к словам и поступкам. У студентов такие задания предполагают развитие определенной системы знаний, умений и навыков по формированию коммуникативной культуры учащихся, знаний о способах личностного самообразования, о механизмах, способствующих движению к успеху, которые служат своеобразным стартом социализации личности.

Большие возможности по формированию коммуникативных действий предоставляет организация совместной деятельности школьников на уро­ке, поскольку она предполагает умение ставить общие цели, определять способы совместного выполнения заданий, учиты­вать позиции участников и др. Работа в группе помогает созданию учебной мо­тивации, пробуждению в учениках познавательного интереса, стремления к успеху и одобрению, способности к самостоя­тельной оценке своей работы, формированию умения общать­ся и взаимодействовать с другими детьми.

Для организации групповой работы класс делится при вы­полнении задания на группы, например по 3–6 человек, чаще всего по 4 человека. Задание предлагается группе, а не отдельному ученику. Во время работы учени­ков по группам учитель может быть как руководителем груп­пы, так и одним из участников группы или экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы, а также наблюдателем.

На педагогической практике студенты проводили уроки сотрудничества по решению экспериментальных задач. Основная идея урока состояла в том, что тему урока разбивали на ряд небольших и разных экспериментальных задач, решение которых выполняли отдельные группы учащихся. Одного типа задания варьировали, используя различные объекты (например, выяснить: выталкивает ли вода погруженные в нее а) палочку, б) пластмассовую трубочку, в) деревянный брусок), и таким образом увеличивалось число работающих групп. Затем полученные результаты учащиеся обсуждали в группе и докладывали классу, и на их основе формулировали общий вывод. Постижение нового идет через самостоятельное решение экспериментальных  задач учащимися. Тема раскрывается в ходе групповой работы (постановка опытов) и коллективной (обсуждение результатов и формулирование общего вывода на основе частных). Используемые учебно-практические задачи направлены на формирование и оценку навыка сотрудничества,  требуют совместной работы в парах или группах с распределением функций и разделением ответственности за конечный результат.

Результаты исследования и их обсуждение

В процессе педагогической практики студенты наблюдают за тем, как учащиеся выстраивают взаимоотношения с учителями, между собой в процессе обучения и воспитания, как проявляют друг к другу внимание, эмпатию, строгость, умение разрешать конфликтные ситуации. В течение всего периода педагогической практики студенты проводят с учащимися различного типа уроки, внеклассные мероприятия, тесты, анкетирования и иное, по результатам которых будущие учителя могут судить, в какой мере им удалось сформировать у обучающихся коммуникативные учебные действия.

В период исследования студентами, проходившими педагогическую практику по физике, было охвачено в школах 192 обучающихся.

Приведем пример задания, которое было подготовлено нами совместно со студентами по диагностике коммуникативного действия у учащихся: умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Обучающимся предложили ответить индивидуально на вопросы: умеете ли вы слышать и слушать друг друга? Умеете ли вы полно и точно выражать свои мысли?

Результаты ответов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Задание «Совместная деятельность»

Количество учащихся (%)

Умеете ли вы слышать и слушать друг друга?

Умеете ли вы полно и точно выражать свои мысли?

Да

Нет

Иногда

Да

Нет

Иногда

73,4

4,7

21,9

63,6

8,3

28,1

 

Обучающимся предложили выполнить задание в группах: изготовьте «Картезианский водолаз»; объясните и опишите принцип действия прибора; продемонстрируйте законы плавания тел; а также ответить на вопросы: как ты думаешь, сумели ли вы договориться в группе между собой при совместной деятельности? Почему ты так думаешь?

Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Задание «Совместная деятельность»

Как ты думаешь, сумели ли вы договориться в группе между собой при совместной деятельности?

Почему ты так думаешь?

 

Да

Нет

Не знаю

Ответы учащихся

164 человек

 

 

Работали слаженно. Пришли к результату. Работали внимательно и вместе. Смогли договориться. Все слушали друг друга, действовали командой. Договорились, распределили роли. Работали дружно, помогали друг другу. Работали сообща. Каждый внес вклад в работу группы. Сумели договориться в группе.

 

16 человек

 

Мало участвовал в работе группы.

 

 

12 человек

Не все члены группы поняли задание.

 

Анализируя ответы учащихся, мы приходим к выводу, что личный контакт между учениками, обмен действиями и информацией приводит к единой цели в выполнении задания, отвечает общим интересам и способствует реализации потребностей каждого обучающегося. Грамотно поставленная, систематически проводимая работа педагога по формированию коммуникативных универсальных учебных действий расширяет положительные личностные качества учащихся, приучает к терпеливости, взаимоуважению и взаимопониманию.

Вывод

Таким образом, рассматриваемые нами формы, методы, приемы выстраивания отношений будущего учителя с учащимися и учащихся друг с другом способствуют формированию у обучающихся коммуникативных учебных действий, позволяют на более высоком уровне осуществлять взаимодействие с учащимися.


Библиографическая ссылка

Ермакова Л.И., Янюшкина Г.М. ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25874 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674