Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ

Смышляев К.А. 1
1 ФГАОУ ВО НИ Томский политехнический университет
Показана актуальность развития профессиональной компетентности вузовского преподавателя физической культуры в контексте взаимодействия с иностранными студентами. Приведены данные эмпирического исследования, целью которого выступало выявление особенностей профессионально-педагогических затруднений преподавателя физической культуры российского вуза при педагогическом взаимодействии с иностранными студентами. Обозначены методологические основы проведенного эмпирического исследования. Предложено авторское видение содержания модульной программы повышения квалификации для преподавателей физической культуры вуза как средства развития их готовности к педагогическому взаимодействию с иностранными студентами. Представлено описание целевых и содержательных характеристик данной программы дополнительного профессионального образования, включая аспекты индивидуального сопровождения иностранного студента в процессе интеграции в физкультурные практики вуза. Содержание статьи отражает ориентацию на рассмотрение научно-исследовательских и организационно-методических ракурсов заданной проблемы.
вуз
иностранный студент
педагогическое взаимодействие
профессионально-педагогические затруднения преподавателя физической культуры вуза.
1. Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг // Образовательные технологии. – 2008. – № 4. – С. 13.
2. Должностная инструкция тренера-преподавателя кафедры спортивных дисциплин – Томск: ИСГТ НИ ТПУ, 28.08.2014. – 2 с.
3. Иванова М.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе / М.А. Иванова, Н.А. Титкова. – СПб.: Гос. техн. ун-т, 1993. – 61 с.
4. Ильинич В.И. Физическая культура студента: учебник / под ред. В.И. Ильинича. – Москва: Гардарики, 2000. – 448 с.
5. Кривцова И.О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н. Бурденко) // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 8. – С. 17-25.
6. Петунин О.В. Профессиональные затруднения педагога при внедрении ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – №1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24061 (дата обращения: 27.10.2016).
7. Шевелёва С.И. Формирование межкультурной компетенции обучающихся из стран азиатско-тихоокеанского региона на этапе предвузовской подготовки: автореферат дис. … канд. пед. наук. – Томск: ТГПУ, 2015. – 23 с.

Мировая глобализация и увеличивающаяся межнациональная интеграция России в мировое социально-экономическое сообщество способствуют интернационализации отечественного высшего образования. Интернационализация высшего образования предполагает разные формы международного сотрудничества, организованные вузом. Это и международные академические обмены, и интеграция международного образовательного опыта в российскую образовательную деятельность, и международные научно-образовательные проекты и др. Одна из форм интернационализации российского высшего образования – это обучение иностранных студентов, число которых год от года растет. Согласно статистике количество студентов, приехавших обучаться в Россию, с 2004 по 2015 год увеличилось в 10 раз [7]. При этом большая часть иностранных студентов в российских вузах приходится на представителей стран Азии, в числе которых лидируют Китай, Индия и Вьетнам [1,7].

Для решения задач, связанных с обеспечением улучшения качества обучения иностранных студентов в вузах России, необходимо использовать все ресурсы их образовательного пространства. Так, например, в НИ ТПУ в 2015 году принята Стратегия интернационализации Томского политехнического университета (а в начале 2016 года «Дорожная карта» её реализации), что обозначено как необходимое условие глобальной интернационализации университета в целом.

Одно из условий успешной реализации целевых ориентиров российских вузов в контексте интернационализации – это готовность преподавателя физической культуры к педагогическому взаимодействию с иностранными студентами.

Педагогическая деятельность преподавателя физической культуры в высшем учебном заведении связана с осуществлением учебной, учебно-тренировочной и организационно-воспитательной работы со спортивными командами университета по видам спорта, используя разнообразные современные образовательные технологии, включая информационные, цифровые образовательные ресурсы для спортивного совершенствования студентов [2].

Видами педагогической деятельности преподавателя физической культуры в вузе выступают:

- проведение академических занятий по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов вуза в соответствии с требованиями ФГОС ВО, учебных планов и рабочих программ;

- организация учебно-тренировочных и факультативных занятий по различным видам спорта;

- организация и проведение спортивно-массовых мероприятий среди студентов;

- организация участия студентов в различных соревнованиях вне вуза [2, 4].

Указанные выше виды деятельности преподавателя физической культуры в вузе предполагают его педагогическое взаимодействие с иностранными студентами. При помощи теоретического анализа можно сделать вывод, что осуществление такого взаимодействия может выступить как содействие иностранным студентам в социокультурной адаптации (СКА) [3, 4, 5 и др.]. А это является одной из важнейших задач системы работы по интернационализации российского вуза, так как наибольшая часть иностранных студентов сталкивается с проблемой социокультурной адаптации [5, 7 и др.]. Педагогическая деятельность преподавателя физической культуры вуза нацелена, в первую очередь, на привлечение студентов к социально одобряемым видам социальной активности и, как следствие, может быть обозначена ресурсным педагогическим инструментом СКА иностранных студентов. Социокультурная адаптация – сложный многоплановый процесс взаимодействия личности и новой социокультурной среды, в ходе которого иностранные студенты, имея специфические этнические и психологические особенности, вынуждены преодолевать разного рода психологические, социальные, нравственные, религиозные барьеры, осваивать новые виды деятельности и формы поведения [3, 5]. Изучение иностранными студентами национальных традиций России, в том числе и через приобщение к активному участию в спортивно-массовой работе вуза, играет немалую роль в преодолении трудностей СКА. Такая практика встречается во многих российских вузах. Для успешного решения задач СКА иностранных студентов преподаватель физической культуры должен иметь соответствующую профессиональную готовность. Как показывает анализ научно-педагогических исследований последних лет, потенциал физкультурно-спортивных практик вуза как средства для решения задач СКА иностранных студентов раскрыт не в полной мере (Т.Н. Язвинская, Тамеем Аль-Крад, Л. Тьерри и др.). В частности, недостаточно исследованы аспекты, связанные с проблемами профессионально-педагогической готовности вузовского преподавателя физической культуры к взаимодействию с иностранными студентами и способностью продуктивно решать задачи их СКА. При этом, прежде всего, по нашему мнению, необходимо ясно понимать то, какие профессионально-педагогические затруднения имеют вузовские преподаватели физической культуры в этом процессе.

В связи с этим нами было проведено эмпирическое исследование на базе НИ ТПУ.

Целью исследования выступало выявление профессионально-педагогических затруднений преподавателя физической культуры российского вуза при педагогическом взаимодействии с иностранными студентами. При этом профессионально-педагогические затруднения преподавателей физической культуры в контексте взаимодействия с иностранными студентами понимаются нами как переживание педагогом состояния напряженности, ощущения трудностей, «барьеров» при педагогическом взаимодействии с такими студентами и, как следствие, неудовлетворенности своей работой и собой. Психолого-педагогические затруднения на причинном уровне могут быть обусловлены непониманием преподавателями психолого-педагогических особенностей студентов (в нашем случае, включая особенности национальной ментальности, национальной образовательной культуры), незнанием педагогических подходов к проектированию и реализации целей, задач, содержания и организационно-методических характеристик образовательного взаимодействия, неразвитостью собственной субъектной позиции. Такая трактовка рассматриваемого явления обозначается нами на основе анализа научных работ авторитетных специалистов в области педагогики и педагогической психологии (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, О.Л. Никольская, О.В. Петунин, В.А. Якунин и др.) [6,7].

Методика и организация исследования

При осуществлении работы по выявлению особенностей профессионально-педагогических затруднений преподавателя физической культуры при взаимодействии с иностранными студентами нами было проведено эмпирическое исследование. Исследование проводилось на базе Института социальных гуманитарных технологий (ИСГТ) ТПУ в 2015–2016 уч. году. Для достижения цели исследования был использован метод опроса (анкетирование и интервьюирование). В анкетировании приняло участие 34 преподавателя физической культуры кафедр физического воспитания и спортивных дисциплин ИСГТ ТПУ. Кроме того, было опрошено 4 преподавателя кафедры физической культуры и здоровья Сибирского государственного медицинского университета. Эмпирическим материалом выступали ответы преподавателей на вопросы анкеты, включающей 10 вопросов закрытого типа.

Методологическую основу исследования составили ключевые положения системно-деятельностного (В.А. Дмитриенко, Н.В. Кузьмина, Г.Н. Прозументова, И.К. Шалаев и др.), компетентностного (В.И. Байденко, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.), акмеологического (О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, Н.В. Козлова, А.К. Маркова и др.) и социокультурного подходов (И.Е. Бобрышева, М.М. Галева, Г.В. Елизарова, Ю.Е. Прохоров, Л.И. Харченкова и др.) в их интеграции, соответственно содержательным акцентам исследуемой проблемы.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты нашего исследования приведем ниже. Согласно результатам проведенного нами опроса испытывают профессионально-педагогические затруднения при взаимодействии с иностранными студентами 74 % респондентов, 26 % преподавателей физкультуры вуза обозначают отсутствие таковых. На вопрос «Считаете ли Вы фактором затруднения педагогического взаимодействия с иностранными студентами недостаточный уровень владения английским языком?» положительно ответили 87 % от общего числа опрошенных преподавателей физкультуры, 4 % респондентов затруднились ответить, а 9 % ответили отрицательно. При ответе на вопросы (их предлагалось пять), связанные с представлениями о национальных особенностях студентов различных стран, 24 % опрошенных показали в своих ответах правильное понимание таких особенностей, в то время как ответы 76 % преподавателей отражают недостаточную степень сформированности обсуждаемых представлений. Интересны, на наш взгляд, данные, полученные при ответе на вопрос: «Как (по пятибалльной системе) Вы оцениваете свою готовность решать задачи СКА иностранных студентов?» Ответы распределились следующим образом: на 5 баллов оценили свою готовность 16 % преподавателей; 18 % – на 4 балла, 56 % оценивают себя по данному аспекту на «тройку», а 10 % ставят себе 2 балла. Профессионально-педагогические затруднения, связанные с готовностью к осуществлению индивидуального сопровождения иностранного студента в процессе его интеграции в физкультурные практики вуза, в рамках нашего эмпирического исследования, обозначены у 81 % преподавателей.

Отвечая на вопрос о необходимости развития своего педагогического профессионализма в контексте развития способности к педагогическому взаимодействию с иностранными студентами через прохождение курсов повышения квалификации, 74 % респондентов обозначили свою готовность.

В связи с этим, нами спроектирована образовательная программа повышения квалификации преподавателей физической культуры «Педагогическое взаимодействие преподавателя физической культуры с иностранными студентами в российском вузе» (108 часов, 5 модулей). Представим краткую характеристику содержания каждого из модулей (их содержание проектировалось на основе использования метода экспертных оценок – интервьюирование руководителей и ведущих преподавателей вузовских кафедр физической культуры, 44 человека).

  1. Иностранный студент как субъект образовательной деятельности в вузе (24 ч.): раскрывает национальные социально-психологические особенности студентов разных стран и особенности образовательных подходов к взаимодействию с ними. Данный модуль отражает ориентацию на формирование понимания преподавателем физической культуры специфики социально-психологической компоненты образовательного процесса в контексте его интернационализации.
  2. Задачи и способы социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах (20 ч.): представляет зарубежный опыт социальной адаптации иностранных студентов средствами физической культуры; конкретные методические подходы к решению этих задач, в т.ч. через интеграцию различных вузовских практик (культурно-массовая работа, волонтерская деятельность и др.). Содержательно данный модуль целесообразно проектировать через профессиональное взаимодействие преподавателя физической культуры с другими специалистами вуза, причастными к решению задач интернационализации образовательного пространства вуза.
  3. Психофизиологическая компонента социальной адаптации иностранных студентов в России: мониторинговые исследования (20 ч.): задает методический инструментарий данного мониторинга (психологические и психофизиологические методики). В содержании данного раздела программы целесообразно представить: критерии и показатели социальной адаптации иностранных студентов в России в психофизиологическом контексте; соответствующие индикаторы; этапность и специфику мониторинга социальной адаптации иностранных студентов; используемые методики, а также способы учета, анализа и способы интерпретации данных мониторинговых исследований.
  4. Формы, методы и средства организации «диалога» национальных спортивных культур в вузе (24 ч.): определяет организационно-методический инструментарий преподавателя физической культуры, обеспечивающий формирование у иностранных и российских студентов понимание особенностей национальных спортивных культур, интернациональных ценностей и толерантного интернационального взаимодействия в процессе различных социальных коммуникаций на поведенческом уровне.
  5. Индивидуальное сопровождение иностранного студента в процессе интеграции в физкультурные практики вуза (20 ч.): раскрывает способы индивидуализации педагогического взаимодействия преподавателя физической культуры с иностранными студентами. Данный раздел программы может содержать конкретные методические рекомендации, обеспечивающие решение психолого-педагогических задач индивидуального сопровождения иностранного студента, предлагать изучение способов проектирования такого сопровождения. В процессе освоения преподавателями физической культуры содержания модуля целесообразна апробация авторских подходов к реализации отдельных элементов индивидуального сопровождения.

Особо следует отметить, что непременным условием преодоления педагогических трудностей у преподавателя физической культуры при взаимодействии с иностранными студентами является владение преподавателями иностранным (английским) языком, хотя бы на базовом уровне. Однако совсем незначительная доля преподавателей физической культуры готова к его освоению (в нашей выборке из 38 респондентов – 7 %). Это говорит о том, что необходимо актуализировать задачи формирования мотивационных механизмов вуза для включения преподавателей физической культуры в практику изучения английского языка.

Выводы

Преподаватели физической культуры в современном российском университете сталкиваются с педагогическими затруднениями при взаимодействии с иностранными студентами. Решение этой задачи напрямую связано с развитием системы дополнительного профессионального образования (в частности, практики повышения квалификации) вузовских преподавателей физической культуры в обсуждаемом направлении.

Для дальнейшей работы по реализации программы повышения квалификации преподавателей физической культуры как ключевого элемента этой системы, необходимо понимание особенностей её организационно-технологических характеристик.

Проектирование этих характеристик выступает перспективной задачей нашего исследования. Представляется целесообразным осуществлять такое проектирование на основе тех методологических подходов, которые были положены в основу нашего эмпирического исследования.


Библиографическая ссылка

Смышляев К.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25933 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674