Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРОВ

Торкунова Ю.В. 1 Упшинская А.Е. 2
1 ОЧУ ВО «Российская международная академия туризма», Казанский филиал
2 ЧОУ ВО Институт социальных и гуманитарных знаний
В статье рассматриваются подходы к формированию научно-исследовательской компетентности магистров, в частности выделяется набор инструментальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для успешного осуществления научно-исследовательской деятельности. Приведены результаты исследования мнения преподавателей, научных сотрудников и магистров по ранжированию рассматриваемых компетенций. Для определения методики формирования компетенций рассмотрены существующие подходы к классификации знаний. На основе структуры компетентностей разработана технология продуктивного формирования компетенций, которые предусматривает поэтапное формирование отдельных компонентов, формирование интегративных знаний, умений, навыков. Так же в статье описываются методические приемы, использующиеся для формирования научно-исследовательской компетентности магистрантов направления 09.04.02 Информационные системы и технологии, отражающие организационные и педагогические особенности преподавания дисциплины «Информационные системы в образовании» по программе магистратуры. Рассматриваются инновационные подходы к обучению магистрантов, в частности: формат командной работы, содержание творческих заданий и проектов.
научно-исследовательская компетентность
компетенции
методические приемы
научно-исследовательская деятельность
проблемно-поисковый метод
информационные системы в образовании.
1. Нуриев Н.К., Старыгина С.Д., Ахметшин Д.А. Дидактическая инженерия: проектирование электронного учебного курса с учетом «зоны ближайшего развития» студента. //Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)» (http://ifets. ieee.org/russian/periodical/journal.html).–016-V.19.- № 1. – С. 558-566.
2. Торкунова Ю.В. Управление образовательными инновациями в вузе на основе оптимизационной модели как фактор формирования инновационно-исследовательской компетентности выпускников // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №5.; http://www.science-education.ru/111-10238.
3. Торкунова Ю.В. Как в ВУЗе управлять развитием инноваций//Alma mater (Вестник высшей школы). -2011. -№ 8. -С. 55-57.
4. Торкунова Ю.В. Формирование инновационно-исследовательской компетентности студентов как результат оптимизации внедрения новых организационных форм в учебный процесс вуза // Вестник Казанского технологического университета. – 2013 – Т.16. – № 10. – С. 336–340
5. Якупова В.Т., Богомолова О.И. Использование метода коллективной разработки в дистанционном обучении программированию в техническом ВУЗе. Образовательные технологии и общество. -2014. Т. 17. -№ 4. -С. 655-661.

Обеспечение усвоения магистрами основ методологического мышления является необходимой предпосылкой для успешности последующей научно-исследовательской и практической деятельности. Формирование научно-исследовательской компетентности состоит в поэтапном формировании ряда компетенций, необходимых для научной деятельности. Проблема формирования научно-исследовательской компетентности уже рассматривалась нами в работах [3, 4].

Для определения состава таких компетенций нами была проанализирована литература и проведен опрос группы научных сотрудников, преподавателей и магистров Казанского национального исследовательского технологического университета, занятых в научных исследованиях.

Так для различных направлений подготовки магистров можно выделить набор инструментальных компетенций, необходимых для научно-исследовательской работы, а так же формируемых в ходе неё:

    1. Владение методами анализа и синтеза (ИК-1);
    2. Способность проводить расчёты и делать выводы (ИК-2);
    3. Умение пользоваться приборами и оборудованием (ИК-3);
    4. Готовность к использованию процессного подхода (ИК-4);
    5. Способность (готовность) находить и перерабатывать информацию (ИК-5);
    6. Готовность (способность) использовать информационные средства и технологии (ИК-6).

К числу необходимых общепрофессиональных компетенций, задействованных в научной работе, мы отнесли:

  1. Умение моделировать, анализировать и синтезировать (ОПК-1);
  2. Способность к планированию и организации процесса (ОПК-2);
  3. Способность обосновывать и принимать решения (ОПК-3);
  4. Готовность и способность к исследованиям (ОПК-4);
  5. Умение прогнозировать, оценивать, контролировать (ОПК-5).

В ходе проведенного опроса в числе необходимых компетенций респондентами были названы:

  • фундаментальная общая подготовка (универсальность, общий уровень развития, базовые знания);
  • способность системно мыслить (главное – «выпускники с мозгами»; самостоятельно мыслящие);
  • умение перерабатывать большие объемы информации и вычленять главное (анализ информации);
  • умение применять знания на практике;
  • способности к критическому мышлению;
  • способность к самоуправлению деятельностью;
  • умение и желание постоянно учиться (обучаемость);
  • способности к нестандартным решениям;
  • личностные качества, личная эффективность («личность первична; профессионализм вторичен»);
  • умение работать в команде (командный дух, навыки командной работы);
  • коммуникабельность, коммуникационные навыки;
  • высокая мотивация к работе;
  • желание совершенствоваться в любой области.

Также были выделены интеллектуальные действия, присущие научной работе и необходимые для развития: анализировать, синтезировать; сопоставлять, сравнивать; систематизировать; обобщать; генерировать идеи; приобретать новые знания.

Для научной деятельности наибольший вес набрали способность к нестандартным решениям (13), способность системно мыслить (11); умения перерабатывать большие объемы информации (10)

Далее респондентам было предложено оценить по 5 бальной шкале важность инструментальных и общепрофессиональных компетенций, выделенных при предварительном анкетировании. Всего в опросе приняло участие 56 преподавателей (не участвующих в научной работе), 43 научных сотрудника и 48 магистров. Результаты представлены в таблицах 1 и 2, рисунках 2 и 3.

Таблица 1

Результаты ранжирования инструментальных компетенций преподавателями, представителями научного сообщества и магистров

КОМПЕТЕНЦИИ

Средний балл

Препода

ватели

Научное

сообщество

магистры

1

Владение методами анализа и синтеза

4,2

4,5

3,5

2

Использовать информационные средства и технологии

4,5

3,2

5

3

Проводить расчеты и делать выводы

4,3

4,9

4,5

4

Выбирать средства измерений в соответствии с требуемой точностью

3,5

4,7

4

5

Готовность к использованию процессного подхода

3,9

3

4,1

6

Пользоваться приборами и оборудованием

4,5

4

4,2

7

Осуществлять литературный и патентный поиск, находить необходимую профессиональную информацию в банках и базах данных

4

4,5

5

 

Таблица 2

Результаты ранжирования общепрофессиональных компетенций преподавателями, представителями научного сообщества и магистров

Общепрофессиональные компетенции (ОПК)

Средний балл

Препода

ватели

Научное

сообщество

магистров

1

Моделировать физические, химические и технологические процессы

4,2

4,6

4,3

2

Проводить анализ процесса, результата

4,2

4,5

4,3

3

Планировать и организовывать эксперимент

4,4

4,6

4,3

4

Применять процессный подход

4

3,4

3,8

5

Способность обосновать и принять решение

4,5

4,2

4,3

6

Готовность к исследованиям

4,2

4,5

4,1

7

Умение прогнозировать результат

4,7

4,3

4,5

8

Способность к оцениванию

4,9

4,9

4,7

9

Умение контролировать процесс

4,6

4,3

4,2

 

При расстановке приоритетов, очевидно, что общий уровень развития, обучаемость и личностные качества важнее глубины и актуальности знаний по специальности.

Цель второй части опроса группы экспертов–научных работников состояла в выявлении отрицательных качеств магистров, привлекаемых к научной работе. При этом отдельно оценивались качества магистров, заинтересованных, проявляющих инициативу и магистров, вынужденных временно присутствовать при научных опытах, исследованиях по необходимости учебы. Общими замечаниями для всех было: невысокий уровень фундаментальной подготовки; сильно завышенная самооценка; слабая подготовленность к проведению исследований; оторванность знаний от практики; психологическая неподготовленность к проведению научных экспериментов; отсутствие представления о нормах поведения; отсутствие понимания сути научной работы.

Таким образом, мы видим универсальность выделенных инструментальных и общепрофессиональных компетенций, формируемых при интеграции науки и образования. Все они имеют общие составляющие. Различные виды знаний мы рассмотрели выше, поскольку они в большинстве своем формируются в образовательной деятельности. Что может дать наука дополнительно к образованию, кроме знаний? – Сформированное мышление и умения исследовательской деятельности.

Мышление — это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей; активный процесс, направленный на постановку проблем и их решение. Творческое мышление направлено на получение новых результатов в практике, науке, технике.

Логическое мышление подчинено правилам, принципам и законам, по которым мысль движется к истине, от одной истины, к другой, более глубокой. Правила, законы мышления составляют содержание логики как науки. Эти правила и законы не есть нечто имманентно присущее самому мышлению. Логические законы — это обобщенное отражение объективных отношений вещей на основе практики, которую может предоставить научное поле деятельности. Как было показано выше компетенции в основе имеют знания и умения. Академические компетенции более других связаны со знаниями. Поэтому для определения методики их формирования необходимо рассмотреть существующие подходы к классификации знаний. С позиций критического мышления никакое знание не может быть абсолютным. Любое знание является важным и относительным. Важным, так как создает определенный контекст, и относительным, так как во всех областях знания стремительно обновляются. В этой связи образец такого критического мышления дает нам Платон. Если не подвергать сомнению основы, на которых базируется знание человека, то его невозможно научить чему-то новому. Если бы знание не претерпевало изменений, не было бы прогресса человечества.

Для разработки инновационных форм образовательной деятельности, способствующих развитию научно-исследовательской компетентности магистрантов, можно использовать подходы, изложенные в статье [2]. На основе знаний структуры компетентностей можно разработать технологии продуктивного формирования компетенций, которые предусматривали бы поэтапное формирование отдельных компонентов, формирование интегративных знаний, умений, навыков. Развитие и формирование компетенций происходит на разных уровнях и этапах активности личности, обеспечивает развитие индивида за счет специальной образовательной деятельности в условиях образовательной среды. Предметом деятельности является личностно-профессиональное развитие, саморазвитие, самосовершенствование в целях повышения эффективности профессиональной деятельности. Методами формирования могли бы стать тренинги, моделирование ситуаций, творческие работы, эссе, коллективные тренинги, курсовые работы, логические схемы, ролевые и деловые игры. Благодаря ролевому перевоплощению, у личности, не зависимо от возраста, формируются модели цивилизационного поведения, необходимые для успешной социализации и интеллектуального развития, ответственность за свои поступки, стремление показать свои возможности. Работа в группах способствует не только развитию личности, но и помогают разрешить внутренние конфликты личности, выбрать стиль поведения, адаптируют студентов к новым видам деятельности, способствуют развитию уверенности в себе, повышению самооценки и доверию социальной среде, позволяют адекватно воспринимать свое собственное поведение и поведение окружающих взрослых людей и сверстников. Осознание собственной самостоятельности и возможности выбора со временем становится источником уверенности в своих возможностях и способностях, коммуникативных отношениях с социальным миром. Практическая направленность на творчество дает возможность самореализации и обеспечивает мотивацию студентов к позитивному взаимодействию с социумом. Примеры применения такого подхода представлены в работах [1, 5]

Рассмотрим формирование научно-исследовательских компетенций на примере дисциплины «Информационные системы в образовании» магистратуры направления 09.04.02 Информационные системы и технологии

В образовательной программе магистратуры направления 09.04.02 Информационные системы и технологии дисциплина «Информационные системы в образовании» относится к вариативной части и является дисциплиной по выбору. В результате ее изучения должны быть сформированы следующие компетенции, связанные с научно-исследовательской деятельностью:

ОК-4 – использование на практике умений и навыков в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом;

ОК-5 – способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности;

ОПК-5 – владение методами и средствами получения, хранения, переработки и трансляции информации посредством современных компьютерных технологий, в том числе в глобальных компьютерных сетях;

ПК-7 – способность осуществлять сбор, анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;

СК-10 – способность использовать ИКТ для проведения различного рода учебных занятий, в различных видах учебной деятельности;

Рассмотрим более подробно методические приемы, использующиеся для формирования данных компетенции, отражающие организационные и педагогические особенности преподавания дисциплины «Информационные системы в образовании» по программе магистратуры направления 09.04.02 Информационные системы и технологии.

Очевидно, что магистратура – эта та ступень высшего образования, на которой должны развиваться творческая составляющая личности обучаемого, а процесс обучения сосредоточен, в первую очередь, на развитие навыков научно-исследовательской деятельности. В то же время, вышеперечисленные компетенции можно сформировать полноценно лишь при деятельностном, проблемно-ориентированном подходе.

Для полноценного формирования компетенций ОК-4 и ОК-5 представляется необходимым проведение деловой игры по следующему сценарию. Группа разбивается на несколько команд, которые получают задание.

  1. Определите признаки уровня внедрения информационных систем и технологий в российском вузе
  2. Определите признаки уровня внедрения информационных систем и технологий в российской школе
  3. Определите признаки эффективности внедрения информационных систем и технологий в российском вузе
  4. Определите признаки эффективности внедрения информационных систем и технологий в российской школе.

Каждая команда выбирает своего лидера, который затем докладывает о результатах проделанной работы, отвечает на вопросы, затем оставляется общая иерархическая схема, которая и позволяет сформулировать состояние и перспективы информатизации современного образования.

Для формирования ОПК-5 и ПК-7 предлагаются следующие задания:

  1. Проанализировать статьи Закона об образовании РФ, касающиеся применения информационных систем и технологий, в частности ответить на вопросы:

- Какие аспекты применения информационных технологий в образовании регулирует данный закон?

- Какие права и свободы в использовании информационных технологий определяет?

- Какие границы их применения устанавливает?

- дать свою оценку предлагаемым нововведениям.

По материалам анализа магистрантам необходимо подготовить сообщение на 5 минут.

  1. Ознакомиться с материалами ежегодных конференций «Информационные технологии в образовании», «Электронная Казань» и подготовить рецензии на 3 статьи по следующему плану: актуальность; -предмет и задачи исследования; -адекватность методов исследования; новизна; практическая значимость; основные результаты

По результатам рецензирования подготовить сообщение на 15 минут (5 минут на статью).

Так же при таких формах работы формируются умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ (ОК-4)

Проблемно-поисковый метод применяется на следующем этапе формирования компетенций: магистрантами осуществляется поиск информации о конкретных примерах применения информационных технологий в образовании: анализируются образовательные порталы, обучающие программы, компьютерные тренажеры на предмет положительных аспектов применения, а так же с позиции их дальнейшего совершенствования. По результатам выполнения задания каждым магистрантом представляется презентация, которая обсуждается на семинаре. Таким образом, группа знакомится с достаточно большим количеством современных обучающих систем, программ, комплексов.

Завершает процесс обучения представление собственных проектов создания информационных обучающих систем, работа может быть выполнена творческим коллективом магистров и затем также обсуждена на семинаре.

Весь теоретический курс, а также сборник практических заданий и тест представлены в созданном по данной дисциплине электронном учебнике, который можно установить к себе на компьютер и изучать теоретический материал дистанционно, выполнять ряд заданий, а так же проверить свои знания с помощью теста.

Как показывает опыт, разработанная методика преподавания «Информационные системы в образовании» в значительной мере позволяет повысить мотивацию обучения, решить проблемы с посещаемостью занятий, развить навыки научно-исследовательской работы, командной работы, навыков поиска и анализа информации из Интернета, синтеза нового знания, самостоятельной разработки и использования информационных систем, что делает значительным вклад дисциплины «Информационные технологии в образовании» в процесс формирования научно-исследовательских компетенций.


Библиографическая ссылка

Торкунова Ю.В., Упшинская А.Е. ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25888 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674